Методические рекомендации по развитию творческих способностей младших школьников

2
0
Материал опубликован 8 May 2022

Методические рекомендации для родителей по развитию

творческих способностей младшего школьника

С чего же начать?

Родителю нужно измениться самому, прежде всего, для развития творческого потенциала ребенка. Современные взрослые не умеют играть, фантазировать, как ребенок, они хотят выглядеть серьезными, вместо того, чтобы веселиться или шалить. Они боятся нарушить социальные правила поведения. Однако, прекрасные терапевтические средства, которые могут дать возможность отдохнуть, расслабиться, вдохновиться – это игра, творчество, свободный полет фантазии.

Консервативность, скованность и чрезмерная серьезность родителей – не лучшие помощники для развития творческих способностей ребенка. Научитесь играть в детские игры, не бойтесь на некоторое время стать ребенком, шалите и веселитесь, нарушайте иногда правила поведения взрослого человека во имя вашего ребенка. Это не только поможет вам сблизиться с вашим ребенком и будет способствовать его развитию, но и станет хорошей психотерапией, которая позволяет отдохнуть, отвлечься, снять напряжение и стресс. Сочиняйте вместе с ребёнком сказки, стихотворения, придумывайте несуществующих животных и растений - поддерживайте его творческую инициативу.

Для развития творческих способностей необходимо создание условий для сознательного и активного участия в творческой деятельности важен поиск творческих приемов, формирования и совершенствования и совершенствования базовых знаний, умений и навыков, вариативное их использование и на любых уроках. Главное – это создание общей атмосферы творчества и радости.

Особую роль в этом играют одобрительные реплики, стимулирующие работу учащихся и вселяющие в них уверенность в свои силы.



Создание условий в семье для развития творческих способностей ребенка.

       Если Вы  хотите  воспитать творческую личность и одновременно не забывать о психическом здоровье своих детей, то:

Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или "за гранью".

 Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток "шефства" может затруднить творчество.

 Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным).

 Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими.

Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критиковать первые опыты - как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.

Помогайте ребенку... порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.



Советы по повышению эффективности развивающих занятий с детьми: 

1. Отведите для занятия специальное время и организуйте рабочее место для ребенка.

Прежде всего, выберите и подготовьте специальное место для работы, где ребенку и вам никто не будет мешать. Это должен быть именно учебный уголок, создающий у малыша рабочую атмосферу и настроение, где каждый предмет напоминает ребенку о его успехах в учебе. Это поможет ему настроиться на работу.

Очень важно правильно выбрать время для занятий. Обучение ни в коем случае не должно ущемлять интересы ребенка, иначе оно станет обузой. Вы должны помнить о том, что для него увлечения не менее важны, чем учеба. Чтобы совместить и то и другое, посоветуйтесь с ним о времени проведения занятий или предложите ему самому выбрать удобное для него время. 

Помните, что для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. Именно в форме игры лучше всего проводить занятие с ребенком этого возраста. Младшие школьники, в принципе, уже готовы для того, чтобы с ними проводили специально организованные занятия. Но и при работе с детьми школьного возраста не стоит забывать основной принцип любого обучения: "Учиться надо весело, чтобы хорошо учиться!". И если в школе это делают не всегда - вполне можно превратить в веселую игру выполнение тех же постылых домашних заданий.

2. Занятия должны быть регулярными.

Это очень важное условие: занятия должны проводиться систематически и быть не слишком продолжительными. Наилучший результат принесут ежедневные занятия длительностью не более 30 минут. Такое расписание не слишком обременительно для ребенка и в то же время позволяет сделать занятия по-настоящему результативными. В любом случае занятия должны проводиться не менее 3-х раз в неделю.

3. Планируйте занятия заранее.

Для того чтобы занятия были наиболее эффективными, необходимо заранее планировать, над чем именно вы будете работать. Подберите упражнения, которые понадобятся вам для работы. Методики, приведенные в разделе "Диагностика", помогут вам определить, какие психические функции вашего ребенка развиты хуже остальных и нуждаются в развитии в первую очередь. Свидетельством того, что ваши занятия с ребенком не бесполезны, будет служить улучшение качества и скорости выполнения малышом упражнений. 
При этом надо помнить, что у большинства детей психические процессы развиваются неравномерно. Не стоит беспокоиться по этому поводу. Ваша задача - вовремя выявить трудности и устранить их при помощи специальных упражнений. В любой случае, окончательное заключение об уровне интеллектуального развития ребенка может сделать только специалист и только после комплексной диагностики всех психических функций.

4. Поддерживайте своего ребенка в достижении цели.

Многие дети, уже имеющие неудачный опыт обучения, находятся под постоянным давлением страха неудачи. Чтобы помочь ребенку и ослабить его страх перед неудачами, придерживайтесь следующих правил:
- ни с кем его не сравнивайте; важны только его собственные достижения;
- следите за его настроением, ободряйте его, если чувствуете, что он сомневается и не уверен в себе;
- поддерживайте навыки, которые ребенок уже приобрел; напоминайте ему о конечной цели - это его подбодрит;
- поощряйте своего ученика в самостоятельном достижении успехов; ни одно даже самое маленькое достижение не следует оставлять незамеченным. Помните о том, что нет лучшего стимула к продолжению работы, чем похвала…

5. Найдите правильный подход к обучению своего ребенка.

Все дети разные, и каждый из них нуждается в индивидуальном подходе. Одному ребенку нужны многократные подробные объяснения, второй все схватывает на лету, а третьему для понимания необходимо каждое правило применить на практике. Постарайтесь понять, что нужно вашему ребенку, и, отталкиваясь от этого, стройте ваши занятия. Это значительно облегчит процесс обучения и сделает ваши уроки не только полезными, но и приятными.
Приучайте его постепенно к самостоятельным учебным действиям через постановку целей: "Что ты сейчас будешь делать?", понимание учебной цели: "Для чего ты будешь выполнять это задание?" и составление плана выполнения задания: "Как ты будешь это делать?".

6. Формируйте у ребенка желание учиться.

Лучший способ для этого - похвала, положительная оценка. Важно, чтобы эта оценка была наглядной. Придумайте вместе с ребенком забавные символы, которыми вы будете оценивать работу: это может быть смешная рожица: улыбающаяся, если задание выполнено хорошо, и плачущая, если ребенок не справился с заданием. Заведите тетрадь, в которой ребенок будет выполнять письменные задания. Старайтесь, чтобы ребенок ставил собственную оценку каждому выполненному им заданию, учите его критично относиться к собственной работе, напоминая ему о его ошибках. 

В конце каждого занятия совместно с ребенком обсудите, что нового и полезного он узнал за урок; что, по его мнению, у него получается хорошо, а что - пока не очень; пусть он сам (при помощи придуманных вами символов) поставит себе оценку. 
Важно, чтобы ребенок наглядно видел результаты своей работы. Для этого можно, например, использовать рисунок замка. Его можно распечатать на принтере, и после каждого занятия пусть ребенок закрашивает очередной кирпичик здания. Или можно строить график достижений. Это будет стимулировать его движение к новым результатам. 
Необходимо, чтобы ребенок видел свои результаты и вашу искреннюю заинтересованность в их росте. Однако, помните, что похвала должна быть конкретной, ребенок должен отчетливо понимать, чем вы сегодня обрадованы. Если вы недовольны результатом, удержитесь от резких замечаний и ограничьтесь констатацией факта: "Сегодня ты устал, занятия даются тебе тяжело", и нацельте ребенка на будущие достижения: "Уверена, в следующий раз, когда ты отдохнешь, у тебя все получится гораздо лучше".

7. Будьте готовы обратиться за помощью к специалистам.

Только специалист (детский психолог, педагог) может провести комплексную диагностику развития всех психических функций ребенка и на основе этого составить программу занятий. Кроме того, при составлении плана занятий и подбора развивающих методик необходимо обязательно учитывать тип личности и индивидуальные особенности природной организации нервной деятельности ребенка. Знание этих особенностей позволит включить в занятия специальные коррекционные методики, что значительно увеличит эффективность обучения. 




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации