Методические рекомендации по организации внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы обучающихся по программе учебной дисциплины ОП.02 Психологии основной профессиональной образовательной программы
Государственное образовательное профессиональное учреждение
«Читинский педагогический колледж»
Методические рекомендации
по организации внеаудиторной и аудиторной
самостоятельной работы обучающихся
по программе учебной дисциплины
ОП.02 Психология
основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)
по специальности СПО
44.02.01 Дошкольное образование
углубленной подготовки
Чита, 2016 г
Разработчик: ГПОУ «Читинский педагогический колледж» - преподаватель психологии Т.Н. Аксенова
Рассмотрено и одобрено на заседании
кафедры психолого-педагогических дисциплин
Протокол № ____ от « » _____ 2016г.
Методические рекомендации содержат информацию о видах и формах самостоятельной работы, список литературы.
Методические рекомендации предназначены для студентов очной и заочной форм обучения.
Пояснительная записка
Самостоятельная работа студентов – важнейшая составная часть занятий по психологии, необходимая для полного усвоения программы курса.
Целью самостоятельной работы является:
закрепление и углубление занятий, полученных студентами на лекциях, подготовке к текущим семинарским занятиям, промежуточным формам контроля знаний и к экзамену
формирование и развитие общих компетенций, определённых во ФГОС СПО;
формирование и развитие профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности выпускников профессионального образования.
Задачи самостоятельной работы:
расширить, систематизировать и закрепить полученные теоретические знания и практические умения, необходимые для будущей профессиональной деятельности;
приобрести опыт и развить умения поиска и получения актуальных знаний, в т.ч.
посредством использования информационных технологий;
сформировать проектировочные, конструктивные, аналитические, прогностические, исследовательские умения обучающихся;
сформировать практические умения использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу в учебной, профессиональной и социальной деятельности;
развить познавательную способность и активность обучающихся; их творческую инициативу, самостоятельность, ответственность и организованность;
сформировать самостоятельность мышления, способность к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
Самостоятельная работа способствует формированию у студентов навыков работы с психологической и педагогической литературой, развитию культуры умственного труда и поискам в приобретении новых знаний.
Самостоятельная работа включает те разделы курса психологии, которые не получили достаточного освещения на лекциях по причине ограниченности лекционного времени и большого объема изучаемого материала.
Отсюда следует, что без серьезной систематической самостоятельной работы получить требуемую психологическую и педагогическую подготовку невозможно. Освоение программы курса психологии предполагает, что на самостоятельное изучение этой дисциплины студент должен предусматривать в среднем по два часа в неделю на протяжении всего курса изучения.
Методическое обеспечение самостоятельной работы по психологии состоит из:
Определения учебных вопросов, которые студенты должны изучить самостоятельно;
Подбора необходимой учебной литературы, обязательной для проработки и изучения;
Поиска дополнительной научной литературы, к которой студенты могут обращаться по желанию, если возникает интерес в данной теме;
Организации консультаций преподавателя со студентами для разъяснения вопросов, вызвавших у студентов затруднения при самостоятельном освоении учебного материала.
Контроль за самостоятельной работой студентов по курсу психологии осуществляется в трех формах: текущий, рубежный и итоговый.
Текущий контроль проводится в форме повседневного наблюдения.
Рубежный в форме индивидуальных собеседований по ключевым темам курса.
Эффективная самостоятельная работа студентов по изучению курса психологии обеспечит студентам успешную сдачу зачета и экзамена и главное, действительно глубокие знания по психологии, необходимые современному человеку и любому педагогу в будущей профессиональной деятельности.
Рабочей программой дисциплины «Психология» предусмотрена самостоятельная работа студентов в объеме 33 часов.
Тематический план |
||||
Дидактическая единица (раздел, тема) |
Время на выполнение задания (час.) |
Форма организации самостоятельной работы/ Вид самостоятельной работы |
Задание |
Форма контроля и средства оценки |
Раздел1. Особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой. Тема 1.2.Применение знаний психологии при решении педагогических задач. |
4 ч |
Формы самостоятельной работы для закрепления и систематизации знаний: -составление терминологического словаря по изученным темам раздела Вид самостоятельной работы: творческая. |
Составление глоссария терминов по Разделу1. С – р № 1 |
Формы контроля- собеседование с группой; средства оценки: нетестовые средства оценивания. |
Раздел2. Основы психологии личности Тема 2.1 Закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности. |
8 ч |
Формы самостоятельной работы для формирования компетенций: -систематизация учебного материала посредством составления рекомендаций, осуществление проектной деятельности Вид самостоятельной работы: творческая. |
Разработка практических рекомендаций в форме проекта по предложенным темам С – р № 2 |
Формы контроля - просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем, взаимопроверка выполненного задания в группе;
средства оценки: нетестовые средства оценивания. |
Раздел 2. Основы психологии личности Тема 2.3 Возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании. |
8 ч |
Формы самостоятельной работы для формирования компетенций: -проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности. Вид самостоятельной работы: творческая. |
Разработка практических рекомендаций для родителей и воспитателей С – р № 3 |
Формы контроля - взаимопроверка выполненного задания в группе; средства оценки: нетестовые средства оценивания. |
Раздел 2. Основы психологии личности. Тема 2.4 Особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте. |
5 ч |
Формы самостоятельной работы для закрепления и систематизации знаний: поиск литературных источников, их систематизация; изучение и обобщение литературного материала. Вид самостоятельной работы: творческая. |
Подготовка электронной презентации С – р № 4 |
Формы контроля - взаимопроверка выполненного задания в группе; средства оценки: нетестовые средства оценивания. |
Раздел.2. Основы психологии личности. Тема 2.5 Групповая динамика |
4 ч |
Формы самостоятельной работы для закрепления теоретических знаний: - составление терминологического словаря по теме;
Вид самостоятельной работы: реконструктивная. |
Составление глоссария основных понятий по теме. С – р № 5 |
Формы контроля - просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем; средства оценки: нетестовые средства оценивания |
Раздел 2 Основы психологии личности. Тема 2.7 Основы психологии творчества. |
4 ч |
Формы самостоятельной работы для формирования компетенций: проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности. Вид самостоятельной работы: творческая. |
Подготовка дидактического материала по теме: "Совершенствование художественно – творческих действий ребенка». С – р № 6 |
Формы контроля - творческий конкурс; средства оценки: нетестовые средства оценивания. |
Содержание:
Самостоятельная работа № 1
Раздел 1. Особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой.
Тема 1.2. Применение знаний психологии при решении педагогических задач
Задание
Составление глоссария терминов по Разделу 1.
Приложение № 1 – Рекомендации по составлению глоссария
Форма представления свидетельств выполнения заданий: составленный терминологический словарь.
Ориентировочное время на подготовку глоссария не менее чем из 20 слов – 1ч
Критерии оценки:
• соответствие терминов теме, 2 балл;
• многоаспектность интерпретации терминов и конкретизация их трактовки в соответствии со спецификой изучения дисциплины, 5 баллов;
• соответствие оформления требованиям, 2 балла;
• работа сдана в срок, 1 балл.
Максимальное количество баллов: 10.
9-10 баллов соответствует оценке «5»
7-8 баллов – «4»
5-7 баллов – «3»
менее 5 баллов – «2»
Литература:
-
-
-
-
-
Бодалев А. А. Личность и общение. М.: Педагогика, 2013. - С. 70- 85.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. - М., 2008.-С.281
Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ.сред.пед.учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Мерлин B.C. Личность как предмет психологического исследования.- Пермь, 2008. - С. 54- 67.
Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии. - М., 2007. - С.42- 49.
-
-
-
-
Самостоятельная работа № 2
Раздел 1. Особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой.
Тема 2.1 Закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности.
Задание
Разработка практических рекомендаций в форме проекта по предложенным темам:
1.Развитие черт характера в дошкольном возрасте.
2.Развитие способностей в дошкольном возрасте.
3. Психологические особенности воспитания ребенка - дошкольника с учетом типа его темперамента.
4. Развитие когнитивной сферы в дошкольном возрасте.
Приложение № 2. Методические рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся.
Приложение № 3. Как составить методические рекомендации.
Форма представления свидетельств выполнения заданий: практико-ориентированный индивидуальный монопроект.
Критерии оценки:
• соответствие содержания теме, 1 балл;
• правильная структурированность информации, 3 балла;
• наличие логической связи изложенной информации, 4балла;
• соответствие оформления требованиям, 3 балла;
• аккуратность и грамотность изложения, 3 балла;
• работа сдана в срок, 1 балл.
Максимальное количество баллов: 15.
14-15 баллов соответствует оценке «5»
11-13 баллов – «4»
8-10 баллов – «3»
менее 8 баллов – «2»
Литература:
Авдулова, Т.П. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / Т.Д. Марцинковская, Т.П. Авдулова; Под ред. Т.Д. Марцинковская. - М.: ИЦ Академия, 2014. - 336 c.
Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева.- М.: Логос, 2013. - 306 c.
Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2012. - 526 c.
Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. - 264 c.
Мандель, Б.Р. Возрастная психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 352 c.
Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебное пособие / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2013. - 460 c.
Самостоятельная работа № 3
Раздел 2. Основы психологии личности
Тема 2.3. Возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании.
Задание
Разработка практических психолого-педагогических рекомендаций для родителей и воспитателей: « Проблемы развития и воспитания детей в разные возрастные периоды»
Форма представления свидетельств выполнения заданий: презентация, проект.
Приложение № 2. Методические рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся.
Приложение № 4. Рекомендации по представлению материалов в электронном виде.
Критерии оценки:
• соответствие содержания теме, 1 балл;
• правильная структурированность информации, 3 балла;
• наличие логической связи изложенной информации, 4балла;
• соответствие оформления требованиям, 3 балла;
• аккуратность и грамотность изложения, 3 балла;
• работа сдана в срок, 1 балл.
Максимальное количество баллов: 15.
14-15 баллов соответствует оценке «5»
11-13 баллов – «4»
8-10 баллов – «3»
менее 8 баллов – «2»
Литература:
Авдулова, Т.П. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / Т.Д. Марцинковская, Т.П. Авдулова; Под ред. Т.Д. Марцинковская. - М.: ИЦ Академия, 2011. - 336 c.
Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева.- М.: Логос, 2013. - 306 c.
Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2012. - 526 c.
Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. - 264 c.
Мандель, Б.Р. Возрастная психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 352 c.
Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебное пособие/ Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2013. - 460 c.
Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебное пособие / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, МГППУ, ИД Юрайт, 2010. - 460 c.
Самыгин, С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / С.И. Самыгин; Под общ. ред. Л.И. Щербакова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 220 c.
Хилько, М.Е. Возрастная психология: Конспект лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2010. - 194 c.
Хилько, М.Е. Возрастная психология: Краткий курс лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. - М.: Юрайт, 2013. - 200 c.
Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - М.: Юрайт, 2013. - 367 c.
Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / И.В. Шаповаленко. - М.: Юрайт, 2013. - 567 c.
Самостоятельная работа № 4.
Раздел 2 Основы психологии личности.
Тема 2.4 Особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте
Задание: Подготовка электронной презентации на тему: «Психологические особенности общения взрослого с детьми разного возраста»
Форма представления свидетельств выполнения заданий: презентация, проект.
Приложение № 2. Методические рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся.
Приложение № 4. Рекомендации по представлению материалов в электронном виде.
Ориентировочное время на подготовку – 5 ч
Критерии оценки:
• соответствие содержания теме, 1 балл;
• правильная структурированность информации, 3 балла;
• наличие логической связи изложенной информации, 4балла;
• соответствие оформления требованиям, 3 балла;
• аккуратность и грамотность изложения, 3 балла;
• работа сдана в срок, 1 балл.
Максимальное количество баллов: 15.
14-15 баллов соответствует оценке «5»
11-13 баллов – «4»
8-10 баллов – «3»
менее 8 баллов – «2»
Литература:
-
-
-
-
-
-
-
-
Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М., 2012.
Кулагина И.Ю. Возрастная дсихология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). - М., 2014.
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 2012.
Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М., 2013.
Люблинская А.А. Детская психология. - М., 2011.
Мухина B.C. Психология дошкольника. - М., 2014.
Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. - М., 2009.
-
-
-
-
-
-
-
Самостоятельная работа № 5.
Раздел 2. Основы психологии личности.
Тема 2.5 Групповая динамика
Задание
Составление глоссария основных понятий по изучаемой теме
Приложение 1. Рекомендации по составлению глоссария.
Форма представления свидетельств выполнения заданий: заполненный глоссарий
Ориентировочное время на подготовку глоссария не менее чем из 20 слов – 1ч
Критерии оценки:
• соответствие терминов теме, 2 балл;
• многоаспектность интерпретации терминов и конкретизация их трактовки в соответствии со спецификой изучения дисциплины, 5 баллов;
• соответствие оформления требованиям, 2 балла
;• работа сдана в срок, 1 балл.
Максимальное количество баллов: 10.
9-10 баллов соответствует оценке «5»
7-8 баллов – «4»
5-7 баллов – «3»
менее 5 баллов – «2»
Самостоятельная работа № 6.
Раздел 2. Основы психологии личности.
Тема 2.7. Основы психологии творчества.
Задание: Подготовка дидактического материала по теме: "Совершенствование художественно – творческих действий ребенка».
Форма представления свидетельств выполнения заданий: папки-раскладушки, раздаточный материал.
Критерии оценки:
• соответствие содержания теме, 1 балл;
• правильная структурированность информации, соответствие изображений основному содержанию. Изображения интересны, привлекательны, размещены корректно, не накладываются на текст.3 балла;
• наличие логической связи изложенной информации, 4балла;
• соответствие оформления требованиям, 3 балла;
• аккуратность и грамотность изложения, 3 балла;
• работа сдана в срок, 1 балл.
Максимальное количество баллов: 15.
14-15 баллов соответствует оценке «5»
11-13 баллов – «4»
8-10 баллов – «3»
менее 8 баллов – «2»
Литература:
-
Богуславская В.Л. Развивающие игры - М., 2015.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2012.
Коломинский ЯЛ. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). - Минск, 2006.
Лешли Дж. Работать с маленькими детьми: поощрять их развитие и решать проблемы: Пер. с англ. - М.,2013.
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М, 2006.
Лисина М.И., Силвестру Л.И. Психология самосознания у дошкольников. - Кишинев, 2008.
Критерии оценки результатов задания самостоятельной работы
Дидактическая единица (раздел, тема) |
Формируемые компетенции (знания и умения) |
Критерии оценки |
Раздел1. Особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой. Тема 1.2. Применение знаний психологии при решении педагогических задач. |
ОК - 1,ОК -2,ПК- 3.3,ПК – 3.4, ПК – 4.2,ПК – 4.4. знать: особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой; уметь: применять знания психологии при решении педагогических задач. |
уровень сформированности умений студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике; обоснованность и четкость изложения ответа; |
Раздел.2. Основы психологии личности. Тема 2.1. Закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности. |
ОК- 1,ОК – 2, ОК – 3, ОК-4, ОК – 6,Ок -7,ПК- 1.1-1.4, ПК-2.1-2.7,ПК-3.1-3.4,ПК- 5.5. знать: основы психологии личности; закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности; уметь: выявлять индивидуально - типологические особенности человека; применять знания психологии при решении педагогических задач. |
уровень освоения студентом учебного материала; уровень сформированности умений студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач; уровень сформированности общих и профессиональных компетенций; обоснованность и четкость изложения ответа; умение показать, проанализировать варианты действий; умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее. |
Раздел.2. Основы психологии личности. Тема 2.3. Возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании |
ОК- 8-11, ПК-1.1-1.4, ПК-2.2-2.7.ПК-3.1-3.2 знать: возрастную периодизацию; возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании; уметь: выявлять индивидуально - типологические особенности человека; применять знания психологии при решении педагогических задач. |
уровень освоения студентом учебного материала; оформление материала в соответствии с требованиями; уровень сформированности умений студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач; уровень сформированности общих и профессиональных компетенций; обоснованность и четкость изложения ответа; |
Раздел.2. Основы психологии личности Тема 2.4. Особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте |
ОК- 8-11, ПК-1.1-1.4, ПК-2.2-2.7.ПК-3.1-3.2 знать: возрастную периодизацию; возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании; особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте; групповую динамику; уметь: выявлять индивидуально - типологические особенности человека; применять знания психологии при решении педагогических задач. |
уровень освоения студентом учебного материала; уровень сформированности умений студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике; обоснованность и четкость изложения ответа; оформление материала в соответствии с требованиями; |
Раздел.2. Основы психологии личности. Тема 2.5. Групповая динамика |
ОК- 8-11, ПК-1.1-1.4, ПК-2.2-2.7.ПК-3.1-3.2 знать: особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте; групповую динамику; уметь: выявлять индивидуально - типологические особенности человека; применять знания психологии при решении педагогических задач. |
уровень сформированности умений студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию; обоснованность и четкость изложения ответа; оформление материала в соответствии с требованиями; умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее |
Раздел.2. Основы психологии личности Тема 2.7. Основы психологии творчества. |
ОК-14,ПК-3.1-3.2,ПК 5.2-5.5 Знать: основы психологии творчества. уметь: выявлять индивидуально - типологические особенности человека; применять знания психологии при решении педагогических задач. |
уровень освоения студентом учебного материала; уровень сформированности умений студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач; уровень сформированности умений студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике; уровень сформированности общих и профессиональных компетенций; обоснованность и четкость изложения ответа; оформление материала в соответствии с требованиями; |