Статья «Развитие творческого потенциала через организацию научно-исследовательской деятельности учащихся»

1
0
Материал опубликован 5 February 2017

«Развитие творческого потенциала через организацию научно-исследовательской деятельности учащихся».

Лесная Е.Н., учитель английского языка

МБОУ СОШ №4 с УИОП им. Г. К. Жукова

Актуальность данной темы диктуется условиями внедрения ФГОС, где на первый план выходит развитие личности учащегося и его созидательного потенциала. Поскольку основой творческого развития ученика является творческая педагогическая деятельность, то лучший способ для учителя раскрыть потенциал ученика – самому быть креативой личностью.

В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость. 

Особого внимания заслуживает в этой связи научно-творческая деятельность учащихся. Эта работа является одним из путей воспитания интеллектуальной инициативы школьников, формирования у них творческого мышления. Исследовательская деятельность отличается тем, что таит в себе огромные возможности для развития ученика, дает право на поиск, требует подключения воображения, способствует проявлению его способностей. Именно это ведет его к самостоятельным креативным открытиям.

Научное исследование характеризуется научным творчеством. Под творческими способностями учащихся понимают то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, а способность создавать, формулировать и разрабатывать необычные, оригинальные идеи, а также использовать нестандартные способы деятельности. Включение в проектную деятельность позволяет развивать творческий потенциал учащихся,  как на уроках, так и во внеурочное время. Научное творчество, как показал опыт, есть проявление интеллектуальной, духовной, творческой активности учащихся. Научное творчество проявляет и развивает такие стороны творческого мышления, как «чувствительность к проблеме», «умение разрабатывать гипотезу», «умение видеть проблему», «беглость и гибкость», а также «оригинальность» мышления.

В нашей школе данный вид работы присутствует уже не первый  год, и количество ребят желающих проявить свои исследовательские навыки растет, как и число педагогов работающих с ними. Одним из направлений научно-исследовательской деятельности учащихся является подготовка к научно-практической конференции. Школьные научно-практические конференции, являются итогом многомесячной исследовательской, творческой деятельности учеников, осуществляемой под руководством учителей. Они дают возможность раскрыться одаренной личности, проявить все качества характера, т.е. являются своеобразным психологическим тренингом. Образовательные потребности таких учащихся высоки и не всегда предусмотрены рамками программы, поэтому конференции – оптимальная форма работы, целью которой является формирование и расширение знаний по предмету, развитие мировоззренческих позиций.

Основываясь на собственном опыте в данном направлении, можно описать основные этапы работы в ходе подготовки к научно-практической конференции.

На начальном этапе работы ведется ознакомление с перечнем предлагаемой тематики и в соответствии со своим интересом выбирается тема с учетом востребованности и актуальности проблемы на данный период времени.

Далее составляется примерный план, основная часть которого в ходе работы над темой будет уточняться, конкретизироваться. Научный руководитель на консультациях направляет деятельность учащегося, контролирует этапы выполнения работы, оценивает полученный результат. На этапе планирования определяются сроки представления результатов (конечные и промежуточные), дорабатывается сама идея с учетом актуальности темы.

В процессе работы над избранной темой необходимо умение не только осуществлять поиск и локализацию информации, но и способность дать критическую оценку полученной информации из различных источников.

В ходе подготовки к научно-практической конференции необходимо дать поработать с различными информационными носителями - от книги до компьютера. Важно, чтобы школьник мог постоянно использовать не только книги, журналы и статьи фондов библиотек, (каталоги при этом помогут в поиске), но и компакт - диски и Интернет, консультации специалистов, справки по телефону. Определенные трудности для учащегося представляет умение вести библиографические записи, правильно указывать источник информации. Своевременно данное объяснение того, как правильно цитировать используемую литературу, делать ссылки на нее, составлять список литературы, так же является залогом успеха.

Систематизация записей, дальнейшее оформление научно- исследовательской работы невозможна без использования компьютера.

Вся научно-исследовательская работа состоит из двух частей: теоретической и практической.

Результат работы должен быть представлен в таком виде, чтобы его могли оценить другие. Работа оформляется в соответствии с требованиями и на основе её содержания готовится небольшое (4-5 минут) выступление в форме презентации на итоговой конференции.

 В результате проделанной работы были сформированы ключевые компетентности:

1. Для того, чтобы разобраться в каждом термине или понятии, необходимо найти ему в подтверждение практический пример или практическое объяснение.

2.  Умение критически осмысливать материал, представленный в книге, т.е. необходимо уметь самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы. Определяя верность или ложность того или иного понятия, необходимо ставить себе следующие вопросы. – Какое понятие даёт наиболее объективное представление по существу изучаемого вопроса? – Какое мнение из представленных в литературе наиболее объективно? – Подтверждается ли теоретическое положение фактическим материалом?

3. Умение чётко и ясно излагать свои мысли. Каждое положение своего исследования необходимо излагать последовательно, не перескакивая с одной проблемы на другую.

Таким образом, на основании   вышеизложенного, следует сделать   вывод, что  детская одарённость – сложное,  многоаспектное  явление. Современные учёные сходятся в том, что одарённость – потенциал, который может привести к успеху, а может и не реализоваться, при этом очень многое зависит от окружающей среды и педагогического руководства. Творческая инициатива ребенка развивается только тогда, когда инициативен педагог.

Для того, что бы работа в этом направлении была результативной, и сам учитель должен обладать определёнными компетентностями:

- быть творческой личностью

- постоянно заниматься самообразованием

- занимать активную педагогическую позицию

- иметь собственное стремление к исследовательской деятельности

- уметь прогнозировать перспективу

Основная цель организации работы с одарёнными школьниками: развитие у учащихся интереса к интеллектуальной деятельности, склонности к выполнению сложных заданий, способности творчески мыслить, а также укрепить в них уверенность в своих силах. Достижение её возможно при реализации следующих задач:

1) выявлять способных и одарённых учащихся, проявляющих интерес к предмету;

2) использовать индивидуальный подход в работе с одарёнными учащимися на уроках и  во внеурочное время с учётом возрастных и индивидуальных способностей.

Об эффективности работы педагога в данном направлении можно судить по результативности участия учащихся в  научно-практических конференциях разного уровня, по выбору предметов для прохождения государственной итоговой аттестации и, соответственно, уровню,  который они при этом показывают.

В процессе развития творческого потенциала через организацию научно-исследовательской деятельности идет практическая подготовка учащихся к дальнейшему обучению на студенческой скамье. Умение работать с рекомендованной литературой, а это является основой научного исследования. Необходимо читать материал последовательно, т.е. необходимо читать источник по порядку, досконально изучать все термины и понятия. Сформировав необходимые умения, навыки и нестандартный подход к решению ситуаций, школьники готовы к работе на следующей ступени образовательного процесса. Научно-исследовательская работа учащихся, как никакая другая деятельность, формирует у них творческие качества, необходимые для профессиональной карьеры и социальной адаптации независимо от выбора профессии.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации