Методические рекомендации (из опыта работы) «Методика постановки народно-сценического танца»
«Методика постановки народно-сценического танца»
(из опыта работы)
Автор: Кадовбина Юлия Андреевна,
педагог дополнительного образования
Танцы удовлетворяют естественную потребность детей в двигательной активности, способствуют гармоничному развитию личности ребенка. В изящных или задорных движениях танца каждый имеет возможность выразить себя, раскрыть свою индивидуальность, передать чувства, настроение, мысли, характер.
Через танец у детей развивается эмоциональная восприимчивость к музыке, совершенствуются музыкальные способности, прививается хороший эстетический вкус. Приобретая знания и навыки в области танца, ученики начинают понимать, что каждый танец имеет свое содержание, характер, образ. Чтобы передать выразительность танцевальных образов, необходимо запомнить не только движения и их последовательность (что само по себе положительно влияет на развитие внимания и памяти), но и мобилизовать воображение, наблюдательность, творческие способности.
Танец приучает к нормам культурного общения, воспитывает доброжелательность, приветливость. Партнер вежливо приглашает партнершу на танец, подает ей руку, во время танца вежливо к ней относится. Все проникаются общим настроением, участие в коллективных действиях, объединяет и сплачивает.
Систематические занятия танцами очень полезны для физического развития: улучшается осанка, устраняется ряд физических недостатков, укрепляются мышцы, связки, становятся подвижными суставы, совершенствуются движения. Они постепенно становятся раскованными, координированными, выразительными. Танец требует больших усилий, но и доставляет большую эмоциональную радость, удовлетворяя потребность в эстетических переживаниях и впечатлениях. Обучение танцам расширяет кругозор. Ученики знакомятся с разными видами танцев, начинают различать их особенности.
Хореографические направления в программе
творческого объединения.
На своих занятиях я стараюсь знакомить детей со всеми основными танцевальными направлениями через разучивание различных жанровых композиций, движений какой-либо национальности, целых танцев, что делает занятия более интересными, привлекательными для детей, вызывает у них желание дальнейшего творческого роста.
1. Обучая народным танцам, хороводам, стараюсь формировать у детей чувство любви именно к своему народу, приобщая к фольклору и художественным традициям русской нации.
2. Обучаясь историко-бытовым танцам (польке, вальсу, полонезу, менуэту и др.), дети узнают много нового о той эпохе, в которую исполнялись эти танцы: где и в какой стране зародились, где получили наибольшее распространение, какие из них стали международными, то есть получают не только хореографические знания и умения, но и различные исторические сведения об особенностях танцевальной культуры, характере и темпераменте того или иного народа, которые накладывали на исполнение свой отпечаток, о характерных для них костюмах. Это расширяет кругозор учащихся.
3. Через обучение танцам различных национальностей (танцы народов мира) дети приобретают знания о темпераменте данного народа, характере исполнения танцев этого народа. Находят общее и различное в исполнении русских народных танцев и танцев других национальностей, то есть формируется хореографическая зоркость, наблюдательность. Вместе с тем прививается уважительное отношение к традициям и танцевальным особенностям других народов, повышается интерес, у детей появляется желание самостоятельно составлять, сочинять небольшие композиции, этюды, используя характерные национальные движения, которые изучаются на занятиях. Дети импровизируют и сотрудничают с преподавателем. Некоторые из композиций, сочиненных детьми, я использовала при постановке танцев.
4. Бальные танцы, как один из разделов массовой танцевальной культуры, являются формой самовыражения, настоящей школой общения, приобретения изящных манер и красивых жестов. К тому же, знания и умения в области бальных танцев дают детям прекрасную возможность использовать их и вне танцевальных занятий в коллективе: в школе на различных мероприятиях и даже на дискотеках. Умения в области бальных танцев всегда позволят ребятам проявить свою индивидуальность, к тому же именно желание танцевать бальные танцы приводит все больше ребят в танцевальные коллективы, где у них появляется желание знакомиться и исполнять танцы других хореографических направлений.
5. Современные танцы развивают свободную пластику, эмоциональность, живость, раскрепощенность движений, они отличаются импровизационным характером, оригинальностью подбора разнообразных современных танцевальных ритмов и стилей. Современные танцы сближают ребят, они близки им по духу, позволяют раскрыть свои способности вне коллектива. Умение двигаться в современном стиле, духе раскрепощает детей и позволяет избавиться от многих комплексов.
Цель занятий в том, чтобы дети осознали важность танцевальной подготовки, научились любить танец, понимать красоту правильных, ловких, гармоничных движений. Можно знать много танцев, но если они будут исполняться небрежно и неряшливо, они никому не доставят удовольствия. Живое, эмоциональное отношение к занятиям участников и педагога несомненно дает положительный результат.
Методика работы над народно-сценическим танцем.
Любой танец рождается не сразу, это кропотливый и нелегкий труд педагога. В своей работе я хотела бы поделиться с коллегами своим опытом работы по постановке и методике разучивания танца.
1) Первый этап. Танец должен родиться в сознании педагога, должна появиться идея будущего танца:
- либо это будет игровой танец;
- либо танец, строго придерживающийся определенного направления (бальный, национальный);
- может быть танец комбинированный (разных народов мира под общим названием «Карнавал» и др.);
- сюжетный танец и другие.
Возникновение идеи танца может иметь различную природу.
а) Отправной точкой при сочинении танца чаще всего является музыка.
Услышав один раз музыку, рождается замысел будущего танца или появляется основной образ (образы), который постепенно начинает обрастать дополнительными деталями танца.
б) Часто я уже ношу в голове какой-либо образ или идею и тщательно подбираю к ней музыку, продумывая характер, темперамент, особенности, сюжетную линию танца.
в) Иногда я руководствуюсь тем, что анализирую, каких танцев еще нет в моем репертуаре и далее приступаю к поиску необходимых материалов (музыки, описания движений, возможно видеоматериалов, литературы), затем строю сюжетную линию танца или рисунок танца.
г) Я руководствуюсь также интересами и желаниями моих учеников и, исходя из их танцевальных потребностей, уже начинаю обдумывать сюжет будущего танца, подбираю музыку, обдумываю варианты костюмов.
д) Иногда идея танца может возникнуть у меня в процессе просмотра какого-либо танца на концерте, по телевидению и т.д. Тогда у меня появляется желание сделать что-либо подобное (могу использовать, позаимствовать образ, рисунок, фигуры танца), попробовать свои силы в постановке танца в определенном хореографическом направлении, в котором еще не работала.
Вообще идея танца может возникнуть спонтанно, внезапно, не руководствуясь ни чем, просто ты понимаешь чего тебе хочется, понимаешь, куда направить свою фантазию и энергию.
2) Второй этап. Сочинения танца, продумывание состава участников данного танца:
- кто будет (мальчики, девочки) исполнителями;
- сколько участников будет;
- будут ли в танце солисты (антураж);
- какой танец по форме (парный, одиночное исполнение, группами, тройками и т.д.).
Перед постановкой последнего вопроса я думаю, какой рисунок танца предположительно будет, то есть этапы продумывания состава участников и будущего рисунка танца тесно переплетаются между собой, и один может предшествовать другому. Для каждого танца этот процесс индивидуален.
Построение рисунка танца и его сюжетной линии тесно связано с музыкальным сопровождением. Я ставлю перед собой вопрос «Сколько частей будет в танце?» или «Где заканчивается выход, начинается основная часть, а далее следует финал танца?» Если в музыке есть различные по характеру моменты, я решаю, кому лучше исполнять этот фрагмент (мальчику, девочке, солистам, антуражу и т.д.). Внимательно прослушав музыку с закрытыми глазами, в моем воображении самостоятельно возникают возможные фигуры, рисунок танца, то есть я не тороплю себя, а сама фантазия и музыка помогают мне при сочинении танца. Если я ставлю какой-либо народный, историко-бытовой или бальный танец, то предварительно просматриваю литературу, видео соответствующего характера, так как многие из таких танцев требуют наличия обязательных фигур танца (например, хоровод, испанские танцы и т.д.). Затем сочетаю их с фигурами, рисунком, придуманными мною, комбинирую.
Продумав тщательным образом первые этапы, я начинаю уже конкретизировать, т.е. продумывать движения и комбинации этих движений будущего танца, а также перестроение из одной фигуры в другую. Движения подбираю исходя из возраста участников, их возможностей, хореографической подготовки. Наличие знаний о том или ином движении я имею из прошлого опыта, литературы, самостоятельного изучения, самостоятельного сочинения их на основе общеизвестных элементов, хореографических курсов, видео. Если это танец народный, то знание традиционных движений народа. Затем из движений я продумываю возможные комбинации, сочетание движений.
Танцевальная комбинация - одна из составных частей танца. Она как бы вытекает из предыдущей и содержит в себе различные позы танцевального хода, движения, характерные жесты. При составлении комбинации я учитываю, для чего она создается, какую функциональную нагрузку несет. Она может быть как учебной, выполняющей определенное тренировочное задание, так и художественно-образной, содержащей в себе большой эмоциональный заряд. На своих уроках я стараюсь сочетать и те, и другие. Насыщение комбинации различными хореографическими элементами зависит от музыки.
Сочинение или подбор музыкальных образов, отвечающих настроению и содержанию задуманного танца, - первый шаг в работе над музыкально-хореографическим произведением.
Прежде чем приступить к постановке комбинаций, я точно определяю национальность танца, следовательно основные его движения и комбинирую их. При построении комбинаций обращаю внимание на избежание повторений некоторых элементов, не использую их без развития, вариации, т.к. повторение приводит к ненужному смысловому упрощению, старюсь избегать хореографических стереотипов, которые часто встречаются.
Все это я сначала делаю про себя, для себя и апробирую тоже сама. Если меня что-то в комбинации не устраивает, или я чувствую, что детям с ней не справиться, то комбинация корректируется, упрощается или наоборот вводятся новые элементы.
Очень часто я сама для себя делаю запись танца, т.к. удержать все детали в голове очень сложно, к тому же, записывая танец, я наглядно вижу всю его сюжетную линию и рисунки, если требуется, корректирую их. Для записи использую общепринятые обозначения. Обычно моя запись танца (полная, частичная) состоит из 2-х частей.
В 1-ой части я записываю количество участников, обдумываю костюмы (эскизы), манеру исполнения, какие-либо методические примечания.
Во 2-ой части я описываю композицию танца, его фигуры (рисунки), перестроения, подписываю соответствующие музыкальные фразы.
Использую обозначения:
Мальчики V , девочки Ʌ; лицо ○, спина □
Направление движения танцующих обозначаю стрелкой, путь продвижения - пунктиром, использую схемы и чертежи. Для ориентировки танцующих на площадке существуют условные обозначения основных направлений.
Иногда записываю и названия используемых движений.
3) Третий этап. Знакомство детей с замыслом будущего танца или его хореографической направленностью (бальный, народный, игровой). Чтобы заинтересовать детей новым танцем, я даю его общую характеристику, отмечаю особенности, рассказываю о танцевальных традициях народа (если танец народный), о содержании танца, предлагаю послушать музыку, показываю эскизы костюмов, оформление.
4) Четвертый этап. Только после всех приведенных выше этапов можно приступать к постановке танца и разучиванию движений.
Прежде чем разучивать сами движения, я предлагаю детям упражнения по развитию техники танца, необходимых для приобретения учащимися легкости, танцевальности, грациозности. Они состоят из упражнений классического танца, которые сочетаются с элементами того танца, который будем танцевать (народно-характерного танца, бытового или бального). Все упражнения тренажа дети разучивают на середине зала при построении в колонку по 4 человека в ряд без опоры. Перед началом занимают исходное положение: соответственного положение ног, корпуса, головы, рук. Каждое движение повторяют по 4 раза в различных направлениях. Разучиваемые упражнения или элементы танца исполняются в начале в медленном темпе, по мере усвоения темп ускоряется. Я чередую быстрые и медленные движения. Новые упражнения ввожу по 2-3-4 на уроке.
Началом разучивания танца является усвоение элементов танца, танцевальных комбинаций и фигур, из которых состоит композиция танца. Я называю движение, указываю на основные особенности его техники. Показ движения обязательно сопровождается музыкой.
При разучивании движений я строю детей в колонны или в шахматном порядке в линии. Я считаю очень важным моментом правильный, отчетливый, выразительный показ движений педагогом, что вызывает у ребят желание так же красиво и свободно танцевать. Движение разучивается на одном месте, по мере усвоения вперед, назад, в повороте направо, налево, в стороны, по кругу, по одному, парами, группами, по диагонали (осн.ход).Нужно постепенно добиваться координации ног, рук, корпуса, головы. Если движение сложное, предварительно должны быть выучены движения рук, ног, головы, корпуса по отдельности.
Я заранее прогнозирую, какие ошибки могут допустить дети при овладении движением, нахожу точные слова для объяснения отдельных деталей, продумываю образные сравнения (если ребята маленькие), четкие, краткие указания.
Процесс обучения движению должен быть сознательным, осмысленным и легким. Если у кого-то из ребят движение уже получается, то повторный показ может сделать он, или он может помочь педагогу, работая с ним в паре, обучая, помогая остальным (это воспитывает ответственность, самостоятельность). Таким образом работа ведется в группах, а потом движения делают все группы вместе. Для одновременного и точного исполнения движения под музыку я сначала громко произношу «И» (счет последнего восьмого такта), концертмейстер начинает играть, и дети исполняют движения.
Для развития контроля и самоконтроля учащимся предлагаю самим указывать на ошибки, допущенные товарищами (при работе по линиям, в группах). В парных танцах иногда ставлю успевающих учащихся в пары с отстающими. Работая со всей группой необходимо держать в поле зрения каждого ученика, осуществлять индивидуальный подход. Я наблюдаю за учащимися в процессе обучения, замечаю ошибки, указываю причину и средство их исправления, при этом стараюсь укреплять их веру в свои силы и возможности, воспитывать в них настойчивость в преодолении трудностей. При разборе допущенных ошибок использую три вида замечаний (предупредительные, летучие, индивидуальные). Предупредительные даю до исполнения самого движения (напоминание), обращаю внимание на правила его исполнения (например, держите спину, не смотрите под ноги и т.д.). Летучее замечание подсказывает детям, как исправить ошибку во время исполнения движения, не останавливая его. Индивидуальные замечания делаются в форме беседы, часто после урока.
Также я отмечаю успехи детей. С отстающими работаю дополнительно. При индивидуальной работе с учащимися я использую следующие приемы:
- во время исполнения встаю рядом и своим показом помогаю ученику;
- тихо отзываю ученика в сторону и предлагаю посмотреть, как
делают движения остальные;
- даю подбадривающую оценку по ходу движения;
- помогаю ученику действием (держу за руку, поправляю кисти рук,
помогаю выше поднять ногу и т.д.).
В работе с детьми я стремлюсь всячески поддерживать инициативу, не тормозить развитие более способных, но к измене самоуверенных детей призываю быть более терпимыми и вежливыми по отношению к остальным.
Разучив отдельные движения, составляющие основу данного танца, объединяю их в небольшие танцевальные комбинации. Повторяя на следующих уроках отработанный материал, я стараюсь разнообразить сочетания движений (исключения составляют фрагменты из танца), чтобы тренировать сообразительность и быстроту реакции восприятия детей, потому что повторение одних и тех же движений притупляет восприимчивость, приводит к механическому их воспроизведению.
В основу многих бальных и массовых танцев положены элементы народных танцев. При разучивании элементов танца необходимо сохранять характер и стиль, присущие каждому танцу.
После отработки комбинаций танца я приступаю вместе с детьми к разучиванию фигур и построений, т.е. в своей работе я иду от простого к сложному, а не наоборот, сначала разучиваются движения, комбинации, а затем фигуры, а не весь танец сразу целиком. Сначала разучиваем вступление к танцу, затем одну-две фигуры (в зависимости от их сложности). Разучивание по частям повторяется 2-3 раза, а в это время делаю соответствующие замечания, исправляю ошибки. Далее разучиваем следующие фигуры, каждую отдельно, а затем соединяем их в единый танец (метод наслоения одной комбинации, перестроение на другую). Слежу внимательно, чтобы сохранялся характер танца, сразу отрабатывается эмоциональное исполнение каждой части.
Закончив постановочную работу, я 2-3 раза повторяю с детьми разученную часть, не делая им замечаний, что помогает детям лучше запомнить последовательность построений и движений.
После того, как танец разучен полностью, отрабатываем отдельные (сложные) части, движения, исправляем ошибки. Затем идет окончательная отработка танца. Если танец массовый, добиваюсь согласованности, синхронности исполнения, слежу, чтобы рисунок танца исполнялся четко, ровно; расстояние между всеми участниками должно быть одинаковым, а все групповые движения исполнялись одновременно, отрабатываются сольные фрагменты.
Заканчивая общую постановку танца, я работаю над его выразительностью, правильной манерой исполнения, характерными для данного танца движениями головы, рук и т.д. Добиваюсь исполнения танца с определенным настроением (весело, бодро, лирично), в зависимости от содержания. После исполнения танца учу детей не покидать сцену сразу после окончания номера, а несколько секунд постоять на месте, поклониться зрителям и организованно выйти за кулисы.
Информационные источники.
1. Т.Барышникова «Азбука хореографии», Москва, «Рольф», 1999г., 272с.
2. Л.Богаткова «Танцы для детей», Москва, «Детская лит-ра», 1959г.
3. Л.Бондаренко «Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях», Киев, «Музична Украина», 1985г.
4. Журнал «Молодежная эстарда» выпуск «Я танцевать хочу», Москва, «Молодая гвардия», 1999г.
5. И.В.Лифиц «Ритмика» (учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений), Москва, «Академия», 1999г., 224с.
6. М.А.Михайлова, Е.В.Горбина «Поем, играем, танцуем дома и в саду», Ярославль, «Академия развития», 1996г., 240с.
7. Р.Л.Череховская « Танцевать могут все», Минск, 1973г., 192с. с ил.
Методика постановки народно-сценического танца
DOC / 80.5 Кб