Методические рекомендации по разработке краткосрочных программ для реализации в пришкольных летних оздоровительных лагерях
| ||
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей - Дом детского творчества г.Ардон |
Принята
на заседании методического совета
МБОУ ДОД ДДТ г.Ардон
Протокол № 3
Методические рекомендации по разработке краткосрочных программ для реализации в пришкольных летних оздоровительных лагерях
Составитель:
Гаспарян А.Ф.,
методист МБОУ ДОД ДДТ
г. Ардон, 2023 год
Оглавление
Нормативное правовое обеспечение реализации дополнительного образования детей 5
Содержание краткосрочных дополнительных общеразвивающих программ 9
Структура и содержание дополнительной общеобразовательной программы 10
Нормативное правовое обеспечение реализации дополнительного образования детей 5
Содержание краткосрочных дополнительных общеразвивающих программ 9
Структура и содержание дополнительной общеобразовательной программы 10
Список информационных ресурсов 19
Приложение №1 Правила оформления титульного листа 20
Приложение №2 Таблица используемых глаголов 21
Приложение №3 Содержание программы 22
Приложение №4 Структура календарного учебного графика 23
Приложение №4 Оценочные материалы 24
Приложение №6 Метод обеспечения программы 27
Приложение №7 Социальный паспорт 29
Методические рекомендации (далее – Рекомендации) разработаны для оказания методической помощи педагогам и методистам системы дополнительного образования в рамках работы муниципального (опорного) центра дополнительного образования детей на территории МО Ардонский район., которые создают и реализуют краткосрочные программы дополнительного образования в каникулярный период.
Актуальность разработки данных рекомендаций обусловлена современной государственной и региональной образовательной политикой, направленной на совершенствование системы дополнительного образования, обновления его содержания, создание благоприятных условий для генерирования и реализации общественных детских(подростковых) взрослых инициатив и проектов.
Дополнительные общеразвивающие программы формируются с учетом пункта 9 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.07.2021). Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации. (Данная редакция, введена в действие с 1 сентября 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»).
Основания для проектирования и реализации дополнительных образовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими отдых и оздоровление детей:
свобода выбора образовательных программ и режим их освоения;
соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;
вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;
ориентация на личностные результаты образования;
творческий и продуктивный характер образовательных программ.
Реализация краткосрочных программ позволяет организовать образовательную деятельность, формирующую качественные параметры у подрастающего поколения, которые позволяют детям в дальнейшей включиться в жизнь социума, достойно трудиться, занять соответствующую социальную нишу. Они способствуют возникновению уникальных образовательных возможностей по формированию нового жизненного опыта у ребенка.
Методические рекомендации не являются нормативным актом, но рекомендуются к использованию при разработке и оценке качества дополнительной общеразвивающей программы.
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ разработаны с учетом нормативно-правовых документов, регламентирующих образовательную деятельность:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2021);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями 30.09.2020);
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей" (с изменениями 02.02.2021 № 38);
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);
Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ // Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816;
Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме // утв. Министерством просвещения Российской Федерации от 28.06.2019 № МР-81/02;
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации / Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
План мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. //Утверждён Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 № 2945-р;
Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития: Постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.2015 № 1239;
Письмо Министерства образования и науки РФ № -641/09 от 26.03.2016 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»;
Закон Республики Северная Осетия-Алания от 27 декабря 2013 года N 61-РЗ «Об образовании в Республике Северная Осетия-Алания (с изменениями на 31 января 2022 года);
Распоряжение Правительства Республики Северная Осетия – Алания от 25.10.2018 «О внедрении целевой модели развития системы дополнительного образования детей Республики Северная Осетия-Алания».
В целях увеличения охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, до 75%, рекомендуется реализовать программы на ознакомительном, базовом и углубленном уровнях, а также предусматривать реализацию краткосрочных программ, в том числе в формате «интенсивов», либо при разработке программы использовать модульно-блочный принцип построения.
Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, а также оценочных и методических материалов.
Краткосрочная образовательная программа – образовательная программа, ограниченная сроком реализации не более 3 месяцев и объемом не менее 8 академических часов.
К краткосрочным дополнительным общеобразовательным программам относятся и программы, реализуемые в каникулярный период, в течение небольшого срока (например, лагерная смена). В основном это программы ознакомительного уровня, которые создают условия для интенсивной социальной адаптации детей и направлена:
на повышение психологической готовности ребенка к включению в образовательную деятельность;
на диагностику уровня его общих и специальных способностей;
на создание комфортных условий для последующего выявления предпочтений и выбора вида деятельности в дополнительном образовании, что помогает родителям в становлении конструктивной позиции воспитания и развития ребёнка с учетом его интересов и способностей.
Реализация краткосрочных программ обеспечивает ряд преимуществ всем участникам образовательного процесса:
для обучающихся – это возможность попробовать себя в разных видах деятельности, возможность определиться с выбором направления деятельности;
для родителей – это возможность разобраться с логикой дополнительного образования, понять преемственность его ступеней, наметить общую линию индивидуального развития своего ребенка;
для педагогов – это реальный шанс сформировать контингент детей, а также, стимул к разработке базовой программы.
Основными задачами реализации краткосрочных дополнительных общеобразовательных программ являются:
знакомство с основными понятиями, терминами и определениями в предметной области;
овладение первоначальным знаниям передачи, поиска, преобразования и хранения информации;
развитие любознательности, наблюдательности, памяти, пространственных представлений;
развитие коммуникативных навыков психологической совместимости и адаптации в коллективе;
воспитание потребности в самообразовании и творческой реализации;
формирование самооценки и чувства коллективизма.
Направленности краткосрочных образовательных программ:
техническая,
художественная,
туристско-краеведческая,
физкультурно-спортивная,
социально-гуманитарная.
Содержание краткосрочных дополнительных общеразвивающих программ
Дополнительная общеразвивающая программа является нормативным документом, содержащим максимально полную информацию о дополнительном образовании, предлагаемая детям преимущественно в возрасте от 5 до 18 лет; имеющая конкретизированные образовательные цель и задачи, а также фиксируемые, диагностируемые и оцениваемые образовательные результаты.
Содержание дополнительных общеразвивающих программ должно быть ориентировано на:
создание необходимых условий для личностного развития, позитивной социализации и профессионального самоопределения (Концепция, гл.2), адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации и творческого труда обучающихся (Приказ №196);
удовлетворение индивидуальных потребностей детей в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством (Концепция, гл.2; Приказ №196);
формирование и развитие творческих способностей детей, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся (Концепция, гл.2; Приказ №196), а также лиц, проявивших выдающиеся способности (Приказ №196);
обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания детей (Концепция, гл.2; Приказ №196);
формирование общей культуры (Приказ №196), культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья (Концепция, гл.2; Приказ №196);
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Структура краткосрочных программ соответствует требованиям к структуре дополнительных общеобразовательных программ.
Дополнительная общеобразовательная программа (далее – Программа) основной документ, который разрабатывает педагог самостоятельно.
Основные требования к структуре и содержанию дополнительной общеобразовательной программы закреплены в следующих документах:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2021);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями 30.09.2020);
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р);
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28.
Структура дополнительной образовательной общеразвивающей программы
Проектирование и реализация краткосрочных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (структура, технология разработки и т.д.) осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанных Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г., ГБОУ «Вершина» г. Владикавказ, РСО-Алания, 2022 г. По количеству часов в неделю и наполняемости групп краткосрочные программы должны соответствовать требованиям СП.
Титульный лист.
Пояснительная записка (характеристика программы: актуальность, направленность, категория обучающихся, форма обучения, объем и срок освоения, режим занятий).
Цель и задачи программы.
Содержание программы: учебный план, содержание учебного плана.
Планируемые результаты.
Организационно – педагогические условия.
Формы контроля(аттестация) и оценочные материалы.
Методические материалы.
Условия реализации программы (материально – техническое обеспечение, кадровое обеспечение, информационное обеспечение).
Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).
Рабочая программа воспитания. Календарный план воспитательной работы.
Календарный учебный график.
Список литературы.
Требования к структурным компонентам программы
Наименование части программы | Характеристика части программы |
Титульный лист | Входит: орган управления образованием, наименование образовательной организации; гриф утверждения программы; вид программы, название программы, направленность, уровень программы; категория и возраст обучающихся, срок реализации программы, ФИО и должность составителя программы, город и год разработки В общей нумерации учитывается, но порядковый номер не проставляется. см. Приложение №1 Титульный лист |
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка | |
Актуальность программы | Традиционное обоснование актуальности программы проводится на основе анализа социально-экономической ситуации и вызовов системе образования и социализации человека с выделением существующих проблем и обоснованием вклада реализации предлагаемой программы ДОД в их решение (своевременность, необходимость, соответствие потребностям времени). |
Направленность профиль программы | Классификация дополнительных общеобразовательных программ: техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-гуманитарная |
Новизна(отличные особенности) программы | Новизна дополнительной общеобразовательной программы предполагает (основные идеи, отличающие программу от существующих): новое решение проблем дополнительного образования; новые методики преподавания; новые педагогические технологии в проведении занятий; нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы. |
Педагогическая целесообразность | Определяется обоснованием определенных педагогических приемов, форм, средств и методов в соответствии с целями и задачами дополнительного образования. |
Категория обучающихся | Обучающиеся с особыми образовательными потребностями (дети с ОВЗ, дети инвалиды, одаренные дети, дети проявляющие способности в определенном виде деятельности и т.д.), обучающиеся определенного возраста (дошкольного, младшего школьного, среднего школьного, старшего школьного), обучающиеся, находящиеся в трудной жизненной ситуации, оставшиеся без попечения родителей и др. |
Объем программы | Общее количество учебных часов, запланированных на весь период и необходимых для освоения программы; определяется содержанием и планируемыми результатами программы; характеризуется продолжительностью программы (количество месяцев, лет, необходимых для ее освоения); уровень программы |
Формы обучения | очная (сочетание аудиторных и выездных занятий), очно-заочная (сочетание очных занятий и электронного обучения), дистанционная (заочное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий), групповая (занятия проводятся в одновозрастных или разновозрастных группах, численный состав группы - ___ человек) или индивидуальные. (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2) |
Режим занятий | Общее количество часов в год; количество часов и занятий в неделю; периодичность и продолжительность занятий. |
Цель программы | Цель общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования детей предполагает выделение перспективных и промежуточных целей, если срок реализации программы более одного года. Специфика дополнительного образования такова, что система целей может состоять из двух групп целей – образовательных и социально-гуманитарных (ориентиром в данном случае выступают функции дополнительного образования детей). Образовательные цели конкретизируются через триединство задач обучения, воспитания и развития детей. Группа социально-гуманитарных целей может содержать такие цели, как оздоровление детей, их социальная защита, помощь и поддержка, адаптация, реабилитация и др. |
Задачи программы | Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать, чтобы достичь определенной цели. Формулировки задач должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами, если программа имеет срок реализации более одного года, целесообразно задачи поставить на каждый год обучения. При формулировании задач можно воспользоваться следующей классификацией: образовательные (предметные) - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п.; личностные - формирование (воспитательные) общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.; метапредметные (развивающие)- развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п. Задача отвечает на вопрос ЧТО НЕОХОДИМО СДЕЛАТЬ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ? Основным словом используется глагол. (см. Приложение №2 Таблица используемых глаголов) |
Содержание программы | Содержание программы может включать в себя учебный план и содержание учебного плана. Содержание ДООП раскрывается через краткое описание тем (теория, практика): краткое описание тем и разделов, краткая характеристика форм занятий по каждой теме, описание методического обеспечения каждой темы (приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий). Содержание учебного плана должно быть направлено на достижение целей программы и планируемых результатов её освоения. Содержание учебного плана - реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретических и практических частей и форм контроля по каждой теме. (Закон № 273-ФЗ, ст. 2, п. 22; ст. 47, п. 5). см. Приложение №3 Содержание программы |
Планируемые результаты | Описание планируемых результатов должно предполагать формулировку характеристик деятельности и отношений обучающегося в сфере личностного, предметного, метапредметного развития, которые будут оцениваться. Планируемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания. Планируемые результаты должны быть согласованы друг с другом, их не должно быть очень много. В формулировку результатов должны быть включены глаголы, которые указывают на действия, подвергаемые измерению. |
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий | |
Календарный учебный график | Указывается: дата начала и окончание учебных периодов/этапов, количество учебных недель или дней. продолжительность каникул, сроки контрольных процедур, организованных выездов, экспедиций и т.д., см. Приложение №4 Календарный учебный график |
Условия реализации программы | К условиям реализации программы относится характеристика следующих аспектов: материально-техническое обеспечение реализации программы: описание необходимых материалов, оборудования, помещений и пр.; Требование к помещению для учебных занятий в соответствие с СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»// Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28. информационное обеспечение реализации программы: описание информационных ресурсов, необходимых для реализации программы, информационно-компьютерная поддержка учебного процесса: мультимедийные учебные пособия, электронные издания энциклопедий; учебно-развивающие программные среды и пр.; кадровое обеспечение реализации программы (при необходимости сетевого взаимодействия, интеграция с другими программами и т.п.); нормативно-правовые акты и документы. Важно обосновать их отбор с позиции целевого назначения программы и, соответственно, достижения планируемых результатов. |
Формы аттестации | Аттестация позволяет определить, достигнуты ли обучающимися планируемые результаты, освоена ли ими программа. Оценка образовательных результатов, обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе должна носить вариативный характер. Инструменты оценки достижений детей и подростков должны способствовать росту их самооценки и познавательных интересов, а также диагностировать мотивацию достижений личности. Форма отслеживания и фиксация образовательных результатов может быть: аналитическая справка, аналитический материал, аудиозапись, видеозапись, грамота, готовая работа, дневник наблюдения, диплом, журнал посещаемости, маршрутный лист, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио, перечь готовых работ, протокол соревнований, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство(сертификат), статья и др. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики, аналитическая справка, выставка, готовое изделие, демонстрация моделей, диагностическая карта, защита творческих работ, конкурс, контрольная работа, концерт, научно-практическая конференция, олимпиада, открытое занятие, отчет итоговый, портфолио, слет, соревнование, фестиваль и др. Формы аттестации: зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестивали, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и другие. |
Оценочные материалы | Комплекс согласованных между собой оценочных средств (комплект диагностических методик, заданий), критерии их оценки, позволяющих определить достижение обучающимися планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных, компетенций). см. Приложение №5 Оценочные материалы |
Методические материалы | Настоящий раздел представляет краткое описание общей методики работы в соответствии с направленностью содержания и индивидуальными особенностями учащихся. Методические материалы включают в себя: дидактическое обеспечение реализации программы: описание системы используемых дидактических материалов (схемы, плакаты, раздаточный материал репертуарные сборники, макеты, муляжи, видео, аудио, комплексы упражнений и т.п.); методическое обеспечение реализации программы: описание выбора методов обучения, форм проведения занятий и технологии их реализации, форм подведения итогов по разделам, темам, педагогического инструментария оценки результативности программы (критерии и показатели результативности, технологии отслеживания результатов). Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы может быть представлено в виде таблицы. см. Приложение №6 Методические материалы |
Список информационных ресурсов | При составлении списка литературы необходимо учитывать: список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.05-2008 к оформлению библиографических ссылок; нормативные документы; основную и дополнительную литературу: учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии; наглядный материал: альбомы, атласы, карты, таблицы; список может быть составлен для разных участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей). |
Социальный паспорт | Набор характеристик социального благополучия семьи, учебного заведения. Социальный паспорт содержит информацию, дающие основания для анализа и оценки социальной ситуации в творческом объединении. см. Приложение №7 Социальный паспорт программы |
Приложение №1
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества г. Ардон
Принята на заседании Педагогического совета от «___» _____20____г. Протокол №____ | Утверждаю Директор МБОУ ДОД ДДТ _________________/ Дзоциева З.В./ «___» _______________ 20____г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Название программы»
Уровень программы: _____________
Возраст обучающихся: ___________
Срок реализации: _____________
Составитель:
Гаспарян Анна Феликсовна
педагог дополнительного образования
г. Ардон 2023 г.
Приложение №2
Таблица используемых глаголов
воспитать | сформулировать | создать | научить |
вычленить | развить | приобщить | содействовать |
выявить | дать понятие | организовать | помочь осознать |
выяснить | пропагандировать | сформулировать | разработать |
исследовать | разработать | вовлечь | укрепить |
научить самостоятельно планировать | научить осуществлять контроль | подготовить | выстроить адекватное представление о |
определить | рассмотреть | обеспечить | обогатить |
повысить | воспитать | овладеть | выполнить |
познакомить | активизировать | познакомить | привить |
показать | охарактеризовать | проанализировать | воспитать |
показать | достигнуть | привить | обеспечить |
раскрыть | изучить | способствовать | разбудить фантазию |
создать | укрепить | осознать | внедрить |
научить адекватно выражать | научить эффективно взаимодействовать со | освоить разные способы | освоить стартовые формы |
выработать приемы и методы | овладеть стартовыми методиками | сформировать стартовые представления | |
Приложение №3
Содержание программы
Учебно-тематический план
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Вводное занятие | | | | |
2. | Название раздела | | | | |
2.1. | Название темы | | | | |
2.2. | Название темы | | | | |
3. | Название раздела | | | | |
3.1 | Название темы | | | | |
3.2. | Название темы | | | | |
… | … | | | | |
… | Итоговое занятие | | | | |
| Итого | | | | |
Расчет часов учебно-тематического плана представлена на:
… учебных недель;
одну учебную группу.
Содержание программы
1 раздел. Вводное занятие
Теория:
Практика:
2 раздел. Название раздела
Тема 2.1. Название темы
Теория:
Практика:
3 раздел. Название раздела
Тема 3.1. Название темы
Теория:
Практика:
Приложение №4
Пример оформления календарного учебного графика
Начало учебного года | |
Окончание учебного года | |
Количество учебных недель | |
Сроки каникул | |
Продолжительность каникул | |
Сроки организованных выездов, экспедиций, соревнований и т.д. | |
Вид контроля | Входной | Промежуточный | Итоговый |
Сроки контроля/ форма контроля | | | |
Приложение №5
Оценочные материалы
Показатели | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Методы диагностики |
Теоретическая подготовка | |||
Теоретические занятия | Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям | Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 0,5 объема знаний, предусмотренных программой) Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет 0,5) Максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренный программой) | Наблюдение Тестирование Контрольный опрос |
Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | Минимальный уровень (ребенок избегает употребления специальной терминологии) Средний уровень (ребенок сочетает специальную и бытовую терминологию) Максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно в соответствии с их содержанием) | Собеседование |
Практическая подготовка | |||
Практические умения и навыки, предусмотренные программой | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям. | Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 0,5 объема умений и навыков, предусмотренных программой). Средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет 0,5). Максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренный программой). | Контрольное задание |
Владение специальным оборудованием | Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения. | Минимальный уровень (ребенок испытывает определенные трудности при работе с оборудованием). Средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога). Максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей). | Контрольное задание |
Творческие навыки (Креативность) | Креативность в выполнении заданий | Начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие задания педагога). Репродуктивный уровень (выполняет задания на основе образца). Творческий уровень (выполняет задания с элементами творчества). | Контрольное задание |
Воспитательный компонент | |||
Личностные качества | Соответствие принятым в обществе правилам, традициям. | Максимальный уровень: Сформированность духовно-нравственных, этических, гражданско-патриотических качеств, уважительное отношение к родителям, сверстникам, истории страны и малой родины, культурным традициям народа, правилам, принятым в обществе, стремление к саморазвитию и самопознанию, продуктивное сотрудничество с окружающими при решении различных творческих задач. Средний уровень: недостаточная форсированность вышеперечисленных качеств. Низкий уровень: полное или частичное отсутствие вышеперечисленных качеств. | Педагогическое наблюдение. Участие в различных акциях и проектах |
Приложение №6
Методическое обеспечение программы
№ | Наименование разделов программы | Формы занятий | Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал | Формы подведения итогов |
1. | Знакомство | Традиционное занятие практическое занятие экскурсия игры, беседа | Устное объяснение, беседа, обсуждение, объяснение, демонстрация пособий игры | Пособия: таблицы, схемы, картинки, плакаты, фотографии | Отзывы Тесты Диагностика |
2. | Диагностика | Практическое занятие, игры, упражнения | Объяснение, работа по образцу, анализ, упражнения, игры, рисование | Раздаточный материал, учебные пособия, картинки игры | Тесты Анализ работ наблюдение |
3. | Развитие | Комбинированные, традиционные, практические занятия, игры, упражнения, тренинги | Объяснение, наблюдение, диалог, решение проб.ситуаций, ручной труд, рисование | Дидактические карточки, видео и муз. записи, ТВ, печатные листы, тетради, учебные пособия, иллюстрации, игры | Обобщающие игры Рефлексия Детские работы |
4. | Обучение | Обсуждения, дискуссии, традиционные занятия, игры, упражнения, ручной труд | Творческая деятельность детей, работа по образцу, игры, упражнения, тренинги, рисование | Карточки, печатные листы, тетради, пособия, игры, детские книги | Итоговые игры Рефлексия Коллективные работы |
5. | Коррекция | Обсуждение, объяснения, тренинг, беседы – диспуты, игры, анализ, традиционные занятия | Обсуждение, демонстрация пособий, анализ, тренинг, упражнения, игры | Оборудование, помещение, игры, пособия, фотографии, видео и муз.записи, рабочие тетради | Наблюдение Тесты Практические упражнения |
6. | Подведение итогов | Открытое занятие, игры, комбинированное занятие, тренинг, беседа, обсуждение | Упражнения, работа по образцу, наблюдение | Печатные листы, игры, дидактические пособия, иллюстрации, схемы, дидактические карточки | Открытое занятие Диагностика Тесты Анкеты наблюдения |
Приложение №7
Социальный паспорт
творческое объединение _____________________
Педагог ____________________________________
№ | Показатель | Количество учащихся |
1 | Количество учащихся всего, из них: | |
| мальчиков | |
| девочек | |
2 | Количество учащихся по возрастам, из них: | |
| мальчики 7 лет | |
| девочки 10 лет | |
| … | |
3 | Обучающиеся, требующие особого внимания: | |
| из неполной семьи | |
| из малообеспеченной семьи | |
| из многодетной семьи | |
| состоящие на внутришкольном учёте | |
| дети с ОВЗ | |
| дети, оставшиеся без попечения родителей (опека, попечительство) | |
| сироты | |
| дети-инвалиды | |
______________ учебный год