Методические рекомендации по формированию измерительных и чертежных навыков у обучающихся специальных (коррекционных) классов VIII вида
Пояснительная записка
Основная задача уроков в специальных (коррекционных) классов VIII вида - максимальное преодоление дефектов развития обучающихся, подготовка их к посильному участию в производительном труде и общественной жизни.
Подготовка обучающихся к жизни, к трудовой деятельности является одной и наиболее важных задач обучения.
Курс математики должен дать ученикам такие знания, умения и навыки, которые позволят обучающимся решать практические задачи.
Уроки математики тесно связаны с уроками ручного труда. На уроках труда, так же как и на уроках математики, обучающиеся учатся показывать и называть верх, низ, левую и правую стороны, середину листа бумаги или куска ткани. При работе с древесиной, бумагой, картоном, тканью они учатся производить разметку по шаблону, линейке, с помощью угольника и транспортира измерять и вычерчивать углы, с помощью циркуля измерять отрезки и вычерчивать окружности.
Даже обладая определенными математическими знаниями, обучающиеся специального (коррекционного) класса VIII вида не могут ими воспользоваться при решении трудовых задач. У них не возникает ассоциаций между определенными математическими понятиями, закономерностями и теми жизненными явлениями, с которыми они сталкиваются в процессе выполнения трудовых операций.
У обучающихся с интеллектуальными нарушениями отмечается несовершенство моторики, обусловленное стертыми компенсированными па- ретическими состояниями, а нередко и явными физическими недостатками (паралич, парезы, треморы рук). У них присутствуют недостатки пространственной ориентации. Это сказывается, например, в том, что ученики испытывают значительные трудности овладения навыками работы с измерительными и чертежными инструментами. При работе с измерительными инструментами обучающиеся теряются, путают начало линейки и с отметкой «О». Не могут по линейке правильно измерить и провести прямую линию. Владение линейкой, прямоугольником, транспортиром, циркулем - сложные навыки.
Учителя хорошо понимают, что выработка любого навыка у школьника с ОВЗ сопряжена с огромной затратой усилий как со стороны обучающего, так и со стороны обучаемого. Овладение навыками работы с измерительными и чертежными инструментами должна доводиться до автоматизма. Автоматизация навыков требует систематических (ежедневных) упражнений не только на уроках математики, но и во время занятий другими предметами, особенно ручным трудом.
Формирование измерительных и чертежных навыков осуществляется по следующему алгоритму:
1. Показ действия учителем с комментированием его выполнения
2. Выполнение этого действия учеником совместно с учителем или под его руководством; громкое проговаривание учеником приемов выполнения действия.
3.Самостоятельное выполнение действия учеником (учитель контролирует его правильность); объяснение приемов работы с помощью наводящих вопросов.
4.Автоматизация навыков путем многократного повторения действия; умение самостоятельно объяснить приемы работы.
Учитель математики и учитель труда одинаково проговаривают последовательность измерительных и чертежных приемов, обучающиеся многократно слышат одни и те же слова, сказанные в одной и той же последовательности, закрепленные одними и теми же приемами. Это способствует лучшему закреплению измерительных навыков, привитию и закреплению чертежных навыков, доводит их до автоматизма, позволяет лучше реализовать общеобразовательную, коррекционно-воспитательную и практическую задачи.
Работа с линейкой
1.Взяли линейку в руки.
2.Нашли на линейке отметку 0 (рис. 1) .
3.Прикладываем отметку 0 на линейке к краю (началу) предмета.
4.Совместим боковую грань линейки с кромкой материала, с которым работаем.
5.Нашли на линейке нужную отметку (длину отрезка).
5.На рабочем материале против нужной отметки поставим точку.
6.Проводим линию от отметки 0 до точки поставленной против нужной отметки (если это нужно).
Работа с транспортиром
1.Чтобы найти угол с помощью транспортира, нужно:
2.Найти в центре внутренней стороны линейки транспортира штрих.
3.Совместить этот штрих с вершиной измеряемого угла .
4.Совместить внутреннюю грань линейки с одной из сторон угла.
5.На материале поставить точку в том месте, где вторая сторона угла пересекается с развернутым углом транспортира.
Количество градусов в этой точке и будет соответствовать измеряемому углу.
Работа с циркулем
1.Взяли циркуль в руки.
2.Острие циркуля соединили с отметкой 0 на линейке.
3.Второй конец циркуля развести до нужной отметки (например, 5 см).
4.Этот развод циркуля переносим на рабочий материал (ткань, бумага и т.д.)
5.Острый конец циркуля аккуратно ставим на рабочий материал, не меняя развод циркуля, установив ножку циркуля перпендикулярно плоскости чертежа (рис).
6.Вторым концом проводим окружность заданного радиуса, вращая этот конец циркуля вокруг неподвижного острия.
Вычерчивание прямого угла с помощью треугольника
1.Прикладываем треугольник к рабочему материалу.
2.Совмещаем вершину прямого угла с той точкой, от которой должен строиться прямой угол (точка А).
3.Проводим из вершины (точки В) прямую вдоль одной стороны прямого угла треугольника.
4.Затем из той же вершины (точки В) в заданном направлении прямую вдоль другой стороны прямого угла треугольника.
5.Снимаем треугольник с материала
Используемая литература:
Перова М. Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. — М., 1989.
Нургалиева Ляля Равильевна
Шибанкова Юлия Александровна