12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Костоусова Елена Юрьевна1851
Преподаватель социально-экономических дисциплин БУ ПО ХМАО-Югры "Югорский политехнический колледж"
Россия, Ханты-Мансийский АО, Югорск
Материал размещён в группе «Экономическое образование»
4

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы Учебная дисциплина «Финансы, денежное обращение и кредит» специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

Б Ю Д Ж Е Т Н О Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

«Ю Г О Р С К И Й П О Л И Т Е Х Н И Ч Е С К И Й К О Л Л Е Д Ж»

Методические рекомендации

по организации самостоятельной работы

Учебная дисциплина «Финансы, денежное обращение и кредит»

специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

 

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

г. Югорск, 2016

ОДОБРЕНА

цикловой комиссией социально-экономических дисциплин


 

Председатель

___________________ Е.Ю.Костоусова


 

Протокол №___ от «___»________2016г.

Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) и результатов опроса работодателей.

Заместитель директора по учебной работе


 

___________________ И.А.Крицына

Разработчик: Костоусова Е.Ю, преподаватель экономических дисциплин, высшая квалификационная категория

Содержание

Пояснительная записка

Тематическое содержание самостоятельной работы по УД «Финансы, денежное обращение и кредит»

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по УД «Финансы, денежное обращение и кредит»

Список литературы

Приложение А. Рекомендации по написанию, оформлению и содержанию план-конспекта

Приложение Б. Доклад

Приложение В. Подготовка и защита презентации

Приложение Г. Требования к написанию Эссе

Приложение Д. Требования к оформлению кейса

Приложение Е. образец Титульного листа

4

6

8

11

12

13

16

19

20

21


 


 

Пояснительная записка

Согласно требованиям ФГОС, рабочего учебного плана и рабочей программы по учебной дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит» каждый обучающийся обязан выполнить определенный объем внеаудиторной самостоятельной работы.

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы составлены для обучающихся по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Цель методических указаний состоит в обеспечении эффективности самостоятельной работы, определении ее содержания, установления требований к оформлению и результатам самостоятельной работы.

Цель самостоятельной работы по дисциплине:

овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности.

Задачи самостоятельной работы:

формирование умений пользоваться основной и дополнительной литературой, справочниками и словарями;

развитие познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;

формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;

формирование общих и профессиональных компетенций;

развитие исследовательских умений;

Самостоятельная работа предусматривает формирование общих компетенций по специальности:

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.


 


 

Рабочей программой по «Финансы, денежное обращение и кредит» на самостоятельную работу отводится:

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

54

в том числе:

 

Написание план-конспекта

Доклады с презентациями или кейсами

Решение задач

Работа с литературой и интернет источниками

Написание Эссе

Выполнение тестовых заданий

2

20

2

17

9

4

Итоговая аттестация в форме экзамена

  1. Тематическое содержание самостоятельной работы по УД «Финансы, денежное обращение и кредит»


 

Раздел, тема

Содержание самостоятельной работы

Количество часов

Модуль 1. Финансы и финансовая система

 

Тема 1.1. Сущность и функции денег. Денежное обращение

Самостоятельная работа обучающихся №1

Составить план-конспект по теме «Основные типы и элементы денежных систем»

Решение задач.

Подготовка докладов (презентаций) Тема «Виды денежных реформ»

7

Тема 1.2. Сущность и функции финансов. Финансовая политика и финансовая система. Управление финансами

Самостоятельная работа обучающихся №2

Подготовка эссе (презентаций) по вопросам темы 1.2. (к пр.занятию №4). Темы эссе:

1. Содержание и функции финансов

2. Финансы в общественном воспроизводстве

3. Финансовая система и ее звенья

4. Финансовое планирование и прогнозирование

5. Происхождение, сущность и значение современных денег

6. Финансовый рынок и его инструменты

7. Социально-экономическая сущность финансов

8. Роль финансов в расширенном воспроизводстве

Работа с контрольными вопросами по подготовке к практическому занятию №4

6

Тема 1.3. Государственные финансы: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит

Самостоятельная работа обучающихся №3 Выполнение тестов.

Работа с контрольными вопросами по подготовке к практическому занятию№6

6

Тема 1.4. Финансы организаций различных форм собственности

Самостоятельная работа обучающихся №4

Выполнение тестов. Работа по составлению таблицы сравнительных характеристик.

6

Тема 1.5. Система страхования

Самостоятельная работа обучающихся №5 (3 темы на выбор) Темы эссе

1. Основные задачи и функции страхования.

2. Основные виды и формы страхования.

3. Экономическое значение имущественного страхования.

4. Виды личного страхования.

5. Сущность обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.

6. Основные условия функционирования страхового рынка.

7. Перспективы развития страхового рынка в Российской Федерации.

8. Страхование от потерь ожидаемой прибыли.

9. Объекты страхования предпринимательских рисков.

10. Отношения «страхователь — страховщик».

6

Модуль 2. Банки и банковская система

 

Тема 2.1. Банковская система Российской Федерации

Самостоятельная работа обучающихся №6

Работа с контрольными вопросами и заданиями

6

Тема 2.2. Рынок ценных бумаг

Самостоятельная работа обучающихся №7 подготовка докладов, кейсов по теме «Виды ценных бумаг»

6

Модуль 3. Финансирование и кредитование капитальных вложений

Тема 3.1. Источники финансирования капитальных вложений

Самостоятельная работа обучающихся № 8

Подготовка докладов, кейсов по теме «Источники финансирования капитальных вложений»

5

 

Самостоятельная работа обучающихся №9 Подготовка докладов к семинару по теме «Особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы» и «Характеристики кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики»

6

Итого

54

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

  1. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по УД «Финансы, денежное обращение и кредит»

Самостоятельная работа обучающихся №1

Тема 1.1. Сущность и функции денег. Денежное обращение

Виды работ:

Составить план-конспект по теме «Основные типы и элементы денежных систем»

Рекомендации по написанию, оформлению и содержанию план-конспекта смотреть Приложение А

Решение задач.

Задача 1. Денежная масса (М2) - 350 млрд. руб. Валовой национальный продукт - 3325 млрд. руб. Рассчитайте скорость обращения денег.

Задача 2. Дано: масса денег в обращении - 40 ден.ед., реальный объем производства - 100 ден.ед., скорость обращения денег - 10 раз, уровень цен - 4 ден.ед. Как следует изменить количество денег в обращении, если объем реального производства увеличится на 10%, а скорость обращения денег сократится до 8 раз?

Подготовка докладов (презентаций) Тема «Виды денежных реформ».

Рекомендации по написанию доклада и оформлению презентации смотреть в Приложении Б и Приложении В.

Самостоятельная работа обучающихся №2

Тема 1.2. Сущность и функции финансов. Финансовая политика и финансовая система. Управление финансами

Виды работ: 1. Подготовка эссе (презентаций) по вопросам темы 1.2. (к пр.занятию №4)

Темы эссе:

1. Содержание и функции финансов

2. Финансы в общественном воспроизводстве

3. Финансовая система и ее звенья

4. Финансовое планирование и прогнозирование

5. Происхождение, сущность и значение современных денег

6. Финансовый рынок и его инструменты

7. Социально-экономическая сущность финансов

8. Роль финансов в расширенном воспроизводстве

Требования к эссе смотри в Приложении Г.

2.Работа с контрольными вопросами по подготовке к практическому занятию №4 (см.методическое пособие для практических занятий)

Самостоятельная работа обучающихся №3

Тема 1.3. Государственные финансы: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит

Виды работ:

Выполнение тестов (Тесты в приложении). Составление схемы Государственные финансы.

Работа с контрольными вопросами по подготовке к практическому занятию№6 (см.методическое пособие для практических занятий)

Самостоятельная работа обучающихся №4

Тема 1.4. Финансы организаций различных форм собственности

Виды работ: Выполнение тестов (Тесты в приложении). Составление таблицы сравнительных характеристик.

Самостоятельная работа обучающихся №5

Тема 1.5. Система страхования

Виды работ: Написание эссе (3 темы на выбор)

Темы эссе 1. Основные задачи и функции страхования.

2. Основные виды и формы страхования.

3. Экономическое значение имущественного страхования.

4. Виды личного страхования.

5. Сущность обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.

6. Основные условия функционирования страхового рынка.

7. Перспективы развития страхового рынка в Российской Федерации.

8. Страхование от потерь ожидаемой прибыли.

9. Объекты страхования предпринимательских рисков.

10. Отношения «страхователь — страховщик».

Самостоятельная работа обучающихся №6

Тема 2.1. Банковская система Российской Федерации

Виды работ: Дать определения, ответить на вопросы.

Банковское законодательство в РФ -  …

Банковская система - …

Виды банков

Что значит, коммерческие банки?

Какие банки различают по форме собственности?

Структура банковской системы РФ.

Функции банков: …..

Небанковские кредитные организации.

Иностранный банк 

Определение ЦБ

Перечислите функции ЦБ (пять основных)

Основными целями деятельности Банка России являются:

Кто является Председателем ЦБ РФ?

ЦБ – централизованная система с вертикальной структурой управления (составить схему)

Самостоятельная работа обучающихся №7

Тема 2.2. Рынок ценных бумаг

Виды работ:

Подготовка докладов, кейсов по теме «Виды ценных бумаг»

Акции обыкновенные

Акции привилегированные

Облигации

Казначейские обязательства

Сберегательные и депозитные сертификаты

Векселя

Рекомендации по составлению кейсов смотреть в Приложении Д.

Самостоятельная работа обучающихся № 8

Тема 3.1. Источники финансирования капитальных вложений

Виды работ:

Подготовка докладов, кейсов по теме «Источники финансирования капитальных вложений»

Рекомендации по составлению кейсов смотреть в Приложении Д.

Самостоятельная работа обучающихся № 9

Виды работ: Подготовка докладов к семинару по теме «Особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы» и «Характеристики кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики»

Список литературы

Основная литература

Грязнова А.Г. Финансы: учебник- М.: Финансы и статистика, 2012

Казначевская Г.Б. Экономическая теория. –Ростов н/Д: Феникс, 2009.-346с.

Куликов Л.М. Основы экономической теории: учебное пособие – М.: Финансы и статистика, 2010.

Слагода В.Г. Основы Экономической теории: учебник/ В.Г.Слагода. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009.

Слагода В.Г. Экономика: учебное пособие / В.Г.Слагода. – М.: ФОРУМ: 2011.

Океанова З.К. Основы экономической теории: учебное пособие 4-е издание, перер. и дополн. –М.: ИД «ФОРУМ», 2012.

Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. О.Е. Янин 2008 М:Академия

Дополнительная литература

Гаврилова А.Н., Попв А.А. Финансы организаций (предприятий).- М.: Кнорус, 2010.- 606 с.

Криворотова Н.Ф., Урядова Т.Н. Актуальные проблемы денежно-кредитной политики России // Terra Economicus. – 2012. - № 3. – С. 24 – 26.

Лукша Н. Инфляция и денежно-кредитная политика // Экономико-политическая ситуация в России. – 2012. - № 12. – С. 9 – 11.

Малхасян А.М. Направления совершенствования денежно-кредитной политики Российской Федерации // Финансы и кредит. – 2012. - № 43. – С. 51 – 62.

Матовников М.Ю. К вопросу об инструментах денежно-кредитной политики // Деньги и кредит. – 2012. - № 1. – С. 32 – 34.

Программное обеспечение и Internet-ресурсы:

Сервер органов государственной власти Российской Федерации. www.gov.ru .

Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации. www.ach.gov.ru .

Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. www.minfin.ru .

Официальный сайт Федеральной налоговой службы. www.nalog.ru .

Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. www.cbr.ru .

Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации. www.pfrf.ru .

Официальный сайт Фонда социального страхования Российской Федерации. www.fss.ru .

Официальный сайт Федерального фонда обязательного медицинского страхования. www.ffoms.ru .

Приложение А Рекомендации по написанию, оформлению и содержанию план-конспекта

Конспект — это краткое, связное и последовательное изложение констатирующих и аргументирующих положений текста.

Классификация видов конспектов:

1.  План-конспект. При создании такого конспекта сначала пишется план текста, далее на отдельные пункты плана «наращиваются» комментарии. Это могут быть цитаты или свободно изложенный текст.

 Как составлять конспект

1. Определите цель составления конспекта.

2. Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.

3. Если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них.

4. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.

5. В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).

6. Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.

7. Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками» подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.

 Познакомьтесь с правилами конспектирования

1.Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные.

2. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.

3. Составить план — основу конспекта.

4. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.

Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.

5.  Запись вести своими словами, это способствует лучшему осмыслению текста.

6. Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.

7.  Соблюдать правила цитирования — цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.

Критерии оценки письменной работы:

«5» - допускается, если ответ полный развернутый, выполнен каждый пункт плана анализа, возможно 2 недочета.

«4» - допускается, если ответ с 5 недочетами.

«3» - допускается, если ответ с 7 недочетами.

«2» - допускается, если ответ не выполнен или выполнен, недочетов более 8.

Приложение Б

Доклад

 

Доклад — это сообщение, содержимое которого представляет информацию и отражает суть вопроса или исследования применительно к данной ситуации. Цель доклада — информирование кого-либо о чём-либо. Тем не менее, доклады могут включать в себя такие элементы как рекомендации, предложения или другие мотивационные предложения.


 

Этапы подготовки к докладу

выбрать тему;

ознакомиться с методическими указаниями по данному вопросу;

изучить тему по базовому учебнику и учебно-методическому пособию;

выделить основные идеи будущего выступления;

прочесть рекомендуемую по данной теме литературу;

составить план доклада или сообщения;

выявить ключевые термины темы и дать их определение с помощью словарей, справочников, энциклопедий;

составить тезисы выступления;

подобрать примеры и иллюстративный материал; по многим темам доклад уместно сопровождать показом презентаций Power Point;

подготовить текст доклада (сообщения);

Рекомендуемая продолжительность доклада составляет 10 минут. После выступления докладчика предусматривается время для его ответов на вопросы аудитории и для резюме преподавателя.

Структура публичного выступления

В классической риторике сложилась трехчастная структура развернутого устного выступления: вступление, основная часть, заключение.

Вступление – это способ привлечения внимания слушателей к обсуждаемой теме, их включения в проблематику выступления. Оно обычно составляет одну восьмую часть всего времени доклада.

Любое выступление начинается с формулировки темы. Нет единых правил по составлению вступления. Часто в нем показывают значение избранной темы в общественной жизни, ее место в обществознании. Отмечается актуальность, личные мотивы избрания данной темы, степень ее разработанности в трудах специалистов.

Основная часть речи посвящается раскрытию темы и содержит изложение сведений и доказательства. Высказываемые мысли должны удовлетворять логичным требованиям, быть связанными друг с другом, вытекать одна из другой.

Самые распространенные ошибки, допускаемые в основной части доклада: выход за пределы рассматриваемой темы; отсутствие четкого плана изложения материала; излишнее дробление рассматриваемых вопросов (в докладе не должно быть более пяти основных положений, иначе внимание слушателей рассеивается); перескакивание с одного вопроса на другой.

Заключение должно быть кратким и ясным. Оно не содержит новых, дополнительных сведений или мыслей. Заключение призвано напомнить слушателям основное содержание речи, ее главные выводы (на слух не все хорошо запоминается с первого раза). В заключении можно выразить слушателям благодарность за внимание.

Удержание внимания слушателей зависит от динамичности движений выступающего, его мимики, жестов, повышения и понижения голоса, дикции, тембра голоса, использования пауз. Выразительная жестикуляция оживляет речь, а частые и однообразные жесты раздражают слушателей. Удерживают внимание аудитории убедительные примеры, сравнения, иллюстрации метафоры, цитаты. Они вызывают интерес слушателей, помогают установить контакт с ними, выяснить их позицию.

Принципы успешного выступления

1. Начинать подготовку к выступлению нужно за несколько дней, а не накануне. Это позволяет в должной мере изучить тему, понять ее, почувствовать себя в ней уверенно, а не лихорадочно заучивать текст в последний момент.

2. Речь надо репетировать, по меньшей мере, один раз, а лучше – дважды или трижды.

3. Перед репетицией на листе бумаги составляют план речи, заранее обдумывая основные элементы ее структуры. Для короткого выступления - это перечень основных мыслей в нужной последовательности; для более обстоятельного – развернутый план, отражающий завершенную форму будущей речи.

4. Для большого выступления готовят конспект – несколько листков бумаги, которые удобно держать в руке. Они содержат необходимый фактический и справочный материал: цифры, цитаты, примеры, доказательства.

5. Репетировать речь нужно как целое, а не отдельными фрагментами. Менять последовательность изложения, дополнять или сокращать содержание, если в том есть необходимость, лучше при следующей репетиции. Это позволяет воспроизвести ситуацию реального выступления.

6. Репетируя, не надо заучивать фразы или отдельные обороты речи. Целью является запоминание идей, а не их языковой формы. Выступая, надо беседовать со слушателями, а не декламировать текст наизусть.

7. При каждой репетиции речь получается немного новой, как правило, улучшенной. Репетируя, обращаются к написанному плану только в том случае, если забывают ход мысли.

8. Произнося пробную речь, по возможности, представляют себе обстоятельства будущего выступления – помещение, слушателей.

9. На листке плана удобно оставить широкие поля - на них можно записать опорные (ключевые) слова, по которым легко восстановить в памяти весь соответствующий раздел. На основной же части листка можно записать конспект выступления.

Критерии оценки доклада

«5» - ставится за отличное знание материала доклада, умение пользоваться информацией для аргументации и самостоятельных выводов, свободное владение экономическими терминами, проявление навыков анализа, умение излагать свои мысли последовательно с необходимыми обобщениями и выводами. Логика изложения доклада, убедительность рассуждений. Использование презентации.

«4» - ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание изложенного материала, умение анализировать, приводя необходимые аргументы, умение излагать свои мысли последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные затруднения в формулировке выводов, изложенный материал может быть представлен недостаточно. Использование презентации.

«3» - ставится за ответ, в котором в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения раскрыт материал. Нет обобщений и выводов в полном объеме, имеются существенные ошибки в речевом оформлении высказываний, есть затруднения в пояснении терминов и определений.

«2» - ставится, если показано незнание материала или неумение его анализировать, в ответе отсутствуют необходимые примеры и аргументы, отсутствует логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и самостоятельной оценки фактов; недостаточно сформированы навыки устной речи.


 

Приложение В Подготовка и защита презентации


 

 Общие требования к презентации.

1. Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.

2. Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название; название образовательной организации; фамилия, имя автора, группа.

3. Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.

4. Дизайн - эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.

5. Последними слайдами презентации должны быть глоссарий и список литературы.

Требования к оформлению презентаций.

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.

 Оформление слайдов. Стиль.

Соблюдайте единый стиль оформления

Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

Фон. Для фона предпочтительны холодные тона. Использование цвета.

На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.

Для фона и текста используйте контрастные цвета.

Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).

Анимационные эффекты

Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.

Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

 Представление информации.

  Содержание информации

Используйте короткие слова и предложения.

Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.

Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположение информации на странице

Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты

Для заголовков – не менее 24.

Для информации не менее 18.

Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.

Не нужно смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

Не стоит злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Способы выделения информации

Следует использовать: рамки; границы, заливку; штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем информации

Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: трудно единовременно запомнить более трех фактов, выводов, определений.

Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом; с таблицами; с диаграммами.

 - На последнем слайде презентации размещение ссылок на использованные источники  и иллюстрации является обязательным.

- Все иллюстрации и фотографии, используемые в презентации, должны быть оптимизированы (сжаты).

Критерии оценивания:

Оценка «5» ставится за полное соответствие требованиям:

Дизайн презентации

- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;

- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;

- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;

- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;

- ссылки – все ссылки работают

Содержание

- раскрыты все аспекты темы;

- материал изложен в доступной форме;

- систематизированный набор оригинальных рисунков;

- слайды расположены в логической последовательности;

- заключительный слайд с выводами;

- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.

Защита проекта

- речь чёткая и логичная;

- владение материалом своей темы;

Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.

Оценка «2» ставится в случаях грубых нарушений в подаче фактического материала, его оформления и защиты.


 




 


 


 


 


 


 


 

Приложение Г Требования к написанию эссе

Проблемное эссе - творческая работа учащегося, позволяющая выявить его индивидуальные способности анализировать конкретную экономическую ситуацию.

Вообще под эссе (франц. - попытка, проба), понимается прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу и вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета.

Экономическое эссе призвано выработать у студентов навыки логического исследования экономической проблемы, подготовить их к более активному участию в проектной деятельности.

Проблемное эссе должно отвечать определенным требованиям. Эти требования, как и критерии оценки работы (эссе), должны быть объяснены преподавателем и хорошо поняты студентами.

Так, при написании эссе, учащийся должен уметь:

определять предмет эссе, ключевые понятия;

выделять причинно-следственные связи явлений общественной жизни;

обоснованно применять и интерпретировать таблицы, графики и диаграммы;

свободно ориентироваться в разнообразных источниках информации;

делить эссе на смысловые части;

сохранять логику рассуждений при переходе от одной части к другой;

коротко, грамотным, литературным языком выражать свои мысли и уметь аргументировать основные положения эссе;

демонстрировать индивидуальную манеру изложения, научный стиль речи.


 

Критерии оценки проблемного эссе:

степень овладения теоретическим материалом;

умение анализировать поставленную проблему;

умение использовать информационное пространство;

умение строить суждения;

умение делать выводы;

презентация работы.


 



Приложение Д


 

Требования к оформлению кейса

Кейс должен состоять из следующих частей:

- титульный лист с указанием темы

- содержание (с указанием страниц)

- теоретический материал по теме

- схемы по теме

- ключевые термины и понятия

- вопросы по теме (не менее 10 вопросов)


 

Кейс должен быть оформлен соответствующим образом:

Поля: левое – 20 мм, правое –10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Абзацный отступ - 1,27-1,5

Шрифт – Times New Roman.

Размер – 14. Заголовки выделены жирным шрифтом.

Выравнивание по ширине.

Автоматический перенос слов.

Объем работы – не более 10 страниц печатного текста.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение Е

Титульный лист

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

Б Ю Д Ж Е Т Н О Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

«Ю Г О Р С К И Й П О Л И Т Е Х Н И Ч Е С К И Й К О Л Л Е Д Ж»


 


 

   


 

Доклад (ЭССе)

 

Тема: _________________________________________________


 

 

Выполнил(а) студент(ка): ФИО___________________________

Группа: ______________________________

Работа выполнена «___» ___________20__г.

Подпись: _____________________________

Проверила: преподаватель экономических дисциплин ________________ /

Костоусова Е.Ю.

   


 


 


 

г. Югорск, 20__

22

Опубликовано в группе «Экономическое образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.