12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Большакова Лариса Федоровна25
2

«Методические рекомендации при работе акварелью на занятиях по основам цветоведения в младших классах ДХШ»






Методическая разработка на тему:

«Методические рекомендации при работе акварелью на занятиях по основам цветоведения в младших классах ДХШ»

Выполнила Большакова Лариса Федоровна

Преподаватель художественных дисциплин

МУДО ДШИ им. народного артиста СССР Л. Л. Линховоина,

п. Могойтуй, Забайкальский край
















Содержание
1. Введение…………………………………………………………………..
2. Основная часть……………………………………………………………
3. Заключение………………………………………………………………..
4. Список использованных источников…………………………………….


























Введение

Занятия изобразительным искусством включают в себя несколько задач: помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, умение видеть и главное – стать неординарной, эстетически развитой личностью.

Все это учащиеся ДШИ получают, в том числе и на уроках по живописи. Занятия по живописи помогают учащимся почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира, обогащают их духовно, развивают художественный вкус. Живопись - это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль. Мир изобразительного искусства полон цвета. Он насыщен цветом, как волшебная мозаичная чаша, которая сверкает и переливается тысячами оттенков. Цвет в окружающей нас действительности – средство ориентировки, окраски предметов. Цвет — один из признаков любого предмета. Наряду с формой он определяет индивидуальность предмета. Характеризуя окружающий предметный мир, мы упоминаем цвет как одну из главных его особенностей.

Какое обычно небо, трава, солнце знает даже маленький ребенок. Это базовые цвета, из которых складывается мир. Взрослея, мы замечаем кроме базовых тонов бесконечность промежуточных оттенков и полутонов, которые могут сочетаться друг с другом. Их всевозможные комбинации воздействуют на человека.

Лучше понять особенности цвета, использовать его в живописи, применить в декоративном искусстве помогает наука о цвете - цветоведение. Цветоведение включает знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке и цветовой культуре.

Существует много способов передать окружающий мир на бумаге или холсте, но с тонкостью показать нам мир во всех красках не требуя особых затрат, используя минимум средств и максимум выразительности может акварельная живопись. Несомненно, акварельная живопись является одной из ведущих техник в живописи.

Работу, созданную акварелью, невозможно спутать ни с чем. Цвета могут, как накладываться друг друг на друга, так и идти размашистыми мазками, лишь намекая на форму предмета. Акварель способствует выработке навыка аккуратной работы, развивает умение видеть тончайшие цветовые переходы, учит  нестандартному восприятию  образа окружающей действительности, приучает детей к серьезной вдумчивой деятельности в области творчества.

Акварель привлекательна своей доступностью, чистотой цветовых отношений. Тем не менее, работа с акварелью несет в себе определенные сложности. Не у каждого получается с ней справиться, работа с акварелью может вызвать непредвиденные ошибки. Именно по этим причинам мы далее будем говорить об ошибках при использовании акварели.

Цель работы:

 Данная методическая разработка посвящена проблеме овладения учащимися основам цветоведения на занятиях в Детской Художественной Школе. Раскрывает проблему сложности освоения детьми основных навыков работы акварелью и применения их в практической работе.

Объектом методической разработки является процесс обучения школьников правильному ведению акварельной работы на уроках живописи.

Предметом методической разработки являются методы и приёмы организации и проведения работы по обучению на уроках  живописи в школе искусств.

Задачи:

- Раскрыть теоретические и практические основы акварельной живописи, необходимые преподавателям для работы на уроках.

- Рассмотреть особенности живописных приемов, применяемых на младшей ступени обучения, и способы работы с ними.


2. Основная часть


I. При выполнении практических заданий на занятиях по живописи, ученики сталкиваются с проблемами, связанными с использованием цвета. Дети испытывают трудности при разработке общего цветового решения композиции. При выборе цвета для выражения определенной темы отдельные детали сложно освободить от привычных колористических ассоциаций. В процессе обучения живописи встает проблема решения взаимодействия «цвет — форма — свет —пространство». Много времени требует поиск гармоничного сочетания заданных цветов. Не владея свободно техникой работы различными видами художественных красок, ученики не могут выполнить работу быстро и на высоком уровне, тем более, что темы и практические задания на последующих уровнях обучения усложняются. Таким образом, изучение теории цвета, овладение принципами цветовой гармонии — неотъемлемая и важная часть обучения учащихся детских художественных школ.

Цели и задачи занятий по цветоведению.

Целью занятий является изучение одного из самых субъективных средств живописи и композиции — цвета, психологии его восприятия, закономерностей смешивания цветов и т. д.

Перед учителем встают две первоочередные задачи:

1) высвободить индивидуальные творческие способности ученика в области цвета;

2) вооружить ученика знаниями, умениями и навыками на основе усвоения теории цвета.

Решение этих задач невозможно без развития у детей элементарных навыков рисования красками, цветовосприятия, объемно-пространственного мышления. Необходимо решать и воспитательные задачи — прививать детям уважение к труду, ответственность за выполнение работы, развивать самостоятельность, творческую активность. Всё это способствует развитию эстетического вкуса, чувства цветовой гармонии, формированию общей культуры ученика.


II. В данной работе мы поговорим о наиболее часто встречающихся ошибках учащихся при использовании акварели на занятиях по основам цветоведения, разберемся с самыми распространенными трудностями на примере работ моих учеников.

Анализ рисунков учеников позволяет сделать следующие выводы:

Учащиеся начальной ступени в своих рисунках не всегда правильно передают цвет изображаемых предметов и их пропорциональные соотношения между собой, рисуют, как правило, они жирной контурной линией, сильно нажимая на карандаш.

Предметы чаще всего изображают мелко, закрашивая всю его форму.

Не имея навыков работы с красками, дети закрашивают обычно яркими красками отдельные предметы, оставляя их на белом фоне. В некоторых случаях они закрашивают небо и землю в виде отдельных двух полос (сверху и снизу).

Рисуют чистым цветом. Дети стараются добиться стопроцентного сходства с натурой (небо синее, трава зеленая), забывая о полутонах, оттенках и переходах.

Отсутствие единства рисунка, его дробность. Рисование только кончиком кисти.

Часто акварель становится серой и невзрачной, и чем больше дети стараются её исправить и добавить яркости цвета, тем больше грязи появляется в ней.

Итак, всем хочется, чтобы живопись акварелью была тонкой, нежной, прозрачной. Именно прозрачность и чистота цвета часто пленяют в этой технике. Само слово «акварель» имеет латинский корень “aqua” - вода. Поэтому главный принцип техники рисования акварелью - это степень увлажнения бумаги. Именно вода дает прозрачность красок, чистоту цвета и позволяет разглядеть фактуру бумаги. Что такое акварельная живопись? Это не рисование водяными красками, а живопись цветной водой. Осознав это, дети быстрее поймут природу акварельной техники.

1. Вода – важнейший компонент

Это понимание поможет сконцентрироваться на водной составляющей акварели. Вода здесь – важнейший компонент. Именно влага позволяет акварельной краске творить чудеса. Вода, смешанная с пигментом, оставляет на листе красивый, чистый слой краски – так называемую акварельную отмывку. Если мы недостаточно разбавили краску, она не будет растекаться по поверхности бумаги, и у нас получится грубый слой.

t1608900458aa.jpg

Часто поверхность картины высыхает слишком быстро или дети пытаются нанести толстый слой неразбавленной краски на едва сырую поверхность. Получается слишком «сухая» работа, мазок в таком случае получается очень грубым, не гладким. Приучайте детей сразу использовать достаточное количество воды!

2. Частая ошибка – грязная вода для промывания кисточек.

Нужно сразу приучить детей брать 2 емкости с водой (для промывания кисти и для набора воды в раствор краски). Необходимо, чтобы учащиеся следили за чистотой воды, чаще меняли ее. Ведь в акварели вода - это 90% содержания. И если она грязная, то этот цвет подмешивается к оттенку на кисти.


3. Краски

Очень многое в работе зависит и от качества красок. Необходимо проговорить с родителями, какие краски лучше приобретать для ребенка. Как правило, для  детей выбирают обычный «школьный » набор акварели.

Работы ниже выполнены дешевыми красками с «блестками», которые очень любят наши дети. Получился эффект блеска на поверхности картин.

t1608900458ab.gift1608900458ac.gif

Акварельные краски должны быть высокого качества. Например, такие выпускает фирма «Белые ночи». Они производятся в трёх наборах «Ленинград», «Санкт-Петербург». «Белые ночи».

Бытует мнение, что большое количество оттенков в наборе дает больше возможностей. Но, как правило, используется  не более десяти цветов, дающие разнообразные оттенки при смешивании. Для малышей вообще рекомендуется выбирать минимальное количество цветов. Исходя из моего опыта рисования минимальный базовый набор акварельных красок, которого будет достаточно для рисования любой картины на первое время, должен иметь 11 цветов.

4. Тонкая и некачественная бумага

Бумага — один из важнейших материалов для живописи акварелью. От её качества, плотности, водонепроницаемости, рельефа зависит то, какой получится картина. Часто мои ребята приносят бумагу несоответствующего качества.

Глядя на пример выше, можно сразу сказать, что причина неудачи здесь - тонкая бумага, которая не приспособлена для рисования водными красками. Она размокает, коробится, идет волнами и "катышками". Не разрешайте детям использовать для рисования акварелью обычную принтерную или тонкую альбомную бумагу! Бумага для рисования акварельными красками  должна быть специальная. В этом случае рисунки получатся яркими и живыми, а листы не будут коробиться.

5. Осторожное использование противоположных цветов.

Противоположные цвета, называемые также контрастными - это цвета, лежащие в цветовом круге друг против друга.

Их смешение в равных пропорциях даёт серый или черный цвет.

Противоположные цвета:

- красный - зеленый,

- жёлтый (охра) - фиолетовый,

- оранжевый - синий

Объясните детям, что не стоит располагать рядом противоположные оттенки, иначе слившись, они дадут серый цвет. В многослойной живописи акварелью нельзя накладывать противоположные цвета друг на друга.

6. Контуры карандашного наброска на листе

Дети делают карандашный набросок на листе и только потом приступают к работе краской. Очень часто под слоем акварели виден карандашный рисунок, что очень портит все впечатление от картины.

t1608900458ad.jpg

Необходимо научить детей работать карандашом без нажима, легкими линиями. Не надо рисовать карандашом тени, просто наметьте контуры объектов. Лучше всего для этого подойдут HB-карандаши - мягкие (как 2B, 4B) могут оказаться слишком темными, в то время как жесткие карандаши (2H, 4H) иногда оставляют неприятные царапины на бумаге.


7. «Мультяшность»

Очень часто дети используют локальный цвет, не смешивая цвета на палитре. Если, например, видят красненькое яблочко, то и рисуют его красным цветом. Это большое заблуждение.


t1608900458ae.jpgt1608900458af.jpgt1608900458ag.jpg

Необходимо сразу приучать детей работать с палитрой, используя все разнообразие цветов и оттенков.

 8. Прозрачность акварельных слоев

Примеры ниже демонстрируют нам яркую и сочную, однако, непрозрачную живопись, более похожую на гуашь, нежели на акварель. Некоторые использует акварель достаточно густо, как гуашь. Такого делать не нужно, потому что мы теряем самую основную вещь, которую должны оставить — это прозрачность.


t1608900458ah.jpgt1608900458ai.jpg


Научите детей помнить, что через слой краски в акварели бумага должна просвечивать.

И это не значит, что цвета должны быть бледными, светлыми!

9. Не смешивать акварель с белилами.

Даже если в наборе красок есть белила, это не значит, что их нужно смешивать с другими цветами или накладывать большим слоем, с целью получить светлый оттенок. В акварели роль белого играет бумага. Чтобы получить светлый оттенок, мы просто разводим краску водой.​

Посмотрите на примеры ниже. Использование белил делает акварель мутной и непрозрачной. И как следствие - грязной.

t1608900458aj.jpg t1608900458ak.jpgПоэтому в рисовании акварелью я рекомендую детям забыть про белила.​

10. Аккуратное использование кроющей краски.

К кроющим краскам относятся желтый, оранжевый, железо-окислая красная, и другие оттенки. Перед использованием их необходимо обязательно пропустить через палитру и разбавить водой, т.к. они более густо, чем остальные, берутся на кисть. В акварели нельзя добиться звонкой яркости за счет густоты слоя.

Чтобы желтый светился, был ярким, его нужно класть прозрачным слоем!

В большинстве случаев густота слоя дает непрозрачность, а это приводит к грязи.

11. Нельзя писать светлыми оттенками по темным.

t1608900458al.jpg

Часто дети используют сначала холодные оттенки, а потом кладут светлые. Желтые оттенки, как уже говорилось выше, более кроющие​, и если они положены сверху прозрачных и тёмных, то создают непрозрачный мутный слой. Тёплые светлые оттенки необходимо наносить первым слоем, тогда удастся получить прозрачную структуру.

12. Нельзя смешивать в один прием большое количество цветов.

Необходимо, чтобы дети усвоили, что чем больше красок смешивать, тем большее количество разных пигментов, составляющих их, участвуют в замесе. И тем меньше шансов получить боле звучный и прозрачный цвет. Нельзя намешивать очень много разных оттенков. В итоге получится какой-то странный цвет и немного грязноватый.

t1608900458am.jpgЛучше всего смешивать два или три оттенка для начала. Тогда будут получаться довольно чистые красивые цвета и оттенки.

13. Меньше накладывать слоев

Чем больше слоев, тем глуше цвет; чтобы писать сочно и звонко, пишите а-ля прима, в один слой.

t1608900458an.gif

14. Контраст изображения

Живопись акварелью, построенная на сочетании бледных оттенков, не всегда красива. Причина бледности красок может быть в их сухости, когда невозможно взять нужное количество краски на кисть.​

t1608900458ao.gift1608900458ap.jpg

Как исправить бледность акварельных работ:

размочите краски перед использованием, чтобы легче набрать нужное количества пигмента на кисть

для больших заливок используйте краски в тюбиках

при замесе краски не разводите лужу на палитре, научитесь контролировать густоту замеса для светлых и тёмных тонов

снимайте лишнюю воду с кисти на салфетку

помните, что акварель при высыхании светлеет и берите цвет темнее.

15. Слишком плотная и непрозрачная тень.
Пока дети не умеют показывать в рисунке воздух, среду, тени от предметов получаются слишком плотными и непрозрачными. Прорисовывать тень нужно постепенно, по слоям. Самое тёмное место – под самым предметом, чем дальше от него – тем светлее. Помнить, что тень имеет структуру градиента.


t1608900458aq.jpg

















Заключение


На уроках по цветоведению учащиеся изучают основные, составные и дополнительные цвета, основные характеристики цвета, цветовые контрасты, смешение цветов, колорит и гармонию цветовых сочетаний.

В содержание предмета входит художественная практическая деятельность учащихся, знакомство  учащихся с живописными материалами и их техническими свойствами (краски, бумага, кисти и пр.), а также необходимые сведения о цвете (локальный цвет, изменение локальных цветов в свету и тени, взаимодействие цветов, холодные и теплые цвета, спектр и дополнительные цвета).

Основы цветоведения ученики начинают изучать уже с самых первых уроков, знакомясь с цветовым кругом, выполняя различные упражнения по смешиванию цветов, создавая цветовые и тональные растяжки, изучая технические приемы живописи. В дальнейшем происходит расширение и углубление полученных знаний по цветоведению и на уроках по живописи, где учащиеся постоянно сталкиваются с цветоведением, выполняя задания по учебному натюрморту, и на уроках по композиции, как станковой, так и декоративной.

Для того чтобы у детей возникало меньше ошибок в работе с цветом, нам важно с первых уроков, использовать не только интерес детей к рисованию, но и развивать их творчество, воображение, умение применять полученные знания в самостоятельной практической деятельности на уроке.
При подготовке к проведению занятий по основам цветоведения важно
помнить, что занятия по этому предмету имеют цель с одной стороны развить у учащихся художественный вкус и творческое воображение, а с другой - привить детям изобразительные умения и навыки, показать им практическое значение цветовой гармонии в жизни человека. Важно также хорошо знать и учитывать уровень подготовки каждого ребенка к изобразительной деятельности и предусмотреть индивидуальный подход к учащимся в процессе их обучения на занятии.
Методически грамотно и доступно необходимо познакомить детей с основными понятиями цветоведения: цвет, колорит, контраст, рассказать, что, цвет - одно из свойств материального мира, осознанное зрительное ощущение.
Педагогические средства, которые могут быть применены в работе по освоению основ цветоведения в ДХШ:

1.Практические упражнения с исследованием объекта или явления.

2. Работа с цветовым кругом.

3.Работа с цветными открасами (мобильная палитра — небольшие цветные полоски бумаги различных оттенков, которые легко можно перемещать).

Перечисленные педагогические средства больше направлены на становление именно умения пользоваться цветом в учебных целях, для развития у детей способности пользоваться цветом, решая важные педагогические учебные задачи при работе с натурой и создания тематических композиций на основе наблюдений (например, пейзажные зарисовки).

Особое внимание следует уделять системе упражнений, заданий, позволяющих более полно осваивать цветовые взаимоотношения, как в окружающей среде, так и внутри учебной работы. Эти задания могут быть в виде краткосрочных упражнений, так и тематических заданий на весь урок.

Цветовое решение работы иногда носит стихийный характер. Если детей не
учить изобразительной грамоте на основе глубоких знаний, то становясь
старше, сознательнее, они начинают понимать, что их живопись не соответствует действительности. У них наступает разочарование, неверие в свои силы и многие дети совсем перестают рисовать. Поэтому преподавателю живописи очень важно, начиная уже с первых уроков развивать пространственное цветовосприятие учеников, прививая им все новые и новые навыки живописи.

Овладение основами понимания и видения цвета — важное условие успешного обучения изобразительной грамоте. Эти знания и умения помогают в самостоятельной творческой деятельности, развивают мыслительные способности учащихся: умение наблюдать, сопоставлять и анализировать цвет.


Список использованных источников

Литература

1. Бер, У. Все тайны цвета / У. Бер. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

2. Волков Н. Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1984. З. Зайцев А. С. Наука о цвете и живопись. - М.: Искусство , 1986

4. Итенн И. Искусство цвета. - М.: Д. Аронов, - 2001.

5. Козлов В. Н. Основы художественного оформления текстильных изделий.- М., 1981

6. Крымов Н. П. Художник и педагог.- М.: Изобразительное искусство. 1989.

7. Кузен В. С. Психология. М.: Высшая школа, 1982.

8. Миронова Л. Н. Цвет в изобразительном искусстве. - М.: Беларусь, 2002.

9. Ивенс Р.М. Введение в теорию цвета. - М.: Мир, 1984.

10. Косминская, В.Б., Халезова, Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности [текст] / В.Б.Косминская– М.: «Просвещение», 2008.

11. Малевич К.С. Художник и теоретик. - М.: Сов Художник, 1990.

12. Либралато, В., Лаптева, Т. Школа акварели [текст] / В.Либралато.-М.: «Эксмо», 2012.

13. «Основы живописи» Н.М.Сокольникова, 1996


Интернет ресурсы

1. say-hi.me Техники рисования акварелью

2. risovat-prosto.ru. Рисование акварелью

3. blogproart.ru История акварели

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.