12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
ГАЛИНА302

 

Комплексный  анализ   художественного текста

Пособие  для  учителя   русского языка  и  литературы  (9-11  класс)

 

 Одна   из  целей  изучения   литературы,  обозначенных   в  Проекте   стандарта  основного  образования,- « овладение   умениями творческого  чтения  и  анализа  художественных  произведений   с  привлечением базовых   литературоведческих   понятий  и  необходимых   сведений  по  теории  литературы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воровщикова Г.А.-  учитель  русского  языка и  литературы  МОУНСОШ

 

 

 

 

                                                            2018год

 

 

 

 

image-20191023054512-1.jpeg

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа  по  развитию   речи  учащихся  в  школе  многогранна. На  уроках   русского  языка   и  литературы    изучается  не  просто   русский  язык,  а  литературный  язык,  основным  отличием  которого   ото  всех  остальных  форм    является  его   нормированность,  то  есть  наличие   системы  официально   признанных  и  пропагандируемых форм,  закрепленных   в  различных  словарях,  справочниках  и  учебниках.  И  научить  учащегося   грамотному   владению   русским  литературным   языком -  основная  задача   учителя.

Изучению   литературы   и  русского  языка   сопутствует   многообразная   творческая  работа  учителя  и  ученика. Она значительно     расширяет   возможности   общения   школьника  с  литературой   и  всем  миром  искусства.

Одна   из  целей  изучения   литературы,  обозначенных   в  Проекте   стандарта  основного  образования,- « овладение   умениями творческого  чтения  и  анализа  художественных  произведений   с  привлечением базовых   литературоведческих   понятий  и  необходимых   сведений  по  теории  литературы». Еще  больше  внимания  уделяется  анализу текста  в  Проекте  стандарта  старшей  школы,  даже  базового  её  варианта: «совершенствование   умений  анализа и  интерпретации   литературного  произведения  как  художественного   целого  в  его  историко-литературной обусловленности  с  использованием  теоретико-литературных  знаний».В условиях   стандартизации   образования, унификации   субъекта  учебной  деятельности   грамотные  анализы   художественных  текстов   становятся   незаменимым   фактором    творческого,  культурно- эстетического   развития   современных   школьников.

Русскому  человеку   всегда  была свойственна   неповторимая душевная   трепетность, открытость   и   непосредственность   в  восприятии  мира,  жизни, реакции   на  них  и  в самом  выражении   этой  реакции.  Здесь   литература выходит   в  лидеры   среди  всех   учебных   предметов   и  видов  деятельности.

В   центре  внимания оказывается   прежде  всего  реальный  художественный  текст, составляющий   непреходящую  художественную  ценность  отечественной   духовной  культуры.

Во  все  времена   содержание  художественного   произведения   составляло   основу   литературного   образования. В  процессе   освоения   конкретного   художественного  произведения   возникает  художественный  мир  писателя.

Художественный  мир   имеет  свои  закономерности:  он   многозначен   и  неповторим. Именно   в  нем   живут   великие   фигуры   словесности:  Татьяна  Ларина,  князь  Мышкин,  Григорий  Мелехов…Они  несут  существенные   признаки   этого мира, общеэстетическую  и  социальную  значимость.

В  мире   писателя   действуют   свои  жизненно-  эстетические   закономерности:  Раскольников  с  топором  ворвется  к  старушке-  процентщице , Анна  Каренина бросится  под  поезд    в  поселке  Обираловка…

За  высоким  нравственно-эстетическим содержанием   мира  литературных   произведений   возникает   трагическая  и  загадочная   фигура  создателя,   творца-  писателя.  Он  мыслитель   высочайшего  уровня,  равный  Аристотелю,  Канту.  От  них   он  отличается  великим   даром   творческого   художественного  воображения.  Он  правит   этим миром,  он  определяет   поступки  героев. Великий   философ  древности, поэт  и  правитель  Салон,  недаром  говорил, что  поэт   должен   править   государством.

Вот  откуда   возникает   непреходящий   интерес   к  жизни, переживаниям, деятельности  художника  слова. 

Апробируя  в  своей  работе   разноуровневые   анализы   художественных  текстов,  я  хотела  бы поразмышлять  вместе   с  вами  о   новейшем  подходе  к  этой  довольно  трудной   для  обучающихся   работе.  Чтобы  это  занятие   не  показалось   нам  скучным,  предлагаю   особый  вид  композиции: краткометражный  фильм,  состоящий  из  7  серий  под  общим  названием «Ирония  судьбы, или анализ  со смыслом».И, как  положено,  мы  выберем   режиссера,  актеров  и,  конечно,  создадим  особую,  располагающую   к плодотворной  работе  обстановку.

Итак,  фильм  первый. «  Анализ   второй  встречи  Р.Раскольникова  И  С.Мармеладовой».

Убогая  комнатушка,  создающая  впечатление  крайней  безысходности,  голый  стол,  стул,  на  столе  Евангелие.

Роман  Ф.М. Достоевского -  какой-то  вихрь   событий,  исповедей, скандалов,  убийств. Роман- прохождение   главного  героя   через  «  все  круги  ада»,  в  которые   он  попадает,  еще  не  придя   на  суд  божий. Вечная  боль,  подобная  боли  Христа,  сопровождает   его  повсюду, терзая  с  самого  начала  пути. Этот  путь-путь  против  себя,  правды,  веры, Христа,  человечества.

Для  этого  эпизода  очень  важным  будет  психологический  анализ. Описание  состояния  героя  становится  всеобщей  стихией  романа. Главным  достижением  здесь  считается  « принцип  маятника»,  то  есть  изображение   не  столько  эволюции   внутреннего  мира,  сколько   колебаний   между  силами  добра и  зла  в  душе  героя,  конфликта между  сознанием  и  подсознанием,  намерением  и  его  осуществлением. Общим  приемом,  характерным  для  психологизма,  является  использование  монологов  и  диалогов. Поэтому  двум  учащимся  заранее   дается  задание  подготовиться   к  эмоциональному чтению  этого  эпизода(  важно  объяснить  участникам   мини-спектакля,  что  этот  монолог   очень  труден  для  героя: он  ищет  в  себе  не  возможность оправдания  своего  преступления,  а  необходимость  понять,  осознать   пагубную   сущность своей  теории. Далее  класс  делится  на  три  группы(  дифференцированные  задания).Каждый  ученик  имеет технологическую  карту урока,  в  которую  по  мере  выполнения  заданий  группами  заносятся  основные  тезисы.

1группа: Выпишите  слова, которые  указывают  на  особенность  состояния героя. Дайте   им этимологическую, лексическую  характеристику. Постройте  ассоциативную  цепочку.

Мрачно (мрак- заимствовано  из  ст.-сл.яз. Мрак<*morkъ   после  развития  неполногласия. Корень  тот же,  что  в  мерцать,  обморок, морочить.

Темнота-(темь)-собств.русское. Образовано с помощью  темы-ь  от  той  же основы,  что  и  тьма.

Вошь- общеслав. Общепринятой  этимологии не  имеет. Вероятнее  всего , с  помощью  суффикса j  от  той  же  основы vos  «то,  что ест, кусает)

Мука- общеслав. Образовано  с  помощью   темы- а  от  той  же  основы,  что   и  в  слове  мягкий,  но  с  гласными  на  другой ступени  чередования(о/е  соврем. орфограф.у/я)

Паук-общеслав. Образовано  с  помощью  приставки  по  -от *akъ(Q  из on,о<у)родственного греч.onkos-крючок

Тварь-(живое существо).Общеслав. Образовано  с помощью  темы -ь  от  того  же корня(твар-), но  в  перегласованном  виде,  что  и  творить.  Бранное  значение  тварь  является  собственно-русским  и  возникло  в  результате  лексико-семантического  способа  словообразования.

Аналогичная  работа  проводится с  Толковым  словарем.

                                                  

                                    Ассоциативный  ряд

вошь

мука

темнота

тварь

Мерзкая тварь, ничего  не  значащая, вызывающая  отвращение, грязь, мрак

Голгофа, крест

Мрак, безысходная  ситуация, непонимание  происходящего

Низкий,  подлый, малозначимый

(  в  бранном  значении).

Но  у  М.Ю  Лермонтова

«Пророк»

Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;(все  живое  в мире природы)

 

Вывод-интеграция с  моим  собственным  восприятием эпизода:  передо  мной  лежат  4  кубика  разных  цветов,  каждый цвет  ассоциирует  особое (только  моё)  восприятие  происходящего. Моя  задача -попробовать,  разделив  текст  на  части,  сконструировать  образно-цветовую гамму  отрывка.

                 

          Красный -цвет  радости жизни, надежды

 

 

                                          

 

 

 

           Зеленый  -цвет   возможного  выхода  из  трудной ситуации

 

      

 

 

  Черный  -цвет безысходности, тоски ,мрака

 

 

         

 

Желтый -я  найду  в  окружающих взаимопонимание, помощь

 

Вполне  возможно,  что  у  учащихся   будут   разные  идеи,  но в одном  они будут  правы: эта  сцена  кульминационная  в  понимании  Р.Раскольниковым  страшного  трагизма своей  теории.

 

2группа

Работает   с  синтаксическими  особенностями  данного  отрывка. Их задача -сделать  полный  синтаксический  анализ  двух предложений(  по  заданию учителя)   и  прийти в  своем  отчете  к  выводу,  что  использование   особых  лексических   повторов, обращений,  сравнительных  оборотов  делает  этот  отрывок  очень  динамичным,  психологически  напряженным.

[Не  для  того  я  убил,]( чтобы,  получив   средства  и  власть,  сделаться  благодетелем  человечества).(Повест, невосклиц.СПП)

[      я     убил              ]    

                                       с  какой  целью?

                        

 [      чтобы сделаться благодетелем(СИС) ]

1)Сложноподчиненное, двучленное

2)Расчлененная  структура

3)Придаточная  часть  присоединяется  к  главному с  помощью  семантического  союза- чтобы

4)Придаточная  часть  находится  в постпозиции

Вывод(делают  сами  учащиеся): убери  это  предложение  из  эпизода, и  он резко  изменит смысл,  так  как  Р.Раскольников объясняет,  что  его  «тянуло» совершить  это  преступление: не  намерение -убить,  чтобы  осчастливить  себя  или  кого-то  другого- здесь  смысл  значительно   глубже(  и  от  этого  страшнее)-почувствовать  себя вершителем  судеб.

Образ  Наполеона - связующая  нить  рассуждений Раскольникова: «тварь  ли я  дрожащая, или  право  имею…»

 

-[Молчи, Соня], [ я совсем  не смеюсь],  [я ведь  и  сам  знаю,] (что  меня  черт  тащил.) 

 

[________ ,обращение,],[__  ________],[___    _______]

                                                                            

                                                                               Что?   

                                                           [    что  чёрт  тащил ]

 

 

Перед  нами   ССК   с придаточным  нерасчлененной  структуры,  с  асемантическим  союзом «что». Предложение  построено  в  форме  монолога,  в  первой  части  обращение  к  собеседнице (глагол  в  повелительном  наклонении). Она  пока  не  вступила в  разговор: Раскольникову  нужно выговориться (ощущается  сильное  эмоциональное  напряжение), найти   того,  кто  близок  ему   по  пониманию  трагизма,  произошедшего  внутри  человека- и  страшно: вдруг   его  оттолкнут.

Вывод:  вот  здесь   учащиеся    могут натолкнуться   на  мысль,  что Ф.М.Достоевский   как  тонкий  психолог   пытается   раскрыть   потаенные уголки   души  своих героев .Ему  нужно   показать,  что   «бичевание»   Раскольниковым  самого   себя  очень  важно:  пролив  кровь,  он  перешагнул   библейскую  истину-«не   убий»-и  крест,  с  которым  он  пойдет   на Голгофу  будет  тяжек.

Третья группа  получают  самые   сложные задания   интепретационно-аналитические  задания:

*Сопоставьте  два  эпизода(  первое  и  второе посещение  Раскольниковым   Сонечки)

*Почему   во время  первого  посещения  Раскольников  ведет  себя   бесцеремонно?

*Как изменяется   его поведение  во  время  второго  посещения?

*Почему  Евангелие является   кульминационным  элементом  в  обстановке комнаты?

*                                                Заполнение  таблицы

          «Правда»  Сонечки

        «Правда»  Раскольникова

за

против

за

против

       

 

 

В  конце урока     карта   должна  быть  заполнена  полностью,  учитель  может оценить  как  всю  работу(там  выводы  дети  делают  самостоятельно),  так  и  часть её. Домашнее  задание:   написать  сочинение  -рассуждение»  Что  означают слова Ф.М.Достоевского  « Обрести  Христа- значит, обрести  собственную душу».

 

Технологическая  карта  урока№____________

По  анализу(эпизода,  героя, пейзажной  зарисовки, лирического  произведения)

1группа.

задания

Определить  цель  данных  заданий

На  что  бы  я  обратил  особое  внимание

Окно-размышление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2группа.

предложение

Синтаксический  анализ

схема

вывод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3группа

*Сопоставьте  два  эпизода(  первое  и  второе посещение  Раскольниковым   Сонечки)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

*Почему   во время  первого  посещения  Раскольников  ведет  себя   бесцеремонно?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

*Как изменяется   его поведение  во  время  второго  посещения?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

*Почему  Евангелие является   кульминационным  элементом  в  обстановке комнаты?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

          «Правда»  Сонечки

        «Правда»  Раскольникова

за

против

за

против

 

 

 

 

 

 

 

Поставь  оценку  1группе___________________________________(аргумент)

Поставь  оценку  2  группе__________________________________(аргумент)

Поставь  оценку 3  группе_________________________________(аргумент)

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.