12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Павленко Венера1122
Уже более 25 лет я работаю с "особенными" детьми. Но каждый новый ребенок воспринимается мной, как первый. Как огромная и сложнейшая загадка. Разгадывать которую нужно практически на ощупь. Опираясь на знания интуицию и опыт.
Россия, Краснодарский край, Краснодар
Материал размещён в группе «Буклеты и советы»

 

Павленко Венера

Учитель – дефектолог

https://pavlenkovenera.wixsite.com/mysite

 

Правильное дыхание – основа речи!

«Дыхание должно гудеть в тебе, как гудит пламя в камине при хорошей тяге, тогда оно будет свободным, проходящим и резонирующим.»
Дженнаро Барра (итальянский педагог)
 

Дыхание неразрывно связано с работой голосовых связок и звуком нашего голоса. В процессе образования звуков участвует весь речевой аппарат, поэтому голос не может звучать красиво, если зажаты губы, язык и челюсть. А если человек дышит неправильно и поверхностно, напрягает мышцы гортани, то его речь не будет полётной, а голос будет быстро уставать.

Существует несколько типов дыхания:

1. Грудное дыхание, ключичное: наиболее активно работают мышцы грудной клетки. Диафрагма задействована, но слабо. Такое дыхание считается поверхностным, мышцы шеи напряжены, гортань зажата, поэтому дикторский голос звучит несвободно.
2. Грудобрюшное дыхание. Активны мышцы грудной и брюшной полостей. Но при таком дыхании не используется полный объём лёгких, и, кроме того, слабо задействована диафрагма.
3. И наконец, дыхание, которому мы обучаемся – Диафрагмально-рёберное. При таком типе дыхания активно сокращаются диафрагма и мышцы брюшной полости. Лёгкие наполняются воздухом, и он свободно выходит, а речевой аппарат свободен от зажимов.
Предлагаем вам попробовать сделать несколько упражнений, чтобы к теории добавить ещё и опыт!

Давайте резюмируем, что мы должны понимать о дыхании:

Основа речи – правильное дыхание.
Оптимальное для речи дыхание – смешанно-диафрагмальное.
Ежедневно тренируя такой тип дыхания, мы добиваемся того, что оно со временем становится бессознательным.
Абсолютно непригодно для речи плечевое дыхание (когда при вдохе поднимаются плечи), так как зажимается голос диктора и используется небольшой объём лёгких.
Закончить эту статью я хочу словами Монтсеррат Кабалье: «Главное – это диафрагма. Секрет звука и других вещей в том, почему и как она двигается».

 

 

Послушаем свое дыхание

Исходное положение - стоя, сидя, лежа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;

какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части - волнообразно);

какое дыхание: поверхностное (легкое) или глубокое;

какова частота дыхания: часто происходит вдох-выдох или спокойно с определенным интервалом(автоматической паузой);

тихое, неслышное дыхание или шумное.

Подыши одной ноздрей

Исходное положение - сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).

2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки - через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка».

Ветер (очистительное, полное дыхание)

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

Повторить 3-4 раза.

Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) легкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.

Упражнения на развитие дыхания:

 

Упражнение №1

Давайте освободим гортань от зажимов и позволим воздуху свободно выходить во время озвучки текста. Сделайте вдох. Произнесите «аааах», истратив при этом всё дыхание. Повторите упражнение несколько раз, добиваясь лёгкости звучания.
 

Упражнение №2

Обратите внимание на длину выдоха, и заметьте, какой тип дыхания вы используете. Медленно вдохните носом (как будто нюхаете цветок). Произнесите протяжно и медленно «оооох», легко выдыхая весь воздух.

Упражнение №3

В этом упражнении мы освобождаем гортань от зажимов. Произнесите «Цо-цо-цо-цо-цо-ух. Ца-ца-ца-ца-ца-ух. Цэ-цэ-цэ-цэ-цэ-ух. Цо-цо-цо-цо-цо-ух».

Опубликовано в группе «Буклеты и советы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.