12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Слободчикова Елена Леонидовна263
Россия, Краснодарский край, ст. Медведовская Тимашевского района Краснодарского края
1

Методические рекомендации по реализации социально – коммуникативной области с детьми дошкольного возраста в соответствии требованиям ФГОС.

Методические рекомендации по реализации социально – коммуникативной области с детьми дошкольного возраста в соответствии требованиям ФГОС.

Социально-коммуникативное развитие – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений.

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Противоречия современной социокультурной среды также накладывают свой отпечаток на формирование личности ребенка в дошкольном возрасте.

Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:

несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);

произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;

отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.

Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.

Следовательно, в рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

Рассмотрим содержание психолого-педагогической работы по каждой из задач

Социально-коммуникативное развитие направлено

1. На усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- воспитывать любовь и уважение к малой Родине, к родной природе, к отечественным традициям и праздникам и представление о социокультурных ценностях нашего народа;

- воспитывать уважение и интерес к различным культурам, обращать внимание на отличие и сходство их ценностей;

- уважать права и достоинства других людей, родителей, пожилых, инвалидов;

- формировать представление о добре и зле, способствовать гуманистической направленности поведения;

- знакомить детей с поступками людей, защищающих и отстаивающих ценности жизни, семьи, отношений товарищества, любви и верности, созидания и труда;

- расширять представления о своем родном крае, столице своей Родины, ее символикой;

- формировать позицию гражданина своей страны;

- формировать оценку нравственных понятий с целью педагогического воздействия художественного слова на детей, получения первичных ценностных представлений о понятиях;

- совершенствовать свои эмоционально-положительные проявления в сюжетно-ролевых играх;

РЕКЛАМА

- поощрять участие в сюжетно-ролевых играх, отражая замысел игры, эмоциональные и ситуативно-деловые отношения между сказочными персонажами и героями; отражать социальные взаимоотношение между людьми в соответствии с их профессиональной деятельностью.

Реализация эти задачи в нашем детским саду проходит в тесной связи с музеем «Истории и развития Калининского района», где дети могут увидеть, прочувствовать атмосферу времени. В музее имеются разные экспонаты: от производств Калининского района, знаменитых людей района, города, спортсменов, различная старинная утварь и зал который нам очень нравится , это зал воинской славы. При знакомстве с поступками людей, защищающих ценности жизни мы посещали зал «воинской славы», где дети, слушая рассказ экскурсовода, рассматривая экспонаты, невольно погружаются в то нелегкое время войны. Экскурсовод отмечал повышенный интерес детей к различным экспонатам, много задавили вопросов о технике, наградах представленные в этом зале. В преддверии праздника «день победы» в подготовительных группах прошёл проект «Золотые имена», где дети совместно с родителями в листовках, газетах рассказывали о родственниках принимавших участие в войнах. На праздник «День Победы» приглашали участников Великой Отечественной войны.

Наши дети и родители с большой охотой принимают участие и акциях музея: «Вечер в музее» - участники «Осеннего дефиле», «День защиты детей»- концертная программа и выставка рисунков, «8 марта» - праздничное поздравление, «Новый год» - выставки творческих работ. И т.д. Эта работа способствует воспитанию у детей активной жизненной позиции, развитию коммуникативных навыков.

Знакомство с малой Родиной происходит с младшего возраста и построено на принципе мини макса. Этому способствует и тематическое планирование во всех возрастных группах. Вся деятельность конечно не может ограничится одной или двумя неделями, она реализуется в разнообразных мероприятиях в течении всего года. В младших группах работа строится на ближайшем окружении ребенка. В старшем объём информации и области увеличиваются. Фото выставка «Мои любимые места Новосибирска» в младшем возрасте акцент делали на Калининском районе, в старшем - на городе. Выставка получилась разнообразная работы набравшие большее количество голосов украсили лестничные пролеты детского сада. В старших группах проходит интеллектуальная игры по теме «Мой любимый Калининский район», подготовительные группы интеллектуальная игра с родителями «Славный город Новосибирск». В группах изготовлены игры «Путешествие по Новосибирску», «Собери достопримечательность Новосибирска»

В старших группах мы посещали передвижную фотовыставку «Город в камне» располагавшуюся на территории «ДК им. Горького». Где дети познакомились с историей своего города, они отмечали не только здания но и транспорт, одежду людей того времени. Эта выставка под открытым небом невольно подтолкнула их отметить те изменения в окружающей действительности, которые произошли за определенный промежуток времени. Работа по этому направлению продолжается, когда дети готовятся к интеллектуальным играм.

Многие праздничные мероприятия интегрируются с русской культурой «Праздник осени», «8 марта» и др. это одно из направлений патриотического воспитания дошкольников в нашем Д/С.

Вся эта работа способствует решению и следующей задачи

2.Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- обеспечивать взаимодействие с детьми, способствующее их эмоциональному благополучию;

- создавать общую атмосферу доброжелательности, принятия каждого, доверия, эмоционального комфорта, тепла и понимания;

- создавать условия для общения со старшими и младшими детьми и людьми пожилого возраста;

- обеспечивать одинаковое отношение ко всем участникам совместной игры, общения;

- удовлетворять потребности каждого ребенка во внешних проявлениях, симпатии к нему лично;

- предотвращать негативное поведение, обеспечивающее каждому ребенку физическую безопасность со стороны сверстников;

- знакомить с нормативными способами разрешения конфликтов;

- формировать представления о положительных и отрицательных действиях детей и взрослых и отношения к ним.


Работу по предотвращению негативного поведения и знакомство со способами выхода из затруднительных ситуаций мы стараемся осуществлять в режимных моментах и совместной деятельности с детьми в течении дня с младшего возраста. В группах утром традиции приветствия, настрой на положительную деятельность, в раскрашивании картинок предлагается детям решить определенную ситуацию разными способами и разукрасить её. Это помогает активизировать застенчивых детей, решая нарисованные проблемы, они учатся сами аналогично действовать в затруднительной ситуации. Воспитатели предлагают детям игровые ситуации, этюды по определённой проблеме. Вся эта работа помогает вовремя сформировать положительный микроклимат в группах, сплотить детский и взрослый коллектив в группах, к старшему возрасту познакомить с различными выходами из затруднительных ситуаций


3. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

- вызывать чувство сострадания к тем, кто попал в сложную жизненную ситуацию, нуждается в помощи, испытывает боль, тревогу, страх, огорчение, обиду, терпит нужду и лишения;

формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

- содействовать становлению социально-ценностных взаимоотношений, доброжелательных и равноправных отношений между сверстниками;

- создавать условия для принятия конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;

- закреплять умение действовать по правилам игры, соблюдая ролевые взаимодействия и взаимоотношения;

формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

- стремиться к установлению доверительных отношений с детьми, учитывать возможности ребенка, не допуская ощущения своей несостоятельности: приходить на помощь при затруднениях, не навязывать сложных и непонятных действий, при взаимодействии находиться на уровне глаз ребенка, стараться минимально ограничивать его свободу, поощрение и поддержку использовать чаще, чем порицание и запрещение;

- закладывать групповые традиции, позволяющие учитывать настроения и пожелания детей при планировании жизни группы в течение дня;

4. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- совершенствовать самостоятельность в организации досуговой деятельности;

- формировать умение выбора правильного решения, обосновывая свои действия (свой выбор) путем установления причинно-следственной зависимости между событиями и природными явлениями.

5.Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

6.Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

- прививать знания основ безопасности;

- формировать чувство осторожности, развивать умения соблюдать осторожность при работе с острыми предметами; оберегать глаза от травм во время игр и занятий;

- объяснять важность хорошего освещения для сохранения зрения;

- приучать к соблюдению осторожности при встрече с незнакомыми животными;

-предупреждать об опасности приема лекарственных препаратов, и свойствах ядовитых растений, игр с огнем, аэрозольными баллончиками;

- обогащать представления детей об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и знакомить со способами поведения в них;

- добиваться выполнения правил дорожного движения.

Для решения этих задач в группах с младшего дошкольного возраста постоянно проводится работа по формированию основ безопасного поведения это и беседы, игры, рассматривание ситуаций, проигрывание выходов из опасных ситуаций, игровые ситуации «Эвакуация».

Работа по формированию проводится по перспективным планам. Проводятся недели безопасность по ПДД и пожарной безопасности, а в течении года проводятся акции «Самый видный пешеход», «Самый грамотный пешеход», выставки рисунков



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.