Методический аспект организации игр-драматизаций в дошкольном образовательном учреждении

1
0
Материал опубликован 6 April 2020

Курочкина Галина Александровна,

воспитатель детей дошкольного возраста,

МАДОУ НТГО Детский сад «Чебурашка»,

Нижняя Тура


МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ


Педагогическая технология  – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев) [1, с35].

Педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К. Селевко) [1, с.37].

Современные педагогические технологии представляют собой научно обоснованный профессиональный выбор опе­рационного воздействия педагога на ребенка в контексте его взаимодействия с миром в целях воспитания отношений, гармонично сочетающих свободу личностного проявления и социокультурную норму. Основное назначение педагогического воздействия заключается в переводе ребенка на позицию субъекта.

Педагогические технологии, помимо этапности, отличают также конкретность и чет­кость цели и задач деятельности педагога; система способов, приемов, шагов, последовательность вы­полнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама дея­тельность представлена процедурно, то есть как определен­ная система действий; разработка и процедурное воплоще­ние компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающих гарантированный результат [2, с.6].

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной обучающей целью и соответствующими ей

педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. [1, с.130].

Каждую педагогическую технологию характеризуют:

  • концептуальность (в основе каждой технологии лежит ее научная концепция, включающая философское, психоло­гическое, социально-педагогическое обоснование дости­жения образовательных целей);

  • системность (логика процесса, взаимосвязь всех его час­тей, целостность);

  • содержательность (набор определенных действий обязате­лен в рамках данной технологии);

  • алгоритмизированность (определенная организация и самоорганизация деятельности педагога, направленная на вы­полнение им проективной и конструктивной функции);

  • процессуальность (развертывается процесс учебной дея­тельности);

  • управляемость (возможность диагностического планирова­ния, проектирования образовательного процесса, варьиро­вание средствами и методами для коррекции результатов, опора на структуру деятельности);

  • ситуативность (теоретические основы технологии пред­ставляют собой общую схему, которая не может быть ре­ализована в чистом виде, она должна быть адаптирована к конкретному учебно-воспитательному процессу; в резуль­тате педагог создает собственную интерпретацию изначального теоретического конструкта, на основе идеальной модели возникают различные варианты, разрабатываемые отдельными педагогами);

  • воспроизводимость педагогического процесса и педагогиче­ских результатов (возможность применения технологии в других условиях и другими субъектами);

  • эффективность (обязательное достижение запланирован­ного результата; отношение результата к количеству израс­ходованных ресурсов);

  • гибкость (возможность вариаций в содержательном и процессуальном компонентах технологии для обеспечения комфортности и свободы взаимодействия детей); динамичность (возможность развития или преобразования технологии);

  • диагностичность описания цели [3, с.3].

Этапы проектирования технологии:

  1. Постановка диагностических целей, выраженных в конкретных действиях ученика (знать, уметь и т. д.);

  2. Теоретическое обоснование (концепция – описание педагогического процесса, гипотеза его осуществления, версия возможного достижения замысла и вариант окончательного результата).

  3. Этапы осуществления педагогического процесса (разделение учебного материала на элементы с закреплёнными результатами на каждом из них и установленными преемственными связями);

  4. Средства, методы, инструменты для осуществления педагогического процесса;

  5. Критерии и методы определения результатов технологического замысла.

Развивающий потенциал игры заложен в самой ее природе. В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, мистика и реальность, обособленность от обыденного и постоянная связь с ним, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она является сильнейшим мотивационным фактором, ребенок руководствуется личностными установками и мотивами.

Игра представляет проигрывание отношений, существующих в человеческой жизни [1, с.130].

Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности - дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании социально-коммуникативной компетентности. В основу театрально-игровых технологий положена идея взаимодействия взрослого и ребенка, в процессе которого обеспечивается собственное творческое развитие дошкольника, формируются все стороны его личности. Основным содержанием социально-коммуникативной компетентности является способность ребенка продуктивно взаимодействовать с окружающими его людьми. Средства, с помощью которых осуществляется взаимодействие, могут быть экспрессивно-мимическими, предметно-действенными и речевыми. Театрализованная деятельность обладает потенциальными возможностями для овладения детьми дошкольного возраста данными средствами в привлекательной для них деятельности, следовательно, этот процесс протекает эффективно, но при условии определенной технологии организации театрализованной деятельности опытным взрослым – носителем социально-коммуникативной культуры [4, с.48].

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: от­вечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Игры-инсценировки доступны младшим дошкольникам, они готовят основу для драматизаций, в которых дети координируют игровые действия с партнерами и упражняются в диалогах, заимствованных из литературных произведений [4, с.64].

Игра‑драматизация является одним из видов театрализованной игры. Игра‑драматизация [греч. drama – действие] игра, которая строится с опорой на сюжетную схему какого‑либо литературного произведения или сказки. Сюжет игры‑драматизации в большей или меньшей степени повторяет сюжет выбранного детьми произведения; роли соответствуют действующим лицам разыгрываемого произведения. К. П. Поливанова [5].

В играх‑драматизациях ребенок – артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре‑драматизации ребенок исполняет какой‑либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия [6, с.54].

Игры‑драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями. Она представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказок, рассказов, специально написанных инсценировок) [6, с.55].

Таким образом, игра‑драматизация, имея в основе знакомый для ребёнка сюжет, позволяет ему реализовать себя в роли актёра, используя весь творческий и речевой потенциал на данном этапе развития. Непринуждённость и свободный выбор средств выразительности, общение посредством ролей создают психологический комфорт в игре, что является важным условием для развития речи.

В игре‑драматизации основой игрового действия является литературный сюжет (потешки, песенки, небольшие сказки, небольшие литературные тексты), в котором дети принимают на себя роли и разыгрывают предложенный сюжет, при этом можно использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок или взрослый в этом случае играет сам, преимущественно используя свои сред­ства выразительности – интонацию, мимику, пантомиму [7, 4с.].

Л.В.Артемова выделяет несколько видов игр‑драматизаций дошкольников:

  1. Игры‑драматизации с пальчиками.

Ат­рибуты ребенок надевает на пальцы и сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, про­говаривая текст, передвигая руку за ширму. Можно обойтись и без ширмы и изображать действия, передвигаясь свободно по комнате. Пальчиковый театр хорош тогда, когда в сюжете надо одновременно показать несколько персонажей. Показ таких сказок с массовыми сценами возможен благодаря пальчиковым атрибутам [8, с.5].

  1. Игры‑драматизации с куклами бибабо.

В этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее го­ловы, рук, туловища осуществляются с помощью движений паль­цев, кисти руки.

Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скры­вается водящий. Но когда игра знакома или куклы водят сами дети, т. е. момент загадочности исчез, то водящие могут выхо­дить к зрителям, общаться с ними, подавать им что‑то, брать кого‑либо за руку, вовлекать в игру и т. д. Такое «разоблачение» не снижает, а скорее поднимает интерес и активность ребят. Увидев, игру взрослого с куклами бибабо, дети тоже захотят научиться сами водить их. Важно, показать ребятам, как следует двигаться кукле, как ее водить по ширме [8, с.6].

  1. Импровизация – разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки. К ней готовят все предыдущие виды театра. И все же существует последовательность обучения к импровизации:

  • совместное придумывание темы, обсуждение, как ее изобразить, какие будут роли, характерные эпизоды;

  • каждый участник игры изображает тему по своему;

  • ребенок выбирает тему и сам же ее разыгрывает. В следующий раз ребята сами задают друг другу темы. И наконец, с помощью мимики, интонации, атрибута можно загадать загадку. Отгадкой является тема, которая тоже разыгрывается [8, с.7].

Итак, игры‑драматизации имеют несколько видов, позволяя детям выбрать понравившийся вариант. Эти игры особенно интересны детям: они любят изображать и играть роль сказочного героя, героев мультфильмов. Именно эти игры увеличивают словарный запас детей, учат диалогической речи, умению последовательно пе­редавать в речи и действиях сюжет сказки, рассказа. Очень важно внимательно подбирать произведения для театрализованных игр, учитывая наличие интересных диалогов, число героев, динами­ку действий, т. е. все то, что можно воспроизвести и ярко представить.

И.Зимина выдвигает основные требования к организации театрализованных игр в дошкольном образовательном учреждении:

  • содержание и разнообразие тематики;

  • постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все

формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно‑ролевые игры;

  • максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр;

  • сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры [6, с. 42].

Организация соответствующей развивающей предметно‑пространственной среды для игр‑драматизаций включает в себя:

  • различные виды театров (бибабо, пальчиковый театр);

  • реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски);

  • атрибуты для различных игровых позиций (театральный реквизит, декорации, стул режиссера, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, программки, касса, билеты, бинокль, «деньги», номерки, виды бумаги, ткани, краски, фломастеры, клей, карандаши, нитки, пуговицы, коробки, банки, природный материал).

В среднем дошкольном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Работа воспитателя с детьми 4-5 лет должна состоять в поддерживании интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.

Задачи и содержание работы по развитию игры‑драматизации включают в себя:

  • Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного возраста. Усложнение касается текстов, которые отныне отличаются более сложным  содержанием, наличием смыслового и эмоционального подтекстов, интересными образами героев, оригинальными языковыми средствами.  Помимо названных выше игр, в работе с детьми используются:

  • многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трехчастных сказок о животных и волшебных сказок («Зимовье зверей», «Лиса и волк», «Гуси-лебеди», «Красная Шапочка»);

  • игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Дети и их игры», «Ребята и зверята», «Труд взрослых»;

  • постановка спектакля по произведению [6, с.63].

Содержательную основу составляют образно-игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера (например: «Угадай, что я делаю», «Угадай, что со мной только что было», «Покажи, не называя, литературного героя» и т.п.).  Дети показывают постановки по поэтическим и прозаическим текстам (С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; К. Чуковский «Путаница»). Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь  несложными действиями («Жили у бабуси»; С. Михалков «Котята», 3убкова «Мы делили апельсин») [6, с.63].

Существенно усложняются театрально-игровые умения дошкольников.

  • Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции «зритель» быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее «на сцене», отвечать на обращение «артистов», благодарить их с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников « артистов»).

  • Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции «артист», главным образом это подразумевает умение использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены (Машенька заблудилась в лесу - испугалась, увидела избушку - удивилась, придумала, как обмануть медведя, - обрадовалась), для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера (старый дед с трудом, но тянет репку; внучка тянет не очень старательно, хочет убежать и поиграть с подружками; мышка так боится кошки, что тянет изо всех сил). Развивается и умение «управлять» куклой: держать ее незаметно для зрителей, правильно «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие [6, с.63].

  • Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции «режиссер» в режиссерской театрализованной игре, т.е. умение создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнять его игрушками и фигурками по своему усмотрению.

  • Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями «оформителя спектакля», что подразумевает способность определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления воспитателем недостающих атрибутов для игры.

  • Пятая группа умений, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры [6, с.64].

Воспитатель должен уделять внимание развитию интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью разных Средств выразительности. Импровизационность становится основой работы на этапе обсуждения способов воплощения образов героев и на этапе анализа результатов театрализованной игры. Детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать не на основе копирования взрослого или подражания другому ребенку, а в зависимости от своего понимания содержания текста [7, с. 10, 11].

Таким образом, каждый этап развития игры‑драматизации, способствует формированию различных социально‑коммуникативных умений и навыков, важными из которых является умение вступать и поддерживать диалог.

Условия для развития театрализованных игр и приобщения детей к

театральной деятельности (С.А.Козлова, Т.А.Куликова):

  • с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него, чаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе побуждающим к диалогу;

  • воспитывать у детей интерес к театральной деятельности, создавать ситуации, в которых персонажи кукольного театра вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки;

  • заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек–самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, стендов с фотографиями, отражающими театрализованные игры воспитанников;

  • уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками [6, с.49].

Итак, игра‑драматизация, развивается по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, стихотворения, рассказа. Готовый сюжет как бы ведет за собой игру и здесь важно, чтобы педагог правильно спланировал свою деятельность для развития игры‑драматизации и реализации её развивающих возможностей.


Список литературы:

1. Селевко Г.К.Энциклопедия образовательных технологий [Текст]: В 2-х т. / Г.К.Селевко; - М.: Народное образование, 2005. Т. 1./ – Г.К.Селевко. - 2005 - 556 с

2. Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А., Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста [Текст]: методическое пособие / О.В. Толстикова, О.В. Савельева, Т.В. Иванова, Т.А. Овчинникова, Л.Н. Симонова, Н. С. Шлыкова, Н.А. Шелковкина. – Екатеринбург: ИРО, 2013. – 199с.

3. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т. В.Хабарова. - СПб.: Детство-пресс, 2011.- 80 с.

4. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников : учеб. пособие для студ. вузов / Н. А. Стародубова. - М. : Изд. центр «Академия», 2008. - 256 с.

5. Поливанова К.П. Психология развития. Словарь / под. Ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. Ред. А.В. Петровского. — М.: пер с., 20 [Электронный ресурс]: (дата обращения: 23.01. 2005).

6. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду [текст]: Учеб.–метод. пособие; /Е.И.Мигунова.// – НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006. – 126 с.

7. Акулова О. Театрализованные игры [Текст] /О.Акулова// Дошкольное воспитание -2005. -№4. - с. 24.

8. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников [текст]: Кн. для воспи­тателя дет. сада. /Л.В.Артёмова. –М.: Просвещение, 1991.– 127 с.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации