Методические указания и рекомендации «Из опыта преподавания астрономии»

12
6
Материал опубликован 5 August 2019 в группе

В этом учебном году после многолетнего перерыва провела курс астрономии в школе. Мы приняли решение проводить уроки во втором полугодии 10 и в первом полугодии 11 класса. Как показал опыт, это оптимальное решение. Для учеников, сдающих физику, весь материал астрономии получается пройденным к окончанию первого полугодия 11 класса и есть возможность для подготовки к экзамену в оставшееся время. Ученики, которым этот предмет для сдачи экзамена не нужен, спокойно имеют уже годовую отметку и не тратят на дополнительный предмет драгоценное время и нервы.

Первое впечатление от курса: хотя основа той же астрономии, что была раньше, но в новом, более современном прочтении. Во-первых, наука не стоит на месте. Готовясь к урокам, прошла курс повышения квалификации, узнала о новых открытиях в области астрономии, на которые, по правде говоря, до этого не обращала внимания. Во-вторых, сейчас можно уроки сопровождать красивыми и информативными презентациями, видео. Свои презентации даю в электронном дневнике ученикам в сопровождение домашнего задания. Очень нравится программа Stellarium.

Есть и минусы. Большинство учеников относятся к курсу астрономии как к дополнительному. Для мотивации учеников стараюсь делать урок интересным, запоминающимся. Материал огромный и уместить его даже в 35 часов не просто. Времени для контрольных уроков не хватает. Давать домашнее задание из учебника бессмысленно. Первые же проверки его выполнения показали, что все решебники уже написаны на просторах интернета. Учитывая последние два фактора, решила делать свои домашние задания. Они составлены так, что ученику приходится делать задание индивидуально или в группе, но в любом случае нужно самостоятельно искать информацию, опираясь на знания, полученные на уроке.

Урок 2. «Наблюдения – основа астрономии»

Задачи:

По своему линейному размеру диаметр Солнца больше диаметра Луны примерно в 400 раз. Почему их угловые диаметры почти равны?

На каком расстоянии от глаза надо поместить монету (диаметр 1,7 см), чтобы она закрыла собой Луну? (дополнительную информацию о расстояниях и размерах найдите в сборнике задач по физике)

Диаметр сферического аэростата равен 13 м. На каком расстоянии находится аэростат, если его угловой диаметр вдвое меньше лунного?

Урок 3. «Экваториальная система координат» Выполнить задание по вариантам, используя подвижную карту звездного неба. (8 вариантов)


экваториальная система координат
DOCX / 14.25 Кб

Урок 4. Домашнее задание «Созвездия» (по одному созвездию каждому ученику). Это задание обобщает знания, полученные при изучении темы «Звездные карты и координаты».

Ученикам предлагается ответить на вопросы о выбранном созвездии (сдаются в письменном виде, сопровождение иллюстрациями приветствуется).

Как называется созвездие?

В какое время года его лучше всего наблюдать на нашей широте?

К какому типу созвездий оно относится: невосходящее, незаходящее, заходящее?

Это созвездие северное, южное, экваториальное, зодиакальное?

Назовите интересные объекты этого созвездия.

Как называется самая яркая звезда созвездия?

Пользуясь подвижной картой звездного неба, определите экваториальные координаты самой яркой звезды, время ее восхода, захода и верхней кульминации в выбранную дату.

Используя полученные экваториальные координаты, рассчитайте высоту самой яркой звезды в верхней и нижней кульминации на нашей широте ( ).

Урок 5. Видимое движение Солнца.

Практическое домашнее задание:

Исходя из собственных наблюдений в течении двух недель восхода и захода Солнца в вашем городе, заполните таблицу:


 

дата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Время восхода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Время захода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

По данным таблицы начертите график восхода Солнца и график захода Солнца, по оси ОХ откладывая дату, по оси ОY – время соответствующего явления.


 

По территории Россия – одна из самых больших стран мира. А чтобы представить, насколько она велика и удивительна, выполните следующие задания.

а) в некоторых городах России жители могут услышать утренние московские новости по радио вечером того же дня. Укажите не менее двух городов, в которых это возможно, и регион, в котором они расположены.

б) в некоторых регионах России Солнце восходит и заходит в течение года лишь 90 раз. Укажите один из них.

в) Мурманск – один из уникальных с астрономической точки зрения городов России. В нем наблюдается самый продолжительный летний день в стране. Как долго он длится и как можно его определить?

Урок 7. Зачетная работа по теме «Практические основы астрономии» (4 варианта)


Практические основы астрономии
DOCX / 79.61 Кб

Урок 14. Строение Солнечной системы (4 варианта)


Строение Солнечной системы
DOCX / 75.96 Кб

Урок 15. Солнечная система. В конце вводного в тему урока даю следующее домашнее задание. Представить планету по плану:

- физические характеристики планеты (масса, размер, плотность, вращение)

- поверхность

- атмосфера

- спутники

- особенности планеты и ее спутников.

Каждую планету представляет группа из 2-3 учеников.

На следующих уроках по изучению особенностей планет ученики представляют свою работу. Таким образом каждый из учеников готовит дома сообщение по одной из планет, а на уроке знакомится с результатом работы своих товарищей.

Урок 19. Солнечная система. (4 варианта)


Солнечная система
DOCX / 271.29 Кб

Урок 25. Определение расстояния до звезд (4 варианта)


Расстояния до звезд
DOCX / 14.64 Кб

Урок 27 Астрофизика (4 варианта)


Астрофизика
DOCX / 1.28 Мб

Используемая литература:

Гомулина Н.Н. Астрономия: Проверочные и контрольные работы. 11 кл.: учеб. пособие – М.: Дрофа, 2018

Кунаш М.А. Астрономия.11 класс. Методическое пособие к учебнику Б.А. Воронцова-Вельяминова, Е.К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» – М.: Дрофа, 2018

Татарников А.М. Астрономия. Сборник задач и упражнений. 10-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций – М.: Просвещение, 2018

Малахова Г.И., Страут Е.К. Дидактический материал по астрономии: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1984

https://phys-ege.sdamgia.ru/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ольга Владимировна, большое спасибо за материал - интересный, полезный, необходимый!!!

5 August 2019

Рада, если Вам пригодится.

5 August 2019

Спасибо Вам за нестандартный подход в подаче материала!

5 August 2019

Спасибо, Ольга Владимировна! Мне материал очень нравится, обязательно буду использовать. Сама ищу нестандартные задания, чтоб не было в Интернете готовых решений.

6 August 2019

Интересный , полезный материал, спасибо!

13 April 2020

Спасибо большое за интересные и полезные материалы, беру в копилку!

21 May 2020