Статья «Инновации в организации методической работы в образовательном учреждении в рамках обеспечения доступного качественного дошкольного образования»
Л. А. Полевая, старший воспитатель,
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждение "Детский сад № 11 «Колокольчик» города Шумерля Чувашская Республика
ИННОВАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В РАМКАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОГО КАЧЕСТВЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация.
В данной статье рассматривается реализация в ДОУ системы инновационной деятельности, способствующей устойчивому развитию системы коррекционно-педагогической и оздоровительной работы с воспитанниками с учетом ФГОС ДО. В статье представлено наличие инновационной образовательной системы, предоставляющей качественное, доступное конкурентоспособное образование.
В своей работе мы придерживаемся основного принципа - реализация в ДОУ системы инновационной деятельности, способствующей устойчивому развитию системы коррекционно-педагогической и оздоровительной работы с воспитанниками с учетом ФГОС ДО.
Для МБДОУ "Детский сад № 11 «Колокольчик» ценным сотрудником является такой педагог, который умеет решать простые, и сложные задачи, имеет свой индивидуальный, неповторимый стиль педагогической деятельности. На стадии информационных технологий приходится по-новому продумывать организацию методической работы, раскрывающей новые возможности для самореализации, повышающей ценность и конкурентоспособность педагогического труда дошкольного работника.
Система методической работы в нашем коллективе одобрена всеми педагогами, независимо от их стажа, квалификационной категории, образования. Методическая служба ДОУ имеет следующую структуру: педагогический совет, психолого-медико-педагогический консилиум, постоянно действующий семинар по единой методической теме, творческая группа, школа передового опыта, инициативная группа, городское методическое объединение секция «Ранний возраст». При систематическом групповом взаимодействии у педагогов формируется независимое мышление, стремление повышать свое профессиональное мастерство. Мы считаем, что инновация – это содержание и организация нового, поэтому нетрадиционные формы методической работы наиболее приемлемы для нашего педагогического коллектива.
Мастер-класс - активная форма творческой самореализации педагога. Они обладают собственным стилем творческой педагогической деятельности и оригинальной системой работы. Мастер – класс из цикла «Коллекция педагогических идей» - это удачна находка, где главный принцип наших педагогов - «Я знаю, как это сделать, и я научу вас».
Приоритетным направлением МБДОУ "Детский сад № 11 «Колокольчик» является «Методическое сопровождение педагогов по организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ», разработанного педагогическим коллективом и рассчитанного на 3 года. Основная цель - повышение профессиональной компетентности педагогов, расширение методического пространства по трансляции педагогического опыта. Участники постоянно действующего семинара знакомятся с опытом работы по реализации проекта.
В ДОУ создана и работает инициативная группа. Ведущими направлениями являются: отбор информации по своей проблеме, проработка структуры НОД и совместной деятельности взрослого и детей, обобщение и оформление результатов. В мультимедийном варианте представлен опыт работы по созданию модели физкультурно-оздоровительной работы.
Педсоветы чаще проводятся в нетрадиционной форме, что обеспечивает наиболее активное участие всех педагогов. В какой бы форме не проводился педсовет - решения для дальнейшего построения работы принимаются обязательно.
Творческая группа ДОУ разрабатывает сценарии занятий, развлечений, программно-методические пособия и тематические планы поисково-познавательной деятельности. Проходят практические занятия по различным темам: «Точки, которые лечат», «Нововведение в образовательной работе», где педагоги активно делятся опытом с коллегами.
ДОУ в своём арсенале имеет множество авторских личностно-ориентированных образовательных методик. Воспитатели и специалисты организуют познавательно-исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность. На занятиях в «Школе передового опыта» педагоги распространяют опыт проектной образовательной деятельности.
При организации инновационной методической работы, обязательно прогнозируется конечный результат, который обсуждается коллегиально. Благодаря применению активных методов, педагоги оказываются в исследовательской позиции и вместе с тем чувствуют себя в отношениях друг с другом комфортно и безопасно, так как получают друг от друга обратную связь и эмоциональную поддержку. В ДОУ разработаны авторские методические пособия: цикл конспектов «Формула здоровья», «Права ребёнка»; памятки для родителей «Здоровые ножки», «Физическое развитие ребёнка», «Личная безопасность ребёнка»; рекомендации для педагогов «Шпаргалки в воспитании и развитии дошкольников» по разным темам: «Если дети перебивают», «Как удержать нужную тему разговора», «Когда и как помогать ребёнку»; видео- презентации «Праздники в детском саду», «Занятия и игры с детьми», «Жизнь группы», «Заповедный островок» и другие; мультимедийные проекты «Пожарная безопасность», «Галерея творческих работ».
Педагогический коллектив МБДОУ "Детский сад № 11 “Колокольчик” использует и инновационные формы работы ДОУ с семьями воспитанников в рамках обеспечения доступного качественного дошкольного образования.
Рассмотрим подробнее каждый элемент (форму) сотрудничества нашего дошкольного образовательного учреждения с семьей в рамках данных направлений.
1. Организация групп неполного (кратковременного) пребывания в ДОУ. Мы считаем, что организация групп неполного пребывания в ДОУ способствует максимальной индивидуализации подобного взаимодействия и интеграции воспитательных воздействий в ДОУ и семье.
2. Организация консультативной и просветительской работы (родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации специалистов ДОУ, издание газет для родителей «Колокольчик» и «Здоровейка»“, информационные стенды и др.).
3. Участие в работе утреннего приема детей. Родители имеют возможность предложить свои идеи по темам и содержанию проектов, принести материалы или книги, поделиться с детьми своими знаниями, научить их тому, что умеют и любят сами.
4. Посещение детского сада во время “Дней открытых дверей” (1 раза в квартал). В это время у родителей имеется уникальная возможность “прожить” целый день в дошкольном учреждении вместе со своим ребенком – посмотреть и принять участие в утренней разминке, побывать на занятиях, на прогулке, на приеме пищи, на пробежке после дневного сна, поиграть с детьми т.д.
5. Участие в подготовке и написании статей в выпускаемый в нашем детском саду газете «Колокольчик» и «Здоровейка»“. Газета издается педагогическим коллективом и представителями Управляющего совета МБДОУ "Детский сад № 11 «Колокольчик» с 2011 года. На страницах газеты освещаются основные мероприятия и достижения педагогов, детей и родителей. Основными рубриками, а также темами для публикаций являются “Советы педагогов родителям”, “Проверено. Семья рекомендует…”, “Это интересно. Высказывания наших детей …”, “Родителям на заметку”, “Семейный клуб” и др.
6. Подготовка детских праздников, досугов и развлечений и участие в них (спортивные, тематические праздники, празднование дней рождения детей и т.д.). Праздники – одна из важнейших форм работы с родителями. Ежегодно мы проводим около десяти больших, традиционных праздников. Праздники готовят не только педагоги с детьми, но активно участвуют в них и родители (“Папа, мама, я – спортивная семья” (два раза в год), “Стартуют дошкольники”, “День рождения” и др.). Мы придаем огромное значение данному виду сотрудничества. И, несмотря на занятость, родители откликаются, а со временем сами стремятся к участию в праздниках, поскольку именно в такие моменты они раскрепощаются сами с одной стороны, а с другой – лучше понимают состояние своих же детей, когда те выступают перед ними.
Преимущества инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в рамках обеспечения доступного качественного дошкольного образования неоспоримы и многочисленны. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будут учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги в свою очередь заручены пониманием со стороны родителей в большинстве проблем (от материальных до хозяйственных и многих других). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.
Характер инновационной деятельности наших педагогов можно определить как комбинаторный: традиционные формы и методы воспитательно-образовательной деятельности сочетаются с изменённым содержанием, с внедрением новых образовательных технологий. Инновационная деятельность педагогов выполняет роль пускового механизма ДОУ, становится условием его развития.
Таким образом, инновационная деятельность в ДОУ принесла свои плоды и результаты: значительно повысился профессиональный уровень педагогов и всех работников детского сада; дана высокая оценка педагогической работы родителями (законными представителями); любовь детей к детскому саду и воспитателям. Воспитанники с желанием ходят в детский сад, а это лучший показатель работы ДОУ.
Список литературы:
- Абрамов А. Как создать новое содержание образования? // Народное образование. 1993. - № 7. - С. 11-13
- Аншукова Е.Ю. Аналитическая деятельность старшего воспитателя. Управление ДОУ. №3, 2004 г.
- Аралова М.А. Методист — воспитатель - заведующий. Управление ДОУ.№2, 2002.
- Белая К.Ю. От сентября до сентября: Рекомендации заведующим и старшим воспитателям детских садов к планированию воспитательно-образовательной работы. -М.: ООО «Издательство ACT», 1998.
- Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. - М.: АРКТИ, 2004.