Статья «Методическое пособие для учителя»
Комплексный анализ художественного текста |
|
Пособие для учителя русского языка и литературы (9-11 класс) |
|
|
|
Одна из целей изучения литературы, обозначенных в Проекте стандарта основного образования,- « овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по теории литературы». |
|
|
|
Воровщикова Г.А.- учитель русского языка и литературы МОУНСОШ |
|
2018год |
|
|
|
Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. На уроках русского языка и литературы изучается не просто русский язык, а литературный язык, основным отличием которого ото всех остальных форм является его нормированность, то есть наличие системы официально признанных и пропагандируемых форм, закрепленных в различных словарях, справочниках и учебниках. И научить учащегося грамотному владению русским литературным языком - основная задача учителя.
Изучению литературы и русского языка сопутствует многообразная творческая работа учителя и ученика. Она значительно расширяет возможности общения школьника с литературой и всем миром искусства.
Одна из целей изучения литературы, обозначенных в Проекте стандарта основного образования,- « овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по теории литературы». Еще больше внимания уделяется анализу текста в Проекте стандарта старшей школы, даже базового её варианта: «совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний».В условиях стандартизации образования, унификации субъекта учебной деятельности грамотные анализы художественных текстов становятся незаменимым фактором творческого, культурно- эстетического развития современных школьников.
Русскому человеку всегда была свойственна неповторимая душевная трепетность, открытость и непосредственность в восприятии мира, жизни, реакции на них и в самом выражении этой реакции. Здесь литература выходит в лидеры среди всех учебных предметов и видов деятельности.
В центре внимания оказывается прежде всего реальный художественный текст, составляющий непреходящую художественную ценность отечественной духовной культуры.
Во все времена содержание художественного произведения составляло основу литературного образования. В процессе освоения конкретного художественного произведения возникает художественный мир писателя.
Художественный мир имеет свои закономерности: он многозначен и неповторим. Именно в нем живут великие фигуры словесности: Татьяна Ларина, князь Мышкин, Григорий Мелехов…Они несут существенные признаки этого мира, общеэстетическую и социальную значимость.
В мире писателя действуют свои жизненно- эстетические закономерности: Раскольников с топором ворвется к старушке- процентщице , Анна Каренина бросится под поезд в поселке Обираловка…
За высоким нравственно-эстетическим содержанием мира литературных произведений возникает трагическая и загадочная фигура создателя, творца- писателя. Он мыслитель высочайшего уровня, равный Аристотелю, Канту. От них он отличается великим даром творческого художественного воображения. Он правит этим миром, он определяет поступки героев. Великий философ древности, поэт и правитель Салон, недаром говорил, что поэт должен править государством.
Вот откуда возникает непреходящий интерес к жизни, переживаниям, деятельности художника слова.
Апробируя в своей работе разноуровневые анализы художественных текстов, я хотела бы поразмышлять вместе с вами о новейшем подходе к этой довольно трудной для обучающихся работе. Чтобы это занятие не показалось нам скучным, предлагаю особый вид композиции: краткометражный фильм, состоящий из 7 серий под общим названием «Ирония судьбы, или анализ со смыслом».И, как положено, мы выберем режиссера, актеров и, конечно, создадим особую, располагающую к плодотворной работе обстановку.
Итак, фильм первый. « Анализ второй встречи Р.Раскольникова И С.Мармеладовой».
Убогая комнатушка, создающая впечатление крайней безысходности, голый стол, стул, на столе Евангелие.
Роман Ф.М. Достоевского - какой-то вихрь событий, исповедей, скандалов, убийств. Роман- прохождение главного героя через « все круги ада», в которые он попадает, еще не придя на суд божий. Вечная боль, подобная боли Христа, сопровождает его повсюду, терзая с самого начала пути. Этот путь-путь против себя, правды, веры, Христа, человечества.
Для этого эпизода очень важным будет психологический анализ. Описание состояния героя становится всеобщей стихией романа. Главным достижением здесь считается « принцип маятника», то есть изображение не столько эволюции внутреннего мира, сколько колебаний между силами добра и зла в душе героя, конфликта между сознанием и подсознанием, намерением и его осуществлением. Общим приемом, характерным для психологизма, является использование монологов и диалогов. Поэтому двум учащимся заранее дается задание подготовиться к эмоциональному чтению этого эпизода( важно объяснить участникам мини-спектакля, что этот монолог очень труден для героя: он ищет в себе не возможность оправдания своего преступления, а необходимость понять, осознать пагубную сущность своей теории. Далее класс делится на три группы( дифференцированные задания).Каждый ученик имеет технологическую карту урока, в которую по мере выполнения заданий группами заносятся основные тезисы.
1группа: Выпишите слова, которые указывают на особенность состояния героя. Дайте им этимологическую, лексическую характеристику. Постройте ассоциативную цепочку.
Мрачно (мрак- заимствовано из ст.-сл.яз. Мрак<*morkъ после развития неполногласия. Корень тот же, что в мерцать, обморок, морочить.
Темнота-(темь)-собств.русское. Образовано с помощью темы-ь от той же основы, что и тьма.
Вошь- общеслав. Общепринятой этимологии не имеет. Вероятнее всего , с помощью суффикса j от той же основы vos «то, что ест, кусает)
Мука- общеслав. Образовано с помощью темы- а от той же основы, что и в слове мягкий, но с гласными на другой ступени чередования(о/е соврем. орфограф.у/я)
Паук-общеслав. Образовано с помощью приставки по -от *akъ(Q из on,о<у)родственного греч.onkos-крючок
Тварь-(живое существо).Общеслав. Образовано с помощью темы -ь от того же корня(твар-), но в перегласованном виде, что и творить. Бранное значение тварь является собственно-русским и возникло в результате лексико-семантического способа словообразования.
Аналогичная работа проводится с Толковым словарем.
Ассоциативный ряд
вошь |
мука |
темнота |
тварь |
Мерзкая тварь, ничего не значащая, вызывающая отвращение, грязь, мрак |
Голгофа, крест |
Мрак, безысходная ситуация, непонимание происходящего |
Низкий, подлый, малозначимый ( в бранном значении). Но у М.Ю Лермонтова «Пророк» Завет предвечного храня, |
Вывод-интеграция с моим собственным восприятием эпизода: передо мной лежат 4 кубика разных цветов, каждый цвет ассоциирует особое (только моё) восприятие происходящего. Моя задача -попробовать, разделив текст на части, сконструировать образно-цветовую гамму отрывка.
Красный -цвет радости жизни, надежды
|
Зеленый -цвет возможного выхода из трудной ситуации
Черный -цвет безысходности, тоски ,мрака
Желтый -я найду в окружающих взаимопонимание, помощь
Вполне возможно, что у учащихся будут разные идеи, но в одном они будут правы: эта сцена кульминационная в понимании Р.Раскольниковым страшного трагизма своей теории.
2группа
Работает с синтаксическими особенностями данного отрывка. Их задача -сделать полный синтаксический анализ двух предложений( по заданию учителя) и прийти в своем отчете к выводу, что использование особых лексических повторов, обращений, сравнительных оборотов делает этот отрывок очень динамичным, психологически напряженным.
[Не для того я убил,]( чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества).(Повест, невосклиц.СПП)
[ я убил ]
с какой целью?
[ чтобы сделаться благодетелем(СИС) ]
1)Сложноподчиненное, двучленное
2)Расчлененная структура
3)Придаточная часть присоединяется к главному с помощью семантического союза- чтобы
4)Придаточная часть находится в постпозиции
Вывод(делают сами учащиеся): убери это предложение из эпизода, и он резко изменит смысл, так как Р.Раскольников объясняет, что его «тянуло» совершить это преступление: не намерение -убить, чтобы осчастливить себя или кого-то другого- здесь смысл значительно глубже( и от этого страшнее)-почувствовать себя вершителем судеб.
Образ Наполеона - связующая нить рассуждений Раскольникова: «тварь ли я дрожащая, или право имею…»
-[Молчи, Соня], [ я совсем не смеюсь], [я ведь и сам знаю,] (что меня черт тащил.)
[________ ,обращение,],[__ ________],[___ _______]
Что?
[ что чёрт тащил ]
Перед нами ССК с придаточным нерасчлененной структуры, с асемантическим союзом «что». Предложение построено в форме монолога, в первой части обращение к собеседнице (глагол в повелительном наклонении). Она пока не вступила в разговор: Раскольникову нужно выговориться (ощущается сильное эмоциональное напряжение), найти того, кто близок ему по пониманию трагизма, произошедшего внутри человека- и страшно: вдруг его оттолкнут.
Вывод: вот здесь учащиеся могут натолкнуться на мысль, что Ф.М.Достоевский как тонкий психолог пытается раскрыть потаенные уголки души своих героев .Ему нужно показать, что «бичевание» Раскольниковым самого себя очень важно: пролив кровь, он перешагнул библейскую истину-«не убий»-и крест, с которым он пойдет на Голгофу будет тяжек.
Третья группа получают самые сложные задания интепретационно-аналитические задания:
*Сопоставьте два эпизода( первое и второе посещение Раскольниковым Сонечки)
*Почему во время первого посещения Раскольников ведет себя бесцеремонно?
*Как изменяется его поведение во время второго посещения?
*Почему Евангелие является кульминационным элементом в обстановке комнаты?
* Заполнение таблицы
«Правда» Сонечки |
«Правда» Раскольникова |
||
за |
против |
за |
против |
В конце урока карта должна быть заполнена полностью, учитель может оценить как всю работу(там выводы дети делают самостоятельно), так и часть её. Домашнее задание: написать сочинение -рассуждение» Что означают слова Ф.М.Достоевского « Обрести Христа- значит, обрести собственную душу».
Технологическая карта урока№____________
По анализу(эпизода, героя, пейзажной зарисовки, лирического произведения)
1группа.
задания |
Определить цель данных заданий |
На что бы я обратил особое внимание |
Окно-размышление |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2группа.
предложение |
Синтаксический анализ |
схема |
вывод |
|
|
|
|
|
|
|
|
3группа
*Сопоставьте два эпизода( первое и второе посещение Раскольниковым Сонечки)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
*Почему во время первого посещения Раскольников ведет себя бесцеремонно?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
*Как изменяется его поведение во время второго посещения?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
*Почему Евангелие является кульминационным элементом в обстановке комнаты?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Правда» Сонечки |
«Правда» Раскольникова |
||
за |
против |
за |
против |
|
|
|
|
Поставь оценку 1группе___________________________________(аргумент)
Поставь оценку 2 группе__________________________________(аргумент)
Поставь оценку 3 группе_________________________________(аргумент)