Статья «Организация инклюзивного образования в образовательном учреждении»

2
0
Материал опубликован 30 September 2021 в группе
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Изоляция детей с различными отклонениями в развитии была достаточно распространенным явлением в течение долгого времени. На сегодняшний день перспективная научная мысль провозглашает интегрированное образование как один из путей стратегического направления в плане обучения и воспитания детей с отклонениями в состоянии здоровья и детей, не имеющих таких отклонений, в условиях создания дополнительных специализированных образовательных возможностей социально-средового назначения.

Совсем недавно инициатива в продвижении идеи инклюзивного образования принадлежала только родителям, которые создавали возможности включения своих детей в группы обычно развивающихся детей.

В настоящее время отношение к детям с ОВЗ изменилось. Теперь у них есть возможность не только приобрести богатый социальный опыт, но и реализовать свои образовательные потребности.

Инклюзивное образование обязательно предполагает создание гибкой образовательной среды, которая должна соответствовать образовательным потребностям всех обучающихся, включенных в образовательное пространство образовательной организации.

Инклюзивное образование способствует:

- достижению потенциально возможного уровня образованности с учетом специфических и общих потребностей обучающегося;

- формированию «здоровых» межличностных отношений и внедрению в культуру сверстников;

- социализации обучающегося на всех этапах развития.

Для успешности интеграции и инклюзии обучающихся с ОВЗ создаются специальные условия и осуществляются различные программы, которые можно обозначить как основные требования этого направления:

- законодательное реформирование системы образования под задачи интеграции;

-социально-психологический аспект – изменение менталитета, формирование толерантности;

- командная работа специалистов (специальный педагог, администратор, психолог, логопед и др.) по сопровождению обучающихся, а также изменения в подготовке всех специалистов;

- системный подход (нормативно-правовой, образовательный, социальный, экономический);

- организационные, методические и дидактические преобразования в массовой школе и налаженная система ранней комплексной помощи.

Сопровождение участников образовательного процесса должно происходить посредством инновационных технологий, которые в совокупности реализуют комплексный разноуровневый характер сопровождения участников педагогического процесса.

Недостатками инклюзивного образования является психологическая неготовность общества к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья, несовершенство системы социальной поддержки и обеспечения таких лиц и инвалидов.

Инклюзивное образование развивает у обучающихся толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение.

Участники воспитательного процесса учатся видеть возможности, которыми обладают обучающиеся с ОВЗ, несмотря на имеющиеся у них нарушения.

Инклюзивное образование выступает для отечественной системы образования определенной инновацией, следовательно, требует грамотного управления на всех этапах его моделирования и внедрения.

Создание всеобъемлющих условий для получения образования обучающимися с учетом их психофизических особенностей следует рассматривать в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Дифференцированный подход также является частью структуры инклюзивного образования. Акцент заключается в разработке наименее ограничительной среды для всех обучающихся.

Несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые и другие особенности, нужно предоставлять обучающемуся возможность быть включенным в общий (единый, целостный) процесс обучения и воспитания (развития и социализации), что затем позволит взрослеющему человеку стать равноправным членом общества, снизит риски его изоляции.

Актуальность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству обучающихся, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.


Источники информации

Назарова Н. А/. Инклюзивное и специальное образование: препятствия и риски развития; Шипицына Л. А/. Тенденции и трудности инклюзивного образования в современной России // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология / отв. ред. С. В. Алехина. М., 2013

Скрябина Д.Ю., Корлякова Я.Е. Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченным возможностями здоровья // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.

Семенова, Л. Э. Психологическое благополучие субъектов инклюзивного образования [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Л. Э. Семенова. - Электрон, текстовые данные. - Саратов: Вузовское образование, 2019. - 84 с. - 978-5-4487-0514-4. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru /84679.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации