Методические рекомендации по организации работы психологической службы по выявлению одаренных детей в детском саду

7
1
Материал опубликован 13 September 2017 в группе

Лебедь Марина Сергеевна

МДОУ «Детский сад №3» п. Ракитное, Белгородская область

Педагог-психолог

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ.

Проблема определения одаренности, ее выявление, развитие и сопровождение интересовала людей еще много столетий назад. …Многие известные ученые, музыканты, художники и даже писатели проявили свои выдающиеся способности уже в раннем детстве. Всем известны блестящие творческие достижения маленького А. Моцарта, выдающиеся успехи в детстве К. Брюллова, И.И. Мечникова, Н.Винера, В. Гюго, Ф. Шуберта, и этот список можно долго продолжать.

Сегодня в обществе отмечается новый всплеск заинтересованности в исследовании детей с нестандартным мышлением. Это связано, прежде всего, с запросом общества на индивидуальных неповторимых личностей. Только человек, наделенный непохожестью, талантом, творческими способностями, уникальным даром сможет уловить современный жизненный ритм. Именно таким потенциалом и обладают одаренные люди.

Лично мне одаренность раньше казалась явлением необычайно таинственным и редким, связанным с образами гениальных людей прошлого и отдельными примерами детей-вундеркиндов.

  Сейчас с уверенностью можно сказать, что чем больше узнаешь об одаренности, тем сильнее растет интерес к ней. Е.С. Белова в своей книге «Одаренность малыша» сравнивает это уникальное явление со звездой, свет которой пронизывает каждого человека, пробуждая к жизни ростки удивительных способностей, талантов. Ведь детство – неповторимая по своим возможностям пора развития. Очень хочется, чтобы каждый педагог, родитель почувствовал это и научился отыскивать «алмазные россыпи» дарований в своих детях.

Открытия эти радостны, но путь к ним тернист. Раскрывая природный потенциал каждого воспитанника, легко можно ошибиться как в оценке одаренности (недооценить или переоценить), так и в выборе форм, методов, направлений ее развития (переусердствовать, чрезмерно форсировать или неоправданно замедлить). Именно поэтому при воспитании и обучении детей с опере­жающим развитием необходимо активное участие специали­стов, разбирающихся в специфике их развития, в проблемах их социализации и трудностях становления личности.

Основной целью работы педагога-психолога с одаренными дошкольниками является: создание условий для построения воспитательно – образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.

Задачи работы педагога-психолога:

Выявление детской одаренности.

Создание условий, обеспечивающих развитие, обучение и воспитание детей с ярко выраженной познавательной направленностью, высоким уровнем умственного развития.

Создание условий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья ребенка, его осознанное отношение к своему здоровью, физическое и психическое развитие детей.

Создание насыщенной развивающей предметно – пространственной среды для разных видов деятельности.

Вовлечение родителей в образовательный процесс и установление с ними отношений сотрудничества.

В основу психологического сопровождения заложены следующие принципы:

Добровольности, личной и профессиональной заинтересованности;

Активной жизненной и профессиональной позиции;

Уважения индивидуальности;

Свободы самовыражения;

Коллективного принятия решений.

Для работы с одаренными детьми в детском саду должны быть организованы самые благоприятные условия, такие как:

создание атмосферы доброжелательности, заботливости и уважения по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;

наличие богатой предметно-пространственной среды для свободного творческого самовыражения ребенка в процессе образовательной и поисковой деятельности;

наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов и воспитателей.

Существует типичное мнение окружающих о том, что ребенку, опережающему сверстников по уровню интеллекта, уготовано более счастливое детство, чем у других, что он будет особенно легко учиться. В действительности же все не так. На самом деле у детей с высокими умственными способностями возникает много сложностей. О них необходимо знать и помнить взрослым, как педагогам, так и родителям.

Одной из особенностей одаренного ребенка является то, что почти во всех своих начинаниях он добивается успеха. Многие дети, осознающие свои большие способности, воспринимают любое место, кроме первого, как поражение, а себя как неудачника и не умеют пережить неудачу. Они склонны начинать несколько дел одновременно, и браться за слишком сложные задачи, поскольку отличаются от окружающих разнообразием интересов. В результате чего их поджидают не только радости учения, но и разочарования, конфликты.

У ребенка с ранним умственным развитием возникают трудности и во взаимоотношениях с другими детьми. Дело в том, что он очень далеко отрывается от сверстников (на 3-4 года умственного развития), у него возникают особые интересы, в результате он оказывается в изоляции от своей группы, часто подвергается насмешкам, гонениям.

Снять типичные для одаренного ребенка психологические «преграды» помогают организованные психологом тренинговые занятия с детьми. И немаловажную роль играют рекомендации для взрослых, в которых говорится о том, что педагогам и родителям следует помнить, что талантливые дети не просто абстрактные носители интеллекта, а, прежде всего, люди. Именно поэтому, необходимо за способностями видеть, прежде всего, человека, с его достоинствами и недостатками. Такой подход, на мой взгляд, способен обеспечить и личностное развитие талантливых детей, и развитие их способностей. Как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно воспитать у него усидчивость, терпение, ненавязчивость, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения.

Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, иначе это может вылиться в проблему.

Работу с одаренными детьми я считаю одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. На базе детского сада необходимо делать все возможное для решения этой актуальной проблемы: проводить интеллектуальные игры, устраивать конкурсы знатоков, персональные выставки поделок и рисунков, организовывать встречи с интересными людьми района, вести кружки по различным направлениям одаренности. Одаренных дошкольников необходимо привлекать к посещению спортивных секций, музыкальной и художественной школы, театральных кружков. Для того чтобы талантливые дети достигли больших высот в своем развитии, рекомендуется их обучение в специализированных школах с углубленным изучением отдельных предметов, где воспитанники будут иметь уникальную возможность общения с равными по интеллекту детьми.

Подводя итог вышесказанному, нельзя обойти вниманием тот факт, что одаренность - всего лишь потенциал, который может привести к успеху, а может и не реализоваться. Хочется верить, что благодаря усилиям педагогов и специалистов дошкольного учреждения, каждый одаренный ребенок в будущем сможет найти себя, реализовать свои способности, полноценно раскрыться в профессии. Сумеет не потеряться в огромном мире и принести обществу свой вклад, созидая новое в различных сферах жизни.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.

Под «одаренностью» ребенка понимается более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие «одаренность» происходит от слова «дар». Таким образом, одаренность – это дар и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития творческих способностей.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (незаурядных результатов) в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с показателями других людей.

Одаренность объединяет познавательную, эмоциональную, волевую, мотивационную, психофизиологическую и другие сферы психики. Ее признаки могут быть постоянными или временными, явными или скрытыми (потенциальными); она может проявляться в виде высокого уровня развития общих или специальных (интеллектуальных, академических, художественных, психомоторных, лидерских, технических) способностей.

Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки к ним) в том или ином виде деятельности.

Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна усиленная познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Огромный потенциал, заложенный природой, при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность достигать больших высот в развитии.

Интеллектуальное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных проблем педагогики и психологии в начале XXI века - века информационных технологий, т.к. учитывает новые социальные и психолого-педагогические условия, предъявляющие детям повышенные требования к развитию восприятия и мышления, умственной работоспособности.

Известно, что только на основе результатов комплексной диагностики можно сделать вывод о наличии одарённости, поэтому для углубленного определения уровня развития интеллекта у детей используются следующие методики:

    • Тест "Какие предметы спрятаны в рисунках?" (оценка восприятия ребенка). Методика позволяет оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно  способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме. Методика рассчитана на детей 4-6 лет. Прогрессивные матрицы Равенна. Эта методика предназначается для проверки уровня развития наглядно - образное мышления у детей , начиная с 5-ти летнего возраста. Задания представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10-ти постепенно усложняющихся матриц. Тест креативности Торренса (Фигурная форма). Используется для исследования творческой одаренности дошкольников. Предназначен для 5-6 лет.

Каждое занятие с одаренными детьми отличается разнообразным познавательным материалом, предназначенным для развития любознательности и исследовательской активности дошкольников, а также соответствующим интересам и потребностям ребенка. Воспитанники учатся самостоятельно мыслить, т.е. выделять существенные признаки, сравнивать предметы и выявлять сходства и различия в них, синтезировать различные признаки в целое представление о предмете. Выполняют сложные мыслительные операции такие, как систематизация, ограничение, отрицание, умозаключение и т.п. Для того чтобы обеспечить поступательный уровень развития ребенка, при подборке заданий необходимо учитывать оптимальный и плавный переход с одного уровня на другой.

Для повышения уровня развития интеллекта дошкольника, на занятиях используются развивающие игры и упражнения, разнообразный дидактический материал, таблицы, схемы, книги. Детям предлагаются задания на сообразительность и логическое мышление, такие как «Найди закономерность и продолжи ряд», «Определи «лишнюю» фигуру», «Реши задачу», «Соотнеси по смыслу», «Закончи мысль в высказывании», «Разгадай ребус», «Заполни логические таблицы» и т.п. Особое внимание обращается на тот факт, что важно не только найти правильное решение, но и доказать, обосновать свой выбор.

Для развития способностей мыслить системно и стратегически необходимо обязательно включать в работу такие пособия, как кубики Коса, развивающие игры Б.П. Никитина, В.Воскобовича, логические блоки Дьенеша.

Стимулируя познавательную активность дошкольников, помимо вышеперечисленных средств, на занятиях нужно внедрять и инновационные методы. Один из которых – использование в работе с детьми персонального компьютера.

Общение с ЭВМ вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, развиваются важные мыслительные операции, воспитываются усидчивость и интерес к учебной деятельности, развивается мелкая моторика.

СИСТЕМА ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.

Взаимодействие с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от педагогов личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, тесного сотрудничества со специалистами, другими воспитателями, администрацией и обязательно с родителями, а также твердой веры в своих воспитанников.

Система выявления одаренных и талантливых детей включает в себя:

1.Наблюдение  за детьми (прежде всего, в детских видах деятельности).

2. Анкетирование взрослых (родителей и воспитателей).

3.Групповое обследование детей с помощью стандартизованных методик.

4. Индивидуальное обследование с помощью апробированных методик.

Уже с момента поступления ребенка в детский сад начинается наблюдение за ходом развития малыша, его индивидуальными проявлениями. Именно метод наблюдения лег в основу работы по выявлению способностей детей раннего возраста. Чтобы судить об одаренности ребенка, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему.

Как же определить среди группы детей одаренных?

Малыши с опережающим развитием отличаются высоким уровнем способности к самообучению, им присуща ранняя речь и большой словарный запас, употребление сложных слов, а также раннее освоение счета или чтения. Наряду с этим замечается необычайная внимательность («все замечает!»), громадное любопытство («задает миллион вопросов обо всем на свете!") и цепкую память («все запоминает в таких деталях!»), хорошо развитое воображение («играет с воображаемыми друзьями»). Эти дети способны к творчеству, умеют классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны, в учении значительно превосходят сверстников.

Для умственно одаренных детей характерно предваритель­ное планирование своей деятельности: игры, рисования, ап­пликации. Замыслы отличаются развернутостью и продуман­ностью последовательности будущих действий, богатством и оригинальностью, проявлением собственной индивидуальности.

Многие одаренные дети придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. В игре проще усваиваются знания, при помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребенка, он лучше запоминает материал, у него воспитывается характер, расширяется представление об окружающем, формируются и совершенствуются умения, навыки, вырабатывается сосредоточенность, развивается детская личность и осуществляется подготовка к переходу на следующий период развития. Поэтому с самого раннего детства необходимо уделять большое количество времени играм с детьми. Особое внимание уделять подбору игры на развитие сенсорных, двигательных и интеллектуальных способностей, постепенно усложняя правила. Ведь если детям будет интересно, они не устанут.

  Надо отметить, что дети младшего дошкольного возраста, конечно, раз­личаются по уровню умственного развития, однако его прояв­ления настолько неоднозначны и изменчивы, что делать на их основании определенные выводы крайне трудно, и какое-либо заключение может рассматриваться лишь как предположение, а не оконча­тельный вывод.

Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны педагога.

При выявлении одаренности используются самые различные методики. Чаще всего для детей дошкольного возраста применяются тесты Стенфорда – Бине и Векслера. Однако эти тесты не были стандартизированы и рестандартизированы, что затрудняет анализ количественных показателей детей. Кроме того, применение только этих тестов не всегда может служить достаточно надежным показателем детской одаренности. Поэтому, при обследовании детей дошкольного возраста широко используются самые различные методики и их комплексы (Е.П.Торренс, Д.Б.Богоявленская, В.А.Петровский, К.В. Тарасова и др).

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.

Организация работы психологической службы по выявлению одаренных детей ориентирована на поддержку и развитие одаренных детей, а также на раскрытие всех видов одаренности в каждом ребенке.

Основная цель : выявление и развитие всех видов одаренности ребенка.

Задачи:

Создавать систему педагогического взаимодействия, направленного на выявление и развитие всех видов одаренности дошкольника;

Способствовать успешной адаптации одаренных детей к дальнейшему обучению в образовательных учреждениях, сохранению и укреплению их здоровья путем медицинского сопровождения;

Формировать навыки социализации;

Развивать творческие способности одаренного ребенка;

Знакомить родителей с особенностями психофизического развития одаренного ребенка и обучать эффективным способам его развития.

Система деятельности по организации работы с одаренными и талантливыми детьми в образовательном учреждении имеет следующее  содержание:

Выявления одаренных и талантливых детей.

Анализ особых успехов и достижений ребенка.

Диагностика потенциальных возможностей детей.

Преемственность между дошкольным и начальным образованием

Методы и средства обучения

1.   Проблемные ситуации.

2.   Проблемные и поисковые задачи.

3.   Решение познавательных задач.

4.   Детское экспериментирование и опытническая деятельность.

5.   Практическая исследовательская деятельность:

-        самостоятельная,

-        индивидуальная,

-   групповая.

6.   Моделирование.

7.   Развивающие кроссворды.

8.   Создание сказочных ситуаций.

9.   Игры – драматизации.

10. Игры – путешествия.

11. Специальные упражнения типа:

        - вопросы – гипотезы,

        - вопрос – доказательство

Ожидаемые результаты работы с одаренными детьми:

высокая, по сравнению со сверстниками, адаптация к школьному обучению и, соответственно, к коллективу учеников;

высокий уровень подготовленности к школьному обучению;

повышается педагогическая компетентность родителей. Они осознанно включаются в образовательный процесс детского сада.

 

Одаренный ребенок обладает уникальными качествами. И что бы ни было причиной тому – наследственность или среда, в которой ребенок растет, важно поддерживать и развивать его способности. Одна из задач психолога дошкольного учреждения в работе с одаренными детьми – создание условий, помогающих ребятам достигать выдающихся результатов в той деятельности, которая им интересна.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ.

В современных теоретических концепциях одаренность рассматривается как сложное психологическое явление становления личности во всех ее проявлениях, значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных). Одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга. Одаренных детей, как правило, отличает высокая любознательность. Доминирующая у ребенка познавательная мотивация выражается в форме исследовательской, поисковой активности и проявляется в более низких порогах к новизне стимула и необычной ситуации. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Творческое мышление, характерное для одаренного ребенка, обладает целым рядом характерных свойств: беглостью (способностью в короткий временной период продуцировать множество идей), гибкостью (способностью применять различные подходы и стратегии), оригинальностью (способностью генерировать уникальные идеи и решения), детальностью разработки (способностью подробно разрабатывать концепции и сюжеты). Таких детей также отличает повышенная концентрация внимания, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Раннее развитие способностей существенно сказывается на всем стиле поведения. Сравнительная легкость овладения учебным материалом способствует возникновению уверенности в своих силах, независимости в принятии решений от мнения окружающих.

По данным ряда психолого-педагогических исследований, у некоторых детей с высоким уровнем развития способностей наблюдается снижение ведущей роли в общении, что сигнализирует о трудностях в отношениях со сверстниками. В этом случае может происходить разделение детей на популярных и непопулярных. Первые могут пользоваться симпатией сверстников и достаточно свободно общаться. Вторые – стараются держаться уединенно, попадая в категорию отверженных.

Именно поэтому при воспитании и обучении детей с опережающим развитием необходимо активное участие специалистов, разбирающихся в специфике их развития, в проблемах их социализации и трудностях становления личности. Психологическое сопровождение позволяет учитывать возрастные и индивидуальные особенности психофизического становления ребенка и в соответствии с этим выстраивать целенаправленную систему воспитательно-образовательных мероприятий в образовательном учреждении, в семье.

Методологической основой психологического сопровождения является учение о формировании ребенка-личности, о роли его собственной активности в преобразовании самого себя и окружающего мира. Педагогической основой послужила гуманистическая философия, в центре внимания которой – человек, способный к саморазвитию, саморегуляции во взаимодействии с другими людьми, а также философские и психологические аспекты творчества как высшей формы совершенствования личности.

Цели психологического сопровождения:

Создание системы целенаправленного выявления одаренных детей; максимально благоприятных условий для интеллектуального, морального, физического развития детей, для реализации их личных творческих способностей в процессе учебной и поисковой деятельности;

Стимулирование творческой деятельности интеллектуально и творчески развитых детей;

Способствование профессиональному росту педагогов, работающих в инновационном режиме;

Психолого-педагогическое просвещение родителей;

Разработка и поэтапное внедрение нового содержания образования, прогрессивных технологий в работе с одаренными детьми.

В основу психологического сопровождения положены утверждения:

  1. развивающая среда и образовательные условия являются идеальными для воспитания всех детей.

    готовность работать со всеми детьми по развитию их внутреннего потенциала, рассчитывая на выявление скрытых способностей в результате психолого-педагогического воздействия.

Таким образом, психологи­ческое сопровождение одаренных дошкольников позволяет учитывать возрастные и инди­видуальные особенности ребенка и рассматривает детскую одаренность в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.

Современное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личности одаренного ребенка. В связи с этим наибольшую актуальность приобретает проблема его диагностики и развития. Чтобы иметь возможность наиболее качественно и эффективно отслеживать развитие внутреннего потенциала своих воспитанников, педагог должен овладеть специально разработанными методиками, достаточно информативными и сравнительно не сложными в применении.

Для более точного определения одаренности, также исходя из наблюдений, педагогом заполняются следующие опросники и тесты:

Рефлексия для педагога.

Методика диагностики общей одаренности (для педагогов)

«Интеллектуальный портрет» А.И.Савенкова.

  • Тест "Уровень развития ребёнка 4 - 5 лет". Тест "Назови слова" (уровень развития речи).

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов с родителями, которое предполагает повышение педагогической культуры родителей, то есть сообщение им психолого-педагогических знаний, формирование у них эффективных умений и навыков по развитию, воспитанию и обучению подрастающего поколения.

Содержание работы психологической службы с родителями включает в себя вопросы развития, воспитания и обучения детей. Важно ориентироваться в потребностях семьи, ее запросах. Необходимо учитывать также социальный и образовательный уровень воспитанников. Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к специализированной литературе и информации. Вместе с тем многие воспитывают детей интуитивно, некритично относятся к тем или иным проявлениям в поведении ребенка и педагогическим воздействиям на него. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье.

Целесообразно использовать многообразие традиционных и нетрадиционных форм общения педагогов с родителями. В процессе того или иного воздействия педагоги активизируют родителей, создают условия для возникновения интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания поделиться собственным опытом. Методы, активизирующие взаимодействие - дискуссия, просмотр видеоматериалов, анализ психолого-педагогических ситуаций и другие.

Только в сотрудничестве педагогов и семьи можно решать вопросы разностороннего развития ребенка.

Содержание и этапы работы с родителями :

1-й этап – диагностический. Цель: знакомство с родителями, с особенностями развития детей; выявление степени участия родителей в занятиях ребенка, оценка степени развития видов одаренности. Этап включает анкетирование родителей (Анкета «Давайте познакомимся!», Анкета «Как развита фантазия вашего ребенка», Методика «Карта одаренности»;

2-й этап – просветительский и обучающий. Цель: просвещение родителей по вопросам воспитания и развития их детей. Содержание этого этапа включает: практикумы (упражнения на развитие познавательных процессов), мини-тренинги, консультации на следующие темы: «Печать одаренности. Мой ребенок не такой как другие», Письменные консультации «Можно ли обойтись без наказаний?» «Развитие восприятия, творчества у детей», «Растим умничку», «Детские капризы» и др.

3-й этап – практическое взаимодействие с родителями. Цель: вовлечение родителей в педагогический процесс. (Праздники, выставки, выполнение творческих домашних заданий родителями и детьми «Умелые руки не знают скуки», «Прекрасное в природе» и т.д.)

Таким образом, необходимо стараться не только удовлетворить запросы родителей, но и включить их в систему педагогического общения, обогащая психолого-педагогическими знаниями и получая взамен всестороннюю поддержку в реализации педагогических задач. Вся работа должна быть направлена на выявление в каждом ребенке его индивидуальных особенностей, склонностей, задатков в различных сферах деятельности (интеллектуальной, творческой). Основное внимание уделяться развитию выявленных ресурсов и реализации внутреннего потенциала каждого ребенка.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Похожие публикации