Методическое пособие для учителя «Летняя полевая практика как форма научно-исследовательской деятельности учащихся»
Методическое пособие для учителя
«Летняя полевая практика
как форма научно-исследовательской
деятельности учащихся»
Пояснительная записка
«Природа - единственная книга, на всех своих страницах заключающая глубокое содержание. Походы и экспедиции не только средство познания своего края, а также средство физического и духовного развития, оздоровления, воспитания самостоятельности, формирования трудовых и прикладных навыков школьников»
И. Гете
Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. География - школьный предмет, который отражает существующую картину мира. Школьники, сидя за партами в классе, не всегда понимают, что в повседневной жизни могут присутствовать явления и законы, изучаемые на уроках географии.
География - один из немногих школьных предметов, с помощью которых можно научить учеников думать, логически мыслить; воспитать патриотизм, любовь к окружающему миру, уважение к ближнему человеку и к другим народам. Основные цели и задачи обучения и воспитания реализуются в рамках учебного процесса. Но количество часов отведенных на предмет «География» в 5-6 классах, крайне мало. Федеральный базисный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит для учебного предмета «География» в 5 и 6 классе по 34 часа соответственно, из расчета 1-го учебного часа в неделю. Для проведения практических работ по темам начального курса географии с использованием краеведческого материала и выполнением практических работ на местности времени в рамках урочного планирования недостаточно. Часть информации остается нереализованной. Как следствие, у обучающихся 5 – 6 классов падает интерес к изучению предмета «География». Чаще всего, дети хотят научиться чему - либо на практике, применяя свои знания, умения и навыки.
Современные школьники очень редко бывают в природе с целью изучения ее многообразия. К сожалению, учебная программа по географии не может удовлетворить запросы учащихся в практической направленности. В рамках школьной программы учащиеся успевают пройти только теорию, практические работы по географии в природе отсутствуют
В моей педагогической практике накоплен опыт работы по организации летней полевой практики, которая проводится ежегодно в период летних каникул в течение 15 дней. Основная идея летней полевой практики – вынести преподавание географии за пределы школьного кабинета, вести обучение через решение прикладных исследовательских и проектных задач непосредственно на природных объектах. Школьники, участвующие в летней полевой практике, обучаются методике и практике научных исследований, осваивают основы экологического мониторинга. При проведении летней полевой практики закрепляются теоретические ,знания формируется правильное поведение в природе, проводятся природоохранные мероприятия.
Актуальность представляемой практики заключается в том, что летние полевые практики – важная составная часть в обучении географии учащихся школы. Знания и умения, полученные за школьной партой, закрепляются способами и методами познания природных процессов и явлений. Овладение способами и навыками полевых исследований (сбор и систематизация материала, подготовка сообщений и отчетов, создание проектов); расширение круга теоретических понятий и практических навыков способствует развитию мышления, умение выявлять и анализировать причинно-следственные связи между различными природными явлениями и процессами. Изучение и охрана природы, изучение способов рационального природопользования прямо или косвенно будут оказывать влияние на самоорганизацию и самосознание школьников.
Программа полевой практики помогает значительно углубить и активизировать процесс обучения, усилить в нём элементы самостоятельной исследовательской работы, творческого мышления и логического решения природоохранных вопросов.
Суть её определяется деятельностью школьников во внеурочное время. Эта организация осуществляется таким образом, что творчество и инициатива обучающегося выступают на первый план. Программа ориентирована на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей, познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе. Полевая практика с элементами научно-исследовательской работы - одна из лучших форм деятельности школьников в природе.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности, главные цели которой – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Уровень образования – основное общее образование.
В полевой практике принимают участие учащиеся 5 - 6 классов МБОУ «Середняковская средняя общеобразовательная школа». В качестве кураторов привлекаются учащиеся 9 – 10 классов. Такая форма работы является действенным средством образования учащихся, так как при взаимодействии школьников разных возрастных групп младшие признают авторитет старших, а старшеклассники - самоутверждаются. Программа рассчитана на всех детей, проявляющих интерес к исследовательской деятельности, а также детей с ОВЗ, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Все участники практики делятся на группы по 3 - 4 человека, для проведения мониторинговых исследований создаются разновозрастные группы.
Цель организации летней полевой практики: вовлечение учащихся в конкретную практическую деятельность на основе использования местного краеведческого материала.
Основные задачи учебной полевой практики:
Образовательные:
Изучить особенности природы и экологии своего родного края.
Познакомить с полевыми методами исследований.
Включить обучающихся в практическую исследовательскую деятельность.
Сформировать у учащихся навыки исследовательской работы.
Выработать комплексный подход к оценке природных явлений, т.е. умения фиксировать, наблюдать и анализировать сложную систему взаимосвязи природных компонентов и еще более сложную систему взаимосвязи природы и деятельности человека.
Приобрести навыки обращения с простейшими геодезическими инструментами (компас, школьный нивелир, рулетка, компас и др.), метеорологическими приборами (термометр, гигрометр, барометр, и др.), необходимыми для работы в школе и других учреждениях.
Сформировать способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни.
Сформировать представление у учащихся о «географических» профессиях, таких как геодезист, картограф, геолог, геоморфолог, гидролог, почвовед, метеоролог.
Воспитательные:
Воспитывать активную жизненную позицию.
Воспитывать любовь к своей малой Родине.
Воспитывать экологическую культуру.
Привлекать учащихся к изучению и охране родного края.
Развивающие:
Развивать мотивацию к изучению родного края.
Развивать ценностные отношения школьника к природе своего края.
Развивать самостоятельность, ответственность, активность обучающихся.
Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности.
География имеют большие возможности для проведения внеурочной деятельности, так как ее содержание тесно связано с окружающей природой, с хозяйственной деятельностью людей. Это позволяет организовать внеурочную деятельность практически по всем рекомендованным стандартам направлениям:
Общеинтеллектуальное (исследовательская, проектная деятельность).
Общекультурное (экскурсии, воспитательные мероприятия).
Спортивно-оздоровительное направление (оздоровительные мероприятия с детьми).
Духовно-нравственное направление (проектная деятельность, воспитательные мероприятия).
Социальное (экологические акции)
Образовательные партнёры, участвующие в реализации практики
Уникальность, новизна представляемой практики заключается в интеграция природоведческих и социальных знаний, формировании целостного взгляда на природу, общество, место человека в нём, причём происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории деревни и истории своей семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей учеников и воспитание истинных патриотов.
Принципы реализации практики.
Личностно-ориентированный подход - признание личности как социальной ценности;
Единство познавательной, оздоровительной и воспитательной работы с учащимися;
Дифференциация интересов школьников с учётом уровня их потребностей, социально значимая направленность деятельности;
Массовость и добровольность участия школьников в предлагаемых видах и формах свободного времени;
Отношения взрослых и детей на основе совместного интереса и деятельности.
Данная практика реализуется в рамках оптимизационной модели организации внеурочной деятельности в МБОУ «Середняковская средняя общеобразовательная школа», в основе которой лежит использование внутренних ресурсов школы.
Преимущества оптимизационной модели:
минимизация финансовых расходов на внеурочную деятельность;
создание единого образовательного и методического пространства в школе;
формирование содержательного и организационного единства всех подразделений школы.
Принципы реализации модели:
учёт возрастных особенностей;
сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
связь теории с практикой;
доступность и наглядность;
включение в активную жизненную позицию;
Организация работы летней полевой практики по географии, способствует формированию следующих ключевых компетенций:
учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций учащихся в сфере самостоятельной познавательной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства, владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Сюда входят: умения выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым явлениям; работать со справочной литературой; оформить результаты своей деятельности (построение таблиц, создание презентаций);
коммуникативные компетенции - это владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; делать выводы по ходу обсуждения и подводить итоги обсуждения;
информационные компетенции формируют умения подбирать, обрабатывать, обобщать информацию из разных источников и делать выводы; осуществлять классификацию анализируемой информации; представлять информацию в обобщенной форме в виде таблиц в письменных отчетах и электронных презентациях;
проблемные компетенции формируют умения определять проблемную ситуацию и способы её решения; анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы через наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование.
компетенции личностного самосовершенствования направлены на соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
трудовые компетенции - санитарная очистка исследуемых территорий.
Подготовка и успешная реализация таких мероприятий уже формирует ключевые компетенции, что само по себе воспитывает у ребят заботливое и бережное отношение к природным объектам и сообществам, в частности близкой им местной флоры и фауны.
Механизмы реализации программы по летней полевой практике:
1. Выбор рабочих групп: постоянные и сменные.
2. Проведение инструктажа по технике безопасности.
3. Выбор природных объектов для исследования.
4. Подбор практических работ: общие, индивидуальные наблюдения, эксперименты, экскурсии.
5. Ведение полевых дневников (записи, рисунки, обработка данных)
6. Сбор коллекционного материала.
7. Творческие задания (например, разработка правил поведения в лесу и установление щитов с наглядностью)
8. Полезные дела (очистка леса, водоема, родника и т.д.)
9. Отчет о полевой практике: - индивидуальный, групповой. Обработка информации, построение диаграмм, обобщение и выводы, фото - видеоотчеты.
10. Подготовка материалов к научно-практическим конференциям разного уровня. Защита проектов.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
Формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и ном поведения.
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развития навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
формирование толерантности, как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование ценностного здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в природе;
формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственности, бережного отношения к окружающей среде.
Метапредметные результаты: метапредметными результатами изучения курса является сформированность универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта
выдвигать версии решения проблемы, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта)
работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно
совершенствовать навыки самооценки
способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков.
Познавательные УУД:
умение самостоятельно определять познавательные цели
ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления, оценивать достоверность информации, выявлять причины и следствия природных и общественных явлений и процессов
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций
строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей
составлять тезисы, различные виды планов
представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков
переводить информацию из одного вида в другой
развитие посредством краеведческого материала интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Коммуникативные УУД:
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия группе в процессе сотрудничества в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата
использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретация информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
умение находить общие решения и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, аргументировать и отстаивать своё мнение
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Предметные результаты:
формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природоиспользование;
формирование представлений о масштабе и способах его записи, о различиях топографической карты и плана местности, об условных знаках топографических карт и планов;
формирование умения применять условные знаки топографических карт и планов;
формирование представлений о составлении планов местности, о глазомерной и инструментальной съёмке местности, их отличиях. Представления о проведении съёмки местности и оформлении её результатов.
формирование умения проводить полярную и маршрутную съёмку местности и составлять по их результатам план местности.
формирование представления об абсолютной высоте, о способах показа рельефа на планах и картах.
формирование умения определять относительную высоту холма с использованием самодельного нивелира на местности;
формирование представления о горных породах своей местности и проведение сбора образцов (создание коллекции);
формирование умения описывать свойства воды, и круговорота воды в природе, проведение опытов по изучению свойств воды;
составление и описание коллекции растений разных природных сообществ по географическому принципу.
овладение методами географической науки: наблюдение и описание географических объектов и процессов;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний.
Воспитательные результаты участия в полевой практике обучающихся распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов получение школьниками социально – значимых знаний:
приобретение школьником представлений о проектной деятельности, профориентационных знаний по ряду профессий (геодезист, картограф, геолог, геоморфолог, гидролог, почвовед, метеоролог).
Второй уровень результатов (развитие социально- значимых отношений школьников): создание у обучающихся целостного представления о Земле, как планете людей. Развитие ценностных отношений школьников к знаниям, науке, формирование позитивного отношения к учебной дисциплине географии, исследовательской деятельности.
Третий уровень результатов (приобретение школьниками опыта социально- значимого действия): получение школьниками опыта самостоятельного и группового действия в процессе реализации проекта, опыт публичного выступления по проблемным вопросам, опыт формирования коммуникации в процессе представления результатов проекта на внутришкольном и внешнем уровнях; опыт общения со сверстниками.
Тематический план программы полевой практики.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Общее количество часов | В том числе | |
Теоретических занятий* | Практических занятий, в том числе экскурсий | |||
Введение. Инструктаж по ТБ | 1 | 1 | | |
План и карта | 4 | | 4 | |
Литосфера | 3 | | 3 | |
Гидросфера | 2 | | 2 | |
Атмосфера | 1 | | 1 | |
Биосфера | 4 | | 4 | |
| Итого | 15 | 1 | 14 |
*Теоретический материал изучается в течение учебного года на уроках географии.
Формы работы:
экскурсии,
поисковые и научные исследования,
практические работы на местности,
олимпиады,
проекты.
Во время учебно-полевой практики используются следующие методы:
полевой метод,
визуальное наблюдение,
сравнительно-географический,
геофизический,
метод моделирования,
математический,
картографический,
географического прогнозирования,
съемка местности.
Организация летней полевой практики позволит учащимся расширить и углубить свои знания о разнообразии природы родного края, а также укрепить здоровье, создать единый коллектив , расширить свою жизненную позицию.
Видеть, чувствовать свою полезность и значимость не в покорении природы, а в заботе о ней не на словах, а на конкретном деле, приобретение навыков самостоятельной деятельности - это и есть неоценимое значение летних полевых исследований.
Календарно-тематическое планирование летней полевой практики по географии | |||
№ | Тема | Оборудование | Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий |
Вводное занятие. Проведение инструктажа по технике безопасности. | инструкции по технике безопасности (приложение 1) | Регулятивные: самостоятельно для себя определять новые задачи в познавательной деятельности; планировать пути достижения целей, выдвигать решения проблемы, осознавать конечный результат. Познавательные: устанавливать аналогии , причинно-следственные связи; определять необходимых сведений, производить поиск информации , анализировать и оценивать ее достоверность. Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. Личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению. | |
Изображение здания школы в масштабе | планшет, рулетка, карандаш, линейка | Предметные: представления о масштабе и способах его записи. Представление о различиях топографической карты и плана местности. Представление о классификации карт в зависимости от их масштаба. Представление об условных знаках топографических карт и планов. Умение применять условные знаки топографических карт и планов Коммуникативные: формирование навыков учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы Регулятивные: самостоятельно для себя определять новые задачи в познавательной деятельности; планировать пути достижения целей Личностные: осознанное, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважении | |
Определение направлений и азимутов на местности. Способы ориентирования на местности. | планшет, компас, линейка | Предметные: представление об ориентировании на местности. Представление об азимуте. Представление о способах определения азимута и расстояния на местности. Умение изготавливать самодельный планшет и визирную линейку. Умение определять среднюю длину своего шага. Умение ориентироваться на местности. Изготовление модели гномона. Проведение наблюдения за изменением тени гномона. Изготовление солнечных часов. Регулятивные: самостоятельно для себя определять новые задачи в познавательной деятельности; планировать пути достижения целей, выдвигать решения проблемы, осознавать конечный . результат. Познавательные: устанавливать аналогии , причинно-следственные связи; определять необходимых сведений, производить поиск информации ,анализировать и оценивать ее достоверность. Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. Организовывать и планировать учебные действия с учителем и одноклассниками Личностные: осознанное, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками | |
Составление плана местности пришкольной территории с учетом направлений сторон горизонта, азимута, условных знаков. | Планшеты, компас, линейка, рулетка, карандаш | Предметные: представление о составлении планов местности. Представления о глазомерной и инструментальной съёмке местности, их отличиях. Представление о проведении съёмки местности и оформлении её результатов. Умение проводить полярную и маршрутную съёмку местности и составлять по их результатам план местности. Умение понимать и читать планы различного содержания. Умение применять планы при изучении своей местности. Использовании географических карт людьми разных профессий и в быту на примере своей семьи. Познавательные: устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; определять необходимых сведений, производить поиск информации ,анализировать и оценивать ее достоверность; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Коммуникативные: организовывать и планировать учебные действия с учителем и одноклассниками Личностные: осознанное, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважении. | |
Виды съемки местности. Полярная съемка. Навигация Яндекс – карты Работа с приложением GoogleMaps и GoogleEarth | Планшеты, компасы, рулетка, карандаш, линейка | ||
Маршрутная съемка. Составление плана местности методом маршрутной съёмки | |||
Определение высоты оврага, холма | планшет, нивелир | Предметные: представление об абсолютной высоте. Представления о способах показа рельефа на планах и картах. Умение описывать рельеф местности по плану. Умение определять крутизну склонов по топографической карте. Регулятивные: самостоятельно для себя определять новые задачи в познавательной деятельности; планировать пути достижения целей, выдвигать решения проблемы, осознавать конечный результат. Познавательные: устанавливать аналогии , причинно-следственные связи; определять необходимых сведений, производить поиск информации ,анализировать и оценивать ее достоверность . Изучить условные знаки сравнение различных способов показа рельефа на топографических карта и делается вывод о преимуществах и недостатках каждого способа Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами Личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку | |
Описание формы рельефа | планшет, нивелир, компас, рулетка | ||
Изучение поверхности и полезных ископаемых района | Образцы горных пород на берегу реки Волга Определитель горных пород | Предметные: начало создания коллекции горных пород своей местности. Изучение горных пород своей местности и проведение сбора образцов (коллекция) Регулятивные: самостоятельно для себя определять новые задачи в познавательной деятельности; осознавать конечный результат; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно Познавательные: устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; определять необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Коммуникативные: организовывать и планировать учебные действия с учителем и одноклассниками Личностные: осознанное, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважении; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, патриотизм, любовь к Родине | |
Описание родника | Планшет, нивелир, компас, стеклянные банки, бумажный фильтр, 2 колбы | Предметные: изучение и описание свойств воды, и круговорота воды в природе. Проведение опытов по изучению свойств воды. Проведение опыта, показывающего, что вода просачивается в различных горных породах с разной скоростью. Проведение опыта для определения скорости просачивания воды через образцы пород (глина, песок, суглинок). Определение скорости течения реки и направления. Первичные навыки территориального подхода. Регулятивные Самостоятельно для себя определять новые задачи в познавательной деятельности; планировать пути достижения целей, выдвигать решения проблемы, осознавать конечный результат. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно Познавательные устанавливать аналогии , причинно-следственные связи; определять необходимых сведений, производить поиск информации ,анализировать и оценивать ее достоверность. Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Коммуникативные отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами Личностные будут сформирован: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, патриотизм, любовь к Родине | |
Описание внутренних вод района (река, пруд) | план местности, стеклянную банку, нитку с гайкой, мыло, термометр | ||
Описание климата местности. | планшет, термометр, барометр, флюгер, компас | Предметные: проведение опыта, доказывающего существование атмосферного давления. Изготовление самодельного барометра и измерение атмосферного давления самодельным барометром. Изготовление самодельных измерителей направления и скорости ветра (флюгер), количества осадков (дождемер), изменения температуры воздуха (термометр). Элементарные практические умения использования приборов - измерение направления и скорости ветра, количества осадков и температуры воздуха самодельными приборами. Регулятивные: самостоятельно для себя определять новые задачи в познавательной деятельности; планировать пути достижения целей, выдвигать решения проблемы, осознавать конечный результат. Познавательные: устанавливать аналогии , причинно-следственные связи; определять необходимых сведений, производить поиск информации ,анализировать и оценивать ее достоверность Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами Личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению | |
Описание почв | Пробы почв, линейка, планшет, план местности | Предметные: изучение и описание основных свойств почвы. Проведение опытов по изучению свойств почвы. Изучение почвенных горизонтов. Регулятивные: самостоятельно для себя определять новые задачи в познавательной деятельности; планировать пути достижения целей, выдвигать решения проблемы, осознавать конечный результат. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно Познавательные: устанавливать аналогии , причинно-следственные связи; определять необходимых сведений, производить поиск информации ,анализировать и оценивать ее достоверность. Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами Личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, патриотизм, любовь к Родине | |
Комплексная практическая работа «Описание природного комплекса» | Планшет, термометр, линейка, карандаш | Предметные: составление комплексного описания природного района, используя знания и умения, полученные на практике. Регулятивные: самостоятельно для себя определять новые задачи в познавательной деятельности; планировать пути достижения целей, выдвигать решения проблемы, осознавать конечный результат. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно Познавательные: устанавливать аналогии , причинно-следственные связи; определять необходимых сведений, производить поиск информации ,анализировать и оценивать ее достоверность. Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами Личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, патриотизм, любовь к Родине | |
Комплексная работа «Экологический мониторинг территории» (на выбор учащегося) | компас, термометр, барометр, флюгер, рулетка, линейка, карандаш, устройство регистрации результатов экспериментов 3ena DL 40 | ||
Комплексная работа «Экологический мониторинг территории» (на выбор учащегося). Итоговое занятие. |
Перечень приборов и материалов, используемых в работе по программе
учебно-полевой практики.
Для проведения теоретических и практических занятий предлагается учебно-методическое обеспечение:
№ п\п | Наименование прибора (материала) | Назначение |
1. | Карты местности (топоснова1:1000; 1:2000; 1:5000; 1:10000; 1:25000). Планшет, линейка визирная, компас, миллиметровая бумага, рабочая тетрадь, транспортир, микрокалькулятор, гномон (шест) | Картирование объектов, определение местности, выполнение плана местности, картосхем, определение сторон горизонта, в том числе по солнцу |
2. | Колышки, бечёвка, шнур, лента сантиметровая, рулетка, рейки 1,5-2 м. | Разметка пробных площадок, измерение расстояний, определение величины почвенных горизонтов |
3. | Барометр | Барометрическая съёмка, нивелирование |
4. | Гигрометр | Измерение влажности воздуха |
5. | Лопата | Выполнение почвенных разрезов. Прикопок, взятие образцов почвы мягких пород |
6. | Упаковочные материалы: мешочки, картонные коробки, пакеты бумажные, полиэтиленовые | Транспортировка и хранение проб почвы и растительности |
7. | Папка гербарная (ботаническая) | Гербаризация растений |
8. | Банки стеклянные с притертой или полиэтиленовой крышкой; банки стеклянные с воронками | Транспортировка и хранение проб воды |
9. | Сачок водный (гидробиологический) | Взятие образцов водной сауны и флоры |
11. | Посуда химическая: колбы мерные, конические, мерные цилиндры, пипетки, боксы, микробюретки, предметные и покровные стёкла, часовое стекло, чашки Петри, стеклянные палочки, трубочки, кипятильники, пробирки, воронки. | Для качественных и количественных анализов |
12. | Фарфоровая посуда: чашки для выпаривания, керамические пластинки, фильтровальные воронки, ступки с пестиками. | Прокаливание, выпаривание, аналитические определения, измельчение проб почвы и растительности |
13. | Лабораторное оборудование: штативы металлические с держателями кольцами, штативы для пробирок, пинцет, скальпель | Проведение химических анализов; работа с электропечами при прокаливании; взятие проб |
18. | Секундомеры, таймеры | Измерение температуры воды, воздуха; температуры в сушильном шкафу, муфельной печи |
19. | Весы аналитические ВЛР-200 или другого типа; весы технические | Взвешивание технических и аналитических навесок |
22. | Универсальная индикаторная бумага. | Определение рН воды, водных вытяжек и растворов, растительных экстрактов |
23. | Оптический приборы: лупа бинокулярная, микроскоп цифровой; бинокль полевой | Наблюдение за объектами, а природе, наблюдение за микрообъектами, изучение лишайников, пыльцы растений |
26. | Фотоаппарат | Фотографирование природных объектов |
29. | Комплект оборудования для регистрации результатов экспериментов 3ena DL 40 | Датчики для определения уровня звкуа, освещённости, относительной влажности, атмосферного давления и температуры. |
Место проведения полевой практики:
усвоение теоретических знаний – кабинет географии, кабинет информатики МБОУ «Середняковская средняя общеобразовательная школа»;
практикумы и экскурсии – лесной массив д. Середняя, родник д. Коркино, береговая линия рек Волга и Кубань, пруды на территории деревни Середняя и Лежнево, прилегающая к деревне Середняя территория.
Одной из наиболее перспективных форм внеурочной деятельности по географии является учебно - исследовательская практика на экологической тропе. Совместно с учащимися 6 класса мы проложили экологическую тропу и оформили исследовательскую работу по этой теме «Мой родной край». Проводя экскурсии по экологической тропе, мы выполняем практические работы по измерению расстояний, составлению простейшего плана местности, изучаем растительный и животный мир природных экосистем экологической тропы, а так же влияние антропогенной деятельности человека на природу.
Опыт по организации летней полевой практике в общебобразовательной школе может быть использован учителями географии, биологии, экологии для организации внеурочной деятельности в школе в рамках введения ФГОС ООО.
Мною был обобщён опыт по организации внеурочной деятельности в школе. Данный опыт размещён на странице РСМО учителей географии Костромской области по адресу:
Риски, трудности и проблемы в реализации проекта
Среди основных факторов, способных повлиять на организацию летней полевой практики можно выделить следующие:
Фактор риска | Возможные пути разрешения |
отсутствие достаточного финансирования | привлечение средств из дополнительного фонда. |
низкая мотивация учащихся из-за отсутствия стимула | мониторинговое изучение мотивов деятельности учащихся и активное использование нематериальных стимулов. |
отсутствие или недостаточное количество в школе оборудования для проведения практических работ | самостоятельное изготовление оборудования для проведения практических работ |
дефицит учебно-методических пособий | Использование ресурсов Интернет-пространство |
Список использованных источников
Андреева М.А., Дзикович В.А., Матвеев Н.П. Полевая практика по общему землеведению. – М.: Просвещение. 1991
Виленский В.Г., География почв. М.: Высшая школа, 1981г.
Исаченко В.А., Десиенко В.К. Полевые практики по географическим дисциплинам. - М.: Просвещение, 1996
Кузнецов М. А. И др. Полевой практикум по экологии. М.: 1994.
Новиков Ю.В. и др. Методы исследования качества воды водоемов /Под ред. А.П. Шицковой.- М.: Медицина, 1990.- 400 с
Снакин В.В. и др., Экологический мониторинг: Методическое пособие для учителей средних учебных учреждений. - М.: РЭФИА, 1996 1. Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. - М.: АО МДС, 1996.- 192с.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/161907
[Электронный ресурс]. – Режим доступа https://infopedia.su/17x750f.html
ДНЕВНИК
ЛЕТНЕЙ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ
ПО ГЕОГРАФИИ
учени___ _____класса
__________________________________________
«Познавайте свою страну, свой край, свой колхоз,
свою горушку или речонку! Не бойтесь, что малы эти
горушки и речки, ведь из малого вырастает большое».
(Александр Евгеньевич Ферсман)
Мой юный друг!
Ты приступаешь к изучению своего края.
Задания, которые тебе необходимо выполнить, помогут
лучше узнать свой край.
Этот дневник - твоя личная собственность.
Хочется, чтобы он превратился в красочный,
содержательный альбом, благодаря твоим
стараниям и твоим находкам.
Желаю удачи!
Первый день. Инструктаж по технике безопасности.
Дата_______________
Место проведения_______________________________________________
Памятки.
Правила техники безопасности и поведения в лесу и на других объектах для учащихся во время прохождения летней учебно-полевой практики.
Всем учащимся на экскурсиях в лесу и других объектах необходимо соблюдать требования о нормах поведения в лесах, изложенные в специальной инструкции.
Всем учащимся перед выходом в лес иметь на руках и уметь пользоваться схемой квартальной сети лесного массива, где проводится летняя практика.
В лесу разрешается работать группами по 3—4 человека. Нельзя отставать от группы в свободное время с целью прогулок или сбора грибов и ягод.
Не делать остановок и не производить работ вблизи сухостойных деревьев, могущих упасть.
Не подходить и не прикасаться к вышкам линий электропередач, к провисшим и оборванным проводам, не влезать на деревянные вышки и сооружения.
Во время грозы не укрываться под высокими деревьями.
При выполнении самостоятельных заданий выполнять лишь работы, указанные руководителем практики.
Не переходить речек вброд.
При групповом переходе болота иметь при себе каждому 2-4 м палку (слегу).
Соблюдать в лесу правила пожарной безопасности.
Недопустимо разорять птичьи гнёзда и муравейники.
Бережно относится к растениям: не ломать молодые растения, не рвать цветов целыми охапками, не собирать редкие охраняемые растения для гербария, не засорять лес и другие места прохождения практики мусором.
Всем учащимся соблюдать правила техники безопасности при пользовании лесозаготовительными и землекопными инструментами.
Требования к проведению экскурсии.
Во время экскурсий необходимо соблюдать следующие требования:
Работать строго по плану.
Быть аккуратным при сборе материалов и оформлении, вести чёткие и исчерпывающие записи на полевых бланках и в дневнике.
Растения собирать только в сухую погоду.
Не собирать для гербария редкие и охраняемые виды растений.
Во время экскурсий соблюдать технику безопасности, правила противопожарной охраны леса и полную дисциплину.
__________/________________/
Второй день. Изображение здания школы в масштабе.
Дата_______________
Место проведения_______________________________________________
Оборудование: планшет (лист фанеры или картона с приколотым на него листом бумаги формата А4), карандаш, линейка, рулетка.
Ход работы
1.Выберите масштаб, в котором вы будете изображать школу .Рекомендуемый масштаб: 1 : 1000 или 1 : 2500.
2. Измерение длины шага при обычной ходьбе:
1) Отметить начало и конец дистанции: ________ метров.
2) Проходя дистанцию, сделано ____________ шагов.
3) Определить длину шага, деля расстояние на число шагов:
Длина шага равна ________________ метров.
3.Измерьте шагами длину каждой стены школы в метрах.
4. Расстояние между объектами рассчитывать по формуле:
Расстояние между объектами = длина шага * число шагов
5. Переведите метры в сантиметры.
6. Вычислите и заполните колонку 5 в таблице. Для этого расстояние между объектами : на величину масштаба.
7. Изобразите здание школы на планшете.
| Длина стены в шагах | Длина стены в метрах | Расстояние между объектами в метрах | Расстояние между объектами в сантиметрах | Длина стены на плане местности |
1 | | | | | |
2 | | | | | |
3 | | | | | |
4 | | | | | |
5. Подпишите численный и именованный масштабы, в которых изображена школа.
6. Оформите работу и сдайте её учителю.
7. Закончите предложения.
Сегодня я узнал…. | Сегодня я научился | У меня не получилось |
| | |
| Масштаб численный ________________________ Масштаб именованный _________________________________ |
Третий день. Ориентирование. Определение направлений, азимутов на местности.
Дата_______________
Место проведения_______________________________________________
Оборудование: планшет, компас, линейка, карандаш, рулетка, ластик., транспортир.
Ход работы
1. Вспомните способы ориентирования на местности. Из предложенных способов выберите те, которые вы смогли применить сегодня на практике. Опишите эти способы ориентирования в полевом дневнике.
|
|
|
| | |
|
|
|
| | |
|
| |
| | |
2. Выберите пять пар любых объектов и определите их взаиморасположение. (Пример: гараж находится к северо-западу от школы.) Свои примеры запишите в тетрадь.
Первый объект | Второй объект | Направление |
Гараж | Школа | Северо-запад |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
3. Вспомните, что такое азимут. Установи последовательность этапов определения азимута. Запишите правильный ответ.
Определить с помощью транспортира значение уже по часовой стрелке.
От точки стояния условно провести линию, совпадающую с направлением на север.
Определить направление на север.
| | |
4. От ____________________ определите азимут на пять любых объекта.
(название объекта)
| Объект | Азимут |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
5. Перед вами 3 прибора: курвиметр, астролябия и буссоль. Определите, под какими номерами они расположены и кратко опишите их назначение.
| | |
| | |
___________________________________________________________________
____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
6. Закончите предложения.
Сегодня я узнал…. | Сегодня я научился | У меня не получилось |
| | |
Четвёртый день. Составление плана местности методом маршрутной съёмки.
Дата_______________
Место проведения_______________________________________________
Оборудование: планшет, карандаш, линейка, компас, рулетка, циркуль – измеритель, ластик.
Ход работы
1. Определите маршрут своего движения. Объекты, находящиеся вблизи маршрута движения, должны быть доступны для съёмки.
2. Разбейте маршрут на отрезки с учётом поворотов.
3. С помощью компаса ориентируйте планшет.
4. Выберите масштаб плана и подпишите его.
5. Измерьте длину шага при обычной ходьбе. Длина шага равна ____ метров, ______ см.
6. С помощью компаса определите направление, в котором идёт первый отрезок маршрута, и проведите его на планшете.
7. Измерьте шагами длину первого отрезка маршрута.
8. Переведите измеренную длину в сантиметры в соответствии с масштабом. Изобразите отрезок на планшете.
9. Определите расстояния до всех видимых объектов. Переведите их в сантиметры в соответствии с масштабом. С помощью условных знаков обозначьте объекты на планшете.
10. Повторите все необходимые операции (пункты 5—8) на других отрезках маршрута.
Номер участка | Направление | Длина отрезка в шагах | Длина отрезка в сантиметрах на плане |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
4 | | | |
5 | | | |
| | | |
| | | |
11. Оформите план и сдайте его учителю.
12. Закончите предложения.
Сегодня я узнал…. | Сегодня я научился | У меня не получилось |
| | |
| Масштаб ________________ |
Пятый день. Виды съемки местности. Полярная съемка.
Дата_______________Место проведения_______________________________________________
Оборудование: планшет, карандаш, линейка, компас, рулетка, транспортир, ластик.
Ход работы
С помощью компаса сориентируете планшет по сторонам горизонта.
Нанесите исходную точку – ИТ – на лист планшета.
Установите компас на планшете в ИТ и определите направление и азимут от ИТ на окружающие предметы.
От исходной точки определите расстояние с помощью рулетки до окружающих предметов.
Полученные результаты обобщите и занесите в таблицу.
Наблюдаемый объект | Расположение объекта по отношению к ИТ | Азимут движения к объекту | Расстояние до объекта на местности в см | Расстояние до объекта на плане в см |
1. | | | | |
2. | | | | |
3. | | | | |
4. | | | | |
| | | | |
6. Нанесите на лист планшета все имеющиеся на исследованном полигоне географические объекты.
7. 1. По GPS –навигатору определите географические координаты своего местоположения в настоящее время.
Широта_______________ Долгота __________________
7.2. Определите, какие государства мира пересекает параллель (меридиан), на которой вы стоите?
Параллель: ________________________________________________________________________
Меридиан:_________________________________________________________________________
8. Закончите предложения.
Сегодня я узнал…. | Сегодня я научился | У меня не получилось |
| | |
| Масштаб ________________ |
Шестой день. Определение высоты (глубины) холма, оврага.
Дата_______________
Место проведения_______________________________________________
Оборудование: нивелир, рулетка, компас, линейка, карандаш, ластик, колышки (3-5), молоток, фломастеры, планшет.
Ход работы
1. Выберите форму рельефа, которую вы будете описывать (овраг, карьер, холм и т. д.).
2. Измерьте относительную высоту (глубину) этой формы рельефа с помощью нивелира.
4. Заполните таблицу.
5. По GPS –навигатору определите абсолютную высоту описываемых форм рельефа.
Форма рельефа | Относительная высота (глубина), м | Абсолютная высота (глубина), м |
1. | | |
2. | | |
3. | | |
4. | | |
| | |
6. Закончите предложения.
Сегодня я узнал…. | Сегодня я научился | У меня не получилось |
| | |
Седьмой день. Описание формы рельефа.
Дата_______________
Место проведения_______________________________________________
Оборудование: нивелир, рулетка, компас, линейка, карандаш, резинка, мешочки для образцов , транспортир, колышки (3-5), молоток, фломастеры, планшет.
Ход работы
1. Выберите форму рельефа, которую вы будете описывать (овраг, карьер, холм и т. д.).
2. Измерьте относительную высоту (глубину) этой формы рельефа с помощью нивелира.
3. С помощью компаса определите, в каком направлении вытянута форма рельефа.
4. Определите длину своего шага при помощи рулетки. Шагами измерьте длину и ширину формы рельефа. Выразите её в метрах.
5. Заполните таблицу.
Форма рельефа | Относительная высота (глубина) | Направление, в котором вытянута форма рельефа | Длина формы рельефа, м | Ширина формы рельефа, м |
1. | | | | |
2. | | | | |
3. | | | | |
4. | | | | |
| | | | |
6. Ориентируйте планшет.
7. Нанесите форму рельефа на планшет: длину и ширину выразите в масштабе, высоту покажите при помощи горизонталей и отметки высоты.
8. Выясните, какие силы влияют на форму рельефа. Опишите, как проявляется это влияние на описываемой форме рельефа. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Опишите изменения формы рельефа под влиянием деятельности человека.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Оформите работу.
| Масштаб ________________ |
11. Закончите предложения.
Сегодня я узнал…. | Сегодня я научился | У меня не получилось |
| | |
Восьмой день. Изучение полезных ископаемых.
Дата_______________
Место проведения_______________________________________________
Оборудование: образцы горных пород, определитель горных пород.
Ход работы
1.Рассмотрите горные породы.
2.С помощью определителя определите по образцам горную породу (приложение).
3.Заполните таблицу.
План | Описание горной породы | ||
Образец №1 | Образец №2 | Образец №3 | |
1 Название | | | |
2.Плотность( рыхлая, пористая, сыпучая) | | | |
3Масса (лёгкая, тяжёлая) | | | |
4.Цвет (сероватая, красноватая или зеленоватая, белая, бурая) | | | |
5.Блеск | | | |
6. Твёрдость (твердая, средней твердости, хрупкая) | | | |
7.Размер обломков (среднеобломочная, крупно, монолит) | | | |
8.Растворимость в воде | | | |
9.Происхождение | | | |
4 . Выявите горные породы, которые используются в хозяйственной деятельности человека.
Для этого заполни таблицу, подобрав названия горных пород.
| Где используются горные породы | Название горных пород |
1 | В строительстве шоссейных дорог | |
2 | В строительстве домов, печей | |
3 | Для записи на доске, асфальте и др. | |
5. Закончите предложения.
Сегодня я узнал…. | Сегодня я научился | У меня не получилось |
| | |
Приложение. Определитель горных пород.
Название | Описание | Изображение |
ИЗВЕСТНЯК. | Светлая порода, состоящая из скелетов мелких морских организмов. Растворяется в кислоте . |
|
ТОРФ. | Бурая или черная рыхлая порода, состоящая из не полностью перегнивших остатков растений |
|
ПЕСОК. | Сыпучая порода, состоящая из мелких обломков минералов размером 0,1-2 мм |
|
ПЕСЧАНИК. | Плотная твердая порода, состоящая из скрепленных между собой мелких обломков минералов размером 0,1-2 мм |
|
ГЛИНА. | Землистая порода, состоящая из мельчайших частичек минералов, легко растирается пальцами в порошок. Легко впитывает воду, становясь пластичной |
|
МЕЛ | горная порода белого цвета, мягкая и рассыпчатая, нерастворимая в воде, |
|
Девятый день. Описание родника на местности.
Дата_______________
Место проведения_______________________________________________
Оборудование: бутылка с пробкой, термометр, поплавок, водомерная рейка, белый диск, размеченная на метры верёвка, верёвка с грузом на конце, компас.
Ход работы
1. Выберите родник.
2. Опишите объект по плану.
3. Оформите работу и сдайте её учителю.
План описания родника
1. Описание местности. Определите форму рельефа в месте выхода родника, горные породы, которыми сложена местность.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
2. Описание места выхода воды. Определите, куда стекает вода, направление её течения.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Описание свойств воды. С помощью термометра определите температуру воды (термометр надо держать в воде до тех пор, пока не остановится столбик ртути).
Наберите воду в бутылку и определите её органолептические показатели (приложение).
Показатели | Родник № 1 | Родник № 2 | ||
Органолептическая оценка | балл | Органолептическая оценка | балл | |
1. Прозрачность | | | | |
2. Цветность | | | | |
3. Загрязненность по внешнему виду | | | | |
4. Запах | | | | |
5. Температура | | | | |
Итого: | | | | |
4. Опишите, как используется родник.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
5 . Предложите меры по охране родника.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
6.Закончите предложения.
Сегодня я узнал…. | Сегодня я научился | У меня не получилось |
| | |
Приложение. Балльная оценка качества родниковой воды.
Показатель качества | Органолептическая оценка родниковой воды | Балл | Оценка |
1. Прозрачность | Прозрачная | 4 | Отлично |
Маломутная | 3 | Хорошо | |
Средней мутности | 2 | Удовлетворительно | |
Мутная | 1 | Неудовлетворительно | |
2. Цветность | Малая | 4 | Отлично |
Средняя | 3 | Хорошо | |
Высокая | 2 | Удовлетворительно | |
Очень высокая | 1 | Неудовлетворительно | |
3.Загрязненность по внешнему виду | Отсутствие пятен и пленок | 4 | Отлично |
Отдельные пятна и серые пленки на поверхности воды | 3 | Хорошо | |
Отдельные примазки нефтепродуктов на растительности. Нефтепродукты и другие виды отравляющих веществ покрывают большую часть поверхности родника | 2 | Удовлетворительно | |
Поверхность родника покрыта пятнами | 1 | Неудовлетворительно | |
4.Запах | Запах не ощущается | 4 | Отлично |
Запах сразу не ощущается, но обнаруживается при нагревании | 3 | Хорошо | |
Запах легко замечается и вызывает неодобрительный отзыв о качестве воды | 2 | Удовлетворительно | |
Запах настолько сильный, что делает воду непригодной для питья | 1 | Неудовлетворительно | |
5.Температура | + 4 - +60С | 1 | Низкая |
+ 7 - +120С | 2 | Оптимальная |
Суммарная оценка по указанным органолептическим показателям позволяет определить оценку качества родниковой воды:
Отлично – от 16 и выше
Хорошо –14– 16 балла
Удовлетворительно – 10 – 13 баллов
Неудовлетворительно – менее 10 баллов
Десятый день. Описание внутренних вод.
Дата_______________
Место проведения_______________________________________________
Оборудование: бутылка с пробкой, термометр, поплавок, водомерная рейка, белый диск, размеченная на метры верёвка, верёвка с грузом на конце, компас.
Ход работы
1. Выберите объект для описания (небольшая река, пруд, болото и т. д.).
2. Опишите объект по плану.
3. Оформите работу и сдайте её учителю.
План описания реки (ручья)
1) Описание местности. Опишите рельеф территории, по которой течёт река, горные породы, которыми она сложена.
2) Описание русла и берегов реки. Определите извилистость русла, размыв берегов, наличие отмелей, притоков, выходов подземных вод. У небольшой реки измерьте ширину (с помощью размеченной верёвки) и глубину в разных частях русла (с помощью водомерной рейки),
3) Описание течения реки. С помощью компаса определите направление течения реки. По карте установите, где её исток и устье. С помощью поплавка определите скорость поверхностного течения реки.
4) Описание свойств воды. С помощью термометра определите температуру воды. Для определения прозрачности воды можно использовать белый диск. Его опускают на верёвке с грузом на конце. Глубина, на которой диск становится невидимым, показывает прозрачность воды.
5) Описание использования реки и мер по её охране.
Описание реки (ручья) ____________
1) Описание местности. | |
2) Описание русла и берегов реки. | |
3) Описание течения реки. | |
4) Описание свойств воды. | |
5) Описание использования реки и мер по её охране. | |
6. Закончите предложения.
Сегодня я узнал…. | Сегодня я научился | У меня не получилось |
| | |
Одиннадцатый день. Описание климата местности.
.Дата_______________
Место проведения_______________________________________________
Оборудование: термометр, нивелир, барометр – анероид, пёрышко, комплект оборудования для регистрации результатов экспериментов 3enaDL 40
Ход работы.
Измерьте температуру воздуха в течение суток. Начертите график изменения температуры воздуха за сутки. Предварительно подсчитайте, сколько клеточек займет вертикальная ось, если одна клеточка соответствует ___°С, и сколько — горизонтальная ось (2 клеточки — один срок наблюдений).
Часы | Температура воздуха | |
показатели термометра | показатели датчика температуры воздуха | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
По графику определите:
Когда температура воздуха была самой низкой? | |
Когда температура воздуха была самой высокой? | |
Чему равна суточная амплитуда температуры? | |
Чему равна средняя суточная температура? | |
3. Определите с помощью флюгера и пёрышка направление ветра. Данные сравните. и диаграмму облачности за месяц.
1 способ – по вращению флюгера определяем направление ветра; по движению пластинок определите скорость в м/с.
2 способ – опускаем перышко, засекаем время полета и расстояние, которое оно пролетело. По формуле V=S:t находим скорость. Проводим замеры 3 раза, чтобы найти среднюю скорость.
4. Определите виды облаков и состояние облачности (визуально).
Направление ветра
флюгер | С | СВ | В | ЮВ | Ю | ЮЗ | 3 | СЗ | ||
| | | | | | | | |||
пёрышко | | | | | | | | | ||
Показатель облачности | Ясно | Облачно | Переменная облачность | |||||||
| | |
5. Определите атмосферное давление с помощью барометра – анероида и датчика атмосферного давления на разной высоте.
Относительная высота | Атмосферное давление | |
показатели барометра – анероида | показатели датчика атмосферного давления | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Сделайте вывод: ___________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Решите кроссворд.
По вертикали:
1. Прибор для измерения температуры воздуха.
2. Скопление в атмосфере на значительной высоте мельчайших капелек воды или кристаллов льда, выделившихся при охлаждении воздуха, насыщенного водяными парами.
3. Прибор для определения направления и силы ветра.
4. Воздушная оболочка Земли.
По горизонтали:
1. Нижний слой атмосферы от поверхности Земли до высоты 8-12 км.
5. Капелька воды, осаждающаяся при конденсации на поверхности растений.
6. Один из видов атмосферных осадков.
7. Прибор для измерения давления воздуха.
7. Установите соответствие между названием приборов, метеорологическими элементами, которые они измеряют и единицами измерения, которые характеризуют данные метеоэлементы.
Прибор | Метеорологический элемент | Единица измерения | |||
Барометр | А | Осадки | а | Баллы (метры) в секунду | |
Психрометр | Б | Сила (скорость ветра) | б | мм рт ст (гПа, мбар) | |
Осадкомер | В | Атмосферное давление | в | мм | |
Анемометр | Г | Влажность воздуха | г | % г/м3 |
8. Закончите предложения.
Сегодня я узнал…. | Сегодня я научился | У меня не получилось |
| | |
Двенадцатый день. Описание почв местности.
Дата_______________
Место проведения_______________________________________________
Оборудование: совочки для взятия почвы, лопата.
Ход работы.
1. Определите мощность почвы и отдельных ее горизонтов с помощью линейки или рулетки. Обозначьте почвенные горизонты на рисунке.
Условные обозначение:
А0 - _______________________________________________
А1 - _______________________________________________
А2 - _______________________________________________
В - _______________________________________________
С - _______________________________________________
2. Определите механический состав почвы о методом раскатывания увлажненной почвы: небольшое количество почвенного материала смачите водой до консистенции густой и вязкой массы. Эту массу скатайте на ладони в шарик диаметром 1-2 см. Шарик раскатайте в шнур диаметром 3 мм, который затем согните в кольцо с наружным диаметром 3см.
3. Определите структуру почвы.
4. Результаты работы занесите в таблицу.
| Образец №1 | Образец №2 | Образец №3 |
механический состав |
|
| |
структура (рассыпчатая, комковатая, каменистая, зернистая). |
|
| |
виды растений, способные произрастать на данном типе почв |
|
| |
5. Закончите предложения.
Сегодня я узнал…. | Сегодня я научился | У меня не получилось |
| | |
Тринадцатый день. Комплексная характеристика ПК.
Дата_______________
Место проведения_______________________________________________
Оборудование: планшет, термометр, линейка, карандаш, компас, термометр, барометр,
флюгер, рулетка, линейка, устройство регистрации результатов экспериментов 3ena DL 40
Ход работы
1. Выберите природный комплекс, который вы будете характеризовать (овраг, балка, долина реки (речная пойма) и т. д.).
Для характеристики наметьте площадку размером 10х10 м на открытой местности, 20х20 м в лесу, 5х20 м на дне оврага и т. д.
2. Охарактеризуйте природный комплекс по плану:
1) географическое положение;
2) взаимосвязь компонентов: рельефа и горных пород, почв, вод, растительности, животных;
3) влияние человека на ПК.
3. Оформите работу в виде таблицы или схемы и сдайте её учителю.
Природный комплекс _________________________________
1) географическое положение | Область | | ||||
Район | | |||||
Окрестности населённого пункта | | |||||
Географические координаты | | |||||
Направление по отношению к школе | | |||||
2) Рельеф | Характер поверхности | | ||||
Относительная высота местности | | |||||
Абсолютная высота местности | | |||||
3) Климат | ||||||
Время наблюдения | А.Д. | температура | ветер | облачность | осадки | |
9.00 | | | | | | |
13.00 | | | | | | |
4)Характер водоснабжения территории | | |||||
5) Почвы | Механический состав почвы | | ||||
Структура почвы | | |||||
6) Раститель-ность, её типичные представители | | |||||
7) Основные представители животного мира | | | ||||
8) влияние человека на ПК | |
4. Вспомните о связях между компонентами природы и найдите их проявление на местности.
___________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Составьте топографический план изучаемого природного комплекса с помощью условных знаков.
6. Сделайте вывод о проделанной работе.
___________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Закончите предложения.
Сегодня я узнал…. | Сегодня я научился | У меня не получилось |
| | |
| Масштаб ________________ |
Маршрутный лист летней полевой практики.
Мой друг! Предлагаю тебе отмечать свой путь прохождения полевой практики. Если ты успешно справился со всеми заданиями, закрась фигуру зелёным цветом, возникли трудности – жёлтым, ничего не получилось – красным цветом.
Марьясова Ирина Евгеньевна
Сухова Елена Владимировна
Дьячкова Наталья Анатольевна