Методическая рекомендация «Круговая тренировка при массовых занятиях физической культурой»
Пояснительная записка
Уровень развития двигательных (физических) качеств зависит от многих внешних и внутренних факторов: возраста, пола, веса, профессии, образа жизни, наследственности, среды обитания, времени суток, тренированности, вида спорта и др. В процессе индивидуального развития человека одни качества достигают своего максимума периода полового созревания, другие (например, сила) - к 25- 30 годам. Выносливость поддерживается на одном уровне до 30-35 лет, в то время как уровень быстроты снижается к 25 годам.
В практике физического воспитания и спорта принято различать следующие основные двигательные качества: быстроту, ловкость, силу, гибкость, выносливость. Уровень развития каждого из них обеспечивается перестройкой определенных органов и систем, включая клеточный и субклеточный уровни. Глубина и спектр перестройки тех или иных систем организма человека определяются количеством и направленностью тренировочных занятий, мощностью работы, времени и характером отдыха. Именно эти параметры положены в основу комплексов, приводимых в этом разделе. Они описываются не в последовательности их использования, а по принципу физиологического влияния на организм. Общая же их последовательность предполагает гармоничное воздействие на весь комплекс физических качества человека.
Краткая физиологическая характеристика физических качеств и комплексы круговой тренировки
Ловкость
Ловкость - это способность овладевать новыми двигательными навыками и быстро их перестраивать в соответствии с требованиями изменяющейся обстановки. В основе ловкости лежит точность движений. По В.М. Зациорскому, понятие «точность движения» включают в себя в пространственные, временные и силовые параметры. Ловкость - качество комплексное, и поэтому при его изменении, с одной стороны, руководствуются координационный сложностью движения, а с другой - оценкой его точности по пространственным, силовым и временным характеристикам. Собственно быстрота и точность психомоторных реакций вне сложных поведенческих актов не могут характеризовать уровень ловкости. По мнению В.И. Филипповича, рассматривающего ловкость с позиций системного подхода, наиболее отличительной чертой ловкости является проявление находчивости выборе оптимального способа решения задачи и пути ее двигательной реализации. Условия, в которых ловкость проявляется (либо не проявляется), он разделил на четыре категории:
1. Стандартные условия (ловкость не проявляется, например, ходьба).
2. Непривычные, но заранее установленные условия. Такие условия характерны для обучения или совершенствования двигательных навыков в учебно-тренировочном процессе.
3. Вероятностные условия, связанные с необходимостью принятия альтернативных решений при дефиците времени. Применительно к практике физической культуры и спорта это условия соревнований.
4. Неожиданные ситуации, обусловленные воздействием экстремальных факторов внешней или внутренней среды.
В процессе индивидуального развития способность к ориентированию в пространстве совершенствуются, достигая апогея к 15-16 годам. Дальнейшее развитие ловкости предполагает специальную тренировку с использованием положений ловкости предполагает специальную тренировку с использованием следующих методических приемов: 1) необычных исходных положений;2) зеркального выполнения упражнений, 3) изменения скорости, темпа движения и их пространственных границ; 4) смены способы выполнения упражнений; 5) усложнения упражнений дополнительными движениями; 6) изменения противодействий занимающихся при групповых или парных упражнениях.
Быстрота
Быстрота - это способность человека выполнять движения в минимально короткое время без наступления утомления. Как физическое качество, она представляет собой совокупность относительно независимых компонентов:
1) скрытого (латентного) времени двигательной реакции;
2) скорость одиночного движения;
3) частоты (темпа) движений.
Способность быстро реагировать на сигнал - важное профессиональное качество водителя всех видов транспорта, операторов пульта управления, диспетчеров, рабочих-станочников. Этим категориям трудящихся можно рекомендовать бег и плавание на короткие дистанции, фехтования, бокс, настольный теннис, волейбол, баскетбол, хоккей, подвижные игры. Наиболее ценными в плане повышения профессионально-прикладной физической подготовленности указанных групп трудящихся являются спринтерский бег, фехтование, бокс, баскетбол.
Скорость одиночного движения отдельных частей тела осуществляемых различными мышечными группами, неодинакова и подчиняется такой закономерности: скорость движения в суставах дистальных частей тела выше, чем в проксимальных. Таким образом, скорость движения пальца, кисти, стопы, предплечья больше, нежели скорость движения плеча, туловища, бедра, шеи. Эта закономерность сохраняется в течение всей жизни человека, хотя абсолютные значения скорости подчиняются некоторому колебательному процессу: увеличиваясь к 14 годам, снижаются к 17-ти, а к 20 годам достигают максимальных величин.
Частота движений характеризуется способность человека к выполнению максимального количества движения в небольшом, порядка 10 - 15 с, отрезке времени. Частота движений и скорость одиночного движения тесно связаны между собой, и поэтому частота движений в дистальных суставах выше, чем в проксимальных. С возрастом темп движений увеличивается, хотя этот процесс идёт неравномерно: наиболее интенсивно в 7- 9 и 12-13 лет со стабилизацией к 16 годам.
При воспитании способности к максимальной частоте движений различных звеньев тела необходимо помнить, что перенос качества быстроты (темпа движений) существует только в одинаковых по координационной структуре движениях.
Средствами воспитания всех форм быстроты могут служить спринтерский бег, баскетбол, теннис, плавание на короткие дистанции, прыжки в длину с разбега и т. д.
Сила
Сила — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий. Понятие трактуется ещё как и способность проявлять мышечные усилия определенной величины. Физиологи под силой мышц подразумевают их способность к максимальному напряжению.
Принято различать абсолютную и относительную силу. Первая характеризует максимальную силу человека, вторая — силу, отнесенную к его весу. Абсолютная сила возрастает с увеличением веса тела; относительная, наоборот, уменьшается на каждый килограмм свыше 60-ти.
В процессе индивидуального развития формирование силы отдельных мышечных групп идёт неравномерно: быстрее развиваются мышцы, ответственные за моторику и осанку, медленнее — мелкие группы мышц. По А. В. Коробкову, оптимальное соотношение силы различных мышечных групп заканчивается к 16-17 годам. Наибольшие её значение присущи человеку в возрасте 25-30 лет. Так, А.Н Воробьев стал рекордсменом мира в 37 лет, а трехкратный чемпион мира иранец Намдью показал свой лучший результат в 42 года. Следовательно, абсолютная сила сохраняется до 50-летнего возраста.
Дифференцирование силовых возможностей человека на динамическую и статическую силу нашло свое выражение и в такой важной характеристике мышечного аппарата, как выносливость. Это понятие характеризует максимальное время выполнения определенной динамической или статической работы.
Дыхательные упражнения в развитии динамической выносливости могут приводить значительное гипертрофия мышц и как следствие этого - увеличение веса. Значительное увеличениемышечной массы снижает функциональный резерв организма, и поэтому чрезмерное увеличение упражнениями с малыми отягощениями нельзя считать целесообразным.
Круговая тренировка в различных возрастных группах
Круговая тренировка в среднем школьном возрасте.
В связи с процессом полового зрения возрастной период 12-15 лет является критическим в биологическом развитии. Характерная черта этого периода - неодновременность формирования отдельных систем и органов подростка.
Интенсивный рост всего тела, и особенно конечностей, преобладает над приростом мышечной массы. К 13 -14 годам у мальчиков и к 11-12 у девочек темп роста мышечной массы резко возрастает. Происходит это в основном за счёт гипертрофии мышечных волокон, высокого уровня достигает суставно - связочный аппарат.
Активизация эндокринной системы 12-15 летних детей стимулирует совершенствование центральных механизмов регуляции, повышается их роль в вегетативном обеспечении движений. В этом возрасте усиливается концентрация процессов возбуждения и торможения, совершенствуются двигательный и вестибулярный анализаторы. По некоторым данным, корковые периферийные механизмы двигательного анализатора созревают к 12-13 годам. Эти структурные перестройки позволяют создавать достаточно совершенные и устойчивые системы связей в коре головного мозга.
Существенные изменения претерпевают механизмы сердечно-сосудистой системы; интенсивно растут масса и объём сердца, увеличивается относительный МОК и продолжительность сердечного цикла, усиливается влияние вагусной регуляции.
В 12-15 лет интенсивно идёт процесс развития дыхательной системы; перестраивается нервная и гуморальная регуляция совершенствуется аппарат внешнего дыхания; возрастает дыхательной и минутный объемы, увеличивается диффузионная способность и ЖЕЛ; растут показатели максимальной вентиляции легких. Глубина и спектр структурных изменений кардиореспираторной системы определяют уровень аэробной производительности подростков. Наибольшие темпы прироста МПК и показатели экономичности работы сердца (кислородного пульса) отмечаются у мальчиков 13-14 лет, у девочек - на год раньше.
Круговая тренировка в старшем школьном возрасте
В старшем школьном возрасте происходит замедление темпов биологического развития – это его особенность. Кости утолщаются, мышечные волокна по своим биомеханическим и биохимическим параметрам мало отличаются от мышц взрослых. Наличие жировых прослоек в мышцах девушек обусловливает большее в сравнении с юношами содержание жировой ткани в общей массе тела. Такое соотношение жировой и мышечной ткани снижает у девушек уровень относительной силы. В то же время девушки превосходят юношей в точности и координации движений.
У этой возрастной группы продолжается процесс совершенствования аналитическо-синтетической деятельности коры, однако процессы возбуждения еще доминируют над торможением; заканчивается формирование механизмов кардиореспираторной системы. По таким показателям, как ЧСС, объем сердца, систолический и минутный объем крови, ЖЕЛ, МОД, максимальная вентиляция легких, резерв дыхания, МПК и кислородный пульс, школьники 17–18 лет практически не уступают взрослым. Несколько снижены у них показатели кислородной емкости крови.
Формирование этих морфофункциональных структур расширяет адаптивные возможности юношей и девушек не только к работе умеренной и большой интенсивности, но и к нагрузке субмаксимальной мощности с образованием значительного кислородного долга. Для практики физического воспитания и массовых форм физической культуры важен учет и половых различий. У девушек в сравнении с юношами снижены показатели легочной вентиляции и экономичности кислородных режимов. Как следствие гипокинезии у них отмечается увеличение жировой ткани, что приводит к снижению относительных значений МПК
Комплекс круговой тренировки для воспитания различных качеств человека.
ЛОВКОСТЬ
Содержание |
Дозировка |
Организационно-методические указания |
1 станция |
||
И.п - лежа на спине, руки вверх; 1. группировка; 2. И.п. |
3 мин |
С использованием гимнастических матов |
И.п. - упор присев; 1. кувырок вперед; 2. и.п. |
4 мин |
|
И.п. - лежа на спине, руки вверх; 1. передвижение влево за счет вращения; 2. то же вправо. |
3 мин |
|
И.п. – упор присев, спиной к матам; 1. кувырок назад; 2. кувырок вперед. |
6 мин |
|
2 станция |
||
Подвижна игра «Вертуны» |
6 мин |
С баскетбольными мячами |
Подвижная игра «Ловкие руки» |
10 мин |
|
3 станция |
||
И.п. – ноги врозь, мяч в правой руке; 1. бросить мяч вверх и поймать правой рукой; 2. то же левой; 3. вращение мяча вокруг туловища, перекладывая мяч из правой руки в левую; 4. то же в сочетании с бегом, поднимая бедро на месте, прыжками, подтягивая колени к груди, в выпаде и т.п. |
2 мин |
С баскетбольными мячами |
4 станция |
||
И.п. – руки на плечах партнера, левая нога вперед; прыжки на правой; |
4 мин |
|
Эстафета с ходьбой по перевернутой скамейке, прыжками, кувырками, лазаньем и перелазанием; |
8 мин |
С гимнастической скамейкой |
И.п. – о.с.; 1. правая рука вверх – правая нога назад; 2. правая рука назад – правая нога назад; 3. поворот кругом; 4. прыжок вверх. |
4 мин |
|
СИЛА
Содержание |
Дозировка |
Организационно-методические указания |
1 станция |
||
Прыжки толчком двух ног с места |
5 мин |
|
Серийные прыжки толчком двух ног с продвижением |
7 мин |
Оценивается расстояние, преодоленное прыжками за 5-10 с. |
Бег поднимая бедро с сопротивлением партнера |
4 мин |
В парах, лицом друг к другу |
2 станция |
||
Подвижная игра «Выстрел в небо» |
8 мин |
Для игр используются набивные мячи |
Подвижная игра «Заставь отступить» |
8 мин |
|
3 станция |
||
И.п. – упор стоя согнувшись, наступив на эспандер и перекинув концы его через шею; 1. выпрямиться; 2. и.п. |
4 мин |
Работа с резиновым эспандером |
И.п. – спиной к месту крепления эспандера; левая нога впереди, руки вверху; 1. руки вперед-вниз; 2. и.п. |
4 мин |
|
И.п. – то же, но руки в стороны; 1. руки вместе; 2. и.п. |
4 мин |
|
И.п. тоже, но эспандер закреплен за голеностопный сустав левой ноги, правая впереди; 1. левая вперед; 2. и.п. |
4 мин |
|
4 станция |
||
Сгибание, разгибание рук в упоре лежа на полу, ноги на скамейке; |
6 мин |
Девочки выполняют упор от скамейки. |
Из и.п. сидя на скамейке, руки за головой наклоны назад; |
5 мин |
|
Из и.п. лежа лицом вниз на бедрах, разгибание туловища. |
5 мин |
|
БЫСТРОТА
Содержание |
Дозировка |
Организационно-методические указания |
1 станция |
||
По сигналу быстро взять мяч, лежащий между партнерами на расстоянии 1-5 м.; |
4 мин |
|
Из и.п. стоя лицом к стене на расстоянии 2-3 м от нее, ловля отскочившего от стены мяча; |
5 мин |
Передачу выполняет партнер, стоящий сзади; |
И.п. – лицом друг к другу на расстоянии 2-3 м. Один из пары подбрасывает мяч вверх, второй за время полета мяча должен сесть на пол, встать, поймать мяч; |
7 мин |
|
2 станция |
||
Из и.п. упор присев кувырок вперед, поворот кругом в приседе, кувырок вперед; |
5 мин |
|
И.п. – о.с. 1. прыжок толчком двух ног через мат; 2. поворот кругом в упор присев; 3. кувырок вперед; 4. и.п. |
7 мин |
|
И.п. – упор присев; 1-2. передвигаясь на руках, перейти в упор лежа; 3-4. тем же способом в и.п. |
|
|
3 станция |
||
Подвижная игра «Бездомный заяц» |
10 мин |
|
Передвижение с помощью рук и ног на дистанцию 10-20 м |
2 мин |
|
4 станция |
||
Специальные упражнения спринтера (бег поднимая бедро, забрасывая голень назад, семенящий бег) |
14 мин |
|
Имитация работы рук при спринтерском беге |
2 мин |
Темп работы рук от минимального до максимального |