12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бойкив Наталья Юрьевна1075
Россия, Донецкая Народная Респ., г. Донецк
3

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО

Воспитание гражданина в образовательных учреждениях среднего профессионального образования предполагает подготовку молодого человека к участию в решении задач государства, к управлению им и выполнению функций труженика и хозяина, руководителя и исполнителя, общественного деятеля и защитника Родины. Чтобы достичь этого, педагог должен сформировать у студенческой молодежи комплекс личностных качеств и черт характера.

Самой главной задачей воспитательного процесса в техникуме является всестороннее развитие личности, формирование активной жизненной позиции молодого человека, комплекс мотивации для его дальнейшего развития и всестороннего самовыражения. Общество всегда нуждалось во всесторонне развитой личности. Однако такую личность нужно сформировать, воспитать, что и происходит во время процесса обучения.

Важнейшая роль в учебно-воспитательном процессе в техникуме принадлежит классным руководителям. Каждый наставник ищет собственные пути формирования у студентов устойчивого интереса к выбранному направлению деятельности, но основаны они на тех традициях и мировоззренческих принципах, которые сложились у нас.

Воспитательная работа в техникуме должна носить комплексный характер. Среди основных аспектов воспитательной работы в образовательном учреждении СП модно выделить следующие.

Первый аспект - учебно-воспитательная работа, контроль посещаемости и успеваемости. Формирование мировоззрения будущего специалиста зависит не только от степени выполнения воспитательных функций, но и от знаний, поведения интеллекта. Здесь ключевой фигурой является фигура заведующего отделением, классного руководителя, преподавателя. В организации работы с обучающимися СПО следует учитывать прежде всего то, что основная их деятельность - учебная. То есть первоочередная социальная роль студентов - овладение системой знаний, подготовка к жизни и труду, активное участие в строительстве общества. Приобретенные знания должны стать точкой зрения. Именно признанный студенческой группой авторитетный преподаватель скорее проявляет индивидуальные способности студентов и формирует группу как коллектив.

Главная фигура в любом образовательном учреждении - преподаватель. Он и организатор, и руководитель в многоплановом учебно-воспитательном процессе. Хорошая профессиональная подготовка - важный момент в преподавательской работе, но совершенно недостаточный в воспитательной. Поэтому не каждый преподаватель может быть воспитателем. Воспитательный процесс может реализоваться только преподаватель, способный уважать и любить людей.

Но и студент выступает не только объектом обучения и воспитания, он является в то же время и субъектом учебно-воспитательного процесса. В студенческой среде он должен действовать как активный помощник преподавательского коллектива в осуществлении всей учебно- воспитательной работы.

Контроль за успеваемостью показывает, что успеваемость напррямую зависит от посещаемости студентов, их умения организовать свой режим. Основные причины пропусков занятий по неуважительной причине, как показывает анализ, следующие:

Низкий спрос и недостаточный контроль за пропусками занятий со стороны классных руководителей групп и родителей;

Отсутствие помощи и поддержки семьи в обучении;

Разочарование в профессии;

Низкая мотивация в получении знаний [5].

Поэтому важнейшая задача педагогического коллектива – всеми доступными способами повышать посещаемость занятий студентами, повышать успеваемость, что в конечном итоге будет способствовать формированию активной личности, достойного гражданина Республики.

Второй аспект обусловливает участие студентов во внеаудиторных мероприятиях, таких, как посвящение в студенты, конкурсы самодеятельного, спортивные соревнования, конференции различного уровня, и другие.

Важными являются мероприятия, направленные на формирование здорового способа жизни, осознанного отношения к своему здоровью. Не секрет, что сегодня курение, наркомания, алкоголизм нередко встречаются в молодежной среде. Телевидение и радио транслируют низкопробную музыку, каждый день показывают фильмы, где убивают, насилуют, грабят. Все это негативно влияет на психическое и физическое состояние студентов. Именно внеаудиторные мероприятия способствуют формированию отрицательного отношения к вредным привычкам [3].

Третий аспект - сосредоточенность на решении реальных проблем, появляющихся у молодежи в последнее время, особенно это касается духовной жизни, морали, мотивации поведения в конкретных ситуациях. Для этого проводятся встречи администрации со студенческим активом, студенческими группами или отдельными студентами.

Воспитательная работа со студентами средних профессиональных образовательных учреждений строится с учетом особенностей этой социальной группы молодежи. Самым характерным для юношества является интенсивное развитие самосознания, которое проходит ряд ступеней - от активной неосведомленности относительно самого себя до все более углубленного самопознания с соответствующей самооценкой [2].

Самостоятельность - это естественное желание студента, связанное с процессом его самоутверждения. Здесь успешнее всего накапливается жизненный и социальный опыт, формируется индивидуальность. Юноши и девушки нередко очень болезненно реагируют на попытки ограничить их самостоятельность, не терпят покушений на свою «автономию». Сложность взаимоотношений педагогов и студентов часто объясняется тем, что, ревностно охраняя право на свою самостоятельность, юноши и девушки, нуждаются в поддержке и помощи старших, ждут от них руководства, советы, помощь [4].

Молодежи присущ юношеский максимализм. Но для его творческого использования нужны жизненный опыт и советы взрослых, уверенная аргументация старших товарищей, хорошее отношение к делам молодежи. Таким образом, в процессе работы со студентами нельзя не учитывать интенсивность и противоречивость формирования личности студента, рост его самосознания, юношеский максимализм, активный поиск смысла жизни и другие особенности юношества [1].

Выдающийся педагог К. Ушинский отмечал, что влияние личности воспитателя представляет собой ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. Поэтому так важно, чтобы наставниками студенческой молодежи работали не равнодушные, ответственные педагоги, убежденные в правоте того, что они хотят привить своим воспитанникам лучшие черты гражданина, которые отдают этому делу разум и сердце, работают с желанием, по призванию. Лишь такие черты личности воспитателя-наставника способствуют формированию соответствующего мировоззрения у воспитанников.


Список литературы


Воронцова А.А. Опыт развития и формирования профессионального самосознания у студентов ВУЗов /А.А. Воронцова // Образовательные технологии. – 2013 - №4. – С. 115 – 122.

Корнилова А.А. Исследование составляющих «Образа Я» современного студента – бакалавра /А.А. Корнилова // Психология, социология и педагогика. 2012. - № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/05/637 (дата обращения: 26.09.2022).

Лушина Е. В. Самосознание и самопознание как основные компоненты духовно-нравственного воспитания личности студента / Е. В. Лушина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 12 (12). — С. 383-387.

Развитие самосознания студентов в процессе обучения в ВУЗе - URL: https://knowledge.allbest.ru/psychology/3c0b65625a2bc69b4c43a88421316c37_0.html (дата обращения: 26.09.2022)

Ретунская Т.Н. Личностное и профессиональное самоопределение студентов //Высшее образование в России. – 2009. - №7. – С. 74-78.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.