12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Целовальник Мария Николаевна28
Преподаватель ПЦК "Хоровое дирижирование" ГПОУ "Донецкий музыкальный колледж им. С.С.Прокофьева"
Украина, Донецкая Народная Республика, г.Донецк

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДОНЕЦКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

им. С.С. ПРОКОФЬЕВА»
ПЦК «Хоровое дирижирование»







Методические рекомендации по изучению курса «Чтения хоровых партитур» в подготовке специалистов среднего звена специализации

«Хоровое дирижирование»



















выполнила: преподаватель

ПЦК «Хоровое дирижирование»

Целовальник М.Н.








Донецк – 2020


Методические рекомендации по изучению курса

«Чтения хоровых партитур».


«Чтение хоровых партитур» является одним из профессиональных предметов в подготовке студентов специализации «Хоровое дирижирование». На занятиях по «ЧХП» студенты овладевают навыками анализа хоровой партитуры, её фортепианного исполнения с пропеванием всех хоровых партий, чтение с листа, транспонирование и др. Все эти навыки необходимы для успешной профессиональной деятельности будущего дирижера.

Курс ЧХП в музыкальных заведениях подготовки специалистов среднего звена, изучаются в течении III и IV курса. В это время, на начальном этапе обучения, у студентов происходит формирование базовых основ овладения выбранной специальностью, которая становится фундаментом постепенного профессионального роста на следующих этапах обучения. В этом процессе важная роль отводится, в частности, и преподаванию курса ЧХП.

Основная задача данного курса – формирование способности раскрытия художественно – образного содержания хоровых произведений и технически точное воплощение их на фортепиано, с подбором подходящих художественно – целесообразных средств музыкально – исполнительской выразительности и специфически – технических приёмов фортепианного исполнения.

Изучение курса «Чтение хоровых партитур» предполагает актуализацию и интеграцию профессиональных знаний и комплексное развитие специальных умений и навыков студентов, необходимых для совершенствования их музыкально – исполнительского мастерства. Воспроизведение специфики хорового звучания на фортепиано, достижение ансамбля с партией фортепианного сопровождения, умелое сочетание хоровой партитуры с сопровождением и партией солиста, владение приёмами упрощения фактуры хорового произведения, чтения хоровых партитур с листа – основные умения, которые приобретает студент на занятиях по ЧХП.

В основу содержания курса положены лучшие достижения музыкальной педагогики, он интегрирует знания и умения студента, полученные на занятиях по дирижированию, хороведению, общего фортепиано, сольфеджио, анализа музыкальных произведений и др. Это обеспечивает комплексный подход к подготовке будущего дирижера хора, что является залогом роста профессиональной компетентности.

Эффективность обучения данному предмету обеспечивается четкой системой занятий, систематизацией учебного материала, поэтапной работой над хоровыми партитурами в порядке постепенного усложнения их фактуры.

Преподавая курс ЧХП, педагог должен придерживаться следующих задач:

Знакомство с теоретико - методическими основами исполнения хоровых партитур на фортепиано.

Выработка технических и исполнительских навыков, имитируя звучание хора на инструменте.

Формирование ансамблевых умений исполнения на фортепиано различных видов хоровых партитур в сочетании с фортепианным сопровождением.

Изучение правил упрощения фактуры хоровых произведений.

Пение хоровых партий с дирижированием с учетом тембровых особенностей, динамических и тесситурных сложностей.

Овладение приёмами сочетания хоровой партитуры с сопровождением и партией солиста.

Чтение с листа.

Все эти положения нужно довести до сознания студента и закрепить на практике.

Приступая к изучению курса ЧХП, студент должен точно ориентироваться в теоретико – методических сведениях о хоровой партитуре, владеть информацией о:

а) виды хоровых партитур ( хоровая партитура для однородного хора, хоровая партитура для смешанного хора, партитура для хора с участием солистов, хоровая партитура с фортепианным сопровождением);

б) строение хоровых партитур (однострочная, двухстрочная, трёхстрочная, четырёхстрочная);

в) особенности исполнения партитуры на фортепиано, авторские указания (музыкальные термины, условные обозначения).

Игра хоровой партитуры должна начинаться с анализа хорового сочинения. При анализе хоровой партитуры нужно следовать определённому плану, который становиться определяющим в процессе понимания художественно – содержательной сущности всего произведения. Использование анализа хорового произведения поможет определить его структуру и увидеть взаимосвязи в его целостной организации, обеспечит понимание закономерной связи между образным содержанием различных музыкальных произведений и особенностями его нотной фиксации.

Алгоритм овладения хоровой партитуры имеет следующую последовательность:

Раскрытие художественно – образного содержания хорового произведения.

узнать краткие сведения авторов музыки и текста (эпохи деятельности, художественных особенностей творческого наследия);

определение жанра, формы, стиля произведения;

характеристика литературного первоисточника;

принципы соотношения слова и музыки, особенности отражения в музыке поэтического текста;

общая характеристика хорового произведения (идея, основные образы).

Анализ особенностей хоровой партитуры.

вокально – хоровой анализ партитуры:

- тип, вид хора;

- звуковедение;

- особенности дыхания;

- место цезур в зависимости от музыкальной фразы, дыхания, литературного текста;

- фразировка;

- интонационные трудности.

3.) музыкально – теоретический анализ хоровой партитуры:

- форма;

- фактура;

- гармония;

-голосоведение;

- ладотональный план;

- метроритм;

- темп;

- темп;

- динамика;

- агогика;

4.) характеристика сольной партии:

- типы голосов;

- штрихи;

- темпоритм;

- динамика;

- тесситура.

5.) музыкально – теоретический анализ сопровождения;

- роль вступления, интерлюдий, окончаний.

- тип фактуры сопровождения, его содержательная сущность;

- форма развития сопровождения ( неизменная фактура на протяжении всего произведения, сопоставление фактур, мотивно – тематическое развитие фактуры);

- функциональная нагрузка сопровождения;

6) соотношение фактур хоровой партитуры и сольной партии (метроритмические, динамические параметры, фоново – рельефное распределение тематического материала).

Способы воплощения хоровой партитуры на фортепиано.

выбор художественно – целесообразных средств выразительности:

а) характер туше;

б) педаль;

в) динамика;

г) фразировка;

д) характер звуковедения;

е) соблюдение цезур;

ж) определение рельефно – фоновых слоев фактуры;

2) выбор технических приёмов для выразительного исполнения ее на фортепиано:

а) аппликатура;

б) распределение голосов между руками;

в) упрощение фактуры;

г) приёмы соединения хоровой партитуры с партией солиста и инструментальным сопровождением.

Педагог должен объяснить студенту основные правила упрощения фактуры хоровых произведений: неизменным остаётся мелодическая, басовая партия и гармоническая основа партитуры; не сокращать не один из важных голосов хорового многоголосия; возможны снятия двойных голосов, октавные переносы голосов, применение арпеджио, частичный пропуск повторяющихся звуков, выдержанных звуков, перенос голосов из правой руки в левую и наоборот.

Практическое освоение курса ЧХП в музыкальных заведениях подготовки специалистов среднего звена включает:

знакомство и исполнение на фортепиано хоровых партитур без сопровождения (двухстрочных, трёхстрочных, четырёхстрочных партитур для однородного и смешанного состава) гомофонно – гармонического изложения, партитуры с элементами полифонии, в простых и сложных размерах и метрах, в медленных, умеренных и быстрых темпах;

чтение с листа хоровых партитур без сопровождения;

исполнение на фортепиано и пение хоровых голосов;

транспонирование не сложных партитур на малую и большую секунду выше и ниже оригинальной тональности.

Формы работы – индивидуальные занятия под руководством педагога и самостоятельная работа студента.

Работа в классе включает проигрывание на фортепиано и устный анализ хоровых партитур, подготовленный студентом самостоятельно, а также чтение с листа и транспонирование. Самостоятельная работа студента это исполнение практических заданий предоставленных преподавателем, также игра на фортепиано схожих по степени сложности с теми, что изучаются в классе.

В процессе обучения у студента формируются следующие навыки:

а) художественное, выразительное исполнение на фортепиано хоровой партитуры с соблюдением всех музыкальных требований (фразировки, динамики, агогики, темпа, ритма и др.), а также умение передать на фортепиано особенности звучания (строгая связность исполнения всех голосов, чёткое голосоведение, цезуры, связанные с вокально – хоровым дыханием и фразами текста, выделения голосов по их тесситурному накалу и др.);

б) чтение с листа на фортепиано хоровой партитуры в соответствии с исполнительскими требованиями.

в) умение транспонировать хоровую партитуру в заданную тональность (в пределах большой секунды вверх и вниз).

В зависимости от степени подготовленности студента в игре на фортепиано, преподаватель подбирает соответствующий репертуар и составляет индивидуальный план занятий по «Чтению хоровых партитур».

В течение каждого семестра учащиеся должны изучит не менее семи разноплановых и разнохарактерных произведений.














РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Андреева Л., Попов В. Хрестоматия по чтению хоровых партитур. М., 1972

Полтавцев И., Светозарова М. Курс чтения хоровых партитур. Ч.1 М., 1964

Полтавцев И., Светозарова М. Курс чтения хоровых партитур. Ч.2 М., 1965






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.