Методические рекомендации по выполнению индивидуального проекта по информатике

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРАСНОЯРСКИЙ КОЛЛЕДЖ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
РАССМОТРЕНО методической комиссией протокол № от « » 20__ г. | УТВЕРЖДЕНО Директор КГБПОУ «Красноярский колледж отраслевых технологий и предпринимательства» ________________________/Н. В. Журова Приказ № от « » 20__ г. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО выполнению
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И
ПРОГРАММИРОВАНИЕ
(на базе основного общего образования)
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР
__________/ Е. В. Миля
« » 2025 г.
Красноярск, 2025
Организация-разработчик: КГБПОУ «Красноярский колледж отраслевых технологий и предпринимательства».
Разработчик: Лавренков С.С., преподаватель КГБПОУ «Красноярский колледж отраслевых технологий и предпринимательства».
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОБЛЕМАТИКА, ВЫБОР ТЕМЫ И РУКОВОДСТВО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ 6
СОСТАВ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ 7
ОФОРМЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА 10
ПОДГОТОВКА ПРЕЗЕНТАЦИОННОГО МАТЕРИАЛА К ЗАЩИТЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА 12
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА 13
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАМетодические указания по выполнению индивидуального проекта предназначены для обучающихся 1 курса специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование» очной формы обучения. Указания разработаны в целях оказания помощи обучающимся в самостоятельной работе по выполнению индивидуального проекта.
Указания составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России №413 от 17 мая 2012 г. и рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования, утвержденных письмом Минобрнауки России №06-259 от 17 марта 2015 г.
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках изучаемой учебной дисциплины.
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного учебного года в рамках самостоятельной работы, специально отведенной учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта.
ПРОБЛЕМАТИКА, ВЫБОР ТЕМЫ И РУКОВОДСТВО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ
При определении тематического поля проекта основополагающим принципом должна стать самостоятельность выбора, обучающегося – основа для формирования его ответственности за процесс и результат работы.
Тематика индивидуальных проектов по дисциплинам разрабатывается преподавателями цикловой комиссии «Организационно-технических и экономических дисциплин» или предлагается студентами самостоятельно. Перечень тем индивидуальных проектов ежегодно обновляется (Приложение А). Хотя индивидуальный проект выполняется по одной теме, в процессе ее написания обучающийся использует весь имеющийся у него запас знаний и навыков, приобретенных и приобретаемых при изучении смежных учебных дисциплин.
Тематика индивидуальных проектов утверждается протоколом заседания цикловой комиссии «Организационно-технических и экономических дисциплин» колледжа и доводится до сведения обучающихся за 2 месяца до начала их выполнения.
Одинаковые темы индивидуальных проектов могут выполнять несколько обучающихся, если круг рассматриваемых вопросов различен, что находит отражение в содержании проекта.
Выбор темы индивидуального проекта сопровождается консультацией руководителя проекта, в ходе которой разъясняются назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей в соответствии с методическими рекомендациями по выполнению и проектов.
Основными функциями руководителя проекта являются:
консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения индивидуального проекта;
оказание помощи обучающемуся в подборе необходимой литературы;
контроль хода выполнения проекта.
После выбора темы проекта начинается самостоятельная работа обучающегося по выполнению индивидуального проекта.
Контроль за ходом выполнения индивидуальных проектов осуществляет руководитель.
СОСТАВ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
Содержание индивидуального проекта представляет собой составленный в определенном порядке развернутый перечень вопросов, которые должны быть освещены в каждом параграфе. Правильно построенное содержание служит организующим началом в работе обучающихся, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения.
Содержание индивидуального проекта обучающийся составляет совместно с руководителем, с учетом замысла и индивидуального подхода.
Однако при всем многообразии индивидуальных подходов к содержанию проектов традиционным является следующий:
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Раздел 1.
Подраздел
Подраздел Раздел 2.
2.1 Подраздел
…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников
Приложения
Основная часть должна содержать не менее 2 разделов.
Работа с информационными источниками сопровождается выписками, конспектированием. Выписки из текста делают обычно дословно, в виде цитаты. При этом выбирают наиболее важные, весомые высказывания, основные идеи, которые необходимо процитировать в индивидуальном проекте. Поэтому при выписке цитат и конспектировании следует сразу же делать ссылки: автор, название издания, место издания, издательство, год издания, номер страницы.
Собрав и изучив информационные источники и практический материал, обучающийся приступает к написанию текста индивидуального проекта. Это сложный этап работы над темой, требующий сосредоточенности и упорного труда. Излагать материал следует своими словами, при цитировании из информационных источников указывать ссылки.
На титульном листе индивидуального проекта указывается наименование учебного заведения, специальность, фамилия и инициалы обучающегося, тема, фамилия и инициалы руководителя.
Содержание отражает в строгой последовательности расположение всех составных частей работы: введение, наименование всех разделов и подразделов, заключение, список информационных источников, приложения. По каждому из разделов и подразделов в содержании отмечаются номера страниц, соответствующие началу конкретной части проекта.
Во Введении индивидуального проекта отражаются следующие признаки:
актуальность проблемы, темы, ее теоретическая значимость и практическая целесообразность, коротко характеризуется современное состояние проблемы в теоретическом и практическом аспектах;
цель и совокупность поставленных задач для ее достижения;
период исследования – указываются временные рамки;
информационная база – обзор использованных законодательных и нормативных актов и т.п.;
объем и структура индивидуального проекта – композиционный состав - введение, количество разделов, заключение, число использованных информационных источников, приложений, таблиц, рисунков.
Основная часть индивидуального проекта состоит из совокупности предусмотренных содержанием работы разделов и подразделов.
Содержанием первого раздела являются, как правило, теоретические аспекты по теме, раскрытые с использованием информационных источников:
характеристика предмета исследования;
основные термины и определения исследуемой темы;
анализ основных тенденций развития темы.
Большое значение имеет правильная трактовка понятий, их точность и научность. Употребляемые термины должны быть общепринятыми либо приводиться со ссылкой на автора. Точно так же общепринятыми должны быть и формулы расчета.
Второй раздел посвящается характеристике отдельных структурных элементов исследования, порядку их деятельности и функционирования, а также разработке выводов и предложений, вытекающих из анализа проведенного исследования. В ней предлагаются разработанные обучающимся способы решения выявленных проблем. Второй раздел является результатом самостоятельной творческой работы, возможно описание выполненных опытов и экспериментов.
Заключение. Здесь в сжатой форме дается общая оценка полученным результатам исследования, реализации цели и решения поставленных задач. Заключение включает в себя обобщения, краткие выводы по содержанию каждого вопроса индивидуального проекта, положительные и отрицательные моменты в развитии исследуемого объекта, предложения и указания по совершенствованию его деятельности.
В заключении кратко должны быть изложены ответы на вопросы:
почему избрана эта тема;
какой была цель исследования;
какие ставились задачи;
какие использовались методы и средства исследования;
каким был план исследования;
какие результаты были получены;
какие выводы сделаны по итогам исследования;
что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.
Список использованных источников должен содержать не менее 10 источников и составляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.0.5 – 2008
Библиографическая ссылка. ГОСТ 7.1. – 2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. (Приложение Б).
Библиографический список нумеруется от первого до последнего названия. Подзаголовки к отдельным типам документов не делаются, каждый документ выносится отдельно.
В приложении приводятся копии документов, сравнительные таблицы, схемы и др.
ОФОРМЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТАИндивидуальный проект должен быть надлежащим образом оформлен в соответствии с требованиями, приведенными в таблице 1. Индивидуальный проект структурируется следующим образом:
Титульный лист (Приложение В).
Содержание
Содержательная часть работы
Приложения
Таблица 1 - Требования к оформлению индивидуального проекта
Требование | Содержание требования |
1 | 2 |
Объем | не менее 20 страниц компьютерного текста |
Оформление | текст печатается на одной стороне листа белой бумаги формата A4 |
Интервал | 1,5 |
Шрифт | «Times New Roman» |
Размер | 14 п |
Выравнивание | по ширине |
Кавычки | «кавычки-елочки» |
Параметры страницы | с левой стороны – 3 см с правой –1,5 см, сверху –2 см, снизу –2 см. |
Нумерация страниц | арабскими цифрами, сквозная, от титульного листа, при этом номер страницы на титульном листе не проставляют проставляется со второй страницы, порядковый номер страницы ставится внизу справа |
Отступ первой строки | 1 см |
Введение, названия глав, заключение, список использованных информационных источников | с новой страницы заглавными буквами по центру жирным шрифтом, в конце точка не ставится |
Образец оформления раздела | РАЗДЕЛ I. ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ |
Образец оформления подраздела | 1.1 Классификация информационных объектов |
Расстояние между названием подраздела, предыдущим и последующим текстом | одна свободная строка |
Список использованных информационных источников | не менее 10 |
Подраздел | не менее 2 страниц |
Оглавление | Вставить автособираемое оглавление 1 после титула |
Иллюстрации | 124 110 61 46 37 16 КраснодарскийВолгоградскаяРостовская облС.анкт-ПетербурСгтавропольский Республика край обл. край Калмыкия Рисунок 1 - Сведения о количестве учреждений социального обслуживания семьи и детей |
Оформление таблицы | Таблица 3. Местность проживания респондентов |
Подстрочные ссылки | «Текст цитаты в тексте работы»1 «Текст цитаты в тексте работы»2 1Иванов И.И. Теоретические основы. - М.:, 2000. - с.25. 2Там же. - с.27. |
Ссылки на список информационных источников | «Текст цитаты в тексте работы» [1, c.28] Изложение авторского текста своими словами [1] |
Сокращения | ГПК РФ, ГК РФ, СК РФ и т.д. |
НЕЛЬЗЯ разделять общепринятые сокращения (РФ, США и др.), отделять инициалы от фамилии, разделять составляющее одно число цифры, отделять символы процента, параграфа, номера, градусов от цифр |
Варианты ответа | Абс. | %% |
в городе | 307 | 76,2 |
в сельской местности | 90 | 22,3 |
Нет ответа | 6 | 1,5 |

Закончив написание и оформление текста индивидуального проекта, его основные положения надо обсудить с руководителем.
После просмотра и одобрения индивидуального проекта руководитель его подписывает.
Для защиты индивидуального проекта обучающийся готовит презентацию в программе MS Power Point, содержащую графические материалы: диаграммы, рисунки, таблицы, карты, чертежи, схемы, алгоритмы и т.п., которые иллюстрирую тему проекта. Презентация индивидуального проекта представляет собой документ, отображающий графическую информацию, содержащуюся в проекте, достигнутые автором работы результаты и предложения по совершенствованию исследуемого предмета. Презентация должна содержать 9 слайдов, раскрывающих основное содержание.
Основное содержание презентации:
слайд - титульный
Титульная страница необходима, чтобы представить аудитории автора и тему его работы. На данном слайде указывается следующая информация:
полное название колледжа;
название цикловой комиссии;
тема индивидуального проекта
ФИО обучающегося
ФИО руководителя индивидуального проекта
год выполнения работы
слайд - ВВЕДЕНИЕ
Должно содержать обязательные элементы индивидуального проекта:
Актуальность
Цели и задачи проекта
Период проекта
3 - 8 слайды (основная часть) - непосредственно раскрывается тема работы на основе собранного материала, дается краткий обзор исследования, характеристика основных вопросов индивидуального проекта (таблицы, графики, рисунки, диаграммы).
слайд (ВЫВОДЫ)
итоги проделанной работы
основные результаты в виде нескольких пунктов
обобщение результатов, формулировка предложений по их устранению или совершенствованию.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
Защита индивидуального проекта заканчивается выставлением оценок.
«Отлично» выставляется:
работа носит практический характер, содержит грамотно изложенную теоретическую базу, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и обоснованными предложениями;
имеет положительные отзывы руководителя;
при работы обучающийся показывает достаточно глубокие знания вопросов темы, свободно оперирует данными исследованиями, вносит обоснованные предложения, во время выступления использует наглядные пособия (таблицы, схемы, графики, электронные презентации и т.д.) или раздаточный материал, легко отвечает на поставленные вопросы.
«Хорошо» выставляется:
носит практический характер, содержит грамотно изложенную теоретическую базу, характеризуется последовательным изложением материала с соответствующими выводами, однако с не вполне обоснованными предложениями;
имеет положительный отзыв руководителя;
при обучающийся показывает знания вопросов темы, оперирует данными исследования, вносит предложения, во время выступления использует наглядные пособия (таблицы, схемы, графики, электронные презентации и т.д.) или раздаточный материал, без особых затруднений отвечает на поставленные вопросы.
«Удовлетворительно» выставляется:
носит практический характер, содержит теоретическую главу, базируется на практическом материале, но отличается поверхностным анализом и недостаточно критическим разбором, в ней просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные предложения;
в отзывах руководителя имеются замечания по содержанию работы и оформлению;
при обучающийся проявляет неуверенность, показывает слабое знание вопросов темы, не дает полного, аргументированного ответа на заданные вопросы.
Приложение А
Примерная тематика индивидуальных проектов:
1. Central Processor Unit (структура, задачи CPU).
2. QR-коды. Их создание и применение.
3. SEO-Специалист – профессия, которой не учат в университете.
4. Web 4.0 (Web 3.0) в сравнении с предыдущими концепциями.
5. Архитектура микропроцессора семейства Intel.
6. Архитектура микропроцессора семейства PDP.
7. Архитектура процессоров машин 2-го и 3-го поколений.
8. Виртуальные обучающие системы, тренажеры.
9. Виртуальные предприятия. Организация управления виртуальным предприятием.
10. Влияние ПК на костно - мышечный аппарат учащихся.
11. Вычислительные комплексы специального назначения.
12. Дескрипторные информационно-поисковые языки.
13. Защита информации и администрирование в локальных сетях.
14. Инфографика и инфографисты.
15. Искусственный интеллект. Модели, проектирование, разработка.
16. Кодирование аналоговой (непрерывной) графической и звуковой информации методом дискретизации.
17. Комбинированная оптимизация и её реализация.
18. Компиляторы и интерпретаторы.
19. Компьютерное моделирование в биологии и экологии.
20. Компьютерное моделирование в химии.
21. Компьютерное моделирование физических процессов.
22. Математические методы в медицине.
23. Мертвые языки программирования.
24. Метод (алгоритм) шинглов.
25. Моделирование гармонических колебаний в среде табличного процессора MS Excel.
26. Нейрокомпьютеры и их применение.
27. Обработка информации с применением генетических алгоритмов, муравьиных алгоритмов, нейронных сетей, ориентированных и неориентированных графов.
28. Определение числового кода символа и ввод символа по числовому коду в текстовых редакторах.
29. Применение информационных технологий в различных сферах деятельности (образовании, горной промышленности, нефтепереработке и пр.).
30. Применение современных моделей автоматизации (математическое моделирование, процессное моделирование, нейронные сети, метод графов и пр.).
31. Развитие операционных систем для локальных сетей.
32. Развитие технологий соединения компьютеров в локальные сети.
33. Разработка и внедрение on-line игр в образовательный процесс.
34. Растровые и векторные редакторы. Обработка фотографий в Adobe Photoshop.
35. Создание изображений в векторном редакторе Corel Draw.
36. Создание изображений в векторном редакторе, входящем в состав текстового редактора MS Word.
37. Создание тематического Web-сайта.
38. Сортировка массивов. Разработка нового метода сортировки.
39. Шифрование с использованием закрытого ключа.
40. Эпоха «Smart». Проблемы, особенности, перспективы развития.
41. Правила защиты от фишинга.
42. Право в интернете.
43. Программирование на языке Паскаль
44. Работа с макрокомандами в MS Access.
45. Разработка приложений на языках C/C++ с использованием Tcl/Tk.
46. Распределенная разделяемая память (DSM).
47. С# (C Sharp) - язык нового поколения. Создание полноценной игры.
48. Секреты нанотехнологии.
49. Способы анализа и структурирования массивов данных, методы.
50. Спутниковые системы и технологии. GPRS, Глонасс, Галилео и пр.
51. Технология распознавания лиц – будущее настало?
52. Чат-боты в социальных сетях.
53. Человеческий фактор в информационной безопасности.
Образец оформления списка информационных источников
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
покрытиеБерлинов М.В, Ягупов Б.А. «Проектирование постов производства», 2021 г. 512 с.
Горячев А.Д., Беленький Р.Р. Механизация и автоматизация производственных процессов на авторемонтных предприятиях. - М.: Машиностроение, 2022г. 320 с.
Доркин В.В, Добромыслов А.Н. «Техническое обслуживание автомобилей», Москва 2019 г. 230 с.
Кузнецов А. М. «Охрана труда на предприятие», 2016 г. 415 с.
Организация технического обслуживания и ремонта автомобилей. Издательство «Транспорт» - 2018 г. 460 с.
«Проектирование предприятий автомобильного транспорта», издательский центр «Академия», 2016 г. 387 с.
Студенческая библиотека онлайн [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studbooks.net (Дата обращения 10.12.2019)
Электронная библиотека студента [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bibliofond.ru/ (Дата обращения 09.12.2019)
Где пройти техосмотр [Электронный ресурс]. Режим доступа: где-пройти-техосмотр.рф (Дата обращения 08.12.2019)
ТехАвто – автосервисное оборудование [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.teh-avto.ru (Дата обращения 09.12.2019)
Приложение ВМинистерство образования Красноярского края
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРАСНОЯРСКИЙ КОЛЛЕДЖ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
по дисциплине | « | | | ||||||||
| | (наименование учебной дисциплины) | | ||||||||
| | | » | ||||||||
| | | | ||||||||
на тему | « | | | ||||||||
| | | » | ||||||||
| | | | ||||||||
Профессия/Специальность | | ||||||||||
| (код, направление подготовки) | ||||||||||
| |||||||||||
| | ||||||||||
Автор проекта | | | | ||||||||
| (инициалы, фамилия) | | (подпись, дата) | ||||||||
| | | | ||||||||
Группа | | | |||||||||
| | | |||||||||
Руководитель проекта | | | | ||||||||
| (инициалы, фамилия) | | (подпись, дата) | ||||||||
| | | | ||||||||
Защита проекта | | | | ||||||||
| (дата) | | |||||||||
| | | |||||||||
Оценка | _____________ | | |||||||||
| | |
Красноярск, 2025