Методические рекомендации по формированию измерительных и чертежных навыков у обучающихся специальных (коррекционных) классов VIII вида

3
2
Материал опубликован 17 May 2018 в группе

Пояснительная записка

Основная задача уроков в специальных (коррекционных) классов VIII вида - максимальное преодоление дефектов развития обучающихся, подготовка их к по­сильному участию в производительном труде и общественной жизни.

Подготовка обучающихся к жизни, к трудовой деятельности является одной и наиболее важных задач обучения.

Курс математики должен дать ученикам такие знания, уме­ния и навыки, которые позволят обучающимся решать практические задачи.

Уроки математики тесно связаны с уроками ручного труда. На уроках труда, так же как и на уроках математики, обучающие­ся учатся показывать и называть верх, низ, левую и правую стороны, середину листа бумаги или куска ткани. При работе с древесиной, бумагой, картоном, тканью они учатся произво­дить разметку по шаблону, линейке, с помощью угольника и транспортира измерять и вычерчивать углы, с помощью циркуля измерять отрезки и вычерчивать окружности.

Даже обладая определенными ма­тематическими знаниями, обучающиеся специального (коррекционного) класса VIII  вида не могут ими воспользоваться при решении трудовых задач. У них не возникает ассоциаций между определенными математическими понятиями, закономерностями и теми жизненными явлениями, с которыми они сталкиваются в процессе выполнения трудовых операций.

У обучающихся с интеллектуальными нарушениями отмечается несовершен­ство моторики, обусловленное стертыми компенсированными па- ретическими состояниями, а нередко и явными физическими не­достатками (паралич, парезы, треморы рук). У них присутст­вуют недостатки пространственной ориентации. Это сказывает­ся, например, в том, что ученики испытывают значительные трудности овладения навыками работы с измерительными и чер­тежными инструментами. При работе с измерительными инстру­ментами обучающиеся теряются, путают начало линейки и с отмет­кой «О». Не могут по линейке правильно измерить и провести прямую линию. Владение линейкой, прямоугольником, транспор­тиром, циркулем - сложные навыки.

Учителя хорошо понимают, что вы­работка любого навыка у школьника с ОВЗ со­пряжена с огромной затратой усилий как со стороны обучающе­го, так и со стороны обучаемого. Овладение навыками работы с измерительными и чертежными инструментами должна дово­диться до автоматизма. Автоматизация навыков требует систе­матических (ежедневных) упражнений не только на уроках ма­тематики, но и во время занятий другими предметами, особен­но ручным трудом.

Формирование измерительных и чертежных навыков осущест­вляется по следующему алгоритму:

1. Показ действия учителем с комментированием его вы­полнения

2. Выполнение этого действия учеником совместно с учи­телем или под его руководством; громкое проговаривание уче­ником приемов выполнения действия.

3.Самостоятельное выполнение действия учеником (учи­тель контролирует его правильность); объяснение приемов ра­боты с помощью наводящих вопросов.

4.Автоматизация навыков путем многократного повторения действия; умение самостоятельно объяснить приемы работы.

Учитель математики и учитель труда одинаково проговари­вают последовательность измерительных и чертежных приемов, обучающиеся многократно слышат одни и те же слова, сказанные в одной и той же последовательности, закрепленные одними и теми же приемами. Это способствует лучшему закреплению из­мерительных навыков, привитию и закреплению чертежных навы­ков, доводит их до автоматизма, позволяет лучше реализовать общеобразовательную, коррекционно-воспитательную и практи­ческую задачи.

Работа с линейкой

1.Взяли линейку в руки.

2.Нашли на линейке отметку 0 (рис. 1) .

3.Прикладываем отметку 0 на линейке к краю (началу) предмета.

4.Совместим боковую грань линейки с кромкой мате­риала, с которым работаем.

5.Нашли на линейке нужную отметку (длину отрезка).

5.На рабочем материале против нужной отметки поста­вим точку.

       6.Проводим линию от отметки 0 до точки поставленной против нужной отметки (если это нужно).

Работа с транспортиром

         1.Чтобы найти угол с помощью транспортира, нужно:

2.Найти в центре внутренней стороны линейки транс­портира штрих.

3.Совместить этот штрих с вершиной измеряемого уг­ла .

4.Совместить внутреннюю грань линейки с одной из сторон угла.

5.На материале поставить точку в том месте, где вторая сторона угла пересекается с развернутым углом транспортира.

Количество градусов в этой точке и будет соответ­ствовать измеряемому углу.

Работа с циркулем

1.Взяли циркуль в руки.

2.Острие циркуля соединили с отметкой 0 на линейке.

3.Второй конец циркуля развести до нужной отметки (например, 5 см).

4.Этот развод циркуля переносим на рабочий материал (ткань, бумага и т.д.)

5.Острый конец циркуля аккуратно ставим на рабочий материал, не меняя развод циркуля, установив нож­ку циркуля перпендикулярно плоскости чертежа (рис).

6.Вторым концом проводим окружность заданного радиуса, вращая этот конец циркуля вокруг неподвиж­ного острия.


 


 


 

Вычерчивание прямого угла с помощью треугольника

1.Прикладываем треугольник к рабочему материалу.

2.Совмещаем вершину прямого угла с той точкой, от которой должен строиться прямой угол (точка А).

3.Проводим из вершины (точки В) прямую вдоль одной стороны прямого угла треугольника.

4.Затем из той же вершины (точки В) в заданном на­правлении прямую вдоль другой стороны прямого уг­ла треугольника.

         5.Снимаем треугольник с материала


Используемая литература:

Перова М. Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. — М., 1989.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, полезно!

21 May 2018

Пожалуйста, рада помочь.

23 May 2018

Похожие публикации