>

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине ОП.06 «Экономика организации»

0
0
Материал опубликован 10 January

Министерство образования и науки амурской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

«АМУРСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТОРГОВЛИ»

(ГПОАУ АКСТ)


 


 


 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по дисциплине

ОП.06 Экономика организации

 


 

для специальности

15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств

(по отраслям)


 


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белогорск 2024

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине ОП.06 Экономика организации разработаны в соответствии с ФГОС по специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) среднего профессионального образования и рабочей программы, утвержденной научно-методическим советом колледжа, протокол № 1 от «28» сентября 2017 г. Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО, задачи, обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практической работы студентов и инструкцию по ее выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и образец отчета о проделанной работе. Методические указания разработаны для студентов очной формы обучения.

УТВЕРЖДЕНО

научно-методическим советом отделения №4

Протокол № ____ от «____» ___________ 2024 г.

Председатель ______________ Л.В. Немовой

 

 

 

 

 

 

Рассмотрена на заседании ПЦК экономических дисциплин

Протокол № 1 от «04» сентября 2024 г.

Председатель ПЦК ______________ /Т.Е. Дуракова /

 


 

 

 

 

Разработчик: К.В. Клюковская, преподаватель первой квалификационной категории


 


 

СОДЕРЖАНИЕ


 

Пояснительная записка………………………………………………….

4

1 Правила выполнения практических работ…………………………...

6

2 Перечень практических работ………………………………………...

7

3 Практическая работа №1………………………………………………

8

4 Практическая работа №2………………………………………………

10

5 Практическая работа №3………………………………………………

12

6 Практическая работа №4………………………………………………

14

7 Практическая работа №5………………………………………………

16

8 Практическая работа №6………………………………………………

18

9 Практическая работа №7………………………………………………

20

10 Практическая работа №8……………………………………….……

22

11 Практическая работа №9………………………………………….…

24

12 Практическая работа №10……………………………………………

26


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Методические указания по выполнению практических работ по общепрофессиональной дисциплине ОП.06 Экономика организации для специальности среднего профессионального образования 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) разработаны в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по специальности и рабочей программой дисциплины.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) по общепрофессиональной дисциплине ОП.06 Экономика организации учебным планом предусмотрено 62 часа аудиторных занятий, в том числе 20 часов отведено на практические работы.

Ведущей дидактической целью содержания практических работ является анализ проблемных ситуаций, расчет показателей использования фондов, показателей производительности труда, заработной платы, составление калькуляции себестоимости продукции, расчет цен производства и реализации продукции, прибыли и рентабельности производства и реализации продукции, расчет показателей, характеризующих финансовую устойчивость предприятия.

В результате выполнения практических заданий обучающийся должен:  
уметь:

рассчитывать эффективность использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;

находить и использовать современную информацию для технико - экономического обоснования деятельности организации.

знать:

основы организации производственного и технологического процесса;

материально- технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их использования;

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики;

основы макро – и микроэкономики.

Формируемые компетенции:

Код

Содержание компетенции

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

ПК 4.5

Оценивать и обеспечивать эргономические характеристики схем и систем автоматизации

 

Правила выполнения практических занятий

1. Студент должен прийти на практические занятия подготовленным по данной теме.

2. После проведения работы студент представляет письменный отчет.

3. Отчет о проделанной работе следует выполнять в рабочей тетради в клетку. Содержание отчета указано в описании практического занятия.

4. Зачет по данному практическому занятию студент получает при положительных оценках за теоретические знания и отчет по практическому занятию.

 

Отчет должен содержать следующие сведения:

1. Название работы или тема занятия.

2. Цель работы или занятия.

3. Методику выполнения.

4. Пример решения задач.

5. Индивидуальное решение.

7. Домашнее задание.

8. Вывод.

Литературные источники, которыми Вы можете пользоваться при выполнении практических работ обозначены в ИТК.

 

Дифференцированный зачет по практической работе ставится по следующим критериям:

Оценка «отлично»: полное оформление работы, выполнение индивидуального и домашнего задания, ответы на контрольные вопросы должны быть полными и правильными, возможна несущественная ошибка

Оценка «хорошо»: полное оформление работы, выполнение индивидуального и домашнего задания, ответы на контрольные вопросы могут быть неполными или допущено не более 2-х несущественных ошибок.

Оценка «удовлетворительно»: полное оформление работы, выполнение индивидуального и домашнего задания, ответы на контрольные вопросы могут быть неполными или допущено не более 3-х несущественных ошибок.

Оценка «неудовлетворительно»: полное оформление работы, отсутствует индивидуальное или домашнее задание, ответы на контрольные вопросы неполные или допущено более 3-х существенных ошибок.


 

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

п/п

Наименование темы

Наименование работы

Количество часов

1

Тема 3.1

Основные средства предприятия

Практическая работа №1.

Расчет показателей использования основных фондов

2

2

Тема 3.2

Оборотные средства предприятия

Практическая работа №2.

Расчет показателей использования оборотных средств

2

3

Тема 4.1

Структура и функции аппарата управления

Практическая работа №3 Построение организационных структур управления

2

4

Тема 4.2

Персонал организации

Практическая работа №4.

Расчет показателей, характеризующих оборот рабочей силы

2

5

Тема 4.3 Эффективность использования трудовых ресурсов

Практическая работа №5

Расчет показателей производительности труда

2

6

Тема 4.4 Системы оплаты труда

Практическая работа №6

Расчет заработной платы работников предприятия

2

7

Тема 5.1 Виды затрат предприятия

Практическая работа №7

Расчет себестоимости продукции

2

8

Тема 5.2

Ценообразование на предприятии

Практическая работа №8

Определение цены и стоимости продукта

2

9

Тема 7.1 Доход и рентабельность организации

Практическая работа №9

Расчет прибыли и рентабельности производства продукции

2

10

Тема 9.2 Финансовая устойчивость и платежеспособность предприятия

Практическая работа №10

Расчет показателей, характеризующих финансовую устойчивость предприятия

2

ИТОГО

20

 

Данные методические указания предназначены для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков и умений по ОП.06 Экономика организации.

В сборнике содержатся методические указания по выполнению практических работ, указанных в содержании.

 

ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ № 1

Дисциплина: Экономика организации

Специальность: 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Тема: Основные средства предприятия

Тема работы: Расчет показателей использования фондов

Цель работы: Дать определение основным понятиям по теме «Основные средства предприятия». Научиться рассчитывать показатели использования основных фондов.

Приобретаемые навыки и умения:

знать, что такое основные средства предприятия

уметь рассчитывать такие показатели, как: фондоотдача, фондоёмкость, амортизация

Оснащение:

Инструкционно-технологическая карта;

Конспект студента;

 

 

 

 

Контрольные вопросы:

Дать определение понятиям «основные средства предприятия»

Назвать формулы для расчета фондоёмкости, фондоотдачи, амортизации.

Литература:

Грязнова А.Г., Думная Н.Н. Экономика: Учебник, 10-11 классы. – М.: Интеллект – Центр, 2015

Липсиц И.В. Экономика: учебник. -3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2013

Савватеев Е.В., Рокотянская В.В., Мощенко О.В., Власенкова Т.А. Экономика, организация, основы маркетинга в перерабатывающей промышленности: Учеб, пособие / Под общ. ред. Е.В. Савватеева. — М.: ИНФРА-М, 2014

Чечевицына Л.Н., Хачадурова Е.В. Экономика организации: учеб. пособие (Среднее профессиональное образование) – Ростов н/Д: Феникс, 2016


 

Ход работы:

В тетради для практических работ решить нижеприведенные задачи.

Задача №1. Расчет показателей использования основных фондов.

В таблице приведены некоторые показатели деятельности организации А.

Необходимо:

1.Заполнить пропуски в таблице.

2. Сделать краткий анализ показателей: фондоотдача, фондоёмкость, фондовооруженность.

Исходные данные:

Показатели

План

Факт

Абсолютное отклонение

1. Объем изготовленной продукции, тыс. шт.

300

420

 

2. Цена за единицу, ден. ед.

50

52

 

3. Среднегодовая стоимость промышленно-производственных основных средств, тыс. ден. ед.

78

100

 

4. Фондоотдача

 

 

 

5. Фондоёмкость

 

 

 

6. Среднесписочная численность работников

50

69

 

7. Фондовооружённость

 

 

 


 

Задача №2. Расчет суммы амортизационных отчислений и нормы амортизации

Определите норму амортизации установленного оборудования, если его первоначальная стоимость 900000 руб. Ликвидационная стоимость изношенного оборудование 950 руб., срок службы 5 лет.

Задача №3.Определение фондоотдачи, фондоёмкости

Определить фондоотдачу, фондоёмкость, если объём товарной продукции составил 12386 млн.руб., среднегодовая стоимость ОПФ – 10396,248 млн.руб.


 

Сделать вывод.

Сдать зачет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ № 2

Дисциплина: Экономика организации

Специальность: 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Тема: Оборотные средства предприятия

Тема работы: Расчет показателей использования оборотных фондов

Цель работы: Дать определение основным понятиям по теме «Оборотные средства предприятия». Научиться рассчитывать показатели использования оборотных средств.

Приобретаемые навыки и умения:

знать, что такое оборотные средства предприятия

уметь рассчитывать показатели оборачиваемости оборотных средств

Оснащение:

Инструкционно-технологическая карта;

Конспект студента;

 

 

 

 

Контрольные вопросы:

Дать определение понятию оборотных средств. Из каких частей состоят оборотные средства? Охарактеризовать их.

Какие показатели относятся к показателям оборачиваемости оборотных средств? Назвать формулы расчета

Литература:

Грязнова А.Г., Думная Н.Н. Экономика: Учебник, 10-11 классы. – М.: Интеллект – Центр, 2015

Липсиц И.В. Экономика: учебник. -3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2013

Савватеев Е.В., Рокотянская В.В., Мощенко О.В., Власенкова Т.А. Экономика, организация, основы маркетинга в перерабатывающей промышленности: Учеб, пособие / Под общ. ред. Е.В. Савватеева. — М.: ИНФРА-М, 2014

Чечевицына Л.Н., Хачадурова Е.В. Экономика организации: учеб. пособие (Среднее профессиональное образование) – Ростов н/Д: Феникс, 2016


 

Ход работы:

В тетради для практических работ решить нижеприведенные задачи.

Задача №1. Расчет показателей оборачиваемости оборотных средств

В таблице приведены некоторые показатели деятельности организации А.

Необходимо:

1.Заполнить пропуски в таблице

2. Сделать краткий анализ показателей.

Исходные данные:

Показатель

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021г.

2022г.

Абсолютное отклонение 2022 г. от 2018 г.

1

Выручка

575747

550799

530486

469306

278985

 

2

Среднегодовая величина оборотных средств

698552

582340

455639

375245

398647

 

3

Число дней в периоде

365

365

365

365

365

-

4

Коэффициент оборачиваемости

 

 

 

 

 

 

5

Длительность одного оборота

 

 

 

 

 

 

6

Коэффициент закрепления оборотных средств

 

 

 

 

 

 


 

Анализ: По данным расчетов, можно сделать вывод, что …………………………


 

Задача №2. Определение коэффициента использования сырья и расходного коэффициента.

Чистый вес изделия – 96 кг., при норме расходов – 108 кг. Определить коэффициент использования сырья и расходный коэффициент.


 

Сделать вывод.

Сдать зачет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ № 3

Дисциплина: Экономика организации

Специальность: 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Тема работы: Построение организационных структур управления

Цель работы: Дать определение основным понятиям по теме «Внешняя и внутренняя структура организации». Научиться составлять заданную структуру управления организации.

Приобретаемые навыки и умения:

знать, что такое структура управления организации.

уметь составлять заданную структуру управления организации.

Оснащение:

Инструкционно-технологическая карта;

Конспект студента;


 


 


 

 

Литература:

Грязнова А.Г., Думная Н.Н. Экономика: Учебник, 10-11 классы. – М.: Интеллект – Центр, 2015

Липсиц И.В. Экономика: учебник. -3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2013

Савватеев Е.В., Рокотянская В.В., Мощенко О.В., Власенкова Т.А. Экономика, организация, основы маркетинга в перерабатывающей промышленности: Учеб, пособие / Под общ. ред. Е.В. Савватеева. — М.: ИНФРА-М, 2014

Чечевицына Л.Н., Хачадурова Е.В. Экономика организации: учеб. пособие (Среднее профессиональное образование) – Ростов н/Д: Феникс, 2016

Контрольные вопросы:

Дать определение понятиям «внешняя и внутренняя среда организации», «организационная структура».

Дать краткое описание линейной структуре, функциональной структуре, линейно- функциональной структуре, девизионально - продуктовой и девизионально - региональной структуре.


 


 

Ход работы:

В тетради для практических работ решить нижеприведенные задачи.

Задание №1: Разработать и составить структуру управления организации, и определить её тип:

Генеральный директор

Главный бухгалтер

Главный инженер

Отдел кадров

Бухгалтерия

Технические участки

Производственно- технический отдел

Задание №2: Разработать и составить структуру управления организации, и определить её тип:

Генеральный директор

Отделение в г. Благовещенск

Отделение в г. Белогорск

Отделение в г. Свободный

Задание №3: Разработать и составить структуру управления организации, и определить её тип:

Президент компании

Отделение по предоставлению бухгалтерских и налоговых услуг

Отделение по предоставлению аудиторских услуг

Отделение по предоставлению юридических услуг

Задание №4: Определить структуру управления организации:

t1736468577aa.png

2. Сделать вывод.

3. Сдать зачет.

 

 

 

ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ № 4

Дисциплина: Экономика организации

Специальность: 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Тема: Персонал организации

Тема работы: Расчет показателей, характеризующих оборот рабочей силы

Цель работы: Дать определение основным понятиям по теме «Персонал организации». Научиться рассчитывать следующие показатели: коэффициент численности основных рабочих, структуру кадров предприятия, коэффициент выбытия, приёма и стабильности кадров.

Приобретаемые навыки и умения:

знать, что такое кадры предприятия

уметь определять коэффициент численности основных рабочих, структуру кадров предприятия, коэффициент выбытия, приёма и стабильности кадров

Оснащение:

Инструкционно-технологическая карта;

Конспект студента;

 

 

 

 

Контрольные вопросы:

Что такое трудовые ресурсы предприятия?

Что включает в себя организация труда и управления коллективом предприятия?

Какие формы разделения труда вы изучили?

Что такое трудовой договор?

Каких работников предприятия относят к рабочим?

Каких работников предприятия относят к служащим?

Что такое нормирование труда?

Какие методы нормирования различают?

Литература:

Гомола А. И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Учебник. – М.: 2014

Грязнова А.Г. Экономика: Учебник, 10-11 классы. – М.: 2014

Касьянова А.К. Экономика. 10-11 классы. Учебник. – М.: 2014

Терещенко О.Н. Основы экономики: учебник для учащихся учреж. нач. проф. образ. – М.: 2013

Терещенко О.Н. Основы экономики: учебник для студентов учреж. сред. проф. образ. – М.: 2014

Ход работы:

В тетради для практических работ решить нижеприведенную задачу.

Задача №1. Определить коэффициент численности основных рабочих, структуру кадров предприятия, коэффициент выбытия кадров, коэффициент приёма кадров, коэффициент стабильности кадров.

В таблице приведены некоторые показатели деятельности организации А.

Необходимо:

1.Заполнить пропуски в таблице

2. Написать формулы, по которым были рассчитаны показатели

Исходные данные:

Показатель

20__г.

20__г.

20__г.

20__г.

20__г.

Абсолютное отклонение 20__г. от 20__г.

1

Среднесписочная численность вспомогательных рабочих на предприятиях

32

34

30

32

36

 

2

Среднесписочная численность всех рабочих на предприятии

200

180

185

197

213

 

3

Среднесписочная численность работников первой категории

3

8

12

10

13

 

4

Общая среднесписочная численность персонала предприятия

51

45

45

48

47

 

5

Количество работников, уволенных по всем причинам

10

5

3

2

0

 

6

Количество работников, принятых на работу

10

5

3

2

0

 

7

Численность работников, уволившихся по собственному желанию и из-за нарушения трудовой дисциплины

4

4

2

2

0

 

8

Коэффициент численности основных рабочих

 

 

 

 

 

 

9

Структура кадров предприятия

 

 

 

 

 

 

10

Коэффициент выбытия кадров

 

 

 

 

 

 

11

Коэффициент приема кадров

 

 

 

 

 

 

12

Коэффициент стабильности кадров

 

 

 

 

 

 


 

2. Сделать вывод.

3. Сдать зачет.

 

 

 

 

 

ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ № 5

Дисциплина: Экономика организации

Специальность: 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Тема: Производительность труда

Тема работы: Расчет показателей, характеризующих производительность труда

Цель работы: Дать определение основным понятиям по теме «Производительность труда». Научиться рассчитывать следующие показатели: полная трудоёмкость, прирост производительности труда, рост производительности труда.

Приобретаемые навыки и умения:

знать, что такое производительность труда

уметь определять следующие показатели: полная трудоёмкость, прирост производительности труда, рост производительности труда

Оснащение:

Инструкционно-технологическая карта;

Конспект студента;


 


 


 

 

Контрольные вопросы:

Что такое производительность труда?

Какие показатели характеризуют производительность труда?

Что такое выработка?

Как рассчитывается уровень производительности труда?

Литература:

Гомола А. И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Учебник. – М.: 2014

Грязнова А.Г. Экономика: Учебник, 10-11 классы. – М.: 2014

Касьянова А.К. Экономика. 10-11 классы. Учебник. – М.: 2014

Терещенко О.Н. Основы экономики: учебник для учащихся учреж. нач. проф. образ. – М.: 2013

Терещенко О.Н. Основы экономики: учебник для студентов учреж. сред. проф. образ. – М.: 2014

Ход работы:

В тетради для практических работ решить нижеприведенные задачи.

Задача №1. Расчет уровня и прироста производительности труда.

В таблице приведены некоторые показатели деятельности организации А.

Необходимо:

1.Заполнить пропуски в таблице

Исходные данные:

Показатель

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

Абсолютное отклонение 2016г. от 2023г.

1

Годовой объем товарной продукции, тыс.руб.

1200

1214

1258

1320

1301

1245

1220

1176

 

2

Среднесписочное число работающих, чел

56

58

52

59

54

51

43

40

 

3

Возможное число высвобождающихся работающих, исчисленное по отдельному фактору, чел

1

2

1

2

2

2

2

1

 

4

Возможное число высвобождающихся работающих, исчисленное по всем факторам, чел

2

3

2

3

3

3

3

2

 

5

Численность работающих, рассчитанная на объем производства планового периода по выработке базисного периода, чел

44

51

43

42

53

54

51

45

 

6

Уровень производительности труда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Прирост производительности труда

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 

Сделать вывод.

Сдать зачет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ № 6

Дисциплина: Экономика организации

Специальность:

15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Тема: Организация оплаты труда

Тема работы: Расчет заработной платы по различным системам оплаты труда

Цель работы: Дать определение основным понятиям по теме «Организация оплаты труда». Научиться рассчитывать заработную плату.

Приобретаемые навыки и умения:

знать, что такое оплата труда, формы и системы оплаты труда

уметь рассчитывать заработную плату.

Оснащение:

1. Инструкционно-технологическая карта;

2. Конспект студента;

Контрольные вопросы:

Дать определение понятию «заработная плата».

На каких принципах базируется заработная плата?

Что предполагает сдельная форма оплаты труда?

Что предполагает повременная форма оплаты труда?

Какие системы имеет сдельная форма оплаты труда?

Какие системы имеет повременная форма оплаты труда?

Литература:

Чечевицына Л.Н., Хачадурова Е.В. Экономика организации: учеб. пособие (Среднее профессиональное образование) – Ростов н/Д: Феникс, 2016

Баскакова О.В., Сейко Л.Ф. Экономика предприятия (организации): Учебник — М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2013.

Грязнова А.Г., Думная Н.Н. Экономика: Учебник, 10-11 классы. – М.: Интеллект – Центр, 2015

Савватеев Е.В., Рокотянская В.В., Мощенко О.В., Власенкова Т.А. Экономика, организация, основы маркетинга в перерабатывающей промышленности: Учеб, пособие / Под общ. ред. Е.В. Савватеева. — М.: ИНФРА-М, 2014

Липсиц И.В. Экономика: учебник. -3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2013


 


 


 

Ход работы

В тетради для практических работ решить нижеприведенные задачи.

Задача №1. Необходимо начислить заработную плату рабочим бригады.

Исходные данные:

п/п

ФИО

Уровень оплаты труда

КТУ

Количество баллов

Начислено, руб

 

Иванов Т.Е.

1,0

1,05

 

 

 

Петров С.Я.

1,5

1,05

 

 

 

Сидоров М.Ю.

2,0

0,90

 

 

 

Артемов Г.Н.

2,5

1,0

 

 

 

Афанасьев Ю.Е.

2,2

0,7

 

 

 

Егоров Д.А.

1,0

0,9

 

 

 

Семенов А.А.

1,0

1,1

 

 

 

Бурков Д.И.

2,0

1,3

 

 

 

Вернев Д.М.

1,8

1,4

 

 

 

ИТОГ

-

-

 

210386

Необходимо:

1.Заполнить пропуски в таблице

Задача №2. Определить заработную плату.

Определить сумму заработной платы рабочего, если в месяце по графику 22 смены по 8 час, а рабочий отработал только 18 смен по 8 часов. Часовая тарифная ставка – 79 руб.

Задача №3. Определить заработную плату.

Определить заработную плату рабочего-повременщика 4 разряда, часовая тарифная ставка которого составляет 93 руб. Рабочий за месяц отработал 168 часа. Премия составляет 25% тарифного заработка.

Задача №4. Определить заработную плату.

Рабочий-сдельщик IY разряда (тарифная ставка – 86 руб.) изготовил за месяц (22 смены по 8 часов) – 770 деталей при норме времени на одну деталь 15 мин. Определить сдельную заработную плату.

Задача №5.Определить расценку за обработку одного изделия.

Норма времени на обработку одного изделия установлена в размере 42 мин. Часовая тарифная ставка 181руб.

Определить расценку за обработку одного изделия.

Сделать вывод.

Сдать зачет.

 

ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ № 7

Дисциплина: Экономика организации

Специальность: 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Тема: Издержки производства

Тема работы: Определение структуры себестоимости продукции, расчет себестоимости

Цель работы: Дать определение основным понятиям по теме «Издержки производства». Научиться определять структуру себестоимости продукции, рассчитывать себестоимость продукции

Приобретаемые навыки и умения:

знать, что такое издержки, затраты, себестоимость продукции

уметь определять структуру себестоимости и рассчитывать продукции

Оснащение:

Инструкционно-технологическая карта;

Конспект студента;


 


 


 

 

Контрольные вопросы:

Дать определение понятиям «издержки производства».

Назвать виды затрат, классификацию затрат. Кратко охарактеризовать.

Дать определение понятию «себестоимость». Назвать элементы себестоимости. Кратко охарактеризовать.

Литература:

Гомола А. И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Учебник. – М.: 2014

Грязнова А.Г. Экономика: Учебник, 10-11 классы. – М.: 2014

Касьянова А.К. Экономика. 10-11 классы. Учебник. – М.: 2014

Терещенко О.Н. Основы экономики: учебник для учащихся учреж. нач. проф. образ. – М.: 2013

Терещенко О.Н. Основы экономики: учебник для студентов учреж. сред. проф. образ. – М.: 2014

 

Методические указания

Процент снижения себестоимости сравнимой товарной продукции:

 

В С/С = t1736468577ab.gif ·100;

где: С/Сотч и С/Спл – себестоимость отчетного и планового периода.

Экономия от снижения себестоимости:

Э = (С/Сотч – С/Спл) · Апл;

где: Апл – объем выпускаемой продукции в натуральном выражении

 

Сметная себестоимость:

С/С = Ссм – ПН – З + К;

где: Ссм – сметная стоимость работ;

ПН – плановые накопления;

З – задание по снижению себестоимости;

К – компенсации сверх сметной стоимости.


 

Ход работы:

В тетради для практических работ решить нижеприведенные задачи.

Задача №1. Определить структуру себестоимости.

Исходные данные:

В таблице представлены основные элементы затрат организации А на производство продукции, работ, услуг.

Необходимо:

1.Заполнить пропуски в таблице

п/п

Элементы затрат

20___ год

20___ год

Отклонение 20__ г. от 20___ г.

Темп роста 20__ к 20__ гг., %

сумма, тыс.р

уд. вес,%

сумма, тыс.р

уд. вес,%

сумма, тыс.р

уд. вес,%

1

Материальные затраты

6853

 

12652

 

 

 

 

2

Затраты на оплату труда

1462

 

2545

 

 

 

 

3

Отчисления на социальные нужды

385

 

676

 

 

 

 

4

Амортизация

504

 

747

 

 

 

 

5

Прочие затраты

671

 

1176

 

 

 

 

6

Итого затрат

 

 

 

 

 

 

 


 

Задача № 2. Определить процент снижения себестоимости сравнимой продукции и экономию от снижения себестоимости.

Определить процент снижения себестоимости сравнимой продукции и экономию от снижения себестоимости, если себестоимость отчетного периода 340457 р., себестоимость планового периода 298763 р., а объем выпускаемой продукции в натуральном выражении – 102358 ед.

Задача № 3. Определить сметную себестоимость

Определить сметную себестоимость, если сметная стоимость работ 30000 р., плановые накопления 15000 р., задание по снижению себестоимости 3000 р., компенсация сверх сметной стоимости 2450 р.

Сделать вывод.

Сдать зачет.

 

ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ № 8

Дисциплина: Экономика организации

Специальность: 15.02.07

Тема работы: Определение цены и стоимости продукта

Цель работы: Дать определение основным понятиям по теме «Товар и его стоимость». Научиться рассчитывать цены производства и реализации продукции (работ, услуг)

Приобретаемые навыки и умения:

знать, что такое цены, виды, подвиды цен, механизмы и методы ценообразования

уметь рассчитывать цены производства и цены реализации продукции

Оснащение:

1. Инструкционно-технологическая карта;

2. Конспект студента;

Контрольные вопросы:

1. Дать определение понятию «цена».

2. Какие существуют механизмы ценообразования? Кратко охарактеризовать каждый.

3. Дать определение оптовой отпускной цене предприятия и розничной цене.


 

Литература:

Гомола А. И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Учебник. – М.: 2014

Грязнова А.Г. Экономика: Учебник, 10-11 классы. – М.: 2014

Касьянова А.К. Экономика. 10-11 классы. Учебник. – М.: 2014

Терещенко О.Н. Основы экономики: учебник для учащихся учреж. нач. проф. образ. – М.: 2013

Терещенко О.Н. Основы экономики: учебник для студентов учреж. сред. проф. образ. – М.: 2014


 

Ход работы

1. В тетради для практических работ решить нижеприведенные задачи.


 

Задача № 1. Определить среднюю цену 1 кг сахара, проданного торговой фирмой в отчетном и базисном периодах, а также индекс изменения цен (т.е. коэффициент или процент пересчета, отражающий изменение цен в отчетном периоде), используя данные, приведенные в таблице.


 


 

Квартал года

20____ год (базисный)

20____ год (отчетный)

Кол-во проданного сахара, кг

Цена 1 кг сахара, руб

Кол-во проданного сахара, кг

Цена 1 кг сахара, руб

I

4000

32

4000

38

II

5000

34

5000

39

III

7000

36

7000

40

IV

9000

38

9000

41

Итого

25000

-

25000

-


 

Задача №2. Определить оптовую (отпускную) цену предприятия, цену изготовителя продукции при следующих исходных:

1) прямые (технологические) затраты на изделие (продукцию) — 750 руб.;

2) косвенные (накладные) расходы — 250 руб.;

3) прибыль предприятия — 200 руб.;

4) скидка с оптовой цены предприятия — 60 руб.;

5) налог на добавленную стоимость (НДС) — 20%.


 

Задача №3. Определить свободную розничную цену домашнего холодильника, который от предприятия—изготовителя продукции поступает в торговую сеть через посредника (оптово-сбытовую организацию) при следующих данных:

1) свободная оптовая (отпускная) цена холодильника — 12 000 руб., в том числе налог на добавленную стоимость (НДС) —2000руб.;

2) оптово-сбытовая наценка к свободной (отпускной) цене без НДС—15%;

3) налог на добавленную стоимость (НДС) предприятия — изготовителя продукции и посредника (оптово-сбытовой организации)—16,67%;

4) торговая наценка (надбавка) к цене закупки холодильника с НДС —30%.


 

2. Сделать вывод

3. Сдать зачет


 


 


 


 


 


 


 


 

ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ № 8

Дисциплина: Экономика отрасли

Специальность: 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт

промышленного оборудования (по отраслям)

Тема: Доход и рентабельность организации

Тема работы: Расчет прибыли и рентабельности производства продукции

Цель работы: Дать определение понятиям «прибыль» и «рентабельность». Научиться рассчитывать показатели прибыли и рентабельности.

Приобретаемые навыки и умения:

знать, что такое прибыль и рентабельность

уметь рассчитывать такие показатели, как: рентабельность, разные виды прибыли

Оснащение:

Инструкционно-технологическая карта;

Конспект студента;


 


 


 

 

Контрольные вопросы:

Дать определение понятиям «прибыль» и «валовая прибыль».

Назвать составные элементы валовой прибыли.

Назвать функции прибыли.

Как рассчитывают валовую прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистую прибыль?

Дать определение понятию «рентабельность». Как рассчитывается рентабельность продаж?

Литература:

Гомола А. И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Учебник. – М.: 2014

Грязнова А.Г. Экономика: Учебник, 10-11 классы. – М.: 2014

Касьянова А.К. Экономика. 10-11 классы. Учебник. – М.: 2014

Терещенко О.Н. Основы экономики: учебник для учащихся учреж. нач. проф. образ. – М.: 2013

Терещенко О.Н. Основы экономики: учебник для студентов учреж. сред. проф. образ. – М.: 2014

Ход работы:

В тетради для практических работ решить нижеприведенные задачи.

Задача №1. Расчёт показателей прибыли и рентабельности

Исходные данные:

В таблице приведены некоторые показатели деятельности организации А.

Необходимо:

1.Заполнить пропуски в таблице

2. Сделать анализ деятельности организации А по следующим показателям: прибыль от продаж, чистая прибыль, рентабельность продаж.


 

п/п

Показатель

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

Абсолютное отклонение

2023 г. от

2017г.

2020г.

1

Выручка, тыс. руб.

26701

30478

21403

29960

35321

24563

30125

 

 

2

Себестоимость реализации товаров, тыс. руб.

13694

18975

15141

21098

23846

21888

24693

 

 

3

Управленческие и коммерческие расходы, тыс. руб.

10

97

210

175

150

240

196

 

 

4

Валовая прибыль, тыс. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Прибыль от продаж, тыс. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Прочие доходы, тыс. руб.

18

14

12

13

15

21

8

 

 

7

Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Налог на прибыль, тыс. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

Чистая прибыль, тыс. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

Рентабельность продаж, %

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Сделать вывод.

Сдать зачет.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ № 10

Дисциплина: Экономика организации

Специальность:

15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Тема: Финансовая устойчивость и платежеспособность предприятия

Тема работы: Расчет показателей, характеризующих финансовую устойчивость предприятия

Цель работы: Дать определение основным понятиям по теме «Финансовая устойчивость и платежеспособность предприятия». Научиться рассчитывать показатели, характеризующие финансовую устойчивость предприятия.

Приобретаемые навыки и умения:

знать, что такое ликвидность, платежеспособность, финансовая устойчивость предприятия

уметь рассчитывать коэффициент автономии, коэффициент финансирования, коэффициент долгосрочной финансовой независимости, коэффициент финансирования, коэффициент финансового рычага, коэффициент маневренности

Оснащение:

1. Инструкционно-технологическая карта;

2. Конспект студента;

Контрольные вопросы:

Что характеризует понятие платежеспособность?

Что такое ликвидность?

Какие средства относят к собственному капиталу, какие к заемному?

Назовите задачи анализа финансового состояния.

 

Литература:

Чечевицына Л.Н., Хачадурова Е.В. Экономика организации: учеб. пособие (Среднее профессиональное образование) – Ростов н/Д: Феникс, 2016

Баскакова О.В., Сейко Л.Ф. Экономика предприятия (организации): Учебник — М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2013.

Грязнова А.Г., Думная Н.Н. Экономика: Учебник, 10-11 классы. – М.: Интеллект – Центр, 2015

Савватеев Е.В., Рокотянская В.В., Мощенко О.В., Власенкова Т.А. Экономика, организация, основы маркетинга в перерабатывающей промышленности: Учеб, пособие / Под общ. ред. Е.В. Савватеева. — М.: ИНФРА-М, 2014

Липсиц И.В. Экономика: учебник. -3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2013


 

Методический материал

коэффициент автономии - отношение собственного капитала к общей сумме капитала. 
Общепринятое нормальное значение: 0,5 и более (оптимальное 0,6-0,7); однако на практике в значительной мере зависит от отрасли.

коэффициент финансирования — отношение собственного капитала к заемному. Превышение собственного капитала над заемным свидетельствует о том, что предприятие обладает достаточным запасом финансовой прочности;

коэффициент финансового рычага — отношение заемного капитала к собственному капиталу. Характеризует финансовую активность предприятия по привлечению заемных средств;

коэффициент маневренности — отношение суммы собственных оборотных средств к общей сумме собственных средств (собственного капитала). Показывает долю собственного капитала, которая вложена в оборотные активы.


 

Ход работы:

В тетради для практических работ решить нижеприведенные задачи.

Задача №1. Расчёт показателей, характеризующих финансовую устойчивость

Исходные данные:

В таблице приведены некоторые показатели деятельности организации А.

Необходимо:

1.Заполнить пропуски в таблице

п/п

Показатель

На начало года

На конец года

Абсолютное отклонение (+,-)

1

Капитал и резервы (собственные средства), млн. руб.

167,3

185,5

 

2

Собственные оборотные средства, млн. руб.

76,6

81,2

 

3

Итог баланса, млн. руб.

274,9

292,9

 

4

Долгосрочные обязательства, млн. руб.

56,0

52,5

 

5

Краткосрочные обязательства, млн. руб.

51,6

54,9

 

6

Общая сумма заемного капитала, млн. руб. (стр.4+стр.5)

 

 

 

7

Собственный капитал и долгосрочные обязательства, млн. руб. (стр.1+стр.4)

 

 

 

8

Коэффициент автономии (стр.1:стр.3)

 

 

 

9

Коэффициент долгосрочной финансовой независимости (стр.7:стр.3)

 

 

 

10

Коэффициент финансирования (стр.1:стр.6)

 

 

 

11

Коэффициент финансового рычага (стр.6:стр.1)

 

 

 

12

Коэффициент маневренности (стр.2:стр.1)

 

 

 


 

Сделать вывод.

Сдать зачет.

28

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации