Материал на проверке

Методический семинар "Историческое просвещение как инструмент реализации государственной политике в области образования Российской Федерации".

1
0
Материал опубликован Вчера в 21:19 в группе

Методический семинар "Историческое просвещение как инструмент реализации государственной политике в области образования Российской Федерации".

Эккардт Г.А.,

учитель истории и обществознания

МАОУ "СОШ №2"

г.Заводоуковск

Аннотация. В статье предложен сценарий методического семинара, который проводится с учителями. Главная цель семинара - обсудить вопросы исторического просвещения с педагогическим коллективом и выработать единые подходы по реализации Указа Президента РФ от 08 мая 2024 года "Об основах госполитики в области исторического просвещения". Историческое просвещение - это актуальный вопрос в современной истории т.к наблюдается искажение исторических фактов, негативные оценки событий и периодов отечественной истории, распространение ложных представлений о России. В ходе методического семинара, педагоги ознакомятся с понятием "историческое просвещение", с задачами государственной политики в области исторического просвещения, инструментами, механизмами, которые помогут реализовать поставленные цели. Просветительская деятельность в системе исторического просвещения должна осуществляться на основе общих принципов образовательной политики в Российской Федерации.

Ключевые слова и фразы: историческое просвещение, государственная политика, единые подходы, механизмы по формированию исторической памяти.

Ход семинара.

Участникам предлагаются 4 высказывания Д.И.Менделеева. Необходимо выбрать одно высказывание, которое по мнению педагогов наиболее подходит к современной системе образования. После обсуждения в группах, педагоги приводят аргументы и приходят к выводу о том, что очень важно сохранять и передавать потомкам историю своего государства.

1. Только тот учитель сумеет плодотворно воздействовать на учеников, ... который сам силен в науке, ею обладает и ее любит.

2. Будущность России, если не всецело, то очень много зависит от состояния ее просвещения.

3. Умейте всегда перенестись на точку зрения противоположного мнения.

4. Мы должны оставить потомкам не меньше, чем сами получили.

1.Работа с понятием "Историческое просвещение". В группах на листах записываем ассоциативный ряд. Один из участников группы переходит в другую группу, анализируют, дополняют. Участники возвращаются в свои группы и обсуждают полученный результат. После обсуждения, участникам раздается понятие, высвечивается на слайде. Предлагается выделить ключевые слова.

Историческое просвещение - регулируемая государством деятельность по распространению в обществе достоверных и научно обоснованных исторических знаний в целях формирования научного понимания прошлого и настоящего России, являющегося одной из основ общероссийской гражданской идентичности и коллективной исторической памяти, а также в целях противодействия попыткам умаления подвига народа при защите Отечества.[1]

2.У любой деятельности есть субъекты. Участникам семинара предлагается высказать предположение о том, кто будет осуществлять историческое просвещение (используем прием "Корзина идей").

В соответствии с Указом Президента к субъектам государственной политики в области исторического просвещения относятся: органы публичной власти;

научные и образовательные организации, академические и университетские центры;

организации культуры и искусства, культурно-просветительские организации, средства массовой информации, общественно-государственные и общественные объединения и организации, иные некоммерческие организации.


Обращаем внимание на то, что ключевым субъектом является ГОСУДАРСТВО.

ПОЧЕМУ Государство задумалось над данным вопросом? Что разве в предыдущие периоды события истории были закрыты для населения? Конечно нет.

3.Участникам предлагается ознакомиться с основаниями для выработки госполитики в организации исторического просвещения:

недружественные действия иностранных государств, направленные на отрицание или преуменьшение исторического вклада России в развитие мировой цивилизации;

попытки искажения исторических фактов, негативные оценки событий и периодов отечественной истории, распространение ложных представлений о России;

использование коллективным Западом фальсификации истории в качестве оружия в информационной войне, направленной на разрушение целостности российского общества и государства.[1]

Каждая группа выбирает одно основания и приводит аргументы в обосновании своей точки зрения.

4.Без целей не будет результата. Участникам предлагается ознакомиться с целями исторического просвещения в соответствии с положением, распределить цели между участниками исторического просвещения, выделить те, цели, которые непосредственно могут реализовать педагоги. После обсуждения в группах, педагоги представляют результаты работы. (На раздаточных листах в группах записывают варианты ответов

1. Государственные органы 2.Научные организации 3.культурно- просветительские организации).

ВЫВОД: сложно распределить, т.к подходят для всех, поэтому в концепции сформулированы конкретные задачи для каждого уровня участников исторического просвещения.

Участникам семинара предлагается выбрать три задачи, которые они могут реализовать в своей деятельности и прокомментировать, почему они выбрали именно эти задачи.

5. В Указе Президента представлены механизмы, которые позволят достичь поставленных целей. Анализируя предложенные механизмы, можно прийти к выводу, что они подходят для первого уровня субъектов, т.е для государственных органов власти.

Участникам семинара предлагается информация о том, что сделано участниками первого и второго уровня (нормативно-правовые акты, конференции, круглые столы, программы, учебники).

В частности, планируется сформировать госзаказ на подготовку научно-педагогических кадров и проведение исследований в области истории России и всех населяющих ее народов. Планируется увеличить объемы публикаций научно-популярных материалов, объемы создания произведений литературы и искусства, кинематографической, театральной, телевизионной, видео- и интернет-продукции на исторические темы.

Для развития научной базы планируется создать отечественную систему мониторинга публикаций в сфере социально-гуманитарных наук. При этом она должна основываться на «независимых от зарубежных рейтингов отечественных показателях».

Для повышения исторической грамотности граждан планируется выработать единые стандарты в преподавании, составлении учебников, подаче информации. В частности, планируется создать единую линейку школьных учебников по истории России, всеобщей истории, а также истории родного края. Должен быть принят единый федеральный историко-культурный стандарт.

Также в рамках госполитики планируется формировать «каналы получения достоверной исторической информации». Для этого будет создана единая цифровая платформа, обеспечивающая доступ к историческим материалам, а иностранные образовательные цифровые платформы заменят отечественными аналогами.

Часть работы, которая обозначена в указе президента, уже начата, отметила председатель комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова. «К примеру, те вопросы, которые касаются линейки единых учебников по истории. Первые учебники вышли в прошлом году, и все наши старшеклассники во всех регионах по ним уже учатся. И, конечно, эта работа продолжается. Сейчас готовится линейка учебников с пятого класса», — сказала Казакова.

В феврале Министерство просвещения подготовило проект, согласно которому количество часов, выделенное на изучение истории в школах, увеличится почти в полтора раза — с 340 до 476. Так, в пятых—восьмых классах предполагается по три часа истории в неделю при 34 учебных неделях, а в девятом классе — по два часа в неделю.

Помимо единых учебников, необходимо также выстраивать единую методологию преподавания. Госзаказ на подготовку кадров, который обозначен в указе президента, предполагает проработку программы обучения преподавателей в вузах. Речь идет не только об учителях истории, но и о преподавателях всех предметов: «Неважно, какой специализации педагог: биолог или историк, он должен быть прежде всего про родину, про страну. Дети это чувствуют».[2]

Заседание Межведомственной комиссии по историческому просвещению.

Первое заседание Межведомственной комиссии по историческому просвещению состоялось 28 сентября 2021 года под председательством помощника Президента Владимира Мединского. 

Участники дискуссии отметили, что работа по историческому просвещению имеет два основных направления: 

Формирование у граждан России, прежде всего молодёжи, твёрдых базовых представлений о прошлом страны. 

Противодействие системным попыткам фальсификации отечественной истории, предпринимаемым из-за рубежа. 

В ходе заседания внимание было уделено текущей ситуации с преподаванием истории в средних школах и учебных заведениях среднего профессионального образования, мерам по популяризации истории отраслей науки и техники России. [3]

6 июня 2024 года Президентская библиотека Управления делами Президента Российской Федерации и Общероссийская общественно-государственная организация «Российское военно-историческое общество» подписали соглашение о сотрудничестве.

Одним из ключевых направлений совместной работы станет укрепление в общественном сознании, прежде всего среди молодёжи, идей гражданственности и патриотизма, объективное освещение исторических фактов и событий.

Соглашение предполагает: взаимодействие по вопросам формирования и регулярного пополнения электронного фонда библиотеки за счёт использования электронного фонда Российского военно-исторического общества;

отбор и оцифровку печатных, рукописных, фотодокументов, аудиовизуальных материалов;

проведение совместных научно-просветительских мероприятий, включая форумы, конференции, семинары, круглые столы, выставки;

подготовку совместных изданий.[4]

9 февраля состоялось подписание бессрочного соглашения о сотрудничестве между Президентской библиотекой и Всероссийским музеем А. С. Пушкина. Документ скрепили подписями руководители учреждений – генеральный директор библиотеки Юрий Носов и директор музея Сергей Некрасов.
Соглашение о сотрудничестве направлено на формирование единого информационного пространства в области истории России и русского языка как государственного языка Российской Федерации, для укрепления в обществе идей государственности и патриотизма.[5]

6. Переходим к обсуждению деятельности субъектов на третьем уровне, т.е деятельность педагогов.

На каких предметах можно осуществлять историческое просвещение?

Группам предлагается составить список предметов по уровням (1,2 группа для начального уровня, 3,4 группа для основного, 5,6 группа для среднего. Список составляется на отдельных листах, вывешивается на доске). После обсуждения представленной информации, педагоги приходят к выводу, что предметы повторяются.

На уровне начального общего образования — «Русский язык», «Родной язык», «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Литературное чтение на родном языке», «Основы религиозных культур и светской этики», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология».

На уровне основного общего образования — «Русский язык», «Литература», «Родной язык», «Родная литература», «История», «Обществознание», «География», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология».

3.На уровне среднего общего образования — «Русский язык», «Литература», «Родной язык», «Родная литература», «История» (или «Россия в мире»), «Обществознание», «География», «Право», «Основы безопасности жизнедеятельности».[6]

Участники семинара являются представители разных предметов, поэтому им предлагается обсудить инструменты, механизмы, т.е средства, которые позволят достичь поставленных целей.

Педагогам предлагается объединиться по предметам.

В группах обсуждают механизмы, средства, формы, приемы работы педагогов по формированию исторической памяти.

Заключительный этап (состав групп первоначальный, когда педагоги были не по предметам):

Участники получают листы с 5 "С" (суверенитет, самореализация гражданина, сотрудничество, Саморазвитие и поддержка учителя в коллективе, счастье ребенка и семьи), каждая группа выбирает одно "С" и аргументирует, как можно связать историческое просвещение с выбранным результатом. По ходу выступления групп, заполняется кластер.


Список литературы.

1. Указ Президента России от 08 мая 2024 г. №314 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения".

2. РБК Телеграмм https://www.rbc.ru/politics/09/05/2024/663b5fb49a79473d761629b4

3.История РФ. https://histrf.ru/read/articles/pervoe-zasedanie-mezhvedomstvennoy-komissii-po-istoricheskomu-prosveshcheniyu

4.Русская народная линия https://ruskline.ru/politnews/2024/06/06/prezidentskaya_biblioteka_upravleniya_delami_prezidenta_rossiiskoi_federacii_i_rossiiskoe_voennoistoricheskoe_obwestvo_razvivayut_sotrudnichestvo

5.Президентская библиотека имени Б.Ельцина

https://www.prlib.ru/news/1943635

6.  Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.