12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Аксенова Татьяна Николаевна83
преподаватель психологии
Россия, Забайкальский край, Чита
2

Методические рекомендации по организации внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы обучающихся по программе учебной дисциплины ОП.02 Психологии основной профессиональной образовательной программы

Государственное образовательное профессиональное учреждение

«Читинский педагогический колледж»

Методические рекомендации

по организации внеаудиторной и аудиторной

самостоятельной работы обучающихся

по программе учебной дисциплины

ОП.02 Психология

основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

по специальности СПО

44.02.01 Дошкольное образование

углубленной подготовки
 

Чита, 2016 г

Разработчик: ГПОУ «Читинский педагогический колледж» - преподаватель психологии Т.Н. Аксенова

Рассмотрено и одобрено на заседании

кафедры психолого-педагогических дисциплин

Протокол № ____ от « » _____ 2016г.

Методические рекомендации содержат информацию о видах и формах самостоятельной работы, список литературы.

Методические рекомендации предназначены для студентов очной и заочной форм обучения.

Пояснительная записка

Самостоятельная работа студентов – важнейшая составная часть занятий по психологии, необходимая для полного усвоения программы курса.

Целью самостоятельной работы является:

закрепление и углубление занятий, полученных студентами на лекциях, подготовке к текущим семинарским занятиям, промежуточным формам контроля знаний и к экзамену

формирование и развитие общих компетенций, определённых во ФГОС СПО;

формирование и развитие профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности выпускников профессионального образования.

 

Задачи самостоятельной работы:

расширить, систематизировать и закрепить полученные теоретические знания и практические умения, необходимые для будущей профессиональной деятельности;

приобрести опыт и развить умения поиска и получения актуальных знаний, в т.ч.

посредством использования информационных технологий;

сформировать проектировочные, конструктивные, аналитические, прогностические, исследовательские умения обучающихся;

сформировать практические умения использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу в учебной, профессиональной и социальной деятельности;

развить познавательную способность и активность обучающихся; их творческую инициативу, самостоятельность, ответственность и организованность;

сформировать самостоятельность мышления, способность к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

Самостоятельная работа способствует формированию у студентов навыков работы с психологической и педагогической литературой, развитию культуры умственного труда и поискам в приобретении новых знаний.

Самостоятельная работа включает те разделы курса психологии, которые не получили достаточного освещения на лекциях по причине ограниченности лекционного времени и большого объема изучаемого материала.

Отсюда следует, что без серьезной систематической самостоятельной работы получить требуемую психологическую и педагогическую подготовку невозможно. Освоение программы курса психологии предполагает, что на самостоятельное изучение этой дисциплины студент должен предусматривать в среднем по два часа в неделю на протяжении всего курса изучения.

Методическое обеспечение самостоятельной работы по психологии состоит из:

Определения учебных вопросов, которые студенты должны изучить самостоятельно;

Подбора необходимой учебной литературы, обязательной для проработки и изучения;

Поиска дополнительной научной литературы, к которой студенты могут обращаться по желанию, если возникает интерес в данной теме;

Организации консультаций преподавателя со студентами для разъяснения вопросов, вызвавших у студентов затруднения при самостоятельном освоении учебного материала.

Контроль за самостоятельной работой студентов по курсу психологии осуществляется в трех формах: текущий, рубежный и итоговый.

 Текущий контроль проводится в форме повседневного наблюдения.

Рубежный в форме индивидуальных собеседований по ключевым темам курса.

Эффективная самостоятельная работа студентов по изучению курса психологии обеспечит студентам успешную сдачу зачета и экзамена и главное, действительно глубокие знания по психологии, необходимые современному человеку и любому педагогу в будущей профессиональной деятельности.

Рабочей программой дисциплины «Психология» предусмотрена самостоятельная работа студентов в объеме 33 часов.

 

Тематический план

Дидактическая единица

(раздел, тема)

Время на выполнение

задания (час.)

Форма организации

самостоятельной работы/

Вид самостоятельной

работы

Задание

Форма контроля и средства оценки

Раздел1. Особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой.

Тема 1.2.Применение знаний психологии при решении педагогических задач.

4 ч

Формы самостоятельной работы для закрепления и систематизации знаний:

-составление терминологического словаря по изученным темам раздела

Вид самостоятельной работы: творческая.

Составление глоссария терминов по Разделу1.

С – р № 1

Формы контроля- собеседование с группой;

средства оценки:

нетестовые средства оценивания.

Раздел2. Основы психологии личности

Тема 2.1 Закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности.

8 ч

Формы самостоятельной работы для формирования компетенций:

-систематизация учебного материала посредством составления рекомендаций, осуществление проектной деятельности

Вид самостоятельной работы: творческая.

Разработка практических рекомендаций в форме проекта по предложенным темам

С – р № 2

Формы контроля - просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем, взаимопроверка выполненного задания в группе;

 

средства оценки:

нетестовые средства оценивания.

Раздел 2.

Основы психологии личности

Тема 2.3 Возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании.

8 ч

Формы самостоятельной работы для формирования компетенций:

-проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности.

Вид самостоятельной работы: творческая.

Разработка практических рекомендаций для родителей и воспитателей

С – р № 3

Формы контроля - взаимопроверка выполненного задания в группе;

средства оценки:

нетестовые средства оценивания.

Раздел 2. Основы психологии личности.

Тема 2.4

Особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте.

5 ч

Формы самостоятельной работы для закрепления и систематизации знаний:

поиск литературных источников, их систематизация; изучение и обобщение литературного материала.

Вид самостоятельной работы: творческая.

Подготовка электронной презентации

С – р № 4

Формы контроля - взаимопроверка выполненного задания в группе;

средства оценки:

нетестовые средства оценивания.

Раздел.2. Основы психологии личности.

Тема 2.5 Групповая динамика

4 ч

Формы самостоятельной работы для закрепления теоретических знаний:

- составление терминологического словаря по теме;

 

Вид самостоятельной работы: реконструктивная.

Составление глоссария основных понятий по теме.

С – р № 5

Формы контроля -

просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем;

средства оценки:

нетестовые средства оценивания

Раздел 2

Основы психологии личности.

Тема 2.7 Основы психологии творчества.

4 ч

Формы самостоятельной работы для формирования компетенций:

проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности.

Вид самостоятельной работы: творческая.

Подготовка дидактического материала по теме: "Совершенствование художественно – творческих действий ребенка».

С – р № 6

Формы контроля - творческий конкурс;

средства оценки:

нетестовые средства оценивания.

 

 

Содержание:

Самостоятельная работа № 1

Раздел 1. Особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой.

Тема 1.2. Применение знаний психологии при решении педагогических задач

Задание

Составление глоссария терминов по Разделу 1.

Приложение № 1 – Рекомендации по составлению глоссария

Форма представления свидетельств выполнения заданий: составленный терминологический словарь.

Ориентировочное время на подготовку глоссария не менее чем из 20 слов – 1ч

Критерии оценки:

соответствие терминов теме, 2 балл;

многоаспектность интерпретации терминов и конкретизация их трактовки в соответствии со спецификой изучения дисциплины, 5 баллов;

соответствие оформления требованиям, 2 балла;

работа сдана в срок, 1 балл.

Максимальное количество баллов: 10.

9-10 баллов соответствует оценке «5»

7-8 баллов – «4»

5-7 баллов – «3»

менее 5 баллов – «2»

 

Литература:

          1. Бодалев А. А. Личность и общение. М.: Педагогика, 2013. - С. 70- 85.

            Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. - М., 2008.-С.281

            Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ.сред.пед.учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.

            Мерлин B.C. Личность как предмет психологического исследования.- Пермь, 2008. - С. 54- 67.

            Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии. - М., 2007. - С.42- 49.

Самостоятельная работа № 2

Раздел 1. Особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой.

Тема 2.1 Закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности.

Задание

Разработка практических рекомендаций в форме проекта по предложенным темам:

1.Развитие черт характера в дошкольном возрасте.

2.Развитие способностей в дошкольном возрасте.

3. Психологические особенности воспитания ребенка - дошкольника с учетом типа его темперамента.

4. Развитие когнитивной сферы в дошкольном возрасте.

Приложение № 2. Методические рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся.

Приложение № 3. Как составить методические рекомендации.

Форма представления свидетельств выполнения заданий: практико-ориентированный индивидуальный монопроект.

Критерии оценки:

соответствие содержания теме, 1 балл;

правильная структурированность информации, 3 балла;

наличие логической связи изложенной информации, 4балла;

соответствие оформления требованиям, 3 балла;

аккуратность и грамотность изложения, 3 балла;

работа сдана в срок, 1 балл.

Максимальное количество баллов: 15.

14-15 баллов соответствует оценке «5»

11-13 баллов – «4»

8-10 баллов – «3»

менее 8 баллов – «2»

 

Литература:

Авдулова, Т.П. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / Т.Д. Марцинковская, Т.П. Авдулова; Под ред. Т.Д. Марцинковская. - М.: ИЦ Академия, 2014. - 336 c.

Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева.- М.: Логос, 2013. - 306 c.

Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2012. - 526 c.

Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. - 264 c.

Мандель, Б.Р. Возрастная психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 352 c.

Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебное пособие / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2013. - 460 c.

Самостоятельная работа № 3

Раздел 2. Основы психологии личности

Тема 2.3. Возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании.

Задание

Разработка практических психолого-педагогических рекомендаций для родителей и воспитателей: « Проблемы развития и воспитания детей в разные возрастные периоды»

Форма представления свидетельств выполнения заданий: презентация, проект.

Приложение № 2. Методические рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся.

Приложение № 4. Рекомендации по представлению материалов в электронном виде.


 

Критерии оценки:

соответствие содержания теме, 1 балл;

правильная структурированность информации, 3 балла;

наличие логической связи изложенной информации, 4балла;

соответствие оформления требованиям, 3 балла;

аккуратность и грамотность изложения, 3 балла;

работа сдана в срок, 1 балл.

Максимальное количество баллов: 15.

14-15 баллов соответствует оценке «5»

11-13 баллов – «4»

8-10 баллов – «3»

менее 8 баллов – «2»

Литература:

Авдулова, Т.П. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / Т.Д. Марцинковская, Т.П. Авдулова; Под ред. Т.Д. Марцинковская. - М.: ИЦ Академия, 2011. - 336 c.

Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева.- М.: Логос, 2013. - 306 c.

Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2012. - 526 c.

Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. - 264 c.

Мандель, Б.Р. Возрастная психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 352 c.

Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебное пособие/ Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2013. - 460 c.

Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебное пособие / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, МГППУ, ИД Юрайт, 2010. - 460 c.

Самыгин, С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / С.И. Самыгин; Под общ. ред. Л.И. Щербакова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 220 c.

Хилько, М.Е. Возрастная психология: Конспект лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2010. - 194 c.

Хилько, М.Е. Возрастная психология: Краткий курс лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. - М.: Юрайт, 2013. - 200 c.

Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - М.: Юрайт, 2013. - 367 c.

Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / И.В. Шаповаленко. - М.: Юрайт, 2013. - 567 c.


 


 

Самостоятельная работа № 4.

Раздел 2 Основы психологии личности.

Тема 2.4 Особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте

Задание: Подготовка электронной презентации на тему: «Психологические особенности общения взрослого с детьми разного возраста»

Форма представления свидетельств выполнения заданий: презентация, проект.

Приложение № 2. Методические рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся.

Приложение № 4. Рекомендации по представлению материалов в электронном виде.

Ориентировочное время на подготовку – 5 ч

Критерии оценки:

соответствие содержания теме, 1 балл;

правильная структурированность информации, 3 балла;

наличие логической связи изложенной информации, 4балла;

соответствие оформления требованиям, 3 балла;

аккуратность и грамотность изложения, 3 балла;

работа сдана в срок, 1 балл.

Максимальное количество баллов: 15.

14-15 баллов соответствует оценке «5»

11-13 баллов – «4»

8-10 баллов – «3»

менее 8 баллов – «2»

Литература:

                1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М., 2012.

                  Кулагина И.Ю. Возрастная дсихология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). - М., 2014.

                  Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 2012.

                  Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М., 2013.

                  Люблинская А.А. Детская психология. - М., 2011.

                  Мухина B.C. Психология дошкольника. - М., 2014.

                  Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. - М., 2009.

Самостоятельная работа № 5.

Раздел 2. Основы психологии личности.

Тема 2.5 Групповая динамика

Задание

Составление глоссария основных понятий по изучаемой теме

Приложение 1. Рекомендации по составлению глоссария.

Форма представления свидетельств выполнения заданий: заполненный глоссарий

Ориентировочное время на подготовку глоссария не менее чем из 20 слов – 1ч

Критерии оценки:

соответствие терминов теме, 2 балл;

многоаспектность интерпретации терминов и конкретизация их трактовки в соответствии со спецификой изучения дисциплины, 5 баллов;

соответствие оформления требованиям, 2 балла

;• работа сдана в срок, 1 балл.

Максимальное количество баллов: 10.

9-10 баллов соответствует оценке «5»

7-8 баллов – «4»

5-7 баллов – «3»

менее 5 баллов – «2»


 

Самостоятельная работа № 6.


 

Раздел 2. Основы психологии личности.

Тема 2.7. Основы психологии творчества.


 

Задание: Подготовка дидактического материала по теме: "Совершенствование художественно – творческих действий ребенка».

Форма представления свидетельств выполнения заданий: папки-раскладушки, раздаточный материал.

Критерии оценки:

соответствие содержания теме, 1 балл;

правильная структурированность информации, соответствие изображений основному содержанию. Изображения интересны, привлекательны, размещены корректно, не накладываются на текст.3 балла;

наличие логической связи изложенной информации, 4балла;

соответствие оформления требованиям, 3 балла;

аккуратность и грамотность изложения, 3 балла;

работа сдана в срок, 1 балл.

Максимальное количество баллов: 15.

14-15 баллов соответствует оценке «5»

11-13 баллов – «4»

8-10 баллов – «3»

менее 8 баллов – «2»

Литература:

  1. Богуславская В.Л. Развивающие игры - М., 2015.

    Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2012.

    Коломинский ЯЛ. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). - Минск, 2006.

    Лешли Дж. Работать с маленькими детьми: поощрять их развитие и решать проблемы: Пер. с англ. - М.,2013.

    Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М, 2006.

Лисина М.И., Силвестру Л.И. Психология самосознания у дошкольников. - Кишинев, 2008.

Критерии оценки результатов задания самостоятельной работы

Дидактическая единица

(раздел, тема)

Формируемые компетенции (знания и умения)

Критерии оценки

Раздел1. Особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой.

Тема 1.2. Применение знаний психологии при решении педагогических задач.

ОК - 1,ОК -2,ПК- 3.3,ПК – 3.4, ПК – 4.2,ПК – 4.4.

знать:

особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой;

уметь:

применять знания психологии при решении педагогических задач.

уровень сформированности умений студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;

обоснованность и четкость изложения ответа;

Раздел.2. Основы психологии личности.

Тема 2.1. Закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности.

ОК- 1,ОК – 2, ОК – 3, ОК-4, ОК – 6,Ок -7,ПК- 1.1-1.4, ПК-2.1-2.7,ПК-3.1-3.4,ПК- 5.5.

знать:

основы психологии личности;

закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности;

уметь:

выявлять индивидуально - типологические особенности человека;

применять знания психологии при решении педагогических задач.

уровень освоения студентом учебного материала;

уровень сформированности умений студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

уровень сформированности общих и профессиональных компетенций;

обоснованность и четкость изложения ответа;

умение показать, проанализировать варианты действий;

умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.

Раздел.2. Основы психологии личности.

Тема 2.3. Возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании

ОК- 8-11, ПК-1.1-1.4, ПК-2.2-2.7.ПК-3.1-3.2

знать:

возрастную периодизацию;

возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании;

уметь:

выявлять индивидуально - типологические особенности человека;

применять знания психологии при решении педагогических задач.

уровень освоения студентом учебного материала;

оформление материала в соответствии с требованиями;

уровень сформированности умений студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

уровень сформированности общих и профессиональных компетенций;

обоснованность и четкость изложения ответа;

Раздел.2. Основы психологии личности

Тема 2.4. Особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте

ОК- 8-11, ПК-1.1-1.4, ПК-2.2-2.7.ПК-3.1-3.2

знать:

возрастную периодизацию;

возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании;

особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте;

групповую динамику;

уметь:

выявлять индивидуально - типологические особенности человека;

применять знания психологии при решении педагогических задач.

уровень освоения студентом учебного материала;

уровень сформированности умений студента активно использовать электронные

образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;

обоснованность и четкость изложения ответа;

оформление материала в соответствии с требованиями;

Раздел.2. Основы психологии личности.

Тема 2.5. Групповая динамика

ОК- 8-11, ПК-1.1-1.4, ПК-2.2-2.7.ПК-3.1-3.2

знать:

особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте;

групповую динамику;

уметь:

выявлять индивидуально - типологические особенности человека;

применять знания психологии при решении педагогических задач.

уровень сформированности умений студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию;

обоснованность и четкость изложения ответа;

оформление материала в соответствии с требованиями;

умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее

Раздел.2. Основы психологии личности

Тема 2.7. Основы психологии творчества.

ОК-14,ПК-3.1-3.2,ПК 5.2-5.5

Знать:

основы психологии творчества.

уметь:

выявлять индивидуально - типологические особенности человека;

применять знания психологии при решении педагогических задач.

уровень освоения студентом учебного материала;

уровень сформированности умений студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

уровень сформированности умений студента активно использовать электронные

образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;

уровень сформированности общих и профессиональных компетенций;

обоснованность и четкость изложения ответа;

оформление материала в соответствии с требованиями;

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.