Методические рекомендации по организации практической работы. Учебная дисциплина «Эффективное поведение на рынке труда»/специальность 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»

2
0
Материал опубликован 1 June 2018 в группе

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

Б Ю Д Ж Е Т Н О Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

«Ю Г О Р С К И Й П О Л И Т Е Х Н И Ч Е С К И Й К О Л Л Е Д Ж»

Методические рекомендации

по организации практической работы

Учебная дисциплина «Эффективное поведение на рынке труда»

специальность 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»

 

 

г. Югорск, 2018

ОДОБРЕНЫ

цикловой комиссией

социально-экономических дисциплин

Протокол №

От « » 2018г.

Председатель________________

Составлены на основе рабочей программы учебной дисциплины «Эффективное поведение на рынке труда» для специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»

Заместитель директора по учебной работе

___________________ Крицына И.А.

Разработчик: Костоусова Е.Ю, преподаватель экономических дисциплин, высшая квалификационная категория

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящие методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Эффективное поведение на рынке труда» предназначены для ОПОП подготовки специалистов среднего звена специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»

Эффективное поведение на рынке труда рассматривается, как способность оперативно решать актуальные социально-профессиональные задачи, такие как: поиск работы (или другой формы трудовой занятости), трудоустройство (создание собственного дела), обоснование своих возможностей при собеседовании с работодателем, успешная адаптация на рабочем месте и т.д.

Цель изучения дисциплины «Эффективное поведение на рынке труда» - это подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социально и профессионально мобильного.

Цель практических работ является закрепление теоретических знаний по трудовому праву и приобретение практических умений, и возможность их использования в процессе дальнейшего обучения, профессионального становления и развития студента.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

--Задавать критерии для сравнительного анализа информации для принятия решения о поступлении на работу;

-Составлять объявления, резюме, портфолио и использовать каналы распространения сведений о себе.

-Осуществлять коммуникации с потенциальными работодателями (организовать диалог, проявлять мастерство телефонного общения проходить собеседование).

-Оформлять документы при трудоустройстве.

Практическая работа предусматривает формирование общих компетенций по специальности:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из целей и способов ее достижения.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Практические занятия проводятся сразу после окончания изучения соответствующей темы одновременно со всей группой под руководством преподавателя, ведущего дисциплину в данной группе. Перед проведением практических занятий необходимо ознакомить обучающихся с общими задачами этих занятий, подчеркнуть, что внимательное, осознанное выполнение работ на практических занятиях позволит закрепить теоретический материал, приобрести определенные навыки и умения, которые будут необходимы в практической деятельности на производстве при прохождении практики, а затем в период работы после окончания колледжа.

1 ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

по дисциплине

«Эффективное поведение на рынке труда»

Практическая работа №1 Оценка востребованности специальности, профессии на рынке труда ( в т.ч. региональном). Определение перечня потенциальных работодателей.

Анализ готовых объявлений соискателей и работодателей. Подготовка личного объявления в СМИ

Практическая работа №2 Личностные и деловые качества. Оценка своих сильных и слабых сторон, проведение SWOT-анализа.

Практическая работа №3 Подготовка личного резюме.

Практическая работа № 4 Составление примерного перечня вопросов работодателя к соискателю. Составление примерного списка вопросов соискателя. Определение возможных «неудобных вопросов». Предварительный сбор информации о потенциальном работодателе. «Проигрывание» ситуации собеседования. «Самопрезентация».

Практическое занятие № 5 Дифференцированный зачет

2 СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Практическая работа №1

Тема 2.1 Современные способы поиска работы

Цель занятия: Целью работы является ознакомление студентов с рынком труда.

Содержанием задания является представление развернутого ответа на поставленные контрольные вопросы, а также аргументированное решение контрольных заданий.

Задания:

Дать аргументированную оценку степени востребованности специальности, профессии на рынке труда ( в т.ч. региональном).

Определить перечень потенциальных работодателей.

Провести анализ готовых объявлений соискателей и работодателей.

Подготовить личное объявление для размещения в СМИ.

Ознакомьтесь с рекомендациями и примерными схемами написания объявлений (Приложение 1, 2); Примеры эффективных объявлений (Приложение 3);

Практическая работа №2

Задание:

Ознакомиться с содержанием таблицы «Деловые и личные качества работника» (Приложение 4)

Выписать свои Личностные и деловые качества.

Дать оценку своих сильных и слабых сторон, определить какие угрозы и возможности есть у Вас на рынке труда.

Заполнить таблицу SWOT-анализа).

Про результатам проведенного анализа дать оценку своего потенциала, а также оценку мотивированности.

Тема 2.2 Резюме, как основной документ соискателя при поиске работы

Практическая работа №3 Подготовка личного резюме.

Задание

Составьте резюме. Оформите резюме на компьютере.

Обязательно прочитайте образец резюме на предмет устранения орфографических и стилистических ошибок. Дайте кому-нибудь еще прочитать ваш текст. В резюме должны быть указаны следующие данные: 

- Личные данные (ФИО, адрес, телефон, национальность). 

- Цель профессиональная (на получение какой работы и почему вы претендуете; не более 3-5 строк). 

- Опыт работы (обычно в обратнохронологическом порядке; целесообразно отметить практические навыки, полученные в период обучения). 

- Образование (можно сообщить о наградах, подчеркнуть изученные дисциплины, соответствующие профессиональной области, в которой вы предполагаете работать). 

- Дополнительная информация (семейное положение, владение иностранными языками, навыки работы на компьютере, наличие водительских прав, членство в профессиональных организациях и т. п.; хобби следует упоминать только в том случае, если оно тесно связан с работой, которую вы стремитесь получить). 

3. Пройдите собеседование у работодателя на вакантную должность Электромеханика. Обоснуйте ваше желание работать в выбранной организации. (В роли работодателя выступает преподаватель)

Тема 2.3 Собеседование при трудоустройстве

Практическая работа № 4

Проигрывание учебной ситуации «Собеседование». Проведение диалога с работодателем в модельных условиях (ответы на «неудобные вопросы»).

Задание

Предварительно соберите информацию о потенциальном работодателе, о возможных «неудобных вопросах».

Составить примерный перечень вопросов работодателя к соискателю.

Составление примерного списка вопросов соискателя.

В роли работодателя может выступать как преподаватель, так и однокурсники.

Оценивается поведение, коммуникабельность и ответы на вопросы потенциального работника при собеседовании:

как зашел в помещение (мимика, эмоции)

приветствие

положение сидя

внешний вид

манера держаться

манера говорить

ответы на вопросы в ходе собеседования (отвечает быстро, уверенно, убедительно)

умение отвечать на «неудобные вопросы)

проявление постоянного интереса к ходу беседы, активное поведение при собеседовании

выход из общения (соблюдение правил завершения беседы)


 

Подведение итогов «Собеседования». Выводы и рекомендации.

Практическое занятие № 5 Дифференцированный зачет

Дифференцированный зачет проводится в форме тестирования.

Количество заданий для выполнения – 34 единицы

Максимальное время выполнения заданий –45 минут

Правильный ответ 1 балл, не верный 0 баллов.

18-23 балла – удовлетворительно

24-30 балла - хорошо

31-34 балла - отлично

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ

1. Экономическая среда, на которой в результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда это……

2. Перечислите две главные функции рынка труда

1___________________________ 2__________________________

3. Перечислите стороны рынка труда: 1______________________________2______________________________

4. Спрос на рынке труда это____________________________________________________________

5. Предложение на рынке труда это ____________________________________________________

6. Перечислите методы, используемые при государственном регулировании рынка труда

__________________________________________________________________________________

7. Перечислите инструментарий, используемый при административном методе государственного регулирования рынка труда

__________________________________________________________________________________

8. Приведены виды нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:

__________________________ ___________________________

__________________________ ___________________________

__________________________ ___________________________

9. Трудовые отношения это -

__________________________________________________________________________________

10. Перечислите стороны трудовых отношений:

1___________________________________ 2 _________________________________

11. Что является основанием возникновения трудовых отношений

__________________________________________________________________________________

12. Виды трудового договора по сроку заключения:

1____________________________________ 2 _________________________________

13. Трудовая книжка это-_________________________________________________________________________________

14. Перечислите способы поиска работы

__________________________________________________________________________________

15. Как Вы считаете какой из способов самый эффективный и почему_________________________

16. Резюме это _______________________________________________________________________

17. В структуру резюме входит _________________________________________________________________________________

18. Перечислите основные требования оформления резюме___________________________________________________________________________

19. Перечислите виды резюме, дайте краткую характеристику одного из них ______________________________________________________________________________

20.Если характеризовать все профессии с точки зрения гарантии трудоустройства, то можно выделить следующие типы профессий_________________________________________________

______________

21. Собеседование это______________________________________________________________

22. Перечислите типы собеседований__________________________________________________

23. Какой тип(ы) собеседования (ий) был применен при «проигрывании» ситуации собеседования в колледже____________________________________________________________

___________________________________

24. Перечислите типичные ошибки соискателей на собеседовании__________________________

__________________________________________________________________________________

25.Цели собеседования для соискателя и работодателя ___________________________________

__________________________________________________________________________________

26. Карьера это_____________________________________________________________________

27. Перечислите виды карьер_________________________________________________________

28. Перечислите этапы карьеры и кратко охарактеризуйте этап в котором сейчас находитесь Вы

_________________________________________________________________________________

29.Перечислите свои профессиональные навыки____________________________________________________________________________

30. В чем отличие профессиональных навыков от профессиональных качеств____________________________________________________________________________

31. Как Вы считаете является ли необходимым условием профессионального роста - обучение и повышение квалификации на протяжении всей жизни и почему____________________________________________________________________________

32. Запишите Вашу профессию и Ваши квалификации после окончания колледжа

Профессия_________________________________________________________________________

Квалификация______________________________________________________________________

33.Профессиональная адаптация - это _________________________________________________

34. Какие факторы оказывают влияние на процесс профессиональной адаптации

__________________________________________________________________________________

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Голубь Г.Б., Перелыгина Е.А. Введение в профессию: общие компетенции профессионала. Эффективное поведение на рынке труда. Основы предпринимательства: Гиды для преподавателей. – Самара: ЦПО, 2011.

Резник С.Д. Организационное поведение (практикум: деловые игры, тесты) [Электронный ресурс]: Уч. пос./С.Д. Резник, И.А.Игошина и др.; Под ред. С.Д.Резника - 2 изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013 - 320с.: Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=389913.

Румянцева, Е.В. Руководство по поиску работы, самопрезентации и развитию карьеры [Электронный ресурс] / Екатерина Румянцева. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2014. — 197 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?item=booksearch&code

Студент вуза: технологии обучения и профессиональной карьеры [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Под ред. С.Д. Резника - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 509 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=373095.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Рекомендации по написанию объявления в газету

ОБЪЯВЛЕНИЕ В ГАЗЕТУ

Вы, конечно же, обращали внимание на объявления частных лиц в газетах с предложениями своих профессиональных услуг, а почему бы и вам не сделать то же самое.

Информация об объявлениях

Объявление недешево. Наведите справки в редакциях, т.к. существует практика, что объявления такого рода принимаются бесплатно.

Ваша задача - посредством возможно более короткого текста дать достаточно полную информацию, чтобы повысить свои шансы на ответное предложение.

Основы составления объявления о поиске работы.

Как привлечь внимание работодателей своим объявлением? Прежде всего, простотой, лаконизмом, четкостью. Объявление должно отражать ваш профессиональный профиль, квалификацию, черты характера и интересы.

Объявление о предложении своих услуг должно выражать главную цель, но одновременно открывать возможности, лежащие в смежных областях. Если сузить поле деятельности, можно вообще не получить ответа.

Например:

РАБОЧИЙ СКЛАДА, погрузчик, ищет место шофера автопогрузчика в оптовой фармацевтической торговле. Квартира в южной части города. Писать (указан адрес и номер телефона).


 

Что плохо в этом объявлении? Во-первых, указание на конкретное место (фармацевтическая торговля), во-вторых, такое ограничение как оптовая торговля, в-третьих, безусловно, приятно иметь место работы недалеко от дома, но, скорее всего, придется идти на компромисс по поводу езды до места работы. Также и выражение «место шофера автопогрузчика» сужает шансы. Более эффективное объявление могло бы звучать так:

РАБОЧИЙ СКЛАДА, имеющий опыт работы, укладчик, многофункциональный,
готовый к непосредственной работе, могущий выносить большие нагрузки, ищет место. Предпочтительно шофером автопогрузчика, также диспетчером, грузчиком и т.п.

Телефон______..


 

Этим объявлением может заинтересоваться более широкая аудитория. Представление о профессии дано ясно, указана непосредственная область деятельности, а также гибкость автора. Очень важно, что оно освещает личные черты характера.

При составлении объявления с предложением своих услуг вы можете применять нестандартные решения, но чтобы не получить негативной реакции, лучше избегать перегибов, например: «Суперпродавец ищет суперфирму. Поговорите со мной, и Вы возьмете меня на работу». Такое объявление не очень серьезно и отдает излишней самоуверенностью, хвастовством.

Точность, конкретность, направленность на самое важное, целеустремленность, оригинальность без вульгарности, раскрытие профессиональных и личных сильных сторон; умение в выгодном свете представить себя - вот, что важно для объявления (Приложение 2).

Прежде чем составлять свое объявление, найдите пример подобного объявления, это поможет вам правильно сформулировать свое (Приложение 3).


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 РЕКОМЕНДУЕМАЯ СХЕМА НАПИСАНИЯ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Схема

1.Сведения личного характера.

2. Цель.

3. Образование.

4. Опыт работы.

5. Дополнительная информация.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ПРИМЕРЫ ЭФФЕКТИВНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЙ

Большинство данных примеров взято из тех объявлений на которые многие работодатели обращают внимание при приеме на работу.

Приведу в порядок Вашу документацию: секретарь с практикой, со специальным образованием, знаниями в области ведения учета, расчета зарплаты, использованием компьютера; самостоятельная; легко приспосабливаюсь к коллективу, ищу новое место для приложения сил. Телефон: ___________


 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Таблица1 Деловые и личные качества работника

Деловые качества

Личные качества

Уровень образования

Аккуратность

Специальность, квалификация

Активность

Опыт работы, должности, которые занимал

Амбициозность

Производительность труда

Бесконфликтность

Аналитические способности

Быстрая реакция

Быстрая адаптация к новым информационным системам

Вежливость

Быстрая обучаемость

Внимательность

Внимание к деталям

Дисциплинированность

Гибкость мышления

Инициативность

Готовность к сверхурочной работе

Исполнительность

Грамотность

Коммуникабельность

Математический склад ума

Максимализм

Навыки взаимодействия с клиентами

Настойчивость

Навыки делового общения

Находчивость

Навыки планирования

Обаяние

Навыки подготовки докладов

Организованность

Ораторские способности

Ответственный подход к работе

Организаторские способности

Порядочность

Предприимчивость

Преданность

Профессиональная честность

Принципиальность

Скрупулезность

Пунктуальность

Способность заниматься несколькими проектами одновременно

Решительность

Способность быстро принимать решения

Самоконтроль

Способность работать с большим количеством информации

Самокритичность

Стратегическое мышление

Самостоятельность

Стремление к самосовершенствованию

Скромность

Творческое мышление

Стрессоустойчивость

Умение вести переговоры/деловую переписку

Тактичность

Умение договариваться

Терпеливость

Умение излагать мысли

Требовательность

Умение находить общий язык

Трудолюбие

Умение обучать

Уверенность в себе

Умение работать в команде

Уравновешенность

Умение располагать людей к себе

Целеустремленность

Умение убеждать

Честность

Хорошие внешние данные

Энергичность

Хорошая дикция

Энтузиазм

Хорошая физическая форма

Этичность

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации