Анализ образовательных программ для дошкольного образовательного учреждения в аспекте содержания музыкального развития дошкольников
Согласно ФГОС ДО «художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и другой)» [5].
Основное содержание образовательной области «Музыка», исходя из того, что написано выше, по Стандарту, поставлено вместе с еще двумя видами искусства: литературным и изобразительным. Это является плюсом для полихудожественной деятельности, которая очень актуальна в нашем веке.
Обращаясь к тому же ФГОС ДО в музыкальном развитии дошкольников наиболее важными факторами, является: взаимодействие детей с произведениями искусства, развитие восприятия (художественного), чувственной сферы, умения интерпретировать художественные образы. При помощи музыки ребенок может познать определенные образы и впечатления, которые впоследствии могут оказать положительное влияние на многие проблемы развития, включая познавательную, эмоциональную, физическую и социальную сферы.
Следует отметить, что проблема музыкального образования всегда была важной в истории дошкольного образования. Современные научные исследования создают базу доказательств потенциального и фактического воздействия музыки на различные аспекты слухового восприятия, связанные со звуком и языком, словесной памятью, пространственным мышлением, саморегуляцией, социальными навыками и аспектами общих достижений.
Тем не менее, в области музыкального развития есть множество проблем, особенно: слабо развито собственно-творческое воображение у дошкольников при выполнении творческих заданий. Слуховой фон детей и их способность сравнивать с заданными образами так же недостаточно развиты. Еще одна проблема – эмоциональная замкнутость дошкольников и слабое проявление артистических способностей. Музыкальные навыки появляются и развиваются в деятельности, как, собственно, и любые другие.
Система дошкольного образования использует большое количество образовательных программ для обучения и воспитания детей. Проанализируем программы, подходящие для музыкального развития дошкольников.
Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100» (под науч. ред. Р.Н. Бунеева, 2019). В издании представлены две отдельные комплексные образовательные программы: для детей младенческого и раннего возраста (от 2 мес. до 3 лет) и для детей дошкольного возраста (от 3 до 7(8) лет).
В первой программе для младенческого и раннего возраста художественно-эстетическое направление представляет собой «целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать её; процесс, использующий в качестве развивающего воздействия средства различных видов искусства: изобразительного, музыкального, вокального, хореографического, театрального, декоративно-прикладного и др. и различных видов художественно-эстетической деятельности, природу» [3].
В музыкальном развитии к 3 годам авторы указывают на такие планируемые результаты как:
– сформированность интереса к прослушиванию музыкального произведения;
– сформированность умения эмоционально реагировать на музыку, узнавать знакомые песни;
– сформированность навыков пения в ритме;
– сформированность умений выполнять под музыку танцевальные движения.
В музыкальном развитии к 7 (8) годам планируемые результаты являются такими:
– полноценная музыкальность детей;
– наличие способностей эмоционально воспринимать музыку;
– привитое эстетическое отношение к окружающему миру.
Также в программе в каждой возрастной группе есть блоки организованной и совместной с воспитателем и самостоятельной музыкальной деятельности с подробным описанием и методическим сопровождением. В качестве приложения имеется список пособий и методических рекомендаций, необходимых для реализации Программы.
Примерная основная образовательная программа «Радуга» содержит в себе семь разновидностей деятельности детей и занятий, которые обеспечивают развитие и воспитание. Каждое вид деятельности выделяется авторами определенным цветом радуги. Художественно-эстетическое развитие ребенка, в котором одно из направлений занятия музыкой, «окрашивается» голубым цветом.
Выделяются по направлению «Музыка» такие задачи как: «обогащение слухового опыта детей; формирование певческих навыков; развитие эмоциональной отзывчивости на музыку; воспитание интереса к музыкальным инструментам и собственному музицированию на них; формирование свободного движения детей под разную по характеру музыку» [4].
Также в программе есть отдельный блок, посвященный коррекционной работе по всем образовательным областям, в том числе и нужной нам художественно-эстетической.
Для достижения планируемых результатов программа предлагает:
- прослушивание коротких программных произведений
- поощрение желания детей двигаться под музыку;
- знакомство детей с произведениями народной и классической музыки;
- знакомство со средствами выразительности, признаками разных видов искусства;
- воспитание уважения к искусству.
Кроме того, в программе подчеркивается творческое сотрудничество с семьей: организация праздников, развлечений, досуговых вечеров. По словам авторов, это будет развивать музыкальные, театральные и художественные навыки родителей и соответственно ребенок будет развивать художественно-эстетические навыки и дома, то есть беспрерывно.
Комплексная программа «Истоки». В содержательном разделе программы указана работа по нескольким направления развития ребенка с подразделением на определенные возрастные группы:
- социально-коммуникативное;
- познавательное
- речевое;
- художественно-эстетическое;
- физическое развитие.
Как указано в программе, «эмоциональное развитие детей средствами музыки, художественной литературы и изобразительной деятельности; приобщение детей к слушанию музыкальных, фольклорных и литературных произведений и выражение своего эмоционального отношения в движении, продуктивных видах деятельности» [2] является общей направленностью работы в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Нужная нам музыкальная деятельность была разработана такими авторами как В. А. Петровой, Т.Г.Рубан, К. В.Тарасовой. Авторы предполагают такие результаты как:
- адекватное понимание музыки и любви к ней, а также потребности слушать лучшие ее образцы;
- знания о теории музыки в полном объеме с учетом возрастных особенностей;
- сформированные умения определять средства музыкальной выразительности;
- сформированность навыков определения характера музыкального произведения.
Для достижения результатов программа использует традиционные виды музыкальной деятельности:
- слушание музыки;
- музыкальное движение;
- пение;
- игра на детских музыкальных инструментах;
- музыкальная игра-драматизация.
В приложении данной программы также дан примерный музыкальный репертуар для использования музыкальным руководителем.
Программа «Детство», являющаяся комплексной, представляет три взаимосвязанные линии развития и воспитания ребенка: чувства – познание – творчество.
Авторами А. Г. Гогоберидзе и Г. В. Курило в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» определяются результаты музыкального развития и воспитания ребенка к седьмому году жизни:
- Развита слушательская культура ребенка;
- Воспитан интерес ребенка к посещению театральных постановок, концертных выступлений;
- Знает жанры и направления народной музыки, имеет представление о творчестве разных композиторов;
- Словесно, а также пластически, выражает свое понимание о музыкальных произведениях;
- Проявляет инициативу в участии в детских праздниках, концертах;
- Имеет способности к импровизации.
В связи с этим в программе содержится разделение на два вида музыкальной деятельности:
- музыкальное слушание и собственная словесная интерпретация;
- музыкальная импровизация и творчество.
Так, в программе по достижению указанных результатов поставлены определенные задачи и даны рекомендации к каждой возрастной группе. Также авторы указывают на большую значимость интереса к музыке у ребенка, как средству собственного творческого самовыражения и игровой деятельности.
Литература:
- Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
- Истоки. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Л. А. Парамоновой. М. : ТЦ Сфера, 2011.
- Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100». Комплексные образовательные программы развития и воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста / Под науч. ред. Р.Н. Бунеева. – Изд. 3-е, перераб. – М. : Баласс, 2019.
- Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада / Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др. М. : Просвещение, 2010.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/70512244/paragraph/85:0