Методические рекомендации «Воротники как декоративный элемент костюма»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
Методические рекомендации: ««Воротники как декоративный элемент костюма»
Воронеж
2013
Струкова Л.М. – педагог дополнительного образования
Коршунова С.Д. – педагог дополнительного образования
Струкова Л.М., Коршунова С.Д. Методических рекомендации «Воротники как декоративный элемент костюма». - Воронеж: МБОУДОД ДТДиМ, 2013.
Под редакцией Глущенко Н.Н. – зам. директора по научно-методической работе.
Методические рекомендации «Воротники как декоративный элемент костюма» содержат информацию о новых тенденциях моды в плане использования современных приемов декорирования ткани. Оно рекомендовано тем, кто стремится выглядеть не только красиво, но и быть яркими, индивидуальными. Пособие поможет тем, кто владеет навыками художественного выжигания по ткани (гильошированием) создать красивые воротники – модный хит в современной одежде, а тем, кто этими навыками не владеет – позволит ими овладеть. Методические рекомендации предназначены педагогам дополнительного образования, обучающимся, родителям.
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………
- ВОРОТНИКИ. НЕМНОГО ИСТОРИИ……………………………………………….
- МОДЕЛИ ВОРОТНИКОВ …………………………………………………………………
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВЫЖИГАНИЯ ПО ТКАНИ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ВОРОТНИКОВ ………………….....................
- ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ………….
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………………….
- ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В формировании стилевого решения модели одна из главных ролей принадлежит воротнику. Нарядный воротник является элементом декора костюма. Костюм, как и любое произведение искусства, призван выполнять эстетическую функцию – удовлетворять естественные и свойственные только человеку потребности в созерцании и создании прекрасного. Превратить функциональную одежду в художественно выполненный костюм позволяет её декоративное оформление.
Декор в костюме – это художественная система, совокупность украшающих его элементов, не имеющих утилитарного назначения. В практическом смысле декоративные элементы в одежде не являются обязательными, однако они присутствовали в костюме человека уже в незапамятные времена и не теряют своей актуальности и сегодня.
Современная одежда не всегда нуждается в декорировании. Вопрос использования декора определяется многими факторами: функциональным назначением (рабочая и деловая одежда), стилем (декорирование не характерно для классического стиля), конструктивной основой (зачастую декор мешает оценивать сложность и оригинальность конструкции костюма), рисунком ткани (ткань с крупным и ярким рисунком не требует дополнительного украшения), фактурой материала (активная фактура сама пор себе декоративная) и т.д. Если же декор в композиции костюма необходим, он должен обогащать одежду, украшать того, кто её носит. Использование декора может быть признано удачным, если он способствует созданию целостного, гармоничного, оригинального костюма, соответствующего требованиям современной моды.
Одна из самых существенных областей творческого процесса создания костюма – композиция. Термин «композиция» многозначен: он обозначает не только процесс составления, придумывания и реализации своего замысла в определённом материале, но и конечный результат творческой деятельности. Одним из самых ярких средств композиции является контраст. По определению, контраст – это резко выраженное противопоставление двух начал. Этим средством композиции и воспользовались создатели коллекции «Ноктюрн», занявшей 1 место в открытом городском конкурсе юных дизайнеров одежды «Силуэт – 2010» в номинации «Вечерняя одежда». За основу коллекции было взято «маленькое чёрное платье» силуэта «трапеция». А основным декоративным элементом в 5 моделях были выбраны большие белые стилизованные стоячие воротники, которые и стали основным нарядным декором, что и позволило рассматривать эти платья в номинации «Вечерняя одежда».
ВОРОТНИКИ. НЕМНОГО ИСТОРИИ.
Воротник – пришитый или пристёгнутый к краю одежды, облегающий шею. Название происходит от древнерусского «воротъ» - шея.
Воротник – деталь одежды, которой оформляется вырез горловины, он отсутствовал на одежде вплоть до средних веков. Произведения искусства свидетельствуют, что ни у древних греков, ни у древних римлян воротников не было. Только в 13 веке появляется узкая полоска, оформляющая вырез горловины, которая со временем превращается в воротник – стойку. Постепенно стойка увеличивается, видоизменяется, и в отдельные периоды истории эта деталь одежды становится основой композиции всего костюма. Воротники костюмов, платьев, пальто, и др. изделий могут быть самых разнообразных фасонов. Так мода 16 – 17 вв. характеризовалась тем, что вся шея была закрыта огромным белым воротником «фреза» из гофрированной ткани, украшавшим как мужской, так и женский костюмы (см. фото 1). Затем появился стоячий закреплённый на каркасе кружевной воротник «медичи» (см. фото 2). Его в свою очередь сменил большой отложной «мушкетёрский» воротник тоже белого цвета (см. фото 3). Делали его целиком из кружев или очень тонкого полотна, а затем обшивали кружевом. Воротник полностью закрывал плечи.
На Руси бояре и князья издавна носили оплечье, или бармы, имевшие вид небольшой пелерины, богато украшенной жемчужным шитьём и драгоценными камнями, кроме того, носили высокие стоячие воротники – козыри из бархата и парчи, расшитые золотом, серебром, жемчугом.
МОДЕЛИ ВОРОТНИКОВ
Современные воротники могут быть самых разнообразных фасонов и делятся на виды в зависимости от конструктивного решения застёжки и элементов конструкции, создающих форму и фасон самого воротника: высоты стойки, характера линии её перегиба, степени прилегания воротника к шее, ширины отлёта воротника, конфигурации его края, оформления концов и др. Воротники могут быть втачными и цельнокроеными, с прокладкой и без прокладки, с кружевом и оборкой, с кантом и бейкой, драпированными, завязывающимися бантом или галстуком, переходящим в капюшон и т.д. Кроме того, воротники могут быть съёмными, они служат декоративным дополнением костюма, изготавливаются из различных материалов: бархата, меха, кожи, атласа, кружев и т.д. в тон основному изделию или по контрасту с ним.
В формировании стилевого решения модели одна из главных ролей принадлежит воротнику. Сегодня очень популярны исторические аналоги с костюмами прошедших эпох, и дизайнеры представляют современные интерпретации стилей далёкого прошлого. В этой связи пышная вышивка или кружевной узор минувших времён становится модным акцентом. А воротник может быть броской деталью, изюминкой модели. Воротники могут украшать, расставлять акценты. Они требуют особого чувства стиля и отточенной техники кроя, ведь они могут стоять, и падать, послушно лежать или провоцировать.
Формы воротников очень разнообразны. Модельеры постоянно ищут новые силуэты и формы, создают нестандартные модели, требующие также новых форм воротников. Воротники способны создать нужный образ изделия.
Модели воротников могут варьироваться бесконечно, но их основы всегда одинаковы. У большей части воротников различают обычно две основные части – отложную, или видимую, итак называемую стойку – невидимую снаружи. Путём изменения очертаний видимой части, а также величины стойки модельеры и конструкторы создают самые разнообразные варианты воротников.
Воротники, без сомнения, являются одной из самых значимых частей изделий плечевой группы и придают им законченный вид. Выбор модели воротника во многом определяется модой, покроем основного изделия и предполагаемым материалом. Различные конструкции воротников способны почти до неузнаваемости преображать одну и ту же модель, делая её более или менее подходящей для конкретного человека. Существует множество моделей воротников, но остановимся на типах и характеристиках воротников, а также на общих принципах конструирования.
стойка |
цельнокроенный |
|
|
плосколежащий |
стояче-отложной |
Как правило, все виды воротников условно разделяют на несколько категорий в зависимости от элементов конструкции (отложные воротники и воротники – стойки) или в зависимости от раскроя (цельнокроеные и втачные воротники).Отложные воротники в зависимости от высоты стойки делятся, в свою очередь, на стояче-отложные и плосколежащие (см. фото 4).
Форма и модель воротника определяется набором параметров: высота стойки, характер линии перегиба, степень прилегания воротника к шее, ширина и длина отлёта, конфигурация краевой линии и оформление концов. Выбор значений этих параметров в наибольшей степени зависит от типа застёжки изделия – доверху или на отворот (с лацканами) и от характера облегания воротником поверхности изделия, например, плосколежащий на полочке и переходящий в стойку на спинке.
Фото 4
Наличие или отсутствие стойки у готового воротника определяется тем, насколько точно линия втачивания воспроизводит линию горловины изделия. Чем больше линия втачивания воротника отходит от линии горловины (обычно на участке спинки, см.рис.1), тем больше получится высота стойки, и наоборот, линия втачивания плосколежащих воротников требует абсолютного повторения линии горловины изделия на тех участках, где предусматривается прилегание.
Рис. 1 Рис.2
Спрямление линии втачивания воротника (сокр. ЛВВ) на участке горловины спинки (как на рис. 2) образует стойку. Чем больше спрямление ЛВВ, тем больше получится стойка у готового воротника, а чем круче изогнута эта линия, тем мягче ляжет потом воротник. Воротники с величиной стойки до 1см сохраняют плосколежащую форму, в остальных же типах воротников размер стойки колеблется от 1,5 до 10см.
Воротники-стойки и плосколежащие воротники – это, по сути, крайние точки на шкале воротников. Весь диапазон воротников, заключённый между этими точками, определяется сочетанием всего двух параметров – высотой подъёма средней линии воротника и степенью кривизны линии втачивания. Чтобы эта связь стала нагляднее, давайте перевернём воротник, заключив его в прямой угол. При этом линия середины воротника совпадёт с вертикалью, а передний край обопрётся на горизонталь. Больший или меньший подъём середины воротника над горизонталью и будет определять величину стойки и изогнутость ЛВВ.
От кривизны линии втачивания зависит степень прилегания воротника к шее и характер линии перегиба стойки. Для воротников с высокими стойками характерны жёсткая линия перегиба отлёта и более плотное прилегание к шее, чем для менее высоких стоек (до 3 см), образующих округлую, мягкую линию перегиба и отстающие от шеи воротники. В таблице приведены сводные значения параметров, определяющих форму воротника, для двух типов застёжки: доверху и на отворот.
характеристика прилегания воротника |
застежка доверху |
застежка на отворот |
||
высота стойкиg, см |
f, см |
высота стойкиg, см |
f, см |
|
плотное прилегание к шее (четкая линия перегиба стойки) |
3.6 - 4 |
1.5 - 3 |
3.1 - 3.5 |
1 - 2.5 |
нормальное прилегание к шее (линия перегиба стойки обозначена) |
до 3.5 |
4 - 6 |
2.6 - 3 |
2.6 - 3.5 |
отстающие от шеи воротники (мягкая линия перегиба стойки) |
до 2.5 |
7 - 12 |
до 2.5 |
3.6 - 7 |
Оформление концов воротника и ширина отлёта определяется конкретной моделью и зависит от силуэта основного изделия.
В новых коллекциях великих кутюрье появился новый, и одновременно незаслуженно позабытый хит из прошлого – накладные воротники. С их помощью вы легко сможете не только придать изящность и выразительность самому тусклому платью, но и изменить свой образ, сделать его неузнаваемым. Накладные воротники могут изменить в лучшую сторону любой наряд.
Глядя на новые коллекции можно увидеть накладные воротнички самых разных расцветок. В модных показах великих кутюрье можно увидеть множество различных воротничков: кожаные, кружевные, расшитые бисером и стразами, - вы легко найдёте вариант по душе ( см. фото 5, 6,7,).
Фото 5
Фото 6
Фото 7
Их можно легко снять и сложить в сумочку, а кроме того, можно взять с собой несколько таких аксессуаров, которые помогут вам менять свой образ в течении дня от бизнесвумен до изящной кокетки. Особенно это удобно в тех случаях, когда нет возможности после работы зайти домой переодеться перед встречей с друзьями или любимым человеком. Сегодня накладные воротнички являются не частью одежды, а самостоятельным элементом наряда, который можно легко надеть и снять в любой момент и который помогает завершить образ, став его изюминкой. Их можно сочетать как с майкой, футболкой и рубашкой, так и с вечерним платьем или даже свитером. Главное – не переборщить. При выборе воротничка желательно подбирать контрастные цвета, которые могут сочетаться с той вещью, которую вы хотите украсить.
Воротники могут быть самые разные. Если вы не можете найти подходящий аксессуар на прилавках магазинов, не стоит расстраиваться, ведь его легко можно сделать самой. Для этого нужны всего лишь элементарные навыки шитья. При изготовлении можно использовать бусины различной формы и величины, это придаст ещё большую уникальность вашему модному изделию. Такой воротничёк подходит для романтичного и женственного образа (см. фото 8).
Фото 8
Использование техники художественного выжигания по ткани (гильоширования) при изготовлении воротников.
При разработке коллекции «Ноктюрн» пришлось обратиться к истории моды. Больше всего понравились воротники в костюмах Европы 16 века. Изучив формы и размеры, были разработаны выкройки воротников, которые были изготовлены в технике художественного выжигания по ткани. (см. приложение 1) Данная техника используется только на синтетических тканях и позволяет нетрадиционно использовать известные приёмы аппликации и вышивки. У этого вида художественного творчества есть большое преимущество: экономия времени и средств. Для изготовления воротников были использованы схемы разных вышивок (см. прилож.2), которые были адаптированы под технику художественного выжигания (см. прилож.3).
Вообще гильоширование – это гравирование на специальной так называемой гильоширной машине рисунка в виде тех или иных комбинаций линий. В применении к нашему методу гильоширование означает отделку изделий ажурным кружевом и изготовление аппликаций выжиганием с помощью специального аппарата.
Кружево ручной работы всегда дорого ценилось. Кружева стоили целые состояния. Аристократическое общество и костёлы вынуждены были отдавать огромные суммы. Чтобы приобрести необходимые предметы одежды.
Занимались изготовлением кружев монахини. Технологий было множество. Уже в 1534 году в Германии была написана книга, специально предназначенная для работ по кружеву. Гильоширование или выжигание по искусственным тканям (гипюру, шёлку) появилось несколько позднее в той же Германии.
В Германии в 70-е годы 19 века ручная техника выжигания по ткани называлась пиротехникой. Благодаря оригинальности, изысканности и неповторимости художественного выжигания по ткани, им овладели многие мастерицы. Для этого иглы для выжигания нагревали на каминах и поочерёдно их использовали, пока они не остынут. Эта технология позволяла экономить время, так как вместо ниток, вышивку имитировали выжигом кружев. Таким же образом вырезались элементы вышивок из богатого бархата и методом приваривания наваривались на шёлк горячей иглой. Подобные «горячие» техники существовали и в Китае. Восток ведь тоже славится своими рукодельницами.
У нас в России гильоширование в том виде, как мы используем его сейчас, появилось в девяностых годах, когда вместо игл стали использовать паяльник или выжигательный аппарат. Конечно же, работать стало намного удобнее. Технологии гильоширования стали разнообразными, и каждая рукодельница старалась внести свою лепту в это необычное рукоделие.
В 80-е годы в г. Рыбинске впервые был разработан новый оригинальный метод обработки тканей – гильоширование. Автором его является Зинаида Петровна Котенкова. Многих мастериц обучила она этому искусству в Ярославле, Москве, Угличе, Луге. Сотрудничала Зинаида Петровна с известным модельером Вячеславом Зайцевым, признана она и Энной Бурдой, от которой получила благодарственное письмо.
В 1990 году З.П. Котенкова получила авторское свидетельство на свое изобретение. Работы, которые выполняет сама Зинаида Петровна, поражают мастерством, фантазией, красотой и изяществом. Редко кому из ее учениц удается достигнуть такого же уровня мастерства, но и ее учениками накоплен уже достаточно богатый опыт.
Достаточно быстро техника выжигания по ткани распространилась по стране.
Возможности гильоширования очень широки. С помощью горячей иглы можно создавать великолепные изделия с применением аппликации: салфетки, декоративное панно, закладки для книг, открытки, записные книжки, а кроме того кружевные изделия в стиле ришелье: воротники, шарфики и т.д.
Главное – это творить, работать, проявлять свою фантазию и выдумку, а отточенность техники придет со временем.
Сюжеты из каталогов, альбомов по народной вышивке, забавные рисунки из детских книг-раскрасок, с поздравительных открыток, а также свои собственные эскизы послужат первоначальным рабочим материалом для изготовления изделий. Не старайтесь копировать переведенный рисунок – его уже создали до вас. Внесите частичку своего «я» в рисунок или эскиз, и тогда работа получится с изюминкой.
Это творчество особенно хорошо осваивает тот, кто владеет навыками рисования или какого-либо рукоделия. Искусство гильоширования требует аккуратности, точности выполнения рисунка и сделанного по нему изделия, определенного художественного вкуса. Каждая законченная композиция должна быть выполнена в единой для данного изделия цветовой гамме. Возможно, на первых порах вам будет сложно этого добиться, но в дальнейшем, по мере освоения метода на практике, вы преодолеете эти трудности. Поэтому не бойтесь взяться за дело. Если у вас есть желание, вы сможете достигнуть хороших результатов.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ:
Приступая к работе, сосредоточьтесь и духовно настройте себя на ее успешное выполнение. Работа не должна вас раздражать. Если что-то не ладится, будьте спокойны, терпеливы, внимательны, и у вас все получится.
Необязательно заканчивать изделие за один присест, лучше всего работать не более четырех часов подряд, делая при этом небольшие перерывы для того, чтобы дать отдых себе и аппарату (чтобы аппарат не перегревался, его следует выключать каждые 30-60 минут работы).
Не следует увлекаться продолжительной работой, особенно начинающим, так как используемые при обжиге синтетические ткани дают запах и гарь. В связи с этим не рекомендуется заниматься гильошированием людям, страдающим астмой или аллергическими заболеваниями. Не советуем заниматься выжиганием детям младше 10-11 лет.
Как показала многолетняя практика, умеренная работа с аппаратом (не более 8 часов в сутки с перерывами) вреда здоровью не приносит, а достигнутые при этом успехи повышают настроение, заставляют забыть о недугах, неприятностях.
Инструменты и материалы. Техника безопасности.
ножницы;
калька (для схем изделия);
копирка (для изготовления шаблонов);
карандаш;
чёрный фломастер или чёрная ручка (для перевода схем на кальку);
картон или плотная фольга (для изготовления трафаретов);
прибор для выжигания по дереву «Узор» или «Вязь» переделанный для выжигания по ткани;
стекло (для выполнения работ);
металлическая линейка;
светоскоп (это может быть лампа дневного света в плоском корпусе, для освещения рисунка снизу);
Ткани, используемые в гильошировании.
Искусство выжигания по ткани основано на свойстве некоторых видов ткани плавиться при соприкосновении с сильно нагретым предметом. Поэтому для выжигания используются только ткани, в состав которых входят нити, способные плавиться, а не гореть под воздействием сильного теплового нагрева. К таким тканям относятся синтетические ткани: шёлк, капрон, нейлон, бархат, замша и др.
Как известно, ткани в своём составе могут содержать нити различного типа. Одни нити плавятся быстрее и легче, другие требуют большей температуры нагрева иглы. В этом случае на изделии могут оставаться грязные места в виде коричневых точек (оплавов), которые оставляют нити, плавящиеся быстрее. Необходимо очень тщательно подобрать накал иглы и сразу убирать оплавы после выполнения каждого элемента.
Идеальная ткань для выжигания, которая изготавливается из однородных нитей с одинаковой температурой плавления или нитей одного вида. Игла должна скользить плавно, «как по маслу», а ткань должна при этом плавиться, не оставляя оплавов.
Клейкость и прочность ткани проверяют на небольшом её лоскутке, проводя горячей иглой по долевой и поперечной нитям. Игла должна разрезать ткань, не обугливая край ткани, а оплавляя его. Не оставляя гари или тёмного следа.
Использовать можно однотонные и разноцветные ткани, старые и новые. Главное, они должны быть чистыми, проглаженными, без зацепок и стрелок. При гильошировании материал можно кроить по долевой, поперечной и косым нитям.
Особую ценность представляют ткани с размытым рисунком, то есть с постепенным переходом, переливом тонов. Из неё, например, можно выжечь бабочку или сделать букет из фантастических цветов. Такая ткань очень ценится, так как из неё получаются прекрасные изделия.
Последовательность выполнения изделия методом гильоширования.
выбор изделия;
подбор или разработка схемы изделия;
перевод схемы изделия на кальку;
подбор и подготовка ткани к работе;
подготовка рабочего места и инструментов;
изготовление изделия;
готовое изделие необходимо прогладить с изнаночной стороны через влажную марлю.
Подготовка рабочего места. Техника безопасности.
Необходимо тщательно подготовить своё рабочее место. На рабочем месте не должно быть ничего лишнего. На любом столе можно выжигать, имея стекло размером, примерно, 30х40 см, толщиной 4-5 мм. Края стекла должны быть безопасными для работы (зачищены или обклеены пластырем). При необходимости используется подсветка, например, лампа дневного света в плоском корпусе, на которую кладётся стекло.
Рабочее место должно быть хорошо проветриваемо и освещено. Свет должен падать с левой стороны.
Правила техники безопасности:
работать только с исправными электроприборами (утюг, электровыжигатель) и только в отведённом для них месте;
при включении и выключении электроприборов браться только за вилку. А не за шнур;
не допускать перегрева электроприборов, если они без терморегулятора;
не отвлекаться во время работы с утюгом и выжигателем;
не оставлять их включенными без присмотра, после работы сразу выключать;
не допускать соприкосновения горячей иглы эл.выжигателя с эл.проводом, чтобы не было короткого замыкания;
утюг и эл.выжигатель можно убрать только после того, как они полностью остынут;
ножницы должны лежать кольцами к себе, передавать ножницы только кольцами вперёд, хранить их в футляре;
выжигать можно только на стекле;
при неисправности немедленно отключить эл.прибор от сети и сообщить преподавателю.
Правила работы с электровыжигателем.
Основным инструментом в гильошировании является выжигательный прибор. Поэтому ему необходимо уделять особое бережное внимание:
следить за чистотой на рабочем столе;
не загромождать рабочее место лишними вещами;
пользоваться только исправным прибором;
не касаться раскалённой иглой корпуса прибора и проводов;
через каждые 30 минут работы прибора необходимо его выключать на 5-10 минут;
работать только на стекле;
начинать работать прибором только после закрепления деталей булавками на основе;
нагар на игле прибора нужно убирать надфилем или мелкой наждачной бумагой, или в несколько слоёв сложенным листиком кальки;
следить за руками, чтобы не обжечься горячей иглой прибора;
не размахивать горячей иглой, чтобы не обжечь и не поранить окружающих;
правильно подбирать температуру для выжигания различных тканей. Перед работой попробовать клейкость ткани на небольшом кусочке.