Методические рекомендации «Вижу слово — пишу правильно»: профилактика нарушений орфографической зоркости у учащихся 7 класса с ОВЗ .

6
1
Материал опубликован 3 July

Методические рекомендации

Автор: Ибрагимова Насиба Исмаиловна, учитель истории, учитель-логопед

МАОУ «Гимназия» Новоскул», Г. Великий Новгород

«Вижу слово — пишу правильно»: профилактика нарушений орфографической зоркости у учащихся 7 класса с ОВЗ



Введение

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), особенно с задержкой психического развития (ЗПР), нередко испытывают трудности с правильным письмом: они плохо запоминают орфограммы, не замечают ошибок, не умеют контролировать написание слов. Это связано с особенностями внимания, памяти и восприятия.
Данная методическая разработка содержит рекомендации по формированию и профилактике нарушений орфографической зоркости — важного компонента грамотной письменной речи.

Цель

Формирование орфографической зоркости как навыка осознанного восприятия, распознавания и корректного написания орфограмм у учащихся 7 класса с ОВЗ.

Задачи

Развивать зрительное и слуховое внимание при работе с текстом;

Формировать навык самопроверки и самоконтроля при письме;

Закрепить знание основных орфограмм (безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные и др.);

Активизировать лексический запас учащихся;

Развивать письменную и устную речь в игровой и практико-ориентированной форме.

Адресная направленность

Учащиеся 7 классов с ЗПР и другими формами ОВЗ, испытывающие устойчивые трудности в орфографическом оформлении письменной речи.

Форма организации

Индивидуальные и подгрупповые занятия (по 2–4 человека);

Интеграция в уроки русского языка;

Коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом, педагогом-дефектологом, тьютором;

Использование карточек, схем, диктантов, визуальных опор.

Методические приёмы

Словарные минутки с опорой на образ;

Зрительные и слуховые диктанты;

Приёмы «Один лишний», «Найди ошибку», «Проверочное слово»;

Работа с цепочками слов, словарными дорожками, мнемотаблицами;

Подчёркивание орфограмм разными цветами (в тетрадях или карточках);

Использование орфографических линеек и алгоритмов.

Примеры заданий

Задание 1. Исправь ошибки

Прочитай предложения и подчеркни слова с орфограммами. Исправь ошибки.

В саду расцвели яблони и грушы. / Он невнимателно выполнил задание.

Правильный вариант: груши, невнимательно

Задание 2. Вставь пропущенные буквы и найди проверочные слова

Слово

Пропущенная буква

Проверочное слово

бер_за

ё

берёзка

кор_бль

а

корабли

чуд_сный

е

чудеса



Задание 3. Подбери словарную карточку к картинке

Показать изображение (на доске или карточке): например, жираф, календарь, апельсин.
Учащийся должен:
– назвать слово;
– найти его в словарной карточке;
– списать правильно и составить с ним предложение.

Задание 4. «Светофор ошибок»

Учащимся предлагается текст с 4–5 орфографическими ошибками. Они:

зелёным выделяют правильно написанные слова,

жёлтым — сомнительные,

красным — слова с ошибками

Задание 5. Алгоритм самопроверки

(по карточке или в тетради)

1. Прочитал слово?

2. Вижу ошибку?

3. Подбираю проверочное слово.

4. Проверяю себя.

5. Пишу и ещё раз проверяю.

Критерии отслеживания динамики:

Повышение точности письма на диктантах и списываниях;

Увеличение количества правильно вставленных букв в упражнениях;

Повышение активности при работе с орфограммами (умение объяснить, что и почему нужно проверить);

Рост самостоятельности при выполнении письменных заданий.

Использованная литература

1. Куцакова С.А. «Формирование орфографической зоркости у детей с ОВЗ» – М., 2021

2. Волкова Г.А. «Коррекционно-развивающее обучение в логопедической практике»

3. Журова Л.В. «Развитие речи и профилактика дисграфии у школьников»

4. ФГОС образования обучающихся с ОВЗ (7 класс)

5. Рабочие тетради для 5–7 классов «Орфография и пунктуация» (разные авторы)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Похожие публикации