Доклад «Работа учителя-предметника со слабоуспевающими учащимися»

5
0
Материал опубликован 22 January 2018 в группе

Педагогический совет №3

МБОУ СОШ №20 г. Минеральные Воды

Дата – 09.01.2018 г.

Учитель истории и обществознания – Севумян Габриэль Манвелович.

Тема – «Работа учителя-предметника со слабоуспевающими учащимися»

Психологи и дидакты подразделяют учащихся на слабых и хорошо подготовленных. Между ними находятся среднеуспевающие ученики. Такое подразделение, произведённое по объективным показателям, значительно упрощает измерение познавательных возможностей любого учебного класса.

При таком подразделении учащихся необходимо предлагать задание разной сложности. Одни оказываются по силам слабым, а другие хорошо подготовленным ученикам. Некоторые из среднеподготовленных выберут себе первые, а некоторые вторые задания: кому какое окажется по силам. Каждый ученик выбирает посильное задание и учится в соответствии со своей обучаемостью на том или ином уровне трудности познавательной деятельности. Наблюдая это, учитель по проявленной обучаемости определяет возможности класса, каждого ученика в отдельности. Изучая отдельных учеников более детально, учитель находит, на что обратить особое внимание и при индивидуальном подходе к каждому ученику. Одному надо помочь развить внимание и эмоциональное восприятие, другому наглядно-образное мышление и воображение, третьему речь и понятное мышление и т.п.

Школьная практика и опытное преподавание истории показывают, что слабые ученики успешно работают преимущественно на уровне воспроизводящей деятельности, когда требуется усваивать и воспроизводить знания в готовом виде. Примем его условно за первый, самый низкий уровень трудности познавательной деятельности.

К слабым, недостаточно подготовленные ученики, которые при поверхностном знании истории не проявляют заметного интереса к её изучению и почти совсем не владеют адекватными приёмами и умениями самостоятельной работы с учебным историческим материалом. Они не умеют воспринимать, усваивать и воспроизводить в образно-эмоциональной форме даже наиболее значительный факты, самостоятельно анализировать, сравнивать, конкретизировать, обобщать разъясненный теоретический материал. Они склонны преимущественно лишь к запоминанию с последующим пересказом изложения учителя, заучивания текста в учебнике.

Слабых учеников, независимо от их возраста, надо терпеливо и планомерно обучать приёмам и умениям учебной работы, воспитывать у них интерес к изучению истории. Наиболее благоприятные условия для этого создает воспроизводящая деятельность, но при условии, если главные исторические факты учитель излагает эмоционально, в наглядно-образной увлекательной форме, с обязательным разъяснением существенного. Такое изложение пробуждает в учащихся интерес к историческим событиям. А отсутствие в нём непреодолимых затруднений вызывает желание овладеть как фактическим, так и теоретическим содержанием исторического материала, превратив его в свои знания. Неоднократное усвоение разъясненного материала и воспроизведение усвоенного исторического знания посредством одних и тех же методических приёмов и средств постепенно формируют у слабоуспевающих устойчивое умение применять эти приёмы и средства по образцу в аналогичных педагогических условиях. Наличие такого умения позволяет учителю постепенно вводить в организацию обучения слабоуспевающих учеников, прежде всего при закреплении и проверки знаний и умений, элементы более трудной- преобразующей деятельности.

Итак, благодаря постоянному использованию элементов разноуровнего обучения на уроках истории удаётся правильно организовать работу со слабоуспевающими детьми. В рамках данного направления работы в моей педагогической деятельности сложились следующие основные принципы:

Организация работы школьника с учётом «периода наивысшей продуктивности»

- не ставить учащихся в ситуацию, требующего быстрого ответа, предоставляя время на обдумывание и подготовку.

- по возможности предлагать отвечать не в устной форме, а в письменной форме, давая время для проверки и исправления написанного.

- по возможности спрашивать в начале урока, и, желательно, в начале дня.

- чаще поощрять, в том числе за старательность, даже если результат далёк от желаемого, а в случае неудачи оценивать с максимальной деликатностью, объясняя, что неудачи в жизни – явление достаточно частые и не повод для отчаяния.

Рекомендации по работе с инертными учащимися (замедленное переключение).

- не предлагать часто и быстро меняющиеся задания.

- не требовать быстрого изменения неудачных формулировок или быстрого устного ответа на неожиданный вопрос.

- не спрашивать в начале урока.

- не требовать ответа по новому, только что усвоенному материалу.

- не отвлекать от работы, создавая спокойную обстановку.

Виды дифференцированной помощи, оказываемой детям, испытывающим затруднения в обучении

- указание типа задачи, правила на которое опирается данное упражнение.

- дополнение к заданию в виде чертежа, схемы.

- указание алгоритма выполнения.

- приведение аналогичной задачи.

- называние ответа или результата задачи.

- постановка наводящих вопросов.

- указание теорем, правил, формул, на основании которых выполняется задание.

- предупреждение о наиболее типичных ошибках.

- запись условия, кроме словесного, в виде таблицы, матрицы, значков.

-указание ошибки в чертеже, в вычислениях, в постановке алгоритма ответа, в установлении зависимостей.

Требования к домашним заданиям

-учитель задаёт домашнее задание до звонка, давая необходимые разъяснения по его выполнению.

- во избежание перегрузки учащихся учитель обеспечивает правильную дозировку заданий по объёму и сложности.

- учитель обязан ежедневно записывать в журнал содержание заданного на дом.

- в качестве домашнего задания учителю необходимо использовать творческие работы по предмету.

- каждое задание должно быть проверено с помощью различных методов работы.

- продумывать дифференцированные индивидуальные домашние задания для сильных и слабоуспевающих учащихся.

Требования к работе со слабоуспевающими учащимися

-учителю необходимо выяснить причины отставания по предмету.

- учителю необходимо вести тетрадь по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, где он учитывает ошибки учащихся и отражает работу по их исправлению.

- закрепить за слабым учеником сильного, контролировать их работу.

- учитель сам проводит индивидуальную работу со слабоуспевающими учащимися на уроке и вне его.

- учитель учит учащихся, как готовить домашнее задание по своему предмету.

- учитель должен предвидеть возможные затруднения по своему предмету и обучать способам их преодоления.

Десять правил работы со «слабоуспевающими»

Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.

Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.

Каждый урок – продолжение предыдущего. Каждый вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала – один из приёмов работы со слабыми.

Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).

Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идёт постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.

Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.

Общение – главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе – не получите и результатов обучения.

Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход – займутся своими делами.

Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется – на способных, средних и … «слабоуспевающих».

Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных – посадите их к слабым, и пусть продолжается учёба.

Учитель истории и обществознания Г.М. Севумян

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.