Методические рекомендации «Вижу слово — пишу правильно»: профилактика нарушений орфографической зоркости у учащихся 7 класса с ОВЗ .
Методические рекомендации
Автор: Ибрагимова Насиба Исмаиловна, учитель истории, учитель-логопед
МАОУ «Гимназия» Новоскул», Г. Великий Новгород
«Вижу слово — пишу правильно»: профилактика нарушений орфографической зоркости у учащихся 7 класса с ОВЗ
Введение
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), особенно с задержкой психического развития (ЗПР), нередко испытывают трудности с правильным письмом: они плохо запоминают орфограммы, не замечают ошибок, не умеют контролировать написание слов. Это связано с особенностями внимания, памяти и восприятия.
Данная методическая разработка содержит рекомендации по формированию и профилактике нарушений орфографической зоркости — важного компонента грамотной письменной речи.
Цель
Формирование орфографической зоркости как навыка осознанного восприятия, распознавания и корректного написания орфограмм у учащихся 7 класса с ОВЗ.
Задачи
Развивать зрительное и слуховое внимание при работе с текстом;
Формировать навык самопроверки и самоконтроля при письме;
Закрепить знание основных орфограмм (безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные и др.);
Активизировать лексический запас учащихся;
Развивать письменную и устную речь в игровой и практико-ориентированной форме.
Адресная направленность
Учащиеся 7 классов с ЗПР и другими формами ОВЗ, испытывающие устойчивые трудности в орфографическом оформлении письменной речи.
Форма организации
Индивидуальные и подгрупповые занятия (по 2–4 человека);
Интеграция в уроки русского языка;
Коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом, педагогом-дефектологом, тьютором;
Использование карточек, схем, диктантов, визуальных опор.
Методические приёмы
Словарные минутки с опорой на образ;
Зрительные и слуховые диктанты;
Приёмы «Один лишний», «Найди ошибку», «Проверочное слово»;
Работа с цепочками слов, словарными дорожками, мнемотаблицами;
Подчёркивание орфограмм разными цветами (в тетрадях или карточках);
Использование орфографических линеек и алгоритмов.
Примеры заданий
Задание 1. Исправь ошибки
Прочитай предложения и подчеркни слова с орфограммами. Исправь ошибки.
В саду расцвели яблони и грушы. / Он невнимателно выполнил задание.
Правильный вариант: груши, невнимательно
Задание 2. Вставь пропущенные буквы и найди проверочные слова
Слово | Пропущенная буква | Проверочное слово |
бер_за | ё | берёзка |
кор_бль | а | корабли |
чуд_сный | е | чудеса |
Задание 3. Подбери словарную карточку к картинке
Показать изображение (на доске или карточке): например, жираф, календарь, апельсин.
Учащийся должен:
– назвать слово;
– найти его в словарной карточке;
– списать правильно и составить с ним предложение.
Задание 4. «Светофор ошибок»
Учащимся предлагается текст с 4–5 орфографическими ошибками. Они:
зелёным выделяют правильно написанные слова,
жёлтым — сомнительные,
красным — слова с ошибками
Задание 5. Алгоритм самопроверки
(по карточке или в тетради)
1. Прочитал слово?
2. Вижу ошибку?
3. Подбираю проверочное слово.
4. Проверяю себя.
5. Пишу и ещё раз проверяю.
Критерии отслеживания динамики:
Повышение точности письма на диктантах и списываниях;
Увеличение количества правильно вставленных букв в упражнениях;
Повышение активности при работе с орфограммами (умение объяснить, что и почему нужно проверить);
Рост самостоятельности при выполнении письменных заданий.
Использованная литература
1. Куцакова С.А. «Формирование орфографической зоркости у детей с ОВЗ» – М., 2021
2. Волкова Г.А. «Коррекционно-развивающее обучение в логопедической практике»
3. Журова Л.В. «Развитие речи и профилактика дисграфии у школьников»
4. ФГОС образования обучающихся с ОВЗ (7 класс)
5. Рабочие тетради для 5–7 классов «Орфография и пунктуация» (разные авторы)
Ольга (учитель-логопед и учитель-дефектолог)