Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы для студентов специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Коми Республикаса велöдан, наука да том йöз политика министерство
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Сыктывкарский целлюлозно – бумажный техникум»
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы для студентов
специальности
08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
по дисциплине «Математика»
Сыктывкар, 2017
РАССМОТРЕН на заседании предметно-цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин ГПОУ «СЦБТ» Протокол № 7 от 15.03. 2017 Председатель ПЦК _________Ветрова Н.Н. Разработал преподаватель математики Копецкая М.Г. Рецензенты: Бурханов З.Р. |
Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи студентам и преподавателям по организации внеаудиторной самостоятельной работы (ВСРС) по математике. В рекомендациях даются базовые требования по организации самостоятельной работы, технология организации, виды самостоятельной работы, организация контроля и планирования самостоятельной работы студентов, критерии оценивания. Методические рекомендации составлены на основании требований ФГОС СПО.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Пояснительная записка……………………………………………………… стр.4
2. Виды и формы самостоятельной работы………………………………… .стр.4
3.Содержание внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине математика………………………….……………………………………………стр. 6
3.1. Методические указания по подготовке к написанию и оформлению
доклада……………………………………………………………………………стр.7
3.2. Методические указания по подготовке мультимедийной презентации…………………………………………………………………… стр.10
3.3. Методические указания по подготовке к написанию и оформлению
информационного сообщения……………………………………………… стр.12
3.4.Методические рекомендации по составлению тестов и эталонов ответов
к ним…………………………………………………………………………… стр.16
3.5.Методические рекомендации по изготовлению моделей многогранников.
………………………………………………………………………………….. стр.17
3.6. Методические рекомендации по составлению кроссвордов по теме и ответов
к ним…………………………………………………………………………… стр.14
3.7. Методические указания по использованию информационных
технологий……………………………………………………………………… стр.16
3.8. Методические рекомендации по подготовке рефератов с помощью
интернета………………………………………………………………………. стр18
3.9. Методические указания по оформлению библиографического списка литературы……………………………………………………………………… стр.19 3.10. Методические рекомендации по структуре проекта, оформлению и защите проекта………………………………………………………………………… стр.214.Литература…………………………………………………………………… стр.26
5 Приложения………………………………………………………………… стр.27
Пояснительная записка
В соответствии с требованиями ФГОС среднего профессионального образования при формировании основной профессиональной образовательной программы (далее — ОПОП) необходимо обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей, сопровождать её методическим обеспечением, обоснованием времени затрачиваемого на её выполнение.
Самостоятельная работа обучающихся – это учебная, учебно- исследовательская и общественно- значимая деятельность студентов, направленная на развитие общих и профессиональных компетенций, которая осуществляется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию.
Цели самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
формирования индивидуальной образовательной траектории обучающихся;
формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся;
обобщения, систематизации, закрепления, углубления и расширения полученных знаний и умений студентов;
формирования умений поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного роста;
развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
формирования самостоятельности профессионального мышления: способности к профессиональному и личностному развитию, самообразованию и самореализации;
формирования умений использования информационно - коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
развития культуры межличностного общения, взаимодействия между людьми,
формирование умений работы в команде
Виды и формы самостоятельной работы
Виды самостоятельной работы обучающихся определяются требованиями ФГОС СПО, содержанием учебной дисциплины «Математика». В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная; внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимися на учебных занятиях по заданию и под руководством преподавателя Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, при их методическом руководстве, но без их непосредственного участия.
Формами внеаудиторной самостоятельной работы, которые определяются содержанием учебной дисциплины, являются:
работа с основной и дополнительной литературой, интернет ресурсами;
поиск информации по теме с последующим ее представлением в аудитории в форме доклада, презентаций;
подготовка к выполнению аудиторных контрольных работ;
выполнение тестовых заданий, решение задач;
подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции;
подготовка практических и лабораторных работ;
оформление отчетов;
подготовка к зачетам и экзаменам;
другие виды деятельности, организуемые и осуществляемые профессиональной образовательной организацией в рамках внеурочной деятельности.
Основным принципом организации самостоятельной работы является комплексный подход, направленный на стимулирование обучающихся следующих видов деятельности по формированию общих и профессиональных компетенций:
Репродуктивная (тренировочная) – выполнение заданий по образцу с целью закрепления теоретических знаний, формирования умений (прочтение, просмотр, конспектирование, прослушивание, запоминание, заучивание, пересказ; ответы на вопросы для самопроверки; повторение учебного материала, решение типовых задач, построение и т.д.);
Поисково- аналитическая и практическая - выполнение заданий с обязательным преобразованием информации (подготовка к аудиторным занятиям, подготовка сообщений, докладов и выступлений на семинарских и практических занятиях; подбор литературы; выполнение практических и лабораторных работ; составление планов, конспектов, аннотаций; выполнение упражнений, схем/чертежей, расчетно - графических работ; решение ситуационных, практических/профессиональных задач; моделирование компонентов профессиональной деятельности и т.д.);
Творческая – выполнение анализа информации, получение новой информации с целью развития творческого мышления (написание рефератов, научных статей и докладов; участие в научно- исследовательской работе, в разработке проектов, направленных на решение практических задач; участие в конференциях, олимпиадах, конкурсах).
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, тематики, уровня сложности конкретной самостоятельной работы обучающихся, их уровня знаний и умений, индивидуальной образовательной траектории.
Формы контроля самостоятельной работы указаны в рабочей программе дисциплины основной профессиональной образовательной программы:
а) текущий контроль:
устный ответ на вопрос, собеседование, сообщение, доклад на практических, лабораторных занятиях;
представление таблиц с сопоставительным анализом данных, обобщающих моделей,
схем процессов и т.п.
решение ситуационных задач;
самостоятельно составленные тексты;
конспекты, выполненные по теме, изучаемой самостоятельно;
рефераты;
тестирование, выполнение письменной контрольной работы по изучаемой теме;
б) промежуточная аттестация (экзамены, зачетов) по итогам семестра;
в) государственной (итоговой) аттестации.
Критериями оценки результатов самостоятельной работы студента являются:
уровень освоения студентом учебного материала;
уровень сформированности умений студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
уровень сформированности умений студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
уровень сформированности общих и профессиональных компетенций.
обоснованность и четкость изложения ответа;
оформление материала в соответствии с требованиями;
умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
умение показать, проанализировать варианты действий;
умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.
Организация самостоятельной работы по дисциплине «Математика»
Наименование разделов и тем |
Вид самостоятельной работы |
Кол-во часов |
Раздел 1. Планиметрия. |
||
Тема 1.1. Прямоугольные треугольники. |
Подготовить доклад по теме: «История развития математики». Подготовить презентацию (на выбор) по темам: «Применение математики в строительстве», «Применение математики в технической механике (проекция силы на ось)», «Применение математики в геодезии». |
2 2 |
Тема 1. 2. Площадь плоских фигур. |
Оформление памятки для вычисления площадей плоских фигур. Подготовка презентации на тему: «Применение плоских фигур в строительстве». |
1 3 |
Раздел 2. Стереометрия. |
||
Тема 2.1. Основные понятия стереометрии. Вычисление объемов и площадей поверхностей многогранников |
Изготовление моделей правильных многогранников, Составление алгоритмов для типовых заданий: - определение площади нестандартной формы; - определение количества и стоимости расходного материала; - задачи на оптимизацию расходов в строительном деле. Подготовка презентации на тему: «Призмы в архитектуре». Подготовка презентации на тему: «Пирамиды в архитектуре». |
6 |
Тема 2.2.Фигуры вращения. |
Мини- проект (на выбор) с использованием информационных технологий: «Сфера – верх совершенства архитектуры». «Гиперболоиды на службе архитектуры».
|
8 |
Раздел 3. Дискретная математика. |
||
Тема 3.1. Элементы комбинаторики и теории вероятностей. Тема 3.2. Элементы математической статистики. |
Составить тест по теме «Элементы комбинаторики и теории вероятностей». Составить кроссворд по теме «Элементы комбинаторики и теории вероятностей» Подготовить презентацию на тему: «Теория вероятностей в азартных играх». |
6 |
Методические указания по подготовке к
написанию и оформлению доклада
Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад (по содержанию близкий к реферату).
Доклад — вид самостоятельной научно — исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
Этапы работы над докладом.
1.Подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании реферата рекомендуется использовать не менее 8 — 10 источников).
2. Составление библиографии.
3. Обработка и систематизация материала.
4. Подготовка выводов и обобщений.
5. Разработка плана доклада.
6. Написание.
7. Публичное выступление с результатами исследования.
В докладе соединяются три качества исследователя: умение провести исследование, умение преподнести результаты слушателям и квалифицированно ответить на вопросы.
Структура доклада:
Формулировка темы исследования (причем она должна быть не только актуальной, но и оригинальной, интересной по содержанию).
Актуальность исследования (чем интересно направление исследований, в чем заключается его важность, какие ученые работали в этой области, каким вопросам в данной теме уделялось недостаточное внимание, почему учащимся выбрана именно эта тема).
Цель работы (в общих чертах соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее).
Задачи исследования (конкретизируют цель работы, «раскладывая» ее на составляющие).
Гипотеза (научно обоснованное предположение о возможных результатах исследовательской работы. Формулируются в том случае, если работа носит экспериментальный характер).
Методика проведения исследования (подробное описание всех действий, связанных с получением результатов).
Результаты исследования. Краткое изложение новой информации, которую получил исследователь в процессе наблюдения или эксперимента. При изложении результатов желательно давать четкое и немногословное истолкование новым фактам. Полезно привести основные количественные показатели и продемонстрировать их на используемых в процессе доклада графиках и диаграммах.
Выводы исследования. Умозаключения, сформулированные в обобщенной, конспективной форме. Они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции. Выводы желательно пронумеровать: обычно их не более 4 или 5.
Требования к оформлению письменного доклада.
Титульный лист
Оглавление (в нем последовательно указываются названия пунктов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).
Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы)
Основная часть (каждый раздел ее доказательно раскрывает исследуемый вопрос)
Заключение (подводятся итоги или делается обобщенный вывод по теме доклада)
Список литературы.
Правила составления списка используемой литературы смотри в памятке по оформлению литературы.
Советы по успешному выступлению
Продолжительность выступления обычно не превышает 10-15 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное.
В докладе должно быть кратко отражено основное содержание всех глав и разделов исследовательской работы.
Заучите значение всех терминов, которые употребляются в докладе.
Не бойтесь аудитории — ваши слушатели дружески настроены.
Выступайте в полной готовности — владейте темой настолько хорошо, насколько это возможно.
Сохраняйте уверенный вид — это действует на аудиторию и преподавателей.
Делайте паузы так часто, как считаете нужным.
Не торопитесь и не растягивайте слова. Скорость вашей речи должна быть примерно 120 слов в минуту.
Подумайте, какие вопросы вам могут задать слушатели, и заранее сформулируйте ответы.
Если вам нужно время, чтобы собраться с мыслями, то, наличие заранее подготовленных карт, схем, диаграммы, фотографии и т.д поможет вам выиграть драгоценное временя для формулировки ответа, а иногда и даст готовый ответ.
При соблюдении этих правил у вас должен получиться интересный доклад, который несомненно будет высоко оценен преподавателем.
Критерии оценки доклада, сообщения
Постановка проблемы и обоснование ее актуальности
отсутствие постановки проблемы;
наличие постановки проблемы без обоснования;
наличие постановки проблемы с обоснованием;
Отработанность понятийного аппарата;
отсутствие четких определений основных понятий, используемых в
работе;
наличие формулировок важнейших терминов; наличие собственных
оригинальных определений;
полнота освещения подходов к решению исследуемой проблемы;
изложение и анализ одного подхода к проблемы;
анализ нескольких подходов (в т.ч. зарубежных авторов) к решению
проблемы;
наличие собственного оригинального подхода;
Новизна результатов;
студент присоединился к уже существующему подходу к решению
проблемы;
предполагает использовать собственную модификацию какого- либо
подхода;
предложен собственный оригинальный подход к решению проблемы;
Практическая значимость решения;
сформулированы общие направления полученных результатов
проблемы;
даны практические рекомендации в общей форме;
практические рекомендации сведены в формализованную методику;
Достоверность полученных результатов
методики и рекомендации не апробированы;
методика иллюстрирована условным примером;
произведены расчеты на основании фактических данных;
методика применена на практике и дала положительные результаты;
Наглядность представленных материалов
отсутствие наглядности в работе;
использование некачественных иллюстраций;
использование высококачественных иллюстраций;
Соблюдение правил оформления работы
несоблюдение правил оформления работы;
мелкие нарушения при оформлении работы;
полное соблюдение правил оформления работы;
Использование количественных методов и средств вычислительной техники
не использовались;
активно использовались;
Если студенческая работа получает по двум - трем критериям ниже оценки шкалы, в целом работа оценивается на «неудовлетворительно». На общую оценку устного выступления влияют следующие факторы: уровень ознакомления студентов с темой, адекватность понимания излагаемого материала, профессионально грамотную речь во время выступления, владение техникой презентации, владение техникой реакции на вопросы аудитории.
Отличная оценка ставиться за правильное понимание студентом изучаемого материала, грамотное использование профессиональных терминов и владение техникой презентации.
Хорошая оценка ставиться за правильное понимание студентом изучаемого материала при недочетах в использовании профессиональных терминов и техники презентации.
Удовлетворительная оценка ставиться за правильное в общем понимании студентом изучаемого материала, когда допущенные ошибки не носят принципиального характера, при недочетах в использовании профессиональных терминов и техники презентации.
Неудовлетворительная оценка ставиться за неправильное понимание или отсутствие понимания студентом изучаемого материала.
Методические указания по подготовке
мультимедийной презентации
Для презентации следует выбрать одну из тем из прилагаемого списка тем для самостоятельной работы студентов. По желанию студента это может быть и другая тема, однако её необходимо согласовать с преподавателем.
Для лучшего выбора имеет смысл найти какую- нибудь предварительную информацию о выбираемой теме. Одинаковые темы не допускаются. Использованные темы будут отмечаться в списке.
Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint.
На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах.
Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:
1) на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:
объем текста на слайде – не больше 7 строк;
маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;
отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;
значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации.
Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток.
Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов.
2) на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:
выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;
использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации);
Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому).
Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
Если на слайде приводится сложная диаграмма, ее необходимо предварить вводными словами, с тем, чтобы дать время аудитории на ее рассмотрение, а только затем приступать к ее обсуждению. Каждый слайд, в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд
(без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.
Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации не менее 18.
В презентациях не принято ставить переносы в словах.
Табличная информация вставляется в материалы как таблица текстового процессора MSWord или табличного процессора MSExcel. При вставке таблицы как объекта и пропорциональном изменении ее размера реальный отображаемый размер шрифта должен быть не менее 18 pt. Таблицы и диаграммы размещаются на светлом или белом фоне.
Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», не приемлем для презентации.
После создания презентации и ее оформления, необходимо отрепетировать ее показ, проверить, как будет выглядеть презентация в целом.
Критерии оценки презентации
Содержательный критерий правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, грамотное использование научной терминологии, импровизация, речевой этикет
Логический критерий стройное логико - композиционное построение речи,
доказательность, аргументированность.
Речевой критерий использование языковых (метафоры, фразеологизмы,
пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств выразительности; фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения и пр.
Психологический критерий взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания.
Критерий соблюдения дизайн-эргономических требований к компьютерной презентации соблюдены требования к первому и последним слайдам, прослеживается обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах, необходимое и достаточное количество.
Методические указания по подготовке к написанию и оформлению информационного сообщения
Информационное сообщение – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объёму устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несёт новизну, отражает современный взгляд по определённым проблемам.
Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объёмом информации, но и её характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.
Затраты времени на подготовку сообщения зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения – 1час.
Дополнительные задания такого рода могут планироваться заранее и вноситься в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины.
Требования к выполнению:
собрать и изучить литературу по теме;
составить план или графическую структуру сообщения;
выделить основные понятия;
ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
оформить текст письменно;
сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.
Критерии оценки:
актуальность темы;
соответствие содержания теме;
глубина проработки материала;
грамотность и полнота использования источников;
наличие элементов наглядности.
Оценка «5» (отлично) выставляется, при актуальности темы; соответствии содержания теме; глубокой проработки материала; грамотность и полнота использования источников; наличие элементов наглядности. Студент четко и ясно озвучивает сообщение, а не зачитывает.
Оценка «4» (хорошо) выставляется, при актуальности темы; соответствие содержания теме; грамотность и полнота использования источников; отсутствия элементов наглядности. Студент четко зачитывает сообщение.
Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если сообщение не вполне соответствует содержанию темы; отсутствуют элементы наглядности. Студент монотонно зачитывает сообщение.
Методические рекомендации по составлению тестов
и эталонов ответов к ним
Составление тестов и эталонов ответов к ним – это вид самостоятельной работы студента по закреплению изученной информации путем ее дифференциации, конкретизации, сравнения и уточнения в контрольной форме (вопроса, ответа) (приложение 4). Студент должен составить как сами тесты, так и эталоны ответов к ним. Тесты могут быть различных уровней сложности, целесообразно предоставлять студенту в этом свободу выбора, главное, чтобы они были в рамках темы.
Количество тестов (информационных единиц) можно определить либо давать произвольно. Контроль качества тестов можно вынести на обсуждение ("Кто их больше составил?", "Чьи тесты более точны, более интересны?" и т. д.) непосредственно на практическом занятии. Оценку их качества также целесообразно провести в рамках занятия. Задание оформляется письменно.
Затраты времени на составление тестов зависит от объема информации, сложности ее структурирования и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного тестового задания – 0,1 ч.
Требования к выполнению:
изучить информацию по теме;
провести ее системный анализ;
создать тесты;
создать эталоны ответов к ним;
представить на контроль в установленный срок.
Критерии оценки:
соответствие содержания тестовых заданий теме;
включение в тестовые задания наиболее важной информации;
разнообразие тестовых заданий по уровням сложности;
наличие правильных эталонов ответов;
тесты представлены на контроль в срок.
Оценка «5» (отлично) выставляется, если тестовые задания содержат не менее 19-20 слов информации; эстетически оформлены; содержание соответствует теме; грамотная формулировка вопросов; тестовые задания выполнены без ошибок; представлены на контроль в срок.
Оценка «4» (хорошо) выставляется, если тестовые задания содержит не менее 19-20 слов информации; эстетически оформлены; содержание соответствует теме; не достаточно грамотная формулировка вопросов; тестовые задания выполнены с незначительными ошибками; представлены на контроль в срок.
Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если тестовые задания содержат менее 15 слов информации; оформлены небрежно; содержание поверхностно соответствует теме; не совсем грамотная формулировка вопросов; тестовые задания выполнены с ошибками; не представлены на контроль в срок.
Методические рекомендации по изготовлению
моделей многогранников.
Одним из способов изготовления правильных многогранников является способ с использованием, так называемых, развёрток.
Если модель поверхности многогранника изготовлена из гибкого нерастяжимого материала (бумаги, тонкого картона и т. п.), то эту модель можно разрезать по нескольким рёбрам и развернуть так, что она превратится в модель некоторого многоугольника. Этот многоугольник называют развёрткой поверхности многогранника. Для получения модели многогранника удобно сначала изготовить развёртку его поверхности. При этом необходимыми инструментами являются клей и ножницы. Модели многогранников можно сделать, пользуясь одной разверткой, на которой будут расположены все грани. Однако в этом случае все грани будут одного цвета.
Используя методические рекомендации, изготовьте модели изученных вами многогранников
Методические рекомендации по составлению кроссвордов по теме и ответов к ним
Составление кроссвордов – это разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворда требует от студента владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума. Разгадывание кроссвордов чаще применяется в аудиторных самостоятельных работах как метод самоконтроля и взаимоконтроля знаний.
Составление кроссвордов рассматривается как вид внеаудиторной самостоятельной работы и требует от студентов не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании кроссвордов, но и умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть различны по форме и объему слов.
Затраты времени на составление кроссвордов зависят от объёма информации, её сложности и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного кроссворда объёмом не менее 10 слов – 1 ч.
Требования к выполнению:
изучить информацию по теме;
• создать графическую структуру, вопросы и ответы к ним;
представить на контроль в установленный срок.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
грамотная формулировка вопросов;
кроссворд выполнен без ошибок;
работа представлена на контроль в срок.
Оценка «5» (отлично) выставляется, если кроссворд содержит не менее 18-20 слов информации; эстетически оформлен; содержание соответствует теме; грамотная формулировка вопросов; кроссворд выполнен без ошибок; представлен на контроль в срок.
Оценка «4» (хорошо) выставляется, если кроссворд содержит не менее 17-15 слов информации; эстетически оформлен; содержание соответствует теме; не достаточно грамотная формулировка вопросов; кроссворд выполнен с незначительными ошибками; представлен на контроль в срок.
Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если кроссворд содержит менее 14-12 слов информации; оформлен небрежно; содержание не вполне соответствует теме; не точная формулировка вопросов; кроссворд выполнен с ошибками; не представлен на контроль в срок.
Методические указания по использованию
информационных технологий
В рамках изучения учебных дисциплин необходимо использовать передовые информационные технологии – компьютерную технику, электронные базы данных, Интернет. При использовании интернет - ресурсов студентам следует учитывать следующие рекомендации:
необходимо критически относиться к информации;
следует научиться обрабатывать большие объемы информации, представленные в источниках, уметь видеть сильные и слабые стороны, выделять из представленного материала наиболее существенную часть;
необходимо избегать плагиата! (плагиат — присвоение плодов чужого творчества: опубликование чужих произведений под своим именем без указания источника или использование без преобразующих творческих изменений, внесенных заимствователем). Поэтому, если текст источника остается без изменения, не забывайте сделать ссылки на автора работы.
Самостоятельная работа в Интернете
Новые информационные технологии (НИТ) могут использоваться для:
поиска информации в сети – использование web-браузеров, баз данных, пользование информационно-поисковыми и информационно-справочными системами, автоматизированными библиотечными системами, электронными журналами;
организации диалога в сети – использование электронной почты, синхронных и отсроченных телеконференций;
создания тематических web-страниц и web-квестов – использование html-редакторов, web-браузеров, графических редакторов.
Возможности новых информационных технологий
Формы организации учебных занятий
1. Поиск и обработка информации
написание реферата-обзора
рецензия на сайт по теме
анализ существующих рефератов в сети на данную тему, их оценивание
написание своего варианта плана лекции или ее фрагмента
составление библиографического списка
подготовка фрагмента практического занятия
подготовка доклада по теме
подготовка дискуссии по теме
работа с web-квестом, подготовленным преподавателем или найденным в сети
2. Диалог в сети
обсуждение состоявшейся или предстоящей лекции в списке рассылки группы
общение в синхронной телеконференции (чате) со специалистами или студентами других групп или вузов, изучающих данную тему
обсуждение возникающих проблем в отсроченной телеконференции
консультации с преподавателем и другими студентами через отсроченную телеконференцию
3. Создание web-страниц и web - квестов
размещение выполненных рефератов и рецензий на сайте поддержки курса, создание рейтинга студенческих работ по данной теме
публикация библиографий по теме
создание тематических web-страниц индивидуально и в мини-группах
создание web-квестов для работы по теме и размещение их на сайте курса
Методические рекомендации по подготовке рефератов
с помощью Интернета
Для того, чтобы отобрать нужный для работы материал в наше время нет никакой необходимости сидеть в библиотеке. Вполне можно использовать Интернет. Помимо книг и учебных пособий во Всемирной Сети всегда можно найти некоторое количество готовых работ сходной тематики различного уровня (от докладов на 1-2 страницы до дипломных работ объёмом до 100 листов), которые можно использовать в качестве образца или основы для будущего реферата.
Однако стоит опасаться искушения сдать понравившуюся готовую работу вместо того, чтобы написать свою. Большинство преподавателей прекрасно знакомы с различными рефератами, постоянно просматривают появляющиеся новинки в Сети и вполне могут определить источник, откуда была скачана данная работа, а это грозит осложнениями, вплоть до несдачи работы. Кроме того, учебный реферат формирует те теоретические навыки, которые будут необходимы при написании работ более высокого порядка (курсовых, бакалаврских, дипломных и др.). Поэтому стоит попробовать написать хотя бы несколько учебных рефератов самостоятельно. Таким образом, активное использование в современном учебном процессе такой формы работы, как написание реферата, вполне обосновано.
Подходить к написанию реферата следует "с умом": в некоторых случаях достаточно будет сдать готовую работу, найденную в Интернете, в других целесообразно обратиться за помощью к специалисту, а в иных стоит поработать самому. Использование Интернета при самостоятельной подготовке реферата оправдано, так как помогает в достаточно короткий срок (в любое время суток, а также в праздничные и выходные дни, в отличие от библиотеки) получить необходимый материал с минимальными затратами. Если при написании реферата используются не только книги и учебные пособия, найденные в Сети, но и готовые работы, то стоит обратить внимание на их качество. Как минимум, стоит просмотреть готовый текст на предмет соответствия темы и материала, наличие плана работы, списка литературы и объёма. Лучше всего использовать своего рода творческий подход: взять несколько работ одной и той же тематики, сравнить, выбрать наиболее удачные моменты, дополнить материалом из учебников и периодических изданий и взять их в качестве основы для создания собственной уникальной работы.
Помочь в это трудоёмком вопросе могут такие сайты, как:
Коллекция бесплатных рефератов, дипломов и курсовых работ http://kref.ru/ ;
Коллекция рефератов на нетехнические темы: http://cclib.nsu./tcd/referats/ ;
Коллекция рефератов "На куличках": http://referat.kulichki.net/ ;
Московская коллекция рефератов: http://www.referat.ru.referat/ ;
Российская коллекция рефератов: http://www.students.ru.referats/ ;
Центральный банк российских рефератов: http://dic.miem.edu.ru/referat/ .
Кроме того, каждый может создать свою собственную коллекцию рефератов и обмениваться с другими или даже зарабатывать таким образом деньги.
Полезные адреса в сети Интернет:
www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики;
www.infopravo.by.ru - Законодательство Российской Федерации;
www.consultant.ru - Интернет-версия системы «Консультант Плюс»;
www.garant.ru - Интернет-версия системы «Гарант»;
www.rsl.ru - Российская государственная библиотека;
www. alleng.ru - Библиотека учебников ;
www. bibliotekar.ru - Электронная библиотека;
Всероссийский конкурс мультимедийных проектов |
|
Тестирование |
|
Все об образовании |
|
Тестирование (сети, дизайн, БД, и т п) |
|
Тестирование on-line |
|
Тестирование on-line |
|
Тестирование по различным предметам, электронные библиотеки и т.д. |
Методические указания по оформлению библиографического списка литературы
В библиографический список включают все документы, использованные при написании научной работы, независимо от их носителя, включая электронные издания и ресурсы Интернет.
Составляется библиографическое описание в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
К группировке материала в списке надо отнестись с большим вниманием, так как именно она отражает глубину изученности темы ее автором.
Существуют различные способы группировки документов в прилагаемом библиографическом списке:
Алфавитный;
Систематический;
Хронологический;
По главам.
Алфавитный способ.
Описания книг, статей и электронных изданий располагаются в нем в общем алфавите фамилий авторов и заглавий книг и статей (если автор не указан).
Описания произведений авторов-однофамильцев располагаются обычно в алфавите их инициалов.
Работы одного и того же автора располагаются или в алфавите их названий, или в хронологии их издания.
Двойные и составные фамилии рассматриваются как два или более слова и записи на работы таких авторов располагаются после записей, сделанных под фамилией, совпадающей с первой частью двойной или составной фамилии:
Андерсен, В.К.
Андерсен, С. В.
Андреев, С.Т.
Андреев-Каботов, В.Л.
Андреев-Смоленский, Л.Д.
Андреева, И.А.
Систематический способ группировки
Способ заключается в расположении материалов по отдельным отраслям знаний, вопросам и темам в их логическом соподчинении. Вначале указываются источники общего характера, затем по отдельным темам. Внутри разделов списка материалы располагаются по алфавиту.
Хронологический порядок расположения материала
Он применяется в основном в работах, посвященных истории развития науки или какой-либо темы. Материалы в списке располагаются либо в хронологическом порядке публикаций книг и статей, либо в хронологии событий.
Особенности группировки записей по главам заключаются в следующем: вначале списка в алфавитном порядке указываются работы общего характера, имеющие отношение к научной работе в целом. Затем приводятся записи на документы, относящиеся к каждой главе в отдельности. Внутри материал располагают либо в алфавите авторов и заглавий, либо по хронологии.
Наиболее часто используется алфавитный принцип расположения источников. Независимо от выбранного способа группировки материала каждая запись в списке нумеруется. Нумерация документов должна быть сквозной: от начала списка до конца. Номер записывают арабскими цифрами, ставят перед записью и отделяют точкой.
Примеры библиографических описаний
Нормативно-правовые документы
Доклад министра образования Российской Федерации В.М. Филиппова на расширенном заседании итоговой коллегии от 21 февраля 2001 г. // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2001. - № 2. – С. 2-10.
Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2002-2004 гг. // Российская газета. -2002.- 19 января.- С. 4-5.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001г. №197-ФЗ Принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года, Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года/Российская газета, 2001.31 декабря (в ред. Федеральных законов 24.07.2002, № 97-ФЗ, от 24, 25.07.2002 № 116-ФЗ, 30.06.2006 № 90-ФЗ).
И т.д.
Монографическая литература
Экономика и социология труда: учебник/ под. ред. д.э.н., проф. А.Я. Кибанова.- М.: ИНФРА-М, 2003.- 584с.
Егоршин, А.П. Управление персоналом/А.П. Егоршин.- Н. Новгород.: НИМБ, 1997. - 548 с.
7. Эренберг, Р. Современная экономика труда: Теория и государственная политика/ Р. Эренберг, Р. Смит.- М.: Изд-во МГУ, 1996.- 800 с.
8. Головачев, А.С. Организация, нормирование и оплата труда: учеб. пособие /А.С. Головачев [и др.]; под общ. ред. А.С. Головачева – 3-е изд. испр.- Минск: Новое знание, 2007.- 603с.
9. И т.д.
Периодическая литература
10. Яковлев, А.Н. Свобода – это наше все…? / А.Н. Яковлев // Рос. вести. – 2001. – 24 янв. – С. 2.
11. Стоунхаус, Д. Управление организационными знаниями/Д. Стоунхаус// Менеджмент в России и за рубежом.-1999. -№ 1.-С. 14-26.
12. И т.д.
Описание электронных ресурсов
Бычков, В.В. Эстетика Владимира Соловьева как актуальная парадигма: К 100-летию со дня смерти В.Л. Соловьева: [Электронный ресурс] / В.В. Бычков. – Электрон. ст. – Б.м., Б.г.- Режим доступа к ст.: http://spasil.ru/biblt/bichov2.htm
Корпоративный проект «МАРС» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М., [2006]. – Режим доступа : // http://www.mars.udsu/ru. – [Загл. с экрана].
Крутихин, И. В. Корпоративная аналитическая база данных статей: принципы организации [Электронный ресурс] / И. В. Крутихин. – Электрон. дан. – М., [2005]. – Режим доступа : http://rckk.ru/win/inter-events/crimea 2002/trud/sec1114/Doc25.HTML. – [Загл. с экрана].
Методические рекомендации по структуре проекта,
оформлению и защите проекта.
Структура проекта должна способствовать раскрытию избранной темы и отдельных ее вопросов. Все части проектной работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязи.
Содержание проекта следует иллюстрировать схемами, таблицами, диаграммами, графиками, фотографиями, рисунками и т.д. Графическому материалу по тексту необходимо давать пояснения. Объем работы должен быть не менее 15 печатных страниц формата А4 (исключая приложения). Структура проекта содержит: титульный лист;
содержание (оглавление);
введение;
основная часть;
заключение (выводы и предложения);
список использованной литературы;
приложения.
Титульный лист является первой страницей проектной работы. В верхнем поле указывается полное наименование организации, учреждения. В среднем поле указывается ф.и.о. и должность слушателя полностью, прикладной проект на тему «_____», ближе к левому краю титульного листа – должность, звание, фамилия, и инициалы преподавателя. В нижнем поле указывается место выполнения работы и год ее написания (без слова «год»). Образец титульного листа проектной работы приведен в приложении 1.
Содержание – вторая страница работы. В нем приводятся заголовки разделов работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Последнее слово каждого заголовка соединяют многоточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце содержания. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать другпод другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Пример содержания работы представлен в приложении
2. Введение (1-2 стр.) предусматривает обоснование актуальности выбранной темы, цель и задачи проводимой работы. При необходимости здесь могут быть отражены сокращения и обозначения, нормативные ссылки. Цель исследования - это мысленное прогнозирование результата, определение оптимальных путей решения задач эффективными методами и приемами исследования при написании работы.
Задачи исследования определяются поставленной целью и представляют собой конкретные направления решения проблемы для достижения цели исследования. Введение не должно содержать примеров, иллюстративного и табличного материала.
Основная часть.
Состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части сначала излагаются основные сведения об объекте реализации проекта – конкретной организации, учреждении или предприятии, затем раскрывается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к её решению, дается их оценка. В практической части проводится подробный анализ предмета исследования, описываются его основные параметры и характеристики. На основании материала, изложенного в предыдущих разделах, рассматривается реальная практическая ситуация и предлагаются варианты решения проблемы.
Заключение. Здесь последовательно излагаются теоретические и практические выводы по всем разделам работы и предложения, сделанные слушателем. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости и обоснованности предложений. Выводы пишутся в виде тезисов (по пунктам) и должны отражать основное содержание по теории вопроса, анализа и практической ситуации.
Список литературы (~1-2 стр.) размещается в конце работы после заключения. Список литературы выполняется в алфавитном порядке и должен включать, как правило, не менее 15 источников, не считая нормативных актов, по всем разделам работы. На все источники информации, используемые в работе, даются ссылки в тексте в виде квадратных скобок, в которых проставляется порядковый номер, под которым он числится в списке литературы и номер страницы первоисточника, например, [12, с.10].
Приложения. Сюда следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст. К вспомогательному материалу относятся промежуточные математические расчеты, таблицы вспомогательных данных, анкеты, инструкции, типовые договора, иллюстрации (фотоматериалы) и др.
Оформление проекта
Проектная работа должна быть содержательной и хорошо оформленной. Текст работы выполняется на одной стороне листа бумаги стандартного формата, листы которой сшиваются в папке-скоросшивателе.
В тексте не должно быть сокращений слов, за исключением общепринятых. Текст работы должен быть отпечатан на компьютере через полтора межстрочных интервала с использованием шрифта Times New Roman Cyr №14. Расстояние от границы листа до текста слева - 25 мм, справа -15 мм, от верхней и нижней строки текста до границы листа - 20 мм. Номер страницы ставится в верхнем правом углу. Абзацы в тексте следует начинать с отступа, равного 10 мм.
Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всей работы, обозначенные арабскими цифрами без точки в конце. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и номера подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится.
Заголовки разделов и подразделов следует записывать с абзаца с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Расстояние между заголовком и текстом должно быть 15 мм, а между заголовками раздела и подраздела - 8 мм. Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа (страницы).
Нумерация пунктов должна быть в пределах подраздела, и номер пункта должен состоять из номеров раздела, подраздела и пункта, разделенных точками. Пункты, как правило, заголовков не имеют и при необходимости могут быть разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта, например: 4.2.1.1, 4.2.1.2 и т. д. В конце номера пункта и подпункта точка не ставится.
Формулы, содержащиеся в проекте, располагают на отдельных строках, нумеруют сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках. Одну формулу обозначают (1). Непосредственно под формулой приводится расшифровка символов и числовых коэффициентов, если они не были пояснены ранее в тексте. Первая строка расшифровки начинается словом "где" без двоеточия после него. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки.
Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например: (2. 4). Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой буквенного обозначения приложения, например: (В. 1).Все используемые в работе материалы даются со ссылкой на источник: в тексте после упоминания материала проставляются в квадратных скобках номер, под которым он значится в списке использованных источников, и номер страницы, например: [5, с.42].
Текст работы должен быть кратким, четким и не допускать различных толкований. В тексте не допускается:
сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в таблицах в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки;
использовать в тексте математический знак минус (-) перед отрицательными значениями величин. Нужно писать слово "минус";
употреблять знаки (, #, №, %) без цифр.
Числовые значения величин с обозначением единиц физических величин и величин счета следует писать цифрами, а число без обозначений единиц физических величин и единиц счета от единицы до девяти - словами.
Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц (рис. 1). Таблица может иметь название, которое следует выполнять строчными буквами (кроме первой прописной) и помещать над таблицей.
Заголовки граф и строк таблицы начинают с прописных букв. Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела.
В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. Надпись "Таблица..." с указанием ее номера помещают над таблицей слева. Если таблица не входит в формат страницы, делают её перенос на другую страницу, при переносе над таблицей пишут слова "Продолжение таблицы..." с указанием номера таблицы также слева над ней. Название при этом помещают только над первой ее частью. Если все показатели, приведенные в графах таблицы, выражены в одной и той же единице физической величины, то ее обозначение необходимо помещать над таблицей справа, а при делении таблицы на части - над каждой ее частью. Графу "Номер по порядку" в таблицу включать не допускается. При необходимости порядковые номера показателей указывают в боковике таблицы перед их наименованием. Повторяющийся в графе таблицы текст, состоящий из одиночных слов, чередующихся с цифрами, допускается заменять кавычками. Если повторяющийся текст состоит из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами "То же", а далее кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических символов не допускается.
На все таблицы должны быть даны ссылки в тексте по типу "... таблица 1". Иллюстрации, схемы и графики могут быть расположены как по тексту, так и в приложении. Их следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией, за исключением иллюстраций приложений. Если рисунок один, то он обозначается "Рисунок 1". Нумерация рисунков сквозная. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела, например: Рисунок 1.1. Иллюстрации могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово "Рисунок" и наименование помещают после пояснительных данных.
Обязательно в тексте должны быть ссылки на иллюстрации. Иллюстрации, таблицы, текст вспомогательного характера допускается давать в виде приложений.
Приложение оформляют как продолжение научной работы на последующих его листах. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине слова "Приложение", после которого следует заглавная буква русского алфавита, обозначающая его последовательность. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично тексту с прописной буквы отдельной строкой.
В тексте на все приложения должны быть ссылки. Для пояснения отдельных данных, приведенных в работе, используют сноски, которые располагают с абзацного отступа в конце страницы, где они обозначены, отделяя от текста короткой тонкой горизонтальной линией с левой стороны. Сам знак сноски выполняют арабскими цифрами со скобкой, допускается вместо цифр обозначать сноски звездочками, но применять не более четырех звездочек. Нумерация сносок должна быть отдельной для каждой страницы.
При оформлении списка использованной литературы также необходимо учитывать ряд правил. В начале списка помещаются законы Российской Федерации, затем в алфавитном порядке остальная литература.
Сведения об учебной, методической и нормативной литературе должны включать фамилию и инициалы автора или авторов, заглавие книги (без кавычек), место издания, издательство, год издания (без слов «год»), количество страниц. Например - Беляев Е.И., Зиновьев Ю.В. Энергоаудит для подготовки энергетического паспорта: Учебное пособие. - Раменское: ИПК ТЭК,2012- 52 с.
При наличии трех и более авторов указываются фамилии и инициалы только первых трех, а фамилии остальных заменяются словом «и др.».
Цитирование автора делается только по его произведению. Когда источник недоступен, разрешается воспользоваться цитатой автора, опубликованной в каком-либо издании, предваряя библиографическую ссылку на источник словами «Цитируется по…». В случае использования чужого материала без ссылки на автора и источник курсовая работа рецензентом не допускается к защите.
Выполненную работу слушатель размещает в личном кабинете, где она регистрируется и передается на проверку преподавателю. При оценке работы учитываются её содержание, актуальность, степень самостоятельности, оригинальность выводов и предложений, качество используемого материала. Преподаватель проверяет работу, предварительно аттестует слушателя и рекомендует её для защиты. В случае замечаний, преподаватель пересылает проект на доработку. При положительном результате, после проверки работы преподаватель назначает дату защиты.
К защите слушатель представляет напечатанную работу, пояснительную записку и иллюстративный материал в форме презентации, видео и аудио материалов, фотоотчета, проектов нормативных документов и т.п. В процессе защиты слушатель раскрывает содержание выполненной работы, анализирует полученные результаты и делает соответствующие выводы. Итоговая аттестация слушателя организуется в публичной форме перед комиссией.
Литература
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия (базовый и профильный уровни, 10-11 кл.). – М., 2005.
Богомолов Н.В. Практические занятия по математике: Учебное пособие для средних проф. учеб. заведений / Н.В.Богомолов, Москва «Высшая школа»,2006г.-495с.
Богомолов Н.В. Математика: Учеб. для ссузов / Н.В.Богомолов, П.И Самойленко.- М.: Дрофа, 2002.-400 с.
Башмаков М. И. Математика (базовый уровень, 10 кл.) – М., 2009.
Глейзер Г.И. История математики в школе. – М., Просвещение, 1993.
Полезные сайты:
http://www.pifagor.kz/category/теги-в-блогах/комбинаторика
http://www.apxu.ru/article/geoforma/geoform/prizma_i_piramida.htm
http://www.coolreferat.com/Призма,_параллелепипед,_пространственные_фигуры
http://artudm.ru/index.php/arhitekt/40-svremen/64-da-vonchi.html?start=2
http://polyhedron2008.narod.ru/pages/stars.htm
http://licey102.k26.ru/dist-kurs/p13aa1.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/Московский_математический_папирус
http://navagrudak.narod.ru/people/evklid/main.html
http://www.profistart.ru/ps/blog/21519.html
http://antique_philosophy.academic.ru/156/ЕВДОКС_КНИДСКИЙ
http://www.abc-people.com/data/archimed/
http://www.apxu.ru/article/geoforma/geoform/prizma_i_piramida.htm
http://polyhedron2008.narod.ru/pages/polyhedr.htm
http://pirog13.narod.ru/new_page_5.htm
http://oldskola1.narod.ru/Nikitin/0113.htm - Развёртки тел
http://www.2x2business.ru/razf.htm - Развёртки тел
http://mnogogranniki.ru/index.php/vidy-mnogogrannikov/86-vid-104-1
http://www.kakprosto.ru/kak-5640-kak-sdelat-tetraedr
http://shkolo.ru/tsilindr-konus-shar/
http://www.2x2business.ru/razf.htm Развертки тел
http://planshete.net.ua/razvertka-shar.html
http://www.origami.ru/lab/arto/ml01.htm
http://www.t-agency.ru/geom/part11/part11-5.html
http://traditio-ru.org/wiki/Русские_меры
http://abratsk.ru/history/lib/mera/mera_russ.htm
http://12mesyatcev.ru/starinnye-russkie-mery
http://academy.dviger.com/virtoteka/show/c_1458.html
http://www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=1&id=7235
Приложение 1
Образец титульного листа реферата
Коми Республикаса йöзöс велöдан да том йöз политика министерство
Министерство образования и молодежной политики Республики Коми
Государственное профессиональное образовательноеучреждение
«Сыктывкарский целлюлозно – бумажный техникум»
РЕФЕРАТ
Тема: «……………………………………..»
по дисциплине «………………………………..»
Выполнил: студент … курса
группы ….. Ф.И.О. студента
Проверил: преподаватель……………..
Сыктывкар, 2016
Приложение 2
Образец оформления презентации
Первый слайд:
Тема информационного сообщения (или иного вида задания): ___________________________________________________ Подготовил: Ф.И.О. студента, курс, группа, специальность Руководитель: Ф.И.О. преподавателя |
Второй слайд
План: 1. ______________________________. 2. ______________________________. 3. ______________________________. |
3.Третий слайд
Литература: |
Четвертый слайд и т.д.
Лаконично раскрывает содержание информации, можно включать рисунки, автофигуры, графики, диаграммы и другие способы наглядного отображения информации |
Приложение 3
Типы тестовых заданий
По способу ответа, тестовые задания могут быть следующих основных типов:
а) Закрытые тесты с одним правильным ответом, в которых необходимо выбрать из предложенных вариантов только один правильный ответ.
Например: 1. Найдите область определения функции у = sinx
1)[-1;1]; 2)(-1;1); 3) 4) (+ )
Правильный ответ: 4
Правильный ответ:1;3; 4.
б) Закрытые тесты с двумя и более правильными ответами, в которых из предложенных вариантов необходимо отметить не менее двух правильных ответов. Например: Какая фигура может быть в основании призмы?
Трапеция
Круг.
Треугольник.
Квадрат
С). Закрытые тесты на нахождение соответствия, где в каждом варианте ответа необходимо проставить идентификатор (букву или номер) соответствующего ему понятия или описания
Например: Соотнесите формулы.
1. |
cos(α-β) |
А. |
|
2. |
ctg α |
Б. |
2 sin α∙ cos α |
3. |
sin(α+β) |
В. |
cos2 α |
4. |
1- sin2 α |
Г. |
cos α ∙cos β + sin α ∙ sin β |
5. |
cos( |
Д. |
sin α ∙cos β + cos α ∙ sin β |
6. |
sin2 α |
Е. |
|
7. |
1+tg2 α |
Ж. |
|
8. |
cos(α+β) |
З. |
sin α |
9. |
cos2 α + sin2 α |
И. |
1 |
10. |
tg2 α |
К. |
cos α ∙cos β - sin α ∙ sin β |
д). Закрытые тесты на нахождение последовательности, где предложенные варианты событий, явлений, понятий требуется разместить в оговоренной в условии теста последовательности.
Например: Последовательность этапов нахождения промежутков монотонности
1 |
Найти критические точки |
2 |
Определить промежутки возрастания и убывания функции |
3 |
Записать ответ |
4 |
Найти производную |
5 |
Найти знак производной на каждом интервале |
Правильный ответ: 4; 1; 5; 2; 3
е). Открытые тесты, в которых отсутствуют варианты правильных ответов, студент должен дать единственно правильный ответ самостоятельно Как правило применяется при формировании тестов, предполагающих ответ в виде результата вычислений, по данным в тесте условиям. При этом нужно внимательно следить за использованными в ответе единицами измерения и погрешностью вычисления.
Например: У цилиндра __________ лежат в параллельных плоскостях.
Правильный ответ: основания