Методические указания по выполнению контрольной работы по специальности «Коммерция»

2
0
Материал опубликован 22 March 2020 в группе

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ



воронежский государственный

промышленно-гуманитарный колледж





Методические указания

по выполнению контрольной работы по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

для заочного отделения

МДК. 03.02 Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров










Воронеж

t1584859456aa.gif

2018

























ББК 65.261.3

С-54



Печатается по решению методического совета

Воронежского государственного

промышленно-гуманитарного колледжа



Составитель Н.Г. КАстырина

ВОРОНЕЖ

t1584859456ab.gif

2018







С-54

МДК 03.02 Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров: методические указания по выполнению контрольной работы для студентов специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)» заочной формы обучения / департамент обр., науки и молодеж. политики Воронеж. обл., Воронеж. гос. пром.-гуманитар. колледж ; [cост. Н.Г. КАСТЫРИНА]. – Воронеж : ВГПГК, 2018. – 16 c.




___________________________



Компьютерная верстка Н.Г. Кастырина

Подписано в печать . Формат 60 84 1/16. Бумага для офисной техники.

Гарнитура Таймс. Ксерография. Усл. печ. л. 1,39. Уч.-изд. л. 0,9. Тираж 20 экз.

Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж (ВГПГК)

394000 г. Воронеж, пр. Революции, 20t1584859456ac.gif





©

©

Кастырина Н. Г., 2018

Воронежский государственный

промышленно-гуманитарный

колледж, 2018

ВВЕДЕНИЕ


МДК 03.02 «Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров» является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.04Коммерция (по отраслям)

В результате изучения МДК 03.02 «Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров» обучающийся должен:

уметь:

применять методы товароведения;

формировать и анализировать торговый (или промышленный) ассортимент;

рассчитывать товарные потери и описывать их.

знать:

теоретические основы товароведения;

основные понятия, цели, задачи, принципы, функции, методы, основополагающие товароведные характеристики и факторы, влияющие на них;

виды товарных потерь, причины их возникновения и порядок их списания;

особенности товароведения продовольственных и непродовольственных товаров;

особенности товароведной информации;

показатели качества и их значение;

показатели ассортимента и формы его управления.




РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

В результате освоения основной профессиональной образовательной программы обучающиеся должны овладеть следующими основными видами профессиональной деятельности (ВПД), общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями.



Общие компетенции

Код

Наименование общих компетенций

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 12

Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий

Основные виды профессиональной деятельности и профессиональные компетенции

Код

Наименование видов профессиональной деятельности и профессиональных компетенций

ВПД 3

Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров.

ПК 3.1. 

Участвовать в формировании ассортимента в соответствии с ассортиментной политикой организации, определять номенклатуру показателей качества товаров.

ПК 3.2

Рассчитывать товарные потери и реализовывать мероприятия по их предупреждению или списанию

ПК 3.3

Оценивать и расшифровывать маркировку в соответствии с установленными требованиями

ПК3.4

Классифицировать товары, идентифицировать их ассортиментную принадлежность, оценивать качество, диагностировать дефекты, определять градации качества.

ПК3.5

Контролировать условия и сроки хранения и транспортирования товаров, обеспечивать их сохраняемость, проверять соблюдение требований к оформлению сопроводительных документов.

ПК 3.6

Обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к товарам и упаковке, оценивать качество процессов в соответствии с установленными требованиями.

ПК 3.7

Производить измерения товаров и других объектов, переводить внесистемные единицы измерений в системные.

ПК 3.8

Работать с документами по подтверждению соответствия, принимать участие в мероприятиях по контролю.

СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля

.Тематический план профессионального модуля (вариант для СПО)

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля*

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ОК 1 – ОК 12.

ПК 3.1. – ПК 3.8

ПМ.03. Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров






-

-


ПК.3.1. – ПК.3.3, ПК.3.7

МДК 03.01 Теоретические основы товароведения

146

96

46


50




ПК. 3.4. – ПК.3.6, ПК 3.8

МДК 03.02 Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров

162

108

44

20

54





Производственная практика (по профилю специальности), часов





72


Всего:

380-

276


20




72

Тематический план и содержание профессионального модуля ПМ 03 Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

МДК 03.01 Теоретические основы товароведения


96


Тема 1. Предмет товароведения


Содержание учебного материала

Цели, задачи, объекты, субъекты. Основополагающие характеристики товаров.

Практические занятия

Определить основные функции конкретного образца товара.

Указать основные характеристики и профессиональные качества субъектов товароведения.

Указать взаимосвязь товароведных характеристик товара со стоимостью товара на конкретном примере.


2





2

2

Самостоятельная работа обучающихся

- подготовка сообщений;

- работа с нормативными документами, регламентирующие товароведение и деятельность субъектов

4






Тема 2. Классификация как метод товароведения

Содержание учебного материала

Классификация товаров. Виды классификаторов.

Практические занятия

Определить преимущества и недостатки иерархического и фасетного методов классификации.

Определить названия классификаторов на примере конкретных товароведных документов.

Определить класс, подкласс, группу, подгруппу, вид, разновидность, наименование конкретного образца товара


4



2


2


Самостоятельная работа обучающихся- подготовка сообщений.

6


Тема 3. Ассортимент и качество товаров.




Содержание учебного материала

Ассортимент товаров: виды, свойства, показатели управления ассортиментом. Качество товаров: свойство, показатели, требования к качеству, факторы, обеспечивающие качество, количественная характеристика товаров.

Практические занятия

1. Произвести классификацию ассортимента товара на примере конкретной торговой точки.

2. Рассчитать коэффициент оптимальности для конкретного товара.

3. Рассчитать показатели широты, глубины, полноты, устойчивости, новизны ассортимента на примере конкретной торговой точки.

4. Определите основные факторы качества представленного образца товара.

12





10

3


Самостоятельная работа обучающихся

- подготовка сообщений;

- подготовка компьютерной презентации (или видеоролика) по данной теме;

- проработка основных нормативных и технических документов, регламентирующих ассортимент и качество товаров. .

10


Тема 4. Свойства товаров.




Содержание учебного материала


Общие сведения. Физические, химические, физико-химические, биологические свойства. Их влияние на хранение, транспортировку. Потери.

Практические занятия

1. Определение химических свойств представленных образцов товаров.

2. Определение физических свойств представленных образцов товаров.

3. Определение процессов, вызвавших качественную, количественную или естественную убыль представленных образцов товаров.


6





4

2

Тема 5. Потребительские свойства товаров.




Содержание учебного материала:

Понятие и основные группы. Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров.


4










2




Практические занятия.

1. Определить потребительские свойства представленного образца товара.

10





Самостоятельная работа обучающихся:

- систематизация и проработка специальной литературы по вопросам безопасности товара;

- подготовка сообщений;

- подготовка компьютерной презентации (или видеоролика) по данной теме.

16


Тема 6. Показатели качества товаров.



Содержание учебного материала:

Понятие и содержание. Оценка качества продукции. Методы определения значений показателей качества. Контроль качества.

Практические занятия

Общая оценка показателей качества представленных образцов товаров.

Органолептическая оценка качества представленных образцов товаров.

Отбор проб.


10




4

2




Самостоятельная работа обучающихся:

- систематизация и проработка специальной литературы по данной теме;

- подготовка сообщений;

- подготовка компьютерной презентации (или видеоролика) по методике отбора проб.

10


Тема 7. Информация о товаре.

Содержание учебного материала:

Виды, формы, средства, требования. Правовая база

Практические занятия

Расшифровка товарных знаков представленных товаров.

Работа со штрих-кодом. Определение контрольной цифры штрих-кода.



4



4

3




Самостоятельная работа обучающихся

- систематизация и проработка правовой литературы по данной теме;

- подготовка сообщений;

- подготовка компьютерной презентации (или видеоролика) по товарным знакам, торговым маркам, штрих-коду.

4


Тема 8 Проведение экспертизы

Содержание учебного материала:

Экспертиза товаров

Правовое регулирование в области защиты прав потребителей

8


Практические занятия

Оформление актов экспертизы

4


Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены)



Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены)

50


Всего:

146





Наименование разде­лов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обуча­ющихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем ча­сов

Уровень освоения


МДК03.02 Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров








108




Тема 1. Общая часть товароведения.

Содержание учебного материала:


Состояние и перспективы развития продовольственного рынка и отдельных его сегментов. Химический состав и свойства веществ. Классификация веществ. Их краткая характеристика.


Практические занятия

Анализ химического состава пищевых продуктов. Консервирование продуктов.

2






2


2


Раздел 1 Товароведение продовольственных товаров


Тема 2. Зерномучные товары.


Содержание учебного материала:

4

3









Крупа, мука. Общие сведения о строении зерна. Пищевая ценность зерна. Крупы из зерна. Сведения о муке, качественная характеристика муки, ее свойства, условия хранения.

2 . Хлебобулочные изделия. Состав, ассортимент, качественная характеристика. Диетические хлебобулочные изделия. Перевозка, хранение и транспортировка хлеба.

3. Макаронные изделия. Химический состав. Виды, типы, сорта макаронных изделий. Перевозка и оценка качества товаров.


.







Практические занятия

Рассмотрение и анализ соответствующих ГОСТов (мука хлебопекарная, макаронные изделия, хлеб Дарницкий и т.д.)

Проведение органолептической оценки качества представленных образцов данных товарных групп.

3. Тестирование

2



Самостоятельная работа обучающихся:

- систематизация и проработка учебной и специальной литературы, конспектов;

- подготовка сообщений;

- подготовка компьютерной презентации (или видеоролика) по соответствующим группам товаров.

4



Тема 3. Плодоовощные товары.








Содержание учебного материала:

1. Овощи. Плоды. Общие сведения о свежих плодах и овощах. Качественная характеристика товарных, хозяйственно – ботанических сортов свежих товаров. Условия перевозки и хранения.

2. Плоды и овощи переработанные. Сведения о способе консервирования. Качественная характеристика переработанных плодов и овощей. Ассортимент товаров из переработанных плодов и овощей.

Практические занятия

Рассмотрение и анализ соответствующих ГОСТов (капуста белокочанная, картофель, морковь, сливы, и т.д .)

Проведение органолептической оценки качества представленных образцов данных товарных групп.

Тестирование.

Изучение маркировки овощных и плодовых консервов.


4







2

3


Самостоятельная работа обучающихся:

- систематизация и проработка учебной и специальной литературы, конспектов;

- подготовка сообщений;

- подготовка компьютерной презентации (или видеоролика) по соответствующим группам товаров


4


Тема 4. Гастрономические товары.








Содержание учебного материала:

1. Молочные товары. Сведения о молоке, молочных товарах. Пищевая ценность молочных товаров. Качество, ассортимент. Сливки, качественная характеристика. Молочные консервы. Кисломолочная продукция. Сметана. Сыры, классификация сыров. Масло коровье, ассортимент, качество масла. Условия хранения и транспортировки молочных товаров.

2. Пищевые жиры. Сведения о классификации жиров. Растительные, животные жиры, их классификация и сравнительная характеристика. Маргарин, кулинарный жир, майонез. Технология производства, условия хранения, факторы, влияющие на качество данной продукции.

3. Мясо. Химический состав и свойства мяса. Сведения о классификации мяса убойных животных по упитанности, по возрасту, по качеству .Категории и сорт мяса. Дефекты мяса. Клеймение мясных туш. Общие требования к хранению.

4. Мясные полуфабрикаты. Сведения о классификации мясных полуфабрикатов по виду животного, по пищевой ценности, по назначению. Натуральные, панированные, рубленые полуфабрикаты, ассортимент и технология производства. Пельмени. Мясной фарш. Требование к качеству.

5. Мясные копчености. Сведения о классификации мясных копченостей. Схема производства, отличительные особенности мясных копченостей. Требования к качеству, дефекты. Упаковка и хранение.

6. Колбасные изделия. Сведения о классификации колбасных изделий. Ассортимент, требование к качеству, дефекты колбасных изделий. Способы хранения колбасных изделий.

7. Яичные товары. Сведения о пищевой ценности яиц. Качественная характеристика по категориям. Яичный порошок. Яичный меланж.

8. Рыбные товары. Сведения о строении, химическом составе рыбы. Ассортимент живой, охлажденной, подмороженной, замороженной, соленой, сушеной, вяленой, копченой рыбе. Рыбные консервы и пресервы. Икра. Нерыбные продукты.

6

3


Практические занятия

Рассмотрение и анализ соответствующих ГОСТов (молоко пастеризованное, творог, масло сливочное крестьянское, колбаса вареная докторская, килька соленая, яйцо и т.д.)

Проведение органолептической оценки качества представленных образцов данных товарных групп.

Тестирование.

Изучение маркировки рыбных и мясных консервов.


6


Самостоятельная работа обучающихся:

- систематизация и проработка учебной и специальной литературы, конспектов;

- подготовка сообщений;

- подготовка компьютерной презентации (или видеоролика) по соответствующим группам товаров



4


Тема 5. Кондитерские и вкусовые товары.




Содержание учебного материала:

1. Чай. Сведения о значимости чая в жизнедеятельности человека. Пищевая ценность чая. Разновидность, типы чая. Сорт чая. Требования к качеству. Условия хранения, дефекты.

2. Кофе. Сырье, пищевая ценность кофе. Виды кофе. Кофейные напитки. Органолептическая оценка качества. Упаковка.

3. Пряности. Сведения о значимости пряностей в процессе приготовления блюд. Классификация, ассортимент пряностей. Условия хранения. Упаковка.

4. Алкогольные товары. Водка, ликеры, вина, кремы, пунши, бальзамы. Ассортимент. Технология производства. Пиво. Классификация пива. Оценка качества и условия хранения.

5. Безалкогольные товары. Соки, значение соков в питании. Пищевая ценность, ассортимент. Квасы. Минеральная вода. Сиропы. Минерализованная вода. Оценка качества . Маркировка.

6. Сахар. Крахмал. Сведения о качественной характеристике сахара, меда, крахмала, патоки. Технология производства. Классификация. Ассортимент. Условия хранения и факторы , влияющие на качество товаров.

7. Сахаристые кондитерские изделия. Фруктово-ягодные изделия. Карамель, шоколад, какао-порошок, конфеты, ирис, драже. Ассортимент, особенности технологии производства. Пищевая ценность. Условия хранения. Оценка качества

8. Мучные кондитерские изделия. Печенье, пряники, вафли, кексы, торты, халва и восточные сладости. Ассортимент, особенности технологии производства. Условия хранения. Оценка качества.

9. Продуктов детского питания. Ассортимент, пищевая ценность. Пищевые добавки и значение в питании ребенка. Санитарные нормы.

Практические занятия

1. Рассмотрение и анализ соответствующих ГОСТов (чай черный байховый, кофе молотый, ванилин, сахар рафинад, торты т.д.)

2. Проведение органолептической оценки качества представленных образцов данных товарных групп.

3. Тестирование.

4. Контрольная работа по Продовольственным товарам


4




























4








4

3


Самостоятельная работа обучающихся:

- систематизация и проработка учебной и специальной литературы, конспектов;

- подготовка сообщений;

- подготовка компьютерной презентации (или видеоролика) по соответствующим группам товаров









Раздел 2 Товароведение непродовольственных товаров




Тема 6. Текстильные и швейно-трикотажные товары.


Содержание учебного материала:

Текстильные материалы. Волокна растительного и животного происхождения, химические волокна. Швейные и трикотажные изделия. Ассортимент и потребительские свойства материалов для одежды. Упаковка и маркировка Качественная характеристика.


Практические занятия

1. Рассмотрение и анализ соответствующих ГОСТов.

2. Проведение органолептической оценки качества представленных образцов данных товарных групп.

3. Тестирование.

4





2

3













Самостоятельная работа обучающихся:

- систематизация и проработка учебной и специальной литературы, конспектов;

- подготовка сообщений;

- подготовка компьютерной презентации (или видеоролика) по соответствующим группам товаров


4



Тема 7. Кожевенно-обувные товары

Содержание учебного материала:

Общая характеристика обувных материалов. Кожаная обувь. Резиновая обувь. Упаковка и маркировка Качественная характеристика.


Практические занятия

1. Рассмотрение и анализ соответствующих ГОСТов.

2. Проведение органолептической оценки качества представленных образцов данных товарных групп.

3. Тестирование.

2




2

3













Самостоятельная работа обучающихся:

- систематизация и проработка учебной и специальной литературы, конспектов;

- подготовка сообщений;

- подготовка компьютерной презентации (или видеоролика) по соответствующим группам товаров


4



Тема 8. Пушно-меховые и овчинно-шубные товары.

Содержание учебного материала:

Общая характеристика пушно-меховых и овчинно-шубных товаров. Процесс производства. Классификация и характеристики ассортимента. Требования к качеству и оценка качества товаров. Упаковка и маркировка

2

3









Практические занятия

1. Рассмотрение и анализ соответствующих ГОСТов

2. Проведение органолептической оценки качества представленных образцов данных товарных групп.

3. Тестирование.

2






Самостоятельная работа обучающихся:

- систематизация и проработка учебной и специальной литературы, конспектов;

- подготовка сообщений;

- подготовка компьютерной презентации (или видеоролика) по соответствующим группам товаров


4



Тема 9. Парфюмерно-косметические и галантерейные товары

Содержание учебного материала:

Общая характеристика парфюмерно-косметических товаров и галантерейных товаров. Классификация и характеристики ассортимента. Требования к качеству и оценка качества товаров. Упаковка и маркировка


Практические занятия

1. Рассмотрение и анализ соответствующих ГОСТов.

2. Проведение органолептической оценки качества представленных образцов данных товарных групп.

3. Тестирование

4




2

3













Самостоятельная работа обучающихся:

- систематизация и проработка учебной и специальной литературы, конспектов;

- подготовка сообщений;

- подготовка компьютерной презентации (или видеоролика) по соответствующим группам товаров


4



Тема 10 Изделия из пластмасс

Содержание учебного материала:

Общая характеристика материалов на основе высокомолекулярных соединений. Пластические массы, их классификация и состав. Их дефекты. Требования к качеству и оценка качества товаров. Упаковка и маркировка.


Практические занятия

1. Рассмотрение и анализ соответствующих ГОСТов.

2. Проведение органолептической оценки качества представленных образцов данных товарных групп.

3. Тестирование.


Самостоятельная работа обучающихся:

- систематизация и проработка учебной и специальной литературы, конспектов;

- подготовка сообщений;

- подготовка компьютерной презентации (или видеоролика) по соответствующим группам товаров


2




2







4

3


Тема 11

Бытовые химические товары

Содержание учебного материала:

Общая характеристика бытовых химических товаров. Классификация и характеристики ассортимента. Требования к качеству и оценка качества товаров. Упаковка и маркировка


Практические занятия

1. Рассмотрение и анализ соответствующих ГОСТов.

2. Проведение органолептической оценки качества представленных образцов данных товарных групп.

3. Тестирование.

2




2

3


Самостоятельная работа обучающихся:

- систематизация и проработка учебной и специальной литературы, конспектов;

- подготовка сообщений;

- подготовка компьютерной презентации (или видеоролика) по соответствующим группам товаров


4



Тема 12. Металлохозяйственные товары

Содержание учебного материала:

Свойства металлов и сплавов. Основы производства товаров. Защита и декорирование изделий. Ассортимент. Упаковка и маркировка Качественная характеристика.


Практические занятия

1. Рассмотрение и анализ соответствующих ГОСТов

2. Проведение органолептической оценки качества представленных образцов данных товарных групп.

3. Тестирование.

4 Оценка показателей посудохозяйственных товаров (промежуточная практическая работа по темам 10-12)


2




4

3


Самостоятельная работа обучающихся:

- систематизация и проработка учебной и специальной литературы, конспектов;

- подготовка сообщений;

- подготовка компьютерной презентации (или видеоролика) по соответствующим группам товаров


4



Тема 13. Электробытовые товары

Содержание учебного материала:

Провода, шнуры, бытовая техника. Классификация и характеристики ассортимента. Требования к качеству и оценка качества товаров. Упаковка и маркировка


Практические занятия

1. Рассмотрение и анализ соответствующих ГОСТов

2. Проведение органолептической оценки качества представленных образцов данных товарных групп.

3. Тестирование.

2




2

3


Самостоятельная работа обучающихся:

- систематизация и проработка учебной и специальной литературы, конспектов;

- подготовка сообщений;

- подготовка компьютерной презентации (или видеоролика) по соответствующим группам товаров


4



Тема 14. Культтовары

Содержание учебного материала:

Школьно-письменные товары и канцелярские, фототовары, игрушки. Классификация и характеристики ассортимента. Требования к качеству и оценка качества товаров. Упаковка и маркировка


Практические занятия

1. Рассмотрение и анализ соответствующих ГОСТов.

2. Проведение органолептической оценки качества представленных образцов данных товарных групп.

3. Тестирование.

4




6

3


Самостоятельная работа обучающихся:

- систематизация и проработка учебной и специальной литературы, конспектов;

- подготовка сообщений;

- подготовка компьютерной презентации (или видеоролика) по соответствующим группам товаров


3



Тема 15. Мебельные товары

Содержание учебного материала:

Классификация и характеристики ассортимента. Требования к качеству и оценка качества товаров. Упаковка и маркировка


Практические занятия

1. Рассмотрение и анализ соответствующих ГОСТов.

2. Проведение органолептической оценки качества представленных образцов данных товарных групп.

3. Тестирование.

2




4

3


Самостоятельная работа обучающихся:

- систематизация и проработка учебной и специальной литературы, конспектов;

- подготовка сообщений;

- подготовка компьютерной презентации (или видеоролика) по соответствующим группам товаров


3



Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены)

Роль товароведной экспертизы в оценке качества (наименование группы товаров).

Экспертиза соответствия уровня качества и цены (наименование группы товаров) в розничных торговых организациях.

Идентификация (наименование товара) с целью выявления его фальсификации.

Роль сертификации в обеспечении качества и безопасности (наименование товара).

Исследование качества и сохраняемости новых видов товаров, в том числе импортного производства.

Изучение перспективных методов хранения пищевых продуктов, их экономической эффективности в общей системе снижения потерь при хранении и реализации.

Экспертиза нормативной документации одной из групп потребительских товаров и возможности ее совершенствования в системе ГОСТ

Р.

Экспертиза нормативной документации одной из групп потребительских товаров и возможности ее совершенствования в соответствии с международными стандартами ИСО и МЭК.

Экспертиза и оценка качества одной из групп потребительских товаров.

Анализ и оценка конкурентоспособности одной из групп потребительских товаров.

Анализ и оценка влияния технологических факторов на формирование качества и конкурентоспособность одной из групп товаров.

Классификация и кодирование товаров, возможности их использования для совершенствования товароведной и коммерческой деятельности.

Маркировка товаров, ее значимость в коммерческой и товароведной деятельности.

Упаковка товаров, ее влияние на качество и информированность покупателей.

Влияние стандартизации на качество и конкурентоспособность товаров.

Формирование оптимального ассортимента товаров в рыночных условиях.

Особенности сертификации однородной группы товаров и защита прав потребителей.

Предложения и замечания к проекту регламента по мясу, мясной продукции, в части сертификации

Организация контроля за сертифицированной продукцией в (наименование района, области).

20. Оценка уровня безопасности (наименование группы товаров).

Рациональные методы хранения (наименование группы товаров).

Роль и значение углеводов (белков и др. соединений) в формировании потребительских свойств (наименование группы

товаров).

Значение и применяемость органолептических методов оценки показателей качества (наименование группы товаров).

Роль товароведных экспертиз в защите прав потребителей (по материалам экспертных или общественных организаций).

Оценка качества товаров по результатам сертификационных испытаний (на примере одной из конкретных групп товаров).

Роль качества и ассортимента товаров при организации товарообмена отечественных торговых предприятий с зарубежными партнерами.

Проблемы сохранности товаров и методы ее решения.

Ассортимент и качество (какой-либо группы товара), вырабатываемой предприятием.

Ассортимент и экспертная оценка качества (какой-либо группы товара), реализуемой в торговом предприятии.

Ассортимент, качество, хранение и переработка (реализация) заготовленного сырья (продукции).

Ассортимент и качество изделий, вырабатываемых из нетрадиционного сырья.

Сравнительная характеристика потребительских свойств товаров отечественного и зарубежного производства (на примере конкретной группы продовольственных товаров).

Сравнительная характеристика потребительских свойств натуральных продуктов и продуктов с использованием заменителей натурального сырья.

Качество товара как основа определения его конкурентоспособности.

Информация о товаре и ее роль в сбыте.

Формирование ассортимента и оценка конкурентоспособности товара (группы).

Управление качеством товаров в торговом предприятии (на примере конкретных групп продовольственных товаров).

Оценка информационного обеспечения потребителей о товаре.

Пересмотр норм естественной убыли нефасованных продовольственных товаров в розничной торговой сети (оптовом звене).

Сравнительная характеристика потребительских свойств различных видов (какой-либо группы товара), реализуемых через розничную торговую сеть (на примере конкретного предприятия).

Анализ структуры ассортимента и потребительских свойств товара, поступающего по импорту в торговую сеть.

Изменение потребительских свойств товара в процессе хранения.

Влияние упаковки на потребительские свойства, сохраняемость и конкурентоспособность товара.

Товароведная экспертиза товаров в торговом предприятии (на предприятии-изготовителе).

Влияние режимов и способов хранения продуктов питания (на выбор студента).


20



Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены)

54



Всего:

162





Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.



ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ



Контрольная работа объемом 12 листов оформляется в тетради с полями. Каждое задание должно начинаться с нового листа. Вариант контрольной работы определяется по номеру зачетной книжки и соответствует последней цифре. Если последней цифрой является ноль, то выбирается десятый вариант.

При выполнении работы необходимо следовать списку рекомендуемой литературы. Кроме того, можно использовать материалы лекций.

Контрольные работы должны быть сданы за две недели до начала сессии.


Методические рекомендации

к изучению дисциплины



Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров – это научная дисциплина, изучающая потребительские свойства продовольственных и непродовольственных товаров: ассортимент, качество, количество, упаковка, условия хранения и транспортировка. При изучении МДК 03.02 «Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров» студент должен освоить фундаментальные товароведные знания и умения, при наличии которых облегчается усвоение товароведных характеристик товара. Поэтому перед студентом стоят задачи:

рассмотреть основополагающие характеристики продовольственных и непродовольственных товаров: ассортиментные, качественные, количественные;

рассмотреть факторы, обеспечивающие формирование и сохранение основополагающих характеристик продовольственных и непродовольственных товара.

В данной дисциплине основными понятиями являются: продукция, товар, товароведение.

Продукция – материальный или нематериальный результат деятельности, предназначенный для удовлетворения потребностей.

Товар – продукция, предназначенная для купли-продажи и средство удовлетворения потребностей потребителей. Объектами дисциплины «Товароведение» являются лишь материальные товары.

Товароведение – наука и учебная дисциплина об основополагающих характеристиках товара, определяющих их потребительскую стоимость, и факторах обеспечения этих характеристик.

Основой или принципами товароведения являются: безопасность, эффективность, совместимость, взаимозаменяемость, систематизация и соответствие.

Товары как объект товароведной деятельности имеют четыре основные характеристики: ассортиментную, качественную, количественную, стоимостную. (Рис.1











Товар





t1584859456ad.gif



Рис. 1. Основополагающие характеристики товара

контрольные задания



Вариант № 1



В адрес оптовой базы поступила партия рисовой крупы, расфасованная в мешки по 50 кг. Общее количество 50 мешков.

По сопроводительным документам данный рис является шлифованным сорта Экстра.

При приёмке по количеству и качеству было установлено, что у 5 мешков повреждена пломба, а у двух она отсутствует.

Было принято решение о вызове представителя поставщика, и в его присутствии составлен акт, отобрана средняя проба и направлена в экспертную лабораторию.

Результаты анализа показали следующее:

цвет крупы – белый с желтоватым оттенком;

поверхность крупинок шероховатая;

вкус и запах – свойственные рисовой крупе, незатхлый;

массовая доля влаги – 15,3%;

содержание дроблёного риса – 5,1%;

доля пожелтевших ядер риса – 0,3%;

доля меловых ядер риса – 0,7%;

доля сорной примеси – 0,2%, в том числе органической – 0,05%;

доля нешелушёных зёрен – 0,1%;

вредителями не заражено.

Определите соответствие заявленного сорта риса фактическому. Как вы поступите с данной партией риса?

П р и м е ч а н и е. Для решения задачи используйте ГОСТ 6292–93 "Крупа рисовая. Технические условия".


Покупательница купила серебряную подвеску со вставкой из бирюзы. По маркировке определить, назначение, сорт, артикул, размер. Дать консультацию покупателю, используя маркировку.


При открытии продуктового магазина в частном секторе были выставлены следующие ассортиментные группы товаров (представлены только некоторые):

колбасы сырокопченые по цене (в среднем) от 350 руб. за кг.;

молочные товары по цене (в среднем) от 40 руб. за ед.уп.

ликероводочные товары по цене (в среднем) от 250 руб. за ед. и т.д.

Определить основные направления дальнейшего формирования ассортимента для данного района. Какие факторы формирования ассортимента преобладают для данного района.



Вариант № 2



В специализированный магазин "Молочные реки" от комбината "Молочник" поступила партия ряженки марки "Веселая бурёнка". Данная партия ряженки имела равномерный светло-кремовый цвет, однородную консистенцию, содержание жира 10,2%, белка 1,4%, СОМО 12,3%.

А) Дайте характеристику качества данной партии ряженки.

Б) Какие документы должны быть составлены при приёмке по количеству и качеству и при обнаружении

несоблюдения договора поставки?

П р и м е ч а н и е. Для решения данной задачи используйте федеральный закон от 12 июня 2008 года № 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию".


Покупательница купила усилитель роста ногтей. Каковы санитарно-эпидемиологические требования к данному товару.


При открытии продуктового магазина в центре города были выставлены следующие ассортиментные группы товаров (представлены только некоторые):

колбасы сырокопченые по цене ( в среднем) от 350 руб. за кг.;

молочные товары по цене (в среднем) от 40 руб. за ед.уп.

ликероводочные товары по цене (в среднем) от 250 руб. за ед. и т.д. Определить основные направления дальнейшего формирования ассортимента для данного района. Какие факторы формирования ассортимента преобладают для данного района





Вариант № 3

Расшифруйте обозначение на товарном ярлыке швейного изделия:
170—100—94. Назовите размерные параметры типовой фигуры человека:
А) обхват туловища на уровне груди — ______;
Б) обхват талии у мужчин — ______;
В) длина тела человека от пола до верхушки головы — _____

На конкретном примере (столовый набор на 6 персон из фарфора) дайте полную товарную классификацию по предложенному плану:

- род – потребительские товары;

- класс – продовольственные (непродовольственные товары);

- подкласс – растительного (животного, хозяйственного) происхождения (назначения;

- группа однородных товаров - ………;

- вид товара - ……..;

- разновидность товара - ……….;

- наименование (номинальное или марочное) - ……….

Покупательница купила обувь. Назовите ассортимент обуви по полу и возрасту потребителей. Какую информацию содержит коробка для пары обуви. Проконсультировать покупательницу о дефектах обуви.



Вариант № 4

1.Используя ГОСТ 28594-90 на радиоэлектронную аппаратуру, решите ситуацию. В универмаг поступила партия радиоэлектронной аппаратуры в количестве 40 штук. При проверке качества было обнаружено: у 2-х единиц стационарной аппаратуры в упаковке отсутствовали прокладки и вкладыши; у 2-х единиц маркировочные надписи нанесены на ярлыке, прикрепленном к таре. Сделайте заключение о качестве РЭА.

В магазин поступила партия колбас варёно-копчёных: 50 батонов высшего сорта деликатесных и 45 батонов первого сорта любительских от мясокомбината "Ударник". Проведённая товарная экспертиза установила следующее:

- батоны высшего сорта деликатесные имеют сухую поверхность, без пятен слипов, без повреждения оболочки,

консистенция плотная, фарш равномерно промешан, цвет тёмно - розовый, массовая доля влаги 27%, массовая доля

поваренной соли 3,5%.

- батоны первого сорта любительские имеют сухую поверхность, без пятен слипов, у семи батонов имеются повреждения оболочки, консистенция плотная, фарш равномерно промешан, цвет тёмно - розовый, массовая доля влаги 41%, массовая доля поваренной соли 3,7%.

А) Дайте заключение о качестве поступившей партии колбасы. Как Вы поступите с данной партией колбасы?

Б) Опишите правила транспортировки и хранения варёно-копчёных колбас.



П р и м е ч а н и е. Для решения данной задачи используйте ГОСТ 19290–86 "Колбасы варёно-копчёные. Технические условия".


При открытии продуктового магазина в новом спальном районе были выставлены следующие ассортиментные группы товаров (представлены только некоторые):

колбасы сырокопченые по цене ( в среднем) от 350 руб. за кг.;

молочные товары по цене (в среднем) от 40 руб. за ед.уп.

ликероводочные товары по цене (в среднем) от 250 руб. за ед. и т.д.

Определить основные направления дальнейшего формирования ассортимента для данного района. Какие факторы формирования ассортимента преобладают для данного района.

Вариант № 5



Размерная характеристика швейных товаров. Какие обозначения размеров в США, Японии, Франции соответствуют 50 размеру в России.

Усредненные соотношения размеров импортной одежды и отечественной (заполните пропущенные клетки).

Объем талии, см

Обхват бедер, см

Россия

Германия

Англия

Франция

США

Международный

63-65

89-92

42

36

24

38

8

XXS

66-69

93-96

44

38

26

40

10










75-78

102-104

48

42

30

44

14

M









84-89

109-112

52

46

34

48

18

XL

90-94

113-117

54

48

36

50

20

XXL

93-97

117-122


50

38

52

22






В магазин "Петушок" обратилась покупательница с жалобой на качество купленной сметаны марки "Коровка", так как в пределах срока годности сметана имела горький вкус, неоднородную консистенцию. Проведённая экспертиза качества также

установила: содержание жира 12,3%, белка 3,6%, СОМО 1,5%.

А) Дайте заключение о качестве сметаны. Каковы должны быть действия продавца?

Б) Каковы условия хранения и транспортировки сметаны?

П р и м е ч а н и е. Для решения данной задачи используйте федеральный закон от 12 июня 2008 года № 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию".


Чему равна зольность муки, если масса тигля с мукой до сжигания муки 9 г., после сжигания 7,01 г., а масса тигля 7 г. Какое значение играет зольность в качестве муки?





Вариант № 6

В магазин "Хлеб" поступила партии батонов в количестве 27 штук из муки первого сорта. Физико-химическая экспертиза показала следующее:

влажность мякиша – 23%;

кислотность мякиша – 2,8 °Н;

пористость мякиша – 78%.

Соответствует ли данная партия требованиям ГОСТа?

П р и м е ч а н и е. Для решения задачи используйте ГОСТ Р 52462–2005 "Изделия хлебобулочные из пшеничной муки. Общие технические условия".


В потребительский магазин "Чайный домик" поступила партия фасованного гранулированного черного байхового чая в картонные упаковки по 150 г. Общие число 100 коробок. По сопроводительным документам данный чай соответствует сорту "Букет".

Проведённая экспертиза партии чая показала следующее:

вкус приятный сильно терпкий;

настой яркий, интенсивный;

цвет разваренного листа неоднородный;

массовая доля влаги 11%;

массовая доля мелочи 5,8%;

массовая доля водорастворимых экстрактивных веществ 60%.


Дайте заключение о соответствии данной партии чая заявленному сорту. Как необходимо поступить с данной партией чая?

П р и м е ч а н и е. Для решения задачи используйте ГОСТ 1938–90 "Чай чёрный байховый фасованный. Технические условия".


Покупательница купила детскую игрушку. Дать классификацию игрушек по возрасту детей. Каковы санитарно-эпидемиологические требования к данному товару.







Вариант № 7



На оптовый склад поступила партия консервов "Зелёный горошек" торговой марки "Арлекин" высшего сорта в жестяных банках массой нетто 150 г. Проведённая экспертиза показала следующие результаты: доля битых зёрен 6,7% от массы горошка, цвет зёрен неоднородный, от тёмно- до светло-зелёного цвета, запах соответствующий данному виду продукта, консистенция мягкая неоднородная, заливочная жидкость мутная с крахмалистым осадком, массовая доля нетто зеленого горошка 87%.

Дайте заключение о качестве данной партии консервов. Как поступить с данной партией.

П р и м е ч а н и е. Для решения задачи используйте ГОСТ 15842–90 "Горошек зелёный консервированный. Технические условия".


В магазин "У дома" поступила партия масла сладкосливочного классической жирности в количестве 56 упаковок по 150 г. При приёмке была обнаружена недостача 5 упаковок масла. Был составлен акт, отобрана проба и проведена экспертиза качества масла: консистенция плотная, поверхность на срезе влажная на вид, массовая доля жира 83%, массовая доля влаги 19,3%, массовая доля соли 1,7%.

1. Дайте заключение о соответствии данной партии масла заявленному виду.

2. Какие документы должны быть представлены поставщиком для подтверждения качества продукции?

П р и м е ч а н и е. Для решения данной задачи используйте федеральный закон от 24 июня 2008 года № 90-ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию".


Покупательница приобрела пальто зимнее. По маркировке определить его назначение, сорт, артикул, размер. Дать консультацию покупателю, в том числе о дефектах швейных изделий.



Вариант № 8


1. На оптовую продовольственную базу поступила партия консервов "Горбуша натуральная с добавлением масла". Консервы упакованы в металлические банки по 300 г, объём партии составил 2500 банок. Экспертиза установила следующие показатели: массовая доля поваренной соли 2,3%, запах и вкус свойственные данному виду консервов, консистенция мягкая, куски рыбы слегка разваренные.


А) Определите соответствие данной партии консервов нормам стандарта. Как нужно поступить в данной ситуации?

Б) Какие требования предъявляются к сырью для изготовления рыбных консервов?

П р и м е ч а н и е. Для решения данной задачи используйте ГОСТ Р 51489–99 "Консервы из лососевых тихоокеанских рыб натуральные и с добавление масла. Технические условия".


2. Покупатель купил цветной телевизор. По каким основным параметрам можно определить качество цветных телевизоров. По маркировке определить название товара, его назначение, товарный знак, наименование изделия, артикул. Идентифицировать ассортиментную принадлежность.


3. При открытии продуктового магазина в сельской местности были выставлены следующие ассортиментные группы товаров(представлены только некоторые):

колбасы сырокопченые по цене ( в среднем) от 350 руб. за кг.;

молочные товары по цене (в среднем) от 40 руб. за ед.уп.

ликероводочные товары по цене (в среднем) от 250 руб. за ед. и т.д. Определить основные направления дальнейшего формирования ассортимента для данного района. Какие факторы формирования ассортимента преобладают для данного района.




Вариант № 9



В магазин "Рыбный мир" была поставлена партия солёной рыбы – скумбрии атлантической. У рыбы брюшко надрезано у грудных плавников, икра и внутренние органы удалены. При приёмке были определены следующие показатели: из 20 поставленных тушек длина пяти колеблется от 11,3 до 11,8, поверхность чистая, без наружных повреждений, вкус и запах, свойственные данному роду рыб, имеется расслоение мяса рыбы у четырёх тушек.

А) Определите, к какому виду разделки относится данная партия рыбы.

Б) Дайте оценку качества поставленной рыбы.

В) Укажите условия хранения солёной рыбы.

П р и м е ч а н и е. Для решения данной задачи используйте ГОСТ 7448–2006 "Рыба солёная. Технические условия".


Покупатель купил чертёжный набор и бумагу для принтера. Дать характеристику маркировки школьно-письменных и канцелярских товаров. Оценить качество и ассортиментную принадлежность.


На конкретном примере (Вода артезианская объемом 1,5 литра) дайте полную товарную классификацию по предложенному плану:

- род – потребительские товары;

- класс – продовольственные (непродовольственные товары);

- подкласс – растительного (животного, хозяйственного) происхождения (назначения;

- группа однородных товаров - ………;

- вид товара - ……..;

- разновидность товара - ……….;

- наименование (номинальное или марочное) - ……….



Вариант № 10

На конкретном примере (Торт медовый «Пчелка» массой 1 кг. производства фирмы «Натали») дайте полную товарную классификацию по предложенному плану:

- род – потребительские товары;

- класс – продовольственные (непродовольственные товары);

- подкласс – растительного (животного, хозяйственного) происхождения (назначения;

- группа однородных товаров - ………;

- вид товара - ……..;

- разновидность товара - ……….

- наименование (номинальное или марочное) - ……….

2. Необходимо определить энергетическую ценность 100 г. Хлеба пшеничного 1-го сорта. Согласно справочнику «Химический состав пищевых продуктов» в 100 гр. хлеба содержится 7,6 белка, 0,9 г. жира и 49,7 г. углеводов. Чем теоретическая калорийность отличается от практической калорийности?


3. Покупатель купила письменный стол. Дать консультацию о сроке предъявления претензий покупателем по качеству отечественной мебели. Санитарно-эпидемиологические требования к мебели бытовой, особенности упаковки и хранения.







список литературы



Основная

Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов : санитарно-эпидемиологические правила. – М. : Интерсен, 2000. – 64 с.

Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов : СанПиН 2.3.1324–03. М. : Минздрав России, 2003. – 24 с.

Драмшева С. Т. Теоретические основы товароведения: учеб. для сред. спец. учеб. завед / С.Т. Драмшева. - М. : Дашков и К, 2009.-168 с.

Николаева М.А.Теоретические основы товароведения / М.А. Николаева. - М. : Норма, 2010.- 325 с.

Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами : учеб. пособ. для сред. проф. обр. / под ред. А.Н. Неверова. - М. : Проф.обр. изд-во, 2010.-234 с.

Райкова Е. Ю.Теория товароведения : учебн. пособ. для студентов проф. обр. / Е.Ю. Райкова. – М. : Академия, 2009. – 368 с.



Дополнительная

Коробкина З.В. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров / под ред. З.В. Коробкина. – М. : Колос, 2010. – 211 с.

Райкова Е.Ю. Теория товароведения / под ред. Е.Ю. Райкова. – М. : Академия, 2009. – 254 с.

Федоров М.В. Оценка качества промышленных товаров / под ред. М.В. Федоров. – М. : Экономика, 2010. – 436 с.

Шевченко В.В. Товароведение и экспертиза потребительских товаров / под ред. В.В. Шевченко. – М. : Инфра, 2011. – 178 с.



*

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации