Организация индивидуально-ориентированного образовательного процесса в дошкольном учреждении посредством внедрения инновационных образовательных технологий
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Карданова Н. В., Леденева С.В.
ДО АНО «ПДС «Введенский»
города Старый Оскол Белгородской области
Понятие «образовательная технология», по мнению авторов, на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике.
В статье раскрывается сущность инновационных образовательных технологий, выраженная в организации индивидуально-ориентированного образовательного процесса, предложении новых форм и методов формирования и развития профессиональных знаний и умений, комплексной оценки достижений педагогов, а также способов развития качеств личности педагога, необходимых ему для самообразования, творческой самоорганизации и самопрезентации своих компетентностей на рынке труда и в осуществлении карьерного роста.
В настоящее время усилия педагогического коллектива нашего дошкольного образовательного учреждения направлены на внедрение разнообразных инновационных технологий обучения воспитанников. При этом решается одна из основных задач — формирование активного, деятельного отношения педагогов к познанию мира и педагогической деятельности и себя в них, вынесение оценки им и сосредоточенным в них ценностям.
Для внедрения образовательных технологий в дошкольное образовательное учреждение, на наш взгляд, необходимо: первоначальное накопление новых технологий, появление частей технологий при фрагментарном их использовании в методической работе, в непосредственно образовательной деятельности, в игровой, творческой деятельности детей; систематизация и оценка накопленных педагогических данных, реальная оценка возможностей, перспектив коллектива детей, педагогов; профессиональное развитие и саморазвитие педагогов, мотивация, установление необходимых деловых отношений в коллективе; создание методического обеспечения обновления содержания педагогического процесса и педагогических технологий.
Ведущим принципом, определяющим выбор и реализацию новых педагогических технологий в нашем дошкольном учреждении, стал принцип ориентации на современные и прогнозируемые потребности личности педагога и ребёнка, дошкольного воспитания и образования.
Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли квалифицированный педагог или просто взрослый ответственный человек безразлично относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот, во многом риторический вопрос и стала востребованность педагогами нашего образовательного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий.
Мы придерживаемся мнения, что эффективность благоприятного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной интеграцией, направленной на благо здоровья детей и педагогов и отвечающей единству целей и задач.
На наш взгляд, цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании по отношению к ребенку - обеспечение высокого уровня здоровья воспитанников детского сада и воспитание валеологической культуры. По отношению к взрослым участникам образовательного процесса - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья педагогов и валеологическому просвещению родителей.
Еще одной образовательной технологией, широко применяемой в нашем детском саду, является технология проектирования.
Как показывают педагогические исследования, главная проблема образования – потеря интереса к процессу познания. Проанализировав результаты диагностики мотивационной готовности к школе, мы пришли к выводу, что в последние годы заметно увеличилось количество дошкольников, не желающих идти в первый класс; снизилась положительная мотивация к непосредственно образовательной деятельности.
И в данной ситуации, большое влияние на повышение интереса к познавательной деятельности, на наш взгляд, оказывает технология проектирования, так как она позволяет дошкольникам стать активными участниками образовательного процесса, становится инструментом саморазвития дошкольников. В основе технологии лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение.
Содержание проектной деятельности в нашем учреждении обуславливается решаемыми образовательными и воспитательными задачами. Работа педагога с группой детей в рамках этой технологии – это рассмотрение возникающих проблем, способствующее формированию и развитию способности детей самостоятельно решать их. Решая различные познавательно-практические проблемы с педагогами и сверстниками, на наш взгляд, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые ими при этом положительные эмоции – удивление, гордость от одобрения взрослых, радость от успеха – порождают уверенность в своих силах, побуждают к поиску новых знаний.
По нашим наблюдениям, характер участия детей в проектировании постоянно меняется. Так, в младшем дошкольном возрасте они преимущественно наблюдают за деятельностью взрослых; в среднем – эпизодически участвуют и осваивают роль партнеров; в старшем – переходят к сотрудничеству.
Организуя образовательную деятельность на современном этапе, мы пришли к выводу, что объяснительно-иллюстративный метод обучения недостаточен сегодня для осуществления образовательного процесса. В частности, он не способствует формированию у воспитанников способности к самоопределению, самореализации, развитию творческих способностей.
Проанализировав предлагаемые известными педагогами технологии, мы пришли к выводу, что наиболее приемлемой для развития современного дошкольника является технология деятельностного метода, предполагающая развитие умения извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых дети, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают образовательную проблему. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, а быть субъектом, значит быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
Переход от знаниевого к деятельностному подходу в обучении нашел свое выражение и в стратегии разработки стандарта дошкольного образования, рассматривающего образование как институт социализации, обеспечивающей вхождение подрастающего поколения в общество.
Результатом применения системно-деятельностного подхода, на наш взгляд, является: развитие у ребенка предпосылок к учебной деятельности; воспитание и развитие личности, отвечающей требованиям информационного общества; оптимальный учет индивидуальных особенностей детей, обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования; достижение планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения.
Анализ педагогической практики показывает, что функция образовательных технологий прослеживается и в их влиянии на личность педагога. Осваивая и интегрируя современные личностно-ориентированные образовательные технологии, педагог достигает необходимого уровня профессионально-педагогической культуры, что, на наш взгляд, способствует творческой самоорганизации и самопрезентации его компетентностей на рынке труда и в осуществлении карьерного роста.