Рабочая программа учебной дисциплины техническая механика по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Министерство образования и науки РТ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Сабинский аграрный колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины
техническая механика
по Специальности 08.02.01 СТРОИТЕЛЬСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
2017 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности (специальностям)08.02.01 строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Согласована Заместитель директора по ТО ___________________Ч.И.Сунгатова 31 августа 2017 г. |
Утверждаю Директор ГАПОУ «Сабинский аграрный колледж» ________________З.М.Бикмухаметов 31 августа 2017 г. |
Составитель: преподаватель ГАПОУ «Сабинский аграрный колледж» Латыйпов Айзат Магъфирович
СОДЕРЖАНИЕ |
|||||
стр. |
|||||
1. |
ПАСПОРТ |
ПРОГРАММЫ |
УЧЕБНОЙ |
3 |
|
ДИСЦИПЛИНЫ |
|||||
2. |
СТРУКТУРА |
И |
СОДЕРЖАНИЕ |
УЧЕБНОЙ |
5 |
ДИСЦИПЛИНЫ |
|||||
3. |
УСЛОВИЯ |
РЕАЛИЗАЦИИ |
УЧЕБНОЙ |
14 |
|
ДИСЦИПЛИНЫ |
|||||
4. |
КОНТРОЛЬ |
И |
ОЦЕНКАРЕЗУЛЬТАТОВ |
15 |
|
ОСВОЕНИЯ |
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Техническая механика
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности (специальностям)08.02.01 строительство и эксплуатация зданий и сооружений
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
входит в профессиональный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- выполнять расчеты на прочность, жесткость, устойчивость элементов сооружений;
- определять аналитическими и графическими способами внутренние усилия и опорные реакции балок, ферм, рам;
- определять усилия в стержнях ферм;
- строить эпюры нормальных напряжений, изгибающих моментов и др.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-законы механики деформируемого твердого тела, виды деформаций, основные расчеты;
-определения направлений реакций, связи;
-определение момента силы относительно точки и оси, его свойства;
-типы нагрузок и виды опорных балок, ферм, рам;
-напряжения и деформации, возникающие в строительных элементах при работе под нагрузкой;
-моменты инерции простых сечений и др.
Подготовка к освоению общих компетенций (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Подбирать строительные конструкции и разрабатывать несложные узлы и детали конструктивных элементов зданий
ПК 1.3. Выполнять несложные расчеты и конструирование строительных конструкций
ПК 4.1. Принимать участие в диагностике технического состояния конструктивных элементов эксплуатируемых зданий
ПК 4.4 Выполнять мероприятия по технической эксплуатации конструкций и инженерного оборудования зданий.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 210 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 140 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 70 часов.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем |
часов |
|
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
210 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
140 |
в том числе: |
|
лабораторные работы |
20 |
практические занятия |
50 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
70 |
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Техническая механика
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
||||||||
Раздел 1. Теоретическая |
56 |
||||||||||
механика |
|||||||||||
Тема 1.1. Основные понятия и аксиомы статики |
Содержание учебного материала |
||||||||||
1 |
Абсолютно твердое тело, материальная точка. Аксиомы статики. |
2 |
2 |
||||||||
2 |
Связи и их реакции, определения направления реакции связей, принципы |
||||||||||
2 |
2 |
||||||||||
освобождаемости от связей |
|||||||||||
Самостоятельная работа обучающегося Решение задач на определение аналитическим и графическим способами усилий в стержнях заданной стержневой системы |
2 |
||||||||||
Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. |
Содержание учебного материала |
||||||||||
1 |
Система сходящихся сил. Силовой многоугольник. Геометрическое и |
||||||||||
аналитические условия равновесия системы. Методика решения задач на |
2 |
2 |
|||||||||
равновесие плоской системы сходящихся сил. |
|||||||||||
Самостоятельная работа обучающегося Решение задач на определение аналитическим и графическим способами усилий в стержнях заданной стержневой системы |
2 |
||||||||||
Практические занятия |
|||||||||||
ПЗ 1. Определение равнодействующей сходящейся системы сил. |
2 |
||||||||||
ПЗ 2. Определение аналитическим способом усилий в стержнях заданной стержневой |
|||||||||||
системы. |
2 |
||||||||||
ПЗ 3. Определение графическим способом усилий в стержнях заданной стержневой |
|||||||||||
системы. |
2 |
||||||||||
Тема 1.3. Пара сил |
Содержание учебного материала |
||||||||||
1 |
Понятие пары сил. Вращающие действия пары на тело. Свойства пар. Условия |
||||||||||
равновесия пар сил. Момент силы относительно точки и оси, его свойства. |
2 |
2 |
|||||||||
Самостоятельная работа обучающегося Решение задач на определение аналитическим и графическим способами усилий в стержнях заданной стержневой системы |
4 |
||||||||||
Тема 1.4. Плоская система произвольно расположенных сил |
Содержание учебного материала |
||||||||||
1 |
Приведение системы сил к данному центру. Главный вектор и главный момент |
2 |
2 |
||||||||
системы. Равновесие системы. |
|||||||||||
2 |
Типы нагрузок и виды опор балок. Определение опорных реакций. |
2 |
2 |
||||||||
Практические занятия |
|||||||||||
ПЗ 4. Определение опорных реакций консольных балок. |
2 |
||||||||||
ПЗ 5. Определение опорных реакций однопролетных балок. |
|||||||||||
2 |
|||||||||||
ПЗ 6. Определение опорных реакций однопролетных балок с консолями. |
2 |
||||||||||
Самостоятельная работа обучающегося Решение задач на определение аналитическим и графическим способами усилий в стержнях заданной стержневой системы |
2 |
||||||||||
Тема 1.5. Центр тяжести тела |
Содержание учебного материала |
||||||||||
1 |
Центр тяжести тела как центр параллельных сил. Координаты центра тяжести |
||||||||||
плоской фигуры. Статический момент площади плоской фигуры. Центры тяжести |
2 |
2 |
|||||||||
простых геометрических фигур и фигур, имеющих оси симметрии. |
|||||||||||
2 |
Методика определения центров тяжести сложных сечений, составленных из |
2 |
2 |
||||||||
простых геометрических фигур и сечений из стандартных профилей проката. |
|||||||||||
Практические занятия |
|||||||||||
1 |
ПЗ 7. Определение положения центра тяжести сложных геометрических фигур, |
2 |
|||||||||
2 |
ПЗ 8. Определение положения центра тяжести сложных фигур из профилей |
||||||||||
стандартного проката. |
2 |
||||||||||
Самостоятельная работа обучающегося Решение задач на определение аналитическим и графическим способами усилий в стержнях заданной стержневой системы |
2 |
||||||||||
Тема 1.6. Устойчивость |
Содержание учебного материала |
||||||||||
равновесия |
|||||||||||
1 |
Устойчивое и неустойчивое равновесие твердого тела. Условие равновесия твердого |
||||||||||
тела, имеющего неподвижную точку или ось вращения. Условия равновесия тела, |
2 |
2 |
|||||||||
имеющего опорную плоскость. Момент опрокидывающий и момент |
|||||||||||
удерживающий. Коэффициент устойчивости. |
|||||||||||
Самостоятельная работа обучающегося Решение задач на определение аналитическим и графическим способами усилий в стержнях заданной стержневой системы |
2 |
||||||||||
Тема 1.7. Основы |
Содержание учебного материала |
||||||||||
кинематики и динамики |
1 |
Основные положения кинематики: траектория, путь, время, скорость и ускорение. |
2 |
2 |
|||||||
Способы задания движения тела. Виды движения точки в зависимости от |
|||||||||||
ускорения. |
|||||||||||
2 |
Динамика, основные понятия и аксиомы. Понятие о симметрии при |
||||||||||
прямолинейном и криволинейном движении точки. Принцип Даламбера. Работа и |
2 |
2 |
|||||||||
мощность. |
|||||||||||
Практическое занятия |
2 |
||||||||||
1 |
ПЗ 9. Определение параметров движения точки по заданной траектории для |
||||||||||
равномерного и равнопеременного движения, использование метода кинетостатики. |
|||||||||||
Самостоятельная работа Решение задач на определение аналитическим и графическим способами усилий в стержнях заданной стержневой системы. Решение задач на определение опорных реакций консольных и однопролетных балок |
2 |
Раздел 2.Сопротивление материалов |
94 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.1 Основные |
Содержание учебного материала |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
положения |
1 |
Упругие и пластические деформации. Нагрузки и их классификация. Основные |
2 |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
допущения и гипотезы о свойствах материала и характере деформаций. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Внутренние силовые факторы. Напряжения. Метод сечений |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа Построение эпюр продольных сил и нормальных напряжений по длине бруса |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.2. Осевое |
Содержание учебного материала |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
растяжение и сжатие |
1 |
Продольная сила. Гипотеза плоскостей сечения. Нормальное напряжение в |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
поперечных сечениях. |
2 |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Эпюры продольных сил и нормальных напряжений. Понятие о концентрации |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
напряжений. Принцип Сен-Венана. Продольная деформация. Закон Гука. Модули |
2 |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
продольной упругости. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Коэффициент Пуассона. Напряжение в наклонных площадках. Закон парности |
2 |
2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
контактных напряжений. Механические испытания материалов |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Расчеты на прочность по предельным состояниям Коэффициент запаса |
2 |
2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
прочности, надежности, назначение их по условиям работы, нормативные и |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
расчетные нагрузки. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практические занятия |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
ПЗ 10. Построение эпюр продольных сил и нормальных напряжений для |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ступенчатого бруса, защемленного одним концом |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
ПЗ 11. Определение абсолютного удлинения ступенчатого бруса, защемленного |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
одним концом |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
ЛР 1.Испытание металлов на растяжение |
4 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
ЛР 2.Исследование свойств стали, чугуна, дерева при сжатии |
4 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа Построение эпюр продольных сил и нормальных напряжений по длине бруса |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.3. Практические |
Содержание учебного материала |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
расчеты на срез и смятие |
1 |
Определение, напряжения, расчетные формулы, условия расчета. |
2 |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Примеры расчетов заклепочных, болтовых, сварных соединений и сопряжений на |
2 |
2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
деревянных врубках по предельному состоянию. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа Построение эпюр продольных сил и нормальных напряжений по длине бруса |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.4. Геометрические характеристики плоских сечений |
Содержание учебного материала |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Моменты инерции: осевой, полярный, центробежный. Момент инерции |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
простейших сечений: прямоугольного, круглого, кольцевого. |
2 |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Зависимость между осевыми моментами инерции относительно параллельных |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
осей. Главные центральные моменты инерции сечений. Моменты сопротивления |
2 |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
сечений. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практические занятия |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
ПЗ 12. Определение момента инерции сложных фигур, составленных из |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
простейших геометрических фигур и стандартных профилей проката. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа Построение эпюр продольных сил и нормальных напряжений по длине бруса |
2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.5. Поперечный |
Содержание учебного материала |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
изгиб прямого бруса |
1 |
Основные понятия и определения, дифференциальные зависимости между |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
интенсивностью распределенной нагрузки, поперечной силой и изгибающим |
2 |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
моментом. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов |
2 |
2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практические занятия |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
ПЗ 13.Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов по длине балки |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
на двух опорах. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
ПЗ 14. Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов по длине |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
консольной балки. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
ПЗ 15.Расчет балок на прочность. |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
ПЗ 16.Расчет балок на жесткость. |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа Построение эпюр продольных сил и нормальных напряжений по длине бруса |
2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.6. Сложное |
Содержание учебного материала |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Гипотезы прочности, эквивалентные напряжения. Косой изгиб. Основные понятия и определения. Уравнение нулевой линии. Построение эпюр нормальных напряжений. Расчет на прочность. |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторная работа |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
ЛР 3. Определение |
составляющего прогиба в плоскостях инерции консольной |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
стальной балки прямоугольного сечения, сравнение их с теоретическими |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
заключениями |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа Построение эпюр продольных сил и нормальных напряжений по длине бруса |
2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.7. Сдвиг и |
Содержание учебного материала |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
круглого сечения. |
1 |
Чистый |
сдвиг. Деформация сдвига. Закон |
Гука при сдвиге. |
Модуль |
сдвига. |
2 |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кручение прямого бруса круглого сечения. Эпюры крутящих |
моментов. Угол |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
закручивания. Расчеты на прочность и жесткость |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
ЛР 4. Испытание валов на кручение с определением модуля упругости при сдвиге |
4 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа Построение эпюр продольных сил и нормальных напряжений по длине бруса |
2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.8. Устойчивость |
Содержание учебного материала |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
центрально-сжатых |
1 |
Устойчивые и неустойчивые формы равновесия. Продольный изгиб, |
критическая |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
стержней |
сила. |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практические занятия |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
ПЗ 17.Определение критической силы для сжатого бруса большой гибкости. |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
ЛР5. Изучение продольно-поперечного изгиба |
стержня в пределах |
упругой |
4 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
деформации, опытное определение прогибов сжато-изогнутого стержня |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа Построение эпюр продольных сил и нормальных напряжений по длине бруса |
2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.9. Понятие о действии динамических и повторно-переменных нагрузок |
Содержание учебного материала |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Основные |
понятия |
о динамических |
задачах |
сопротивления |
материалов. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приближенный расчет по удар. Понятие об усталости. Прочность при переменных |
2 |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
напряжениях |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Построение эпюр продольных сил и нормальных напряжений по длине бруса |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подобрать |
сечение стержней при растяжении |
и |
сжатии по данным одного из |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
вариантов. Материал стержня для фасонных |
профилей - прокатная сталь С-245 Для |
6 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
арматурной стали С-400 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 3. Статика сооружений |
60 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3.1. Основные |
Содержание учебного материала |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
положения |
1 |
Основные рабочие гипотезы. Классификация сооружений и их расчетных схем. |
2 |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Исследование геометрической неизменяемости плоских стержневых систем. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа Определение усилия в стержнях фермы от полной расчетной нагрузки путем построения диаграммы Максвелла-Кремоны. Провести анализ усилий в пояса |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3.2. |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Многопролетные |
1 |
Общие сведения. Условия статической определимости и геометрической |
2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
статические |
неизменяемости. Типы шарнирных балок. Схемы взаимодействия. Построение эпюр |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
определенные шарнирные |
поперечных сил и изгибающих моментов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
балки |
Практические занятия |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
ПЗ 18. Построение схем взаимодействия многопролетных статически определимых |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
балок. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
ПЗ 19. Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов многопролетных |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
статически определимых балок. |
2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа Определение усилия в стержнях фермы от полной расчетной нагрузки путем построения диаграммы Максвелла-Кремоны. Провести анализ усилий в пояса |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3.3. Статически |
Содержание учебного материала |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
определимые плоские |
1 |
Общие сведения о рамных конструкциях. Анализ статической определимости. |
2 |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
рамы |
Формула для определения числа лишних связей. Методика определения внутренних |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практические занятия |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
ПЗ 19.Определение опорных реакций и построение эпюр Nx, Qx для статически |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
определимых рам. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
ПЗ 20.Построение эпюры Mx и проверка правильности построения эпюр для |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
статически определимых рам. |
2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа Определение усилия в стержнях фермы от полной расчетной нагрузки путем построения диаграммы Максвелла-Кремоны. Провести анализ усилий в пояса |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3.4. Трехшарнирные арки |
Содержание учебного материала |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Общие сведения. Элементы арок. Выбор рационального очертания оси арки. Определение опорных реакций |
2 |
2 |
Практическое занятие |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
ПЗ 21.Определение внутренних усилий в произвольном сечении арки и построение |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
эпюр внутренних силовых факторов. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа Определение усилия в стержнях фермы от полной расчетной нагрузки путем построения диаграммы Максвелла-Кремоны. Провести анализ усилий в пояса |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3.5. Статически определимые плоские |
Содержание учебного материала |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Классификация ферм: по назначению, направлению опорных реакций, очертанию поясов, типу решетки. Образование простейших ферм. Условие геометрической неизменяемости и статической определимости ферм. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практические занятие |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
ПЗ 23. Аналитическое определение усилий в стержнях ферм. |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
ПЗ 24. Графическое определение усилий в стержнях ферм. |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа Определение усилия в стержнях фермы от полной расчетной нагрузки путем построения диаграммы Максвелла-Кремоны. Провести анализ усилий в пояса |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3.6. Основы расчета статически неопределимых систем методом сил |
Содержание учебного материала |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Статически |
неопределимые |
системы. |
Степень |
статической |
неопределимости. |
2 |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||
Каноническое уравнение метода сил. Принцип и порядок расчета. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа Определение усилия в стержнях фермы от полной расчетной нагрузки путем построения диаграммы Максвелла-Кремоны. Провести анализ усилий в пояса |
2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3.7. Неразрезные |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
балки |
1 |
Общие сведения. Уравнение |
трех моментов, его применение |
к балкам с |
2 |
||||||||||||||||||||||||||||||
заделанными концами и консолями. |
Практическое занятие |
||||||
1 |
ПЗ 25.Расчет неразрезной балки по уравнению трех моментов |
2 |
||||
Самостоятельная работа Определение усилия в стержнях фермы от полной расчетной нагрузки путем построения диаграммы Максвелла-Кремоны. Провести анализ усилий в пояса |
2 |
|||||
Тема 3.8. Подпорные |
Содержание учебного материала |
4 |
||||
1 |
Общие сведения. Расчетные предпосылки теории предельного равновесия. |
2 |
||||
Аналитическое определение активного давления (распора) и реактивного давления |
||||||
(отпора) сыпучего тела на подпорную стену. Распределение давления сыпучего тела |
||||||
по высоте подпорной стены |
||||||
Самостоятельная работа Определение усилия в стержнях фермы от полной расчетной нагрузки путем построения диаграммы Максвелла-Кремоны. Провести анализ усилий в поясах |
2 |
|||||
Всего 210 |
210 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу или под руководством);
15
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины имеется учебный кабинет техническая механика и лаборатории по технической механике.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий по технической механике;
объемные модели по статике сооружений, сопротивлению материалов и теоретической механике
Технические средства обучения:
компьютер с программным обеспечением.
мультимедиапроектор;
интерактивная доска
Оборудование лаборатории по «Технической механике».
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
программное обеспечение для проведения виртуальных лабораторных
работ;
компьютер
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
-
В.И. Сетков. Техническая механика для строительных специальностей
– М: Издательский центр «Академия» 2013.
Дополнительная литература:
1.В.И. Сетков. Сборник задач по технической механике. –М: Издательский центр «Академия» 2012.
-
В.П. Олофинская. Техническая механика: Курс лекций с вариантами практических и тестовых заданий. –М: Форум: ИНФРА-М, 2010.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения |
Формы и методы контроля и |
||||||
(освоенные умения, усвоенные знания) |
оценки результатов обучения |
||||||
1 |
2 |
||||||
Умения: |
|||||||
выполнять расчеты на прочность, |
Оценка выполнения: - практических занятий; - внеаудиторной самостоятельной - лабораторных работ; |
||||||
жесткость, устойчивость элементов |
|||||||
сооружений; |
|||||||
определять аналитическими и |
|||||||
графическими способами усилия |
|||||||
опорные реакции балок, ферм, рам; |
|||||||
определять усилия в стержнях ферм; |
|||||||
строить |
эпюры |
нормальных |
|||||
напряжений, изгибающих моментов и |
|||||||
др. |
|||||||
Знания: |
|||||||
законы механики деформируемого |
Экзамен. |
||||||
твердого тела, виды деформаций, |
|||||||
основные расчеты |
|||||||
определение направлений реакций связей |
Экзамен. |
||||||
определение момента силы относительно |
|||||||
точки, его свойства |
Экзамен. |
||||||
типы нагрузок и виды опор балок, ферм, |
Экзамен. |
||||||
рам |
|||||||
напряжения и деформации, возникающие |
|||||||
в строительных элементах при работе под |
Экзамен. |
||||||
нагрузкой |
|||||||
моменты инерций простых сечений |
Экзамен. |
||||||
элементов |
|||||||
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
Практическая занятие |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
Практическая занятие |
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
Практическая занятие |
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
Практическая занятие |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
Практическая занятие |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
Практическая занятие |
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. |
Практическая занятие |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
Практическая занятие |
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. |
Практическая занятие |
ПК 1.1. Подбирать строительные конструкции и разрабатывать несложные узлы и детали конструктивных элементов зданий |
Практическая занятие |
ПК 1.3. Выполнять несложные расчеты и конструирование строительных конструкций |
Практическая занятие |
ПК 4.1. Принимать участие в диагностике технического состояния конструктивных элементов эксплуатируемых зданий |
Практическая занятие |
ПК 4.4 Выполнять мероприятия по технической эксплуатации конструкций и инженерного оборудования зданий. |
Практическая занятие |