Методические рекомендации по изучению темы: Нахождение неизвестного компонента"

0
0
Материал опубликован 24 August
Методические рекомендации по изучению темы: Нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого

В соответствии с основными положениями Примерной АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществление образовательной деятельности по обучению математике осуществляется в целях под- готовки обучающихся с лёгкой умственной отсталостью к жизни в современном обществе и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Таким образом, в соответствии с Примерной АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) целью изучения математики является формирование жизненных компетенций у обучающихся в процессе усвоения ими математических знаний и умений, подготовка их к профессиональной деятельности.

В специальной (коррекционной) школе 8-го вида существует три этапа процесса обучения:

- изучение нового материала;

- закрепление и повторение;

- проверка и оценка знаний.

В связи с осо­бенностями развития умственно отсталых детей каждый из них участвует в познании весьма специфично. На этапе изучения нового материала решают­ся следующие задачи:

-формирование новых понятий и явлений и исправление искаженных представлений о них;

-коррекция дефектов развития умственно отсталых учащихся.

Коррекционная направленность присутствует на всех этапах урока, но на этапе изучения нового материа­ла она несет особую нагрузку. Трудности для учителя на таком уроке - осо­бенности мышления и познавательности умственно отсталых учащихся. Поз­нание невозможно без анализа-синтеза, без сравнения и обобщениям имен­но эти мыслительные операции больше всего и страдают у учащихся вспомога­тельной школы.

Дети из-за этого не любят уроки изучения нового материала. Интерес умственно отсталых учащихся к новому материалу поверхнос­тный, узкий, ситуативный, Поэтому нужен этап подготовки к восприятию но­вых знаний. Приемы этой подготовки заключаются в следующем:

-применение удивления;

-создание проблемной ситуации;

-краткая самостоятельная работа;

-практическая проверка домашнего задания.

Более подробно о стимулиро­вании интереса к уроку будет сказано ниже. Новый материал нужно давать только в первой половине урока (от 10-15 минуты урока до 25-30-й), когда нет еще фазы снижения работоспо­собности, но не в первые минуты. Наглядные средства нужно применять яр­кие, в соответствии с возрастом. Хорошо для этого этапа урока применить, где требуется по логике урока, живое созерцание - экскурсии.

Хорошо закрепляет знания наглядность и занима­тельность материала (сведения, викторины, кроссворды, диафильмы, различные лото, загадки, головоломки), т.е. все то, что делает урок увлекательным. Но все это делается с учетом возраста учащихся. В играх дайте почувствовать умственно отсталым детям их значимость.

Психологи утверждают, что от услышанного учащимся в течение урока в памяти остается у умственно отсталого ученика меньше 10 % содержания, от воспринятого через чтение - 30 % ,при наблюдении предме­та (т.е. при опоре на наглядность) остается в памяти детей приблизи­тельно 37% воспринятого. Практические же действия с учебным материалом оставляют в памяти до 70%.

Урок тогда будет эффективен, если будет учительско-ученическая деятельность. Это достигается практическими самостоятельными методами и приемами.

При проектировании и проведении уроков математики

необходимо предусмотреть коррекционную направленность образовательной деятельности и дифференцированный подход, а также формирование базовых учебных действий. Для этого учителю следует знать возрастные, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их особые образовательные потребности (общие и специфические). Организация образовательной деятельности должна осуществляться на основе деятельностного подхода, способствовать формированию жизненных компетенций обучающихся. В этих целях на уроке математики нужно предусмотреть использование технологий деятельностного типа.

На уроке математики необходимо обеспечить:

практико-ориентированный, действенный характер

усвоения содержания математики;

доступность познавательных задач, реализуемых на уроках математики;

систематическую актуализацию сформированных у

обучающихся математических знаний и умений;

специальное обучение детей переносу полученных знаний с учётом изменяющихся условий учебных, познавательных и других ситуаций;

развитие мотивации и интереса к изучению математики, познанию окружающего мира средствами математики и

социальному взаимодействию со средой;

стимуляцию познавательной активности обучающихся;

использование преимущественно позитивных средств

стимуляции деятельности детей.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ темы: Нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.

Первое знакомство обучающихся с нахождением неизвестного слагаемого было в 4 классе. Включение данного материала в со- держание курса математики для 4 класса отвечает требованиям Примерной АООП и отражено в примерной рабочей программе по математике для 4 класса. Однако ввиду объективной

сложности данного материала, а также учитывая то, что этот материал изучался ближе к концу 4 класса и на его усвоение было от- ведено небольшое количество учебных часов, существует вероятность того, что у обучающихся имеются недостаточно прочные навыки по нахождению неизвестного слагаемого. В связи с этим в 5 классе возникает необходимость не только актуализировать имеющиеся у детей знания по данной теме, но и при необходимости уточнить и расширить их.

Вспомните, как находится неизвестное слагаемое. Расскажите: чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть .

Для уточнения знаний детей о способах выполнения и оформлении записи решения примеров с неизвестным

слагаемым в учебник включены образцы записи решения таких примеров с проверкой:

Рассмотрите, как выполнено решение примера с неизвестным вторым слагаемым и проверка решения.

40 + х = 60

х = 60 40

х = 20

Проверка:

40 + 20 = 60

= 60

Закончите решение примера с неизвестным первым слагаемым. Выполните проверку решения.

х + 30 = 80

х = 80

х =

Проверка:

+ 30 = 80

= 80

Для актуализации навыка по нахождению неизвестного слагаемого первоначально лучше предлагать детям такие примеры, в которых требуемые вычисления не представляют сложности и хорошо сформированы у обучающихся (например, вычисления с круглыми десятками, а также те, где нет перехода через разряд). Когда алгоритм нахождения неизвестного слагаемого будет хорошо воспроизводиться обучающимися, можно предложить примеры, в которых требуется выполнить вычисления с переходом че- рез разряд (например: х + 5 = 62; 49 + х = 73). Такая система последовательного наращивания сложности выполняемых вычислений реализована в учебнике.

Новым материалом, предусмотренным для изучения

В 5 классе, является нахождение неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого с проверкой. Данный материал вводится после актуализации знаний детей о нахождении неизвестного слагаемого. Сначала обучающиеся учатся находить неизвестное уменьшаемое, затем — неизвестное вычитаемое

(темы «Нахождение неизвестного уменьшаемого», «Нахождение неизвестного вычитаемого»). При введении каждого нового алгоритма следует опираться на понимание обучающимися взаимосвязи сложения и вычитания.

После введения алгоритмов нахождения неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого формулируются правила по нахождению данных компонентов вычитания, которыми обучающиеся должны пользоваться при выполнении решения соответствующих примеров (чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое; чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность). Первоначально данные алгоритмы закрепляются при решении примеров, в которых вычисления не представляют трудности для обучающихся (например, с однозначными числами, с круглыми десятками). В последующем вычисления усложняются.

По мере овладения обучающимися навыками нахождения не- известных компонентов вычитания им предлагаются задания, направленные на дифференциацию изученных способов

нахождения неизвестных компонентов арифметических действий, например:

х 25 = 60 66 х = 20

х + 25 = 60 х 66 = 20

Навыки нахождения неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого формируются у обучающихся с лёгкой умственной отсталостью с большим трудом. В наибольшей степени их

затрудняет дифференциация различных случаев по нахождению неизвестного компонента арифметического действия и подбор адекватного правила, в соответствии с которым можно

выполнить решение примера. В связи с этим на протяжении всего учебника предусмотрено систематическое включение заданий на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого,

вычитаемого. Изучение нумерации в пределах 1000 и новых случаев

сложения и вычитания трёхзначных чисел позволяет расширить умения детей по нахождению неизвестного компонента

арифметического действия:

200 + х = 500; х 123 = 350; 1000 х = 445.

Учитель должен предусмотреть решение подобных примеров на протяжении всего периода изучения математики в 5 классе, так как это позволит закрепить навыки нахождения неизвестных компонентов сложения и вычитания. Предлагать подобные при- меры обучающимся можно тогда, когда у них уже сформирован

соответствующий вычислительный алгоритм выполнения действий с числами в пределах 1000.

В этом случае решение примеров с неизвестным компонентом будет способствовать также достижению коррекционной цели — развитию у обучающихся умения применять полученные знания в новых ситуациях.

Умение находить неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое входит в планируемые предметные результаты только по достаточному уровню, поэтому при изучении данного материала учитель должен предусмотреть дифференцированный подход к обучающимся с различным уровнем овладения учебным предметом «Математика».

В отношении обучающихся, которые усваивают математические знания и умения на минимальном уровне, определённом рабочей программой, можно предусмотреть более простые примеры, не требующие вычислений с переходом через разряд, содержащие однозначные или двузначные числа, оказывать им помощь в выборе способа решения и пр.











в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации