Методические рекомендации по разработке краткосрочных программ для реализации в пришкольных летних оздоровительных лагерях

0
0
Материал опубликован 3 February 2023

РЕСПУБЛИКÆ

ЦÆГАТ ИРЫСТОН – АЛАНИ

Æрыдоны районы бынæттон

хиуынаффæйад

t1675413778aa.png

РЕСПУБЛИКА

СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ – АЛАНИЯ

Местное самоуправление

Ардонского района


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей - Дом детского творчества г.Ардон



Принята

на заседании методического совета

МБОУ ДОД ДДТ г.Ардон

Протокол № 3

от «_31_» января 2023г.





Методические рекомендации по разработке краткосрочных программ для реализации в пришкольных летних оздоровительных лагерях



















Составитель:

Гаспарян А.Ф.,

методист МБОУ ДОД ДДТ





г. Ардон, 2023 год

Пояснительная записка 3

Нормативное правовое обеспечение реализации дополнительного образования детей 5

Краткосрочная программа 7

Содержание краткосрочных дополнительных общеразвивающих программ 9

Структура и содержание дополнительной общеобразовательной программы 10

Список информационных ресурсов 19

Приложения: 20

Приложение №1 Правила оформления титульного листа 20

Приложение №2 Таблица используемых глаголов 21

Приложение №3 Содержание программы 22

Приложение №4 Структура календарного учебного графика 23

Приложение №4 Оценочные материалы 24

Приложение №6 Метод обеспечения программы 27

Приложение №7 Социальный паспорт 29







Пояснительная записка



Методические рекомендации (далее – Рекомендации) разработаны для оказания методической помощи педагогам и методистам системы дополнительного образования в рамках работы муниципального (опорного) центра дополнительного образования детей на территории МО Ардонский район., которые создают и реализуют краткосрочные программы дополнительного образования в каникулярный период.

Актуальность разработки данных рекомендаций обусловлена современной государственной и региональной образовательной политикой, направленной на совершенствование системы дополнительного образования, обновления его содержания, создание благоприятных условий для генерирования и реализации общественных детских(подростковых) взрослых инициатив и проектов.

Дополнительные общеразвивающие программы формируются с учетом пункта 9 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.07.2021). Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации. (Данная редакция, введена в действие с 1 сентября 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»).

Основания для проектирования и реализации дополнительных образовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими отдых и оздоровление детей:

свобода выбора образовательных программ и режим их освоения;

соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;

вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;

ориентация на личностные результаты образования;

творческий и продуктивный характер образовательных программ.

Реализация краткосрочных программ позволяет организовать образовательную деятельность, формирующую качественные параметры у подрастающего поколения, которые позволяют детям в дальнейшей включиться в жизнь социума, достойно трудиться, занять соответствующую социальную нишу. Они способствуют возникновению уникальных образовательных возможностей по формированию нового жизненного опыта у ребенка.



Нормативное правовое обеспечение реализации дополнительного образования детей



Методические рекомендации не являются нормативным актом, но рекомендуются к использованию при разработке и оценке качества дополнительной общеразвивающей программы.

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ разработаны с учетом нормативно-правовых документов, регламентирующих образовательную деятельность:

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2021);

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями 30.09.2020);

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р);

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей" (с изменениями 02.02.2021 № 38);

«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28;

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);

Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ // Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816;

Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме // утв. Министерством просвещения Российской Федерации от 28.06.2019 № МР-81/02;

Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации / Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;

План мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. //Утверждён Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 № 2945-р;

Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития: Постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.2015 № 1239;

Письмо Министерства образования и науки РФ № -641/09 от 26.03.2016 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»;

Закон Республики Северная Осетия-Алания от 27 декабря 2013 года N 61-РЗ «Об образовании в Республике Северная Осетия-Алания (с изменениями на 31 января 2022 года);

Распоряжение Правительства Республики Северная Осетия – Алания от 25.10.2018 «О внедрении целевой модели развития системы дополнительного образования детей Республики Северная Осетия-Алания».



Краткосрочная программа



В целях увеличения охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, до 75%, рекомендуется реализовать программы на ознакомительном, базовом и углубленном уровнях, а также предусматривать реализацию краткосрочных программ, в том числе в формате «интенсивов», либо при разработке программы использовать модульно-блочный принцип построения.

Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, а также оценочных и методических материалов.

Краткосрочная образовательная программа – образовательная программа, ограниченная сроком реализации не более 3 месяцев и объемом не менее 8 академических часов.

К краткосрочным дополнительным общеобразовательным программам относятся и программы, реализуемые в каникулярный период, в течение небольшого срока (например, лагерная смена). В основном это программы ознакомительного уровня, которые создают условия для интенсивной социальной адаптации детей и направлена:

на повышение психологической готовности ребенка к включению в образовательную деятельность;

на диагностику уровня его общих и специальных способностей;

на создание комфортных условий для последующего выявления предпочтений и выбора вида деятельности в дополнительном образовании, что помогает родителям в становлении конструктивной позиции воспитания и развития ребёнка с учетом его интересов и способностей.

Реализация краткосрочных программ обеспечивает ряд преимуществ всем участникам образовательного процесса:

для обучающихся – это возможность попробовать себя в разных видах деятельности, возможность определиться с выбором направления деятельности;

для родителей – это возможность разобраться с логикой дополнительного образования, понять преемственность его ступеней, наметить общую линию индивидуального развития своего ребенка;

для педагогов – это реальный шанс сформировать контингент детей, а также, стимул к разработке базовой программы.

Основными задачами реализации краткосрочных дополнительных общеобразовательных программ являются:

знакомство с основными понятиями, терминами и определениями в предметной области;

овладение первоначальным знаниям передачи, поиска, преобразования и хранения информации;

развитие любознательности, наблюдательности, памяти, пространственных представлений;

развитие коммуникативных навыков психологической совместимости и адаптации в коллективе;

воспитание потребности в самообразовании и творческой реализации;

формирование самооценки и чувства коллективизма.

Направленности краткосрочных образовательных программ:

техническая,

художественная,

туристско-краеведческая,

физкультурно-спортивная,

социально-гуманитарная.




Содержание краткосрочных дополнительных общеразвивающих программ



Дополнительная общеразвивающая программа является нормативным документом, содержащим максимально полную информацию о дополнительном образовании, предлагаемая детям преимущественно в возрасте от 5 до 18 лет; имеющая конкретизированные образовательные цель и задачи, а также фиксируемые, диагностируемые и оцениваемые образовательные результаты.

Содержание дополнительных общеразвивающих программ должно быть ориентировано на:

создание необходимых условий для личностного развития, позитивной социализации и профессионального самоопределения (Концепция, гл.2), адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации и творческого труда обучающихся (Приказ №196);

удовлетворение индивидуальных потребностей детей в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством (Концепция, гл.2; Приказ №196);

формирование и развитие творческих способностей детей, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся (Концепция, гл.2; Приказ №196), а также лиц, проявивших выдающиеся способности (Приказ №196);

обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания детей (Концепция, гл.2; Приказ №196);

формирование общей культуры (Приказ №196), культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья (Концепция, гл.2; Приказ №196);

удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации.



Структура и содержание дополнительной общеобразовательной программы



Структура краткосрочных программ соответствует требованиям к структуре дополнительных общеобразовательных программ.

Дополнительная общеобразовательная программа (далее – Программа) основной документ, который разрабатывает педагог самостоятельно.

Основные требования к структуре и содержанию дополнительной общеобразовательной программы закреплены в следующих документах:

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2021);

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями 30.09.2020);

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р);

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);

«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28.



Структура дополнительной образовательной общеразвивающей программы

Проектирование и реализация краткосрочных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (структура, технология разработки и т.д.) осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанных Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г., ГБОУ «Вершина» г. Владикавказ, РСО-Алания, 2022 г. По количеству часов в неделю и наполняемости групп краткосрочные программы должны соответствовать требованиям СП.

Титульный лист.

Пояснительная записка (характеристика программы: актуальность, направленность, категория обучающихся, форма обучения, объем и срок освоения, режим занятий).

Цель и задачи программы.

Содержание программы: учебный план, содержание учебного плана.

Планируемые результаты.

Организационно – педагогические условия.

Формы контроля(аттестация) и оценочные материалы.

Методические материалы.

Условия реализации программы (материально – техническое обеспечение, кадровое обеспечение, информационное обеспечение).

Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

Рабочая программа воспитания. Календарный план воспитательной работы.

Календарный учебный график.

Список литературы.

Требования к структурным компонентам программы

Наименование части программы

Характеристика части программы

Титульный лист

Входит:

орган управления образованием, наименование образовательной организации;

гриф утверждения программы;

вид программы, название программы, направленность, уровень программы;

категория и возраст обучающихся, срок реализации программы, ФИО и должность составителя программы,

город и год разработки

В общей нумерации учитывается, но порядковый номер не проставляется.

см. Приложение №1 Титульный лист

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка

Актуальность программы

Традиционное обоснование актуальности программы проводится на основе анализа социально-экономической ситуации и вызовов системе образования и социализации человека с выделением существующих проблем и обоснованием вклада реализации предлагаемой программы ДОД в их решение (своевременность, необходимость, соответствие потребностям времени).

Направленность профиль программы

Классификация дополнительных общеобразовательных программ:

техническая,

естественнонаучная,

физкультурно-спортивная,

художественная,

туристско-краеведческая,

социально-гуманитарная

Новизна(отличные особенности) программы

Новизна дополнительной общеобразовательной программы предполагает (основные идеи, отличающие программу от существующих):

новое решение проблем дополнительного образования;

новые методики преподавания;

новые педагогические технологии в проведении занятий;

нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы.

Педагогическая целесообразность

Определяется обоснованием определенных педагогических приемов, форм, средств и методов в соответствии с целями и задачами дополнительного образования.

Категория обучающихся

Обучающиеся с особыми образовательными потребностями (дети с ОВЗ, дети инвалиды, одаренные дети, дети проявляющие способности в определенном виде деятельности и т.д.), обучающиеся определенного возраста (дошкольного, младшего школьного, среднего школьного, старшего школьного), обучающиеся, находящиеся в трудной жизненной ситуации, оставшиеся без попечения родителей и др.

Объем программы

Общее количество учебных часов, запланированных на весь период и необходимых для освоения программы; определяется содержанием и планируемыми результатами программы; характеризуется продолжительностью программы (количество месяцев, лет, необходимых для ее освоения); уровень программы

Формы обучения

очная (сочетание аудиторных и выездных занятий),

очно-заочная (сочетание очных занятий и электронного обучения), дистанционная (заочное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий),

групповая (занятия проводятся в одновозрастных или разновозрастных группах, численный состав группы - ___ человек) или индивидуальные. (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2)

Режим занятий

Общее количество часов в год; количество часов и занятий в неделю; периодичность и продолжительность занятий.

Цель программы

Цель общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования детей предполагает выделение перспективных и промежуточных целей, если срок реализации программы более одного года. Специфика дополнительного образования такова, что система целей может состоять из двух групп целей – образовательных и социально-гуманитарных (ориентиром в данном случае выступают функции дополнительного образования детей). Образовательные цели конкретизируются через триединство задач обучения, воспитания и развития детей. Группа социально-гуманитарных целей может содержать такие цели, как оздоровление детей, их социальная защита, помощь и поддержка, адаптация, реабилитация и др.
Цель отвечает
НА ВОПРОС НА ЧТО НАПРАВЛЕНА программа? Формулируется через существительное (создание, развитие, обеспечение, приобщение, профилактика, укрепление, формирование и т.д.) и должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность и желаемый конечный результат.

Задачи программы

Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать, чтобы достичь определенной цели. Формулировки задач должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами, если программа имеет срок реализации более одного года, целесообразно задачи поставить на каждый год обучения. При формулировании задач можно воспользоваться следующей классификацией:

образовательные (предметные) - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п.;

личностные - формирование (воспитательные) общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.;

метапредметные (развивающие)- развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п.

Задача отвечает на вопрос ЧТО НЕОХОДИМО СДЕЛАТЬ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ? Основным словом используется глагол. (см. Приложение №2 Таблица используемых глаголов)

Содержание программы

Содержание программы может включать в себя учебный план и содержание учебного плана. Содержание ДООП раскрывается через краткое описание тем (теория, практика):

краткое описание тем и разделов,

краткая характеристика форм занятий по каждой теме,

описание методического обеспечения каждой темы (приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий).

Содержание учебного плана должно быть направлено на достижение целей программы и планируемых результатов её освоения. Содержание учебного плана - реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретических и практических частей и форм контроля по каждой теме. (Закон № 273-ФЗ, ст. 2, п. 22; ст. 47, п. 5).

см. Приложение №3 Содержание программы

Планируемые результаты

Описание планируемых результатов должно предполагать формулировку характеристик деятельности и отношений обучающегося в сфере личностного, предметного, метапредметного развития, которые будут оцениваться. Планируемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания. Планируемые результаты должны быть согласованы друг с другом, их не должно быть очень много. В формулировку результатов должны быть включены глаголы, которые указывают на действия, подвергаемые измерению.
Если программа рассчитана на несколько лет обучения, следует дать характеристику планируемых результатов по годам обучения, подводя итог каждого года и выстраивая переход к следующему, при необходимости следует ввести отдельный небольшой раздел.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

Календарный учебный график

Указывается:

дата начала и окончание учебных периодов/этапов,

количество учебных недель или дней.

продолжительность каникул,

сроки контрольных процедур,

организованных выездов, экспедиций и т.д.,
(Закон № 273-ФЗ, ст. 2, п. 9; ст.47, п. 3.5).

см. Приложение №4 Календарный учебный график

Условия реализации программы

К условиям реализации программы относится характеристика следующих аспектов:

материально-техническое обеспечение реализации программы: описание необходимых материалов, оборудования, помещений и пр.;

Требование к помещению для учебных занятий в соответствие с СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»// Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28.

информационное обеспечение реализации программы: описание информационных ресурсов, необходимых для реализации программы, информационно-компьютерная поддержка учебного процесса: мультимедийные учебные пособия, электронные издания энциклопедий; учебно-развивающие программные среды и пр.;

кадровое обеспечение реализации программы (при необходимости сетевого взаимодействия, интеграция с другими программами и т.п.);

нормативно-правовые акты и документы.

Важно обосновать их отбор с позиции целевого назначения программы и, соответственно, достижения планируемых результатов.

Формы аттестации

Аттестация позволяет определить, достигнуты ли обучающимися планируемые результаты, освоена ли ими программа.

Оценка образовательных результатов, обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе должна носить вариативный характер. Инструменты оценки достижений детей и подростков должны способствовать росту их самооценки и познавательных интересов, а также диагностировать мотивацию достижений личности.

Форма отслеживания и фиксация образовательных результатов может быть: аналитическая справка, аналитический материал, аудиозапись, видеозапись, грамота, готовая работа, дневник наблюдения, диплом, журнал посещаемости, маршрутный лист, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио, перечь готовых работ, протокол соревнований, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство(сертификат), статья и др.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики, аналитическая справка, выставка, готовое изделие, демонстрация моделей, диагностическая карта, защита творческих работ, конкурс, контрольная работа, концерт, научно-практическая конференция, олимпиада, открытое занятие, отчет итоговый, портфолио, слет, соревнование, фестиваль и др.

Формы аттестации: зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестивали, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и другие.

Оценочные материалы

Комплекс согласованных между собой оценочных средств (комплект диагностических методик, заданий), критерии их оценки, позволяющих определить достижение обучающимися планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных, компетенций).
Оценочные задания необходимо проектировать таким образом, чтобы результат их выполнения, сложившийся наличный уровень развития и образования участника сравнивался с его же предшествующим уровнем. Сравнения с результатами решений других участников программы, работающих на иных уровнях сложности, как правило, следует избегать. В этом смысле, различные оценочные процедуры, которые позволяют определить либо динамику соревнующихся групп, либо выполнить конкурсную оценку достижений участников на основании индивидуального зачёта проводятся отдельно. В ходе конкурсных и соревновательных процедур рекомендуется проводить публичную оценку тех или иных достижений, уровней развитости ребёнка лишь в рамках заданных номинаций, границы которых укладываются в зону ближайшего развития участника. (Закон № 273-ФЗ, ст. 2, п. 22; ст. 47, п. 5).

см. Приложение №5 Оценочные материалы

Методические материалы

Настоящий раздел представляет краткое описание общей методики работы в соответствии с направленностью содержания и индивидуальными особенностями учащихся. Методические материалы включают в себя:

дидактическое обеспечение реализации программы: описание системы используемых дидактических материалов (схемы, плакаты, раздаточный материал репертуарные сборники, макеты, муляжи, видео, аудио, комплексы упражнений и т.п.);

методическое обеспечение реализации программы: описание выбора методов обучения, форм проведения занятий и технологии их реализации, форм подведения итогов по разделам, темам, педагогического инструментария оценки результативности программы (критерии и показатели результативности, технологии отслеживания результатов).

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы может быть представлено в виде таблицы.

см. Приложение №6 Методические материалы

Список информационных ресурсов

При составлении списка литературы необходимо учитывать:

список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.05-2008 к оформлению библиографических ссылок;

нормативные документы;

основную и дополнительную литературу: учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии;

наглядный материал: альбомы, атласы, карты, таблицы;

список может быть составлен для разных участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей).

Социальный паспорт

Набор характеристик социального благополучия семьи, учебного заведения. Социальный паспорт содержит информацию, дающие основания для анализа и оценки социальной ситуации в творческом объединении.

см. Приложение №7 Социальный паспорт программы





Список информационных ресурсов









Приложение №1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества г. Ардон



Принята на заседании

Педагогического совета

от «___» _____20____г.

Протокол №____

Утверждаю

Директор МБОУ ДОД ДДТ

_________________/ Дзоциева З.В./

«___» _______________ 20____г.



Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

художественной направленности

«Название программы»


Уровень программы: _____________

Возраст обучающихся: ___________

Срок реализации: _____________










Составитель:

Гаспарян Анна Феликсовна

педагог дополнительного образования





г. Ардон 2023 г.





Приложение №2

Таблица используемых глаголов

воспитать

сформулировать

создать

научить

вычленить

развить

приобщить

содействовать

выявить

дать понятие

организовать

помочь осознать

выяснить

пропагандировать

сформулировать

разработать

исследовать

разработать

вовлечь

укрепить

научить самостоятельно планировать

научить осуществлять контроль

подготовить 

выстроить адекватное представление о

определить

рассмотреть

обеспечить

обогатить

повысить

воспитать

овладеть

выполнить

познакомить

активизировать

познакомить

привить

показать

охарактеризовать

проанализировать

воспитать

показать

достигнуть

привить

обеспечить

раскрыть

изучить

способствовать

разбудить фантазию

создать

укрепить

осознать

внедрить

научить адекватно выражать 

научить эффективно взаимодействовать со

освоить разные способы

освоить стартовые формы

выработать приемы и методы 

овладеть стартовыми методиками

сформировать стартовые представления






Приложение №3

Содержание программы

Учебно-тематический план

п/п

Название разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации/контроля

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие





2.

Название раздела





2.1.

Название темы




2.2.

Название темы




3.

Название раздела





3.1

Название темы




3.2.

Название темы








Итоговое занятие






Итого





Расчет часов учебно-тематического плана представлена на:

учебных недель;

одну учебную группу.



Содержание программы

1 раздел. Вводное занятие

Теория:

Практика:

2 раздел. Название раздела

Тема 2.1. Название темы

Теория:

Практика:

3 раздел. Название раздела

Тема 3.1. Название темы

Теория:

Практика:



Приложение №4

Пример оформления календарного учебного графика

Начало учебного года


Окончание учебного года


Количество учебных недель


Сроки каникул


Продолжительность каникул


Сроки организованных выездов, экспедиций, соревнований и т.д.




Вид контроля

Входной

Промежуточный

Итоговый

Сроки контроля/ форма контроля






Приложение №5

Оценочные материалы

Показатели

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Методы диагностики

Теоретическая подготовка

Теоретические занятия

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям

Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 0,5 объема знаний, предусмотренных программой)

Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет 0,5)

Максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренный программой)

Наблюдение

Тестирование

Контрольный опрос

Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

Минимальный уровень (ребенок избегает употребления специальной терминологии)

Средний уровень (ребенок сочетает специальную и бытовую терминологию)

Максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно в соответствии с их содержанием)

Собеседование

Практическая подготовка

Практические умения и навыки, предусмотренные программой

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям.

Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 0,5 объема умений и навыков, предусмотренных программой).

Средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет 0,5).

Максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренный программой).

Контрольное задание

Владение специальным оборудованием

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения.

Минимальный уровень (ребенок испытывает определенные трудности при работе с оборудованием).

Средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога).

Максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей).

Контрольное задание

Творческие навыки (Креативность)

Креативность в выполнении заданий


Начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие задания педагога).

Репродуктивный уровень (выполняет задания на основе образца).

Творческий уровень (выполняет задания с элементами творчества).

Контрольное задание

Воспитательный компонент

Личностные качества

Соответствие принятым в обществе правилам, традициям.


Максимальный уровень:

Сформирован­ность духовно-нравственных, этических, гражданско-патриотических качеств,

уважительное отношение к родителям, сверстникам, истории страны и малой родины, культурным традициям народа, правилам, принятым в обществе,

стремление к саморазвитию и самопознанию,

продуктивное сотрудничество с окружающими при решении различных творческих задач.

Средний уровень: недостаточная форсированность вышеперечисленных качеств.

Низкий уровень: полное или частичное отсутствие вышеперечисленных качеств.

Педагогическое наблюдение.

Участие в различных акциях и проектах

Приложение №6

Методическое обеспечение программы

Наименование разделов программы

Формы занятий

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал

Формы подведения итогов

1.

Знакомство

Традиционное занятие практическое занятие экскурсия игры, беседа

Устное объяснение, беседа, обсуждение, объяснение, демонстрация пособий игры

Пособия: таблицы, схемы, картинки, плакаты, фотографии

Отзывы

Тесты

Диагностика

2.

Диагностика

Практическое занятие, игры, упражнения

Объяснение, работа по образцу, анализ, упражнения, игры, рисование

Раздаточный материал, учебные пособия, картинки игры

Тесты

Анализ работ наблюдение

3.

Развитие

Комбинированные, традиционные, практические занятия, игры, упражнения, тренинги

Объяснение, наблюдение, диалог, решение проб.ситуаций, ручной труд, рисование

Дидактические карточки, видео и муз. записи, ТВ, печатные листы, тетради, учебные пособия, иллюстрации, игры

Обобщающие игры Рефлексия

Детские работы

4.

Обучение

Обсуждения, дискуссии, традиционные занятия, игры, упражнения, ручной труд

Творческая деятельность детей, работа по образцу, игры, упражнения, тренинги, рисование

Карточки, печатные листы, тетради, пособия, игры, детские книги

Итоговые игры

Рефлексия

Коллективные работы

5.

Коррекция

Обсуждение, объяснения, тренинг, беседы – диспуты, игры, анализ, традиционные занятия

Обсуждение, демонстрация пособий, анализ, тренинг, упражнения, игры

Оборудование, помещение, игры, пособия, фотографии, видео и муз.записи, рабочие тетради

Наблюдение

Тесты

Практические упражнения

6.

Подведение итогов

Открытое занятие, игры, комбинированное занятие, тренинг, беседа, обсуждение

Упражнения, работа по образцу, наблюдение

Печатные листы, игры, дидактические пособия, иллюстрации, схемы, дидактические карточки

Открытое занятие Диагностика

Тесты

Анкеты наблюдения

Приложение №7

Социальный паспорт

творческое объединение _____________________

Педагог ____________________________________

Показатель

Количество учащихся

1

Количество учащихся всего, из них:


мальчиков



девочек


2

Количество учащихся по возрастам, из них:



мальчики 7 лет



девочки 10 лет




3

Обучающиеся, требующие особого внимания:


из неполной семьи



из малообеспеченной семьи



из многодетной семьи



состоящие на внутришкольном учёте



дети с ОВЗ



дети, оставшиеся без попечения родителей (опека, попечительство)



сироты



дети-инвалиды


______________ учебный год









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.