12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гончарова Олеся Леонидовна1271
Психолог, преподаватель психологии, кандидат педагогический наук
Россия, Москва, Москва
Материал размещён в группе «Проф.тех.образование»
3

Методические указания к выполнению практических занятий по управленческой психологии (автор О.Л. Гончарова)




















МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО

МДК "УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ"


















г. Москва, 2019





Специальность 23.02.02 «Автомобиле- и тракторостроение » (углубленная подготовка)

Дисциплина МДК «Управленческая психология»





Условия выполнения и оценивания задания


1. Место (время) выполнения задания :кабинет «Социально-экономических дисциплин», в учебное время (на уроке)

2. Максимальное время выполнения задания:2 академических часа

3. При ответе на вопросы обучающиеся могут воспользоваться расходным и наглядным материалом

4. Указать другие характеристики, отражающие сущность задания: обучающиеся письменно выполняют задания практической работы и защищают работу

5. Условия выставления оценки (критерии оценки).

Критерии оценки:

оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он выполнил без ошибок все задания и защитил работу;

оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если он выполнил все задания и защитил работу, но в работе имеются незначительные недочеты;

оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он выполнил все задания и защитил работу, но в работе имеются ошибки.






Составил

Преподаватель О.Л. Гончарова











Методические указания к выполнению практических занятий


Практическое занятие № 1


Тема: «Методы исследования. Беседа»

Цель: применение метода беседы на практике


Содержание


Часть 1. Теоретическая

Этапы развития психологии как науки. Основные принципы психологии: принцип детерминизма, принцип развития, принцип индивидуализации, генетический принцип, принцип системности, принцип учета ситуации. Основные методы психологических исследований: наблюдение, самонаблюдение (интроспекция), эксперимент (лабораторный, естественный), тестирование, опрос, анкетирование, беседа, интервью, метод обобщения независимых характеристик, биографический метод. Характеристика методов психологических исследований. Применение основных методов психологических исследований в управленческой психологии.

Часть 2. Практическая

Применение метода беседа на практике.




Практическое занятие № 2


Тема: «Методы исследования. Тестирование»

Цель: применение метода тестирования на практике

Содержание


Часть 1. Теоретическая

Этапы развития психологии как науки. Основные принципы психологии: принцип детерминизма, принцип развития, принцип индивидуализации, генетический принцип, принцип системности, принцип учета ситуации. Основные методы психологических исследований: наблюдение, самонаблюдение (интроспекция), эксперимент (лабораторный, естественный), тестирование, опрос, анкетирование, беседа, интервью, метод обобщения независимых характеристик, биографический метод. Характеристика методов психологических исследований. Применение основных методов психологических исследований в управленческой психологии.

Часть 2. Практическая

Применение метода тестирования на практике


Практическое занятие № 3


Тема: «Диагностика познавательных психических процессов»

Цель: исследование познавательных психических процессов.


Содержание


Часть 1. Теоретическая

Психика. Структура и функции психики. Познавательные психические процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь. Ощущение. Классификация ощущений. Восприятие. Свойства восприятия. Виды восприятия. Внимание. Функции внимания. Свойства внимания. Виды внимания. Память. Классификация видов памяти. Качества памяти. Мышление. Виды мышления. Свойства мышления. Основные мыслительные процессы. Воображение. Виды воображения. Функции воображения. Способы создания образов воображения. Речь. Функции речи. Виды речи. Интеллект - совокупность познавательных психических процессов. Развитие и оценка интеллекта. Познавательные психические процессы в трудовой деятельности.

Часть 2. Практическая

Исследование познавательных психических процессов.


Практическое занятие №4


Тема: «Диагностика регулятивных психических процессов»

Цель: исследование регулятивных психических процессов

Содержание


Часть 1. Теоретическая

Эмоции. Чувства. Функциональное назначение эмоций и чувств. Классификация эмоций и чувств. Простые и сложные чувства. Моральные чувства. Интеллектуальные чувства. Эстетические чувства. Стенические чувства. Астенические чувства. Настроение. Аффект. Страсть. Особенности эмоций и чувств. Теории эмоций. Биологическая теория эмоций П.К. Анохина. Информационная теория П.В. Симонова. Периферическая теория эмоций Джеймса-Ланге. Воля. Структура волевого действия. Волевые качества личности. Мотивация как фактор управления волевой регуляцией личности. Теория мотивации А. Маслоу. Мотивация достижения успеха в трудовой деятельности.

Часть 2. Практическая

Исследование регулятивных психических процессов.


Практическое занятие №5


Тема: «Диагностика индивидуально-типологических особенностей личности»

Цель: исследование темперамента, характера, способностей, направленности личности

Содержание


Часть 1. Теоретическая

Темперамент. Типы темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Характеристика типов темперамента. Характер. Черты характера: положительные, отрицательные. Акцентуация характера. Типы акцентуаций характера по Э.Г. Эйдемиллеру. Способности. Классификация способностей. Типология личности. Типология К. Юнга. Типология Э. Кречмера-Б. Ананьева. Типология И.П. Павлова. Типология Н.Н. Обозова. Типология В.М. Шепеля. Направленность личности. Направленность на себя. Направленность на взаимодействие. Деловая направленность. Индивидуально-типологические особенности личности в профессиональной деятельности.

Часть 2. Практическая

Исследование темперамента, характера, способностей, направленности личности.


Практическое занятие №6


Тема: «Диагностика социально-психологического климата в коллективе»

Цель: исследование социально-психологического климата в коллективе, определение групповых ролей


Содержание


Часть 1. Теоретическая

Социально-психологические особенности рабочей группы. Малая группа. Большая группа. Рабочая группа (коллектив). Классификация рабочих групп. Идеология рабочей группы. Психология рабочей группы. Факторы развития группы: внутренние, внешние. Стадии развития коллектива. Социальные роли и отношения в коллективе. Социально-психологический климат в коллективе. Психическое состояние коллектива. Сплоченность коллектива. Взаимопонимание в коллективе. Основные психологические механизмы взаимопонимания в коллективе.

Часть 2. Практическая

Исследование социально-психологического климата в коллективе, определение групповых ролей.


Практическое занятие №7


Тема: «Диагностика межличностных отношений в группе»

Цель:исследование межличностных отношений в группе

Содержание


Часть 1. Теоретическая

Формальная (официальная) группа. Неформальная (неофициальная) группа. Характеристика формальных и неформальных групп. Возникновение неформальных групп. Факторы развития неформальных групп. Исследование межличностных отношений в группе. Методы исследования типа межличностных взаимоотношений: социометрия, референтометрия. Социометрическое исследование и его проведение. Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений («социометрия») Дж. Морено.

Часть 2. Практическая

Исследование межличностных отношений в группе


Практическое занятие №8


Тема: «Применение методов принятия решения на практике»

Цель:решение ситуаций

Содержание


Часть 1. Теоретическая

Решение. Принятие решений. Этапы принятия решения. Управленческое решение. Классификация управленческих решений: стратегические, тактические решения, глобальные, локальные решения, перспективные, текущие решения, долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные решения, директивные, рекомендательные, ориентирующие решения, организационные, координирующие, регулирующие, активизирующие, контролирующие решения, единоличные, коллективные решения, общие, специальные решения, запрограммированные, незапрограммированные решения, интуитивные, адаптационные решения. Процесс принятия управленческих решений. Методы индивидуального и группового принятия управленческих решений. Групповая дискуссия. Разновидности групповых дискуссий: совещание, метод «мозговой штурм», метод «синектики». Применение метода «мозгового штурма», метода «синектики» на практике. Особенности поведения руководителя при принятии управленческих решений.

Часть 2. Практическая

Решение ситуаций.


Практическое занятие №9


Тема: «Диагностика лидерских способностей личности»

Цель:исследование лидерских способностей личности

Содержание


Часть 1. Теоретическая

Руководство. Лидерство. Типы лидеров: эмоциональный лидер, деловой лидер, информационный лидер. Типы руководителей: активные, пассивные. Сравнительная характеристика руководителя и лидера. Теории и стили руководства и лидерства. Ситуационная теория лидерства Ф. Фидлера. Ситуационная теория «Путь-цель» Т. Митчела, Р. Хауса. Ситуационная теория «Жизненный цикл» П. Херси, К. Бланшера. Стили руководства. Авторитарный стиль. Демократический стиль. Либеральный стиль. Преимущества и недостатки стилей руководства. Психологические проблемы руководства и лидерства, возникающие при выполнении основных функций управления. Имидж руководителя. Эффективность руководства. Формы авторитета руководителя: формальный, моральный, функциональный. Кодекс культуры взаимоотношений руководителя с подчиненными.

Часть 2. Практическая

Исследование лидерских способностей личности.


Практическое занятие №10


Тема: «Диагностика эффективности деятельности руководителя»

Цель:исследование стиля руководства

Содержание


Часть 1. Теоретическая

Руководство. Лидерство. Типы лидеров: эмоциональный лидер, деловой лидер, информационный лидер. Типы руководителей: активные, пассивные. Сравнительная характеристика руководителя и лидера. Теории и стили руководства и лидерства. Ситуационная теория лидерства Ф. Фидлера. Ситуационная теория «Путь-цель» Т. Митчела, Р. Хауса. Ситуационная теория «Жизненный цикл» П. Херси, К. Бланшера. Стили руководства. Авторитарный стиль. Демократический стиль. Либеральный стиль. Преимущества и недостатки стилей руководства. Психологические проблемы руководства и лидерства, возникающие при выполнении основных функций управления. Имидж руководителя. Эффективность руководства. Формы авторитета руководителя: формальный, моральный, функциональный. Кодекс культуры взаимоотношений руководителя с подчиненными.

Часть 2. Практическая

Исследование стиля руководства

Перечень практических занятий по дисциплине

МДК.03.04 «Управленческая психология»

для специальности 23.02.02 «Автомобиле- и тракторостроение» (углубленная подготовка)


п/п

Наименование тем

практических занятий

Кол-во

часов

1.

Методы исследования. Беседа

2

2.

Методы исследования. Тестирование

2

3.

Диагностика познавательных психических процессов

2

4.

Диагностика регулятивных психических процессов

2

5.

Диагностика индивидуально-типологических особенностей личности

2

6.

Диагностика социально-психологического климата в коллективе

2

7.

Диагностика межличностных отношений в группе

2

8.

Применение методов принятия решения на практике

2

9.

Диагностика лидерских способностей личности

2

10.

Диагностика эффективности деятельности руководителя

2

ИТОГО:


20




Преподаватель                                                                                    О.Л. Гончарова




























Опубликовано в группе «Проф.тех.образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.