Методика развития чувства ритма у учащихся 3 класса в процессе изучения декоративно прикладного искусства
Методика развития чувства ритма у учащихся 3 класса в процессе изучения декоративно прикладного искусства
Актуальность проекта На сегодняшний день декоративно-прикладное искусство широко используется в различных методиках преподавания в общеобразовательных школах. Оно делает процесс обучения более понятным, гармоничным и завершенным, что можно объяснить связью с народным творчеством, культурой родного народа. Использование значения народного декоративно-прикладного искусства в воспитании подрастающего поколения диктуется следующими соображениями: социальные (развивает культуру, благородные чувства, трудолюбие); психологические (гармоничное развитие умственных усилий, фантазии, воображения); эстетические (воспитывает стремление к добру, истине, развивает чувство красоты, ритма, учит понимать и ценить искусство, окружающий мир) ; патриотические (приобщение к культурному и историческому наследию своего народа, воспитывает уважение к Отечеству и национальное сознание).
С течением времени мир меняется – новые потребности, технологии, а вместе с тем меняется и тип детства – система ценностей и их значимость. Именно поэтому, зачастую народное декоративно-прикладное искусство в глазах детей теряет свою актуальность и интерес, не смотря на то, что оно развивает духовные ценности, художественный вкус, чувство красоты, сложного цвета и что немаловажно в художественно-эстетическом воспитании-чувство ритма. В художественно-эстетическом воспитании ритм выступает первоосновой, которая соединяет в единое целое, заложенное природой в личности чувство красоты. Но развить все это в современном школьнике с помощью устаревших методик образования практически невозможно, необходимы более эффективные и усовершенствованные методики, - именно эта задача стоит сейчас перед педагогом. С течением времени мир меняется – новые потребности, технологии, а вместе с тем меняется и тип детства – система ценностей и их значимость. Именно поэтому, зачастую народное декоративно-прикладное искусство в глазах детей теряет свою актуальность и интерес, не смотря на то, что оно развивает духовные ценности, художественный вкус, чувство красоты, сложного цвета и что немаловажно в художественно-эстетическом воспитании-чувство ритма. В художественно-эстетическом воспитании ритм выступает первоосновой, которая соединяет в единое целое, заложенное природой в личности чувство красоты. Но развить все это в современном школьнике с помощью устаревших методик образования практически невозможно, необходимы более эффективные и усовершенствованные методики, - именно эта задача стоит сейчас перед педагогом. Анализируя современные тенденции развития мира и общества, данная проблема будет не менее актуальна и в будущем.
«Всякое искреннее наслаждение изящным есть само по себе источник нравственной красоты» Константин Дмитриевич Ушинский
«Ритм — это основная сила, основная энергия искусства. Объяснить его нельзя» «Ритм — это основная сила, основная энергия искусства. Объяснить его нельзя» В.В.Маяковский
Изучение теории вопроса Для того, чтобы подробно изучить проблему данного вопроса, нужно провести анализ теорию вопроса посредством изучения многолетнего педагогического опыта, искусствоведческой и психолого-педагогической литературы. И в первую очередь коснемся сущностного смысла ключевых понятий. «Ритм» - это чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых и т. п.), происходящее с определенной последовательностью, частотой. «Ритм» в декоративно прикладном искусстве. Это повторение элементов объемно-пространственной и плоскостной-орнаментальной формы и интервалов между ними, объединенных сходными признаками (тождественными, нюансными и контраст-ными соотношениями свойств и т.п. ). «В художественно-эстетическом воспитании ритм выступает первоосновой, которая соединяет в единое целое, заложенное природой в личности чувство красоты. Функции ритма в художественно-эстетическом воспитании определяются выразительностью, эмоциональностью, творческими возможностями в создании художественного образа.
Чувство ритма является одним из важных компонентов художественных способностей, об этом говорят ученые в области педагогики, психологии, изобразительного искусства — Б. М. Теплов, С. П. Ломов, Н. Л. Стариченко и др. В научной литературе существует немало исследований, рассматривающих особенности развития чувства ритма в детском возрасте (Г. А. Кураев, Т. Н. Маляренко, Б. М. Теплов и др.) Чувство ритма является одним из важных компонентов художественных способностей, об этом говорят ученые в области педагогики, психологии, изобразительного искусства — Б. М. Теплов, С. П. Ломов, Н. Л. Стариченко и др. В научной литературе существует немало исследований, рассматривающих особенности развития чувства ритма в детском возрасте (Г. А. Кураев, Т. Н. Маляренко, Б. М. Теплов и др.) Б.М.Теплов Г.А.Кураев С.П.Ломов
Методика обучения описание конкретных приёмов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах; «собирание правил воспитательной деятельности» Методика обучения описание конкретных приёмов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах; «собирание правил воспитательной деятельности» Методика обучения декоративно прикладному искусству. В документах Министерства образования Российской Федерации подчеркивается, что главной целью общего образования является формирование разносторонне развитой, духовно богатой, высоко нравственной и образованной личности, уважающей художественное наследие, традиции и культуру народов России. Эффективным средством развития личности является народное декоративно-прикладное искусство. Декоративно-прикладное искусство является важной и неотъемлемой частью общего художественного образования и эстетического воспитания детей. Занятия декоративно-прикладным искусством способствуют эстетическому развитию детей, учат видеть красоту в реальной действительности и создавать вещи, которые имеют две функции: утилитарную и художественную. Ничто так выразительно и ярко не представляет характер народа, как народное искусство.
В последние годы, когда очень остро встал вопрос о формировании национального самосознания, следует уделить большое внимание народному творчеству. Народ обязан беречь свое национальное достояние, ибо только в этом случае он сможет внести в общую сокровищницу народной культуры, что-то оригинальное неповторимое. В последние годы, когда очень остро встал вопрос о формировании национального самосознания, следует уделить большое внимание народному творчеству. Народ обязан беречь свое национальное достояние, ибо только в этом случае он сможет внести в общую сокровищницу народной культуры, что-то оригинальное неповторимое. . В работе над новым содержанием, новыми методами преподавания ИЗО имеют место две тенденции, наиболее ярко выраженные в технологиях В.С.Кузина и Б.М.Неменского. В обеих программах содержатся уроки декоративно –прикладного искусства , на которых развивается чувство ритма, но эти методики в силу времени теряют свою эффективность, что говорит о насущной проблеме развития новых методик
Выявленные противоречия и «болевые точки» - Декоративное искусство теряет свою актуальность среди подрастающего поколения, несмотря на способствование эффективному развитию чувства ритма - В последние годы, остро встал вопрос о формировании национального самосознания, но тем не менее сокращаются уроки по декоративно-прикладному искусству, которые помогают его развивать - Ограниченная школьная программа не соответствует потребностям увеличения занятий по декоративно-прикладному искусству.
Цель, объект, предмет исследования Цель исследования: Разработать и представить методическую систему, способствующую развитию чувства ритма в процессе изучения декоративно-прикладного искусства Объект исследования: Процесс развития чувства ритма у учащихся 3 класса на уроках декоративно-прикладного искусства. Предмет исследования: Методы и приемы, способствующие эффективному развитию чувства ритма на уроках декоративно-прикладного искусства.
Исходная гипотеза Процесс развития чувства ритма на уроках декоративно-прикладного искусства будет более продуктивным и эффективным если: Будут использоваться современные технологии Урок будет проходить в форме диалога между учителем и учеником в процессе урока будут проводиться дидактические игры
Задачи проекта Определить содержательную сущность понятия «ритм» и «методика обучения декоративно-прикладному искусству» Выявить и изучить возрастные особенности детей 3 класса Разработать модель методической системы развития чувства ритма учащихся 3 класса в процессе декоративно-прикладного искусства Осуществить анализ и выявить методы, средства, приемы обучения соответствующие разработанной методике развития чувства ритма
Возрастные особенности детей 3 класса В этом возрасте происходит значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и навыки ребенка. Этот процесс прогрессирует в 3 классе и приводит к тому, что у большинства детей обнаруживаются как общие, так и специальные способности к различным видам деятельности. Общие способности проявляются в скорости приобретения ребенком новых знаний, умений и навыков, а специальные — в глубине изучения отдельных школьных предметов, в специфических видах трудовой деятельности и в общении. Дальнейшее развитие способностей порождает значительное увеличение индивидуальных различий между детьми, что сказывается на их успехах в учении и является одним из оснований для принятия психолого-педагогически обоснованных решений относительно дифференцированного обучения детей с различными способностями. Особое значение для развития в этом возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой, игровой деятельности детей, что приносит двоякую пользу: во-первых, у ребенка закрепляется жизненно весьма полезная и достаточно устойчивая личностная черта — мотив достижения успеха, доминирующий над мотивом избегания неудачи: во-вторых, это приводит к ускоренному развитию разнообразных других способностей ребенка.
В младшем школьном возрасте открываются новые возможности для стимулирования психического развития ребенка через регуляцию его отношений с окружающими людьми, особенно с педагогами и родителями, к воздействиям которых в этом возрасте ребенок еще достаточно открыт. Это позволяет взрослым развивать и использовать в воспитании социальные мотивы ребенка для оказания на него положительного воздействия. Речь идет о таких мотивах, как признание, одобрение со стороны значимых взрослых людей, стремление получить высокую оценку и ряде других. В младшем школьном возрасте открываются новые возможности для стимулирования психического развития ребенка через регуляцию его отношений с окружающими людьми, особенно с педагогами и родителями, к воздействиям которых в этом возрасте ребенок еще достаточно открыт. Это позволяет взрослым развивать и использовать в воспитании социальные мотивы ребенка для оказания на него положительного воздействия. Речь идет о таких мотивах, как признание, одобрение со стороны значимых взрослых людей, стремление получить высокую оценку и ряде других. К 3 классу школы, повышенное значение для детей приобретают отношения со сверстниками, и здесь открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в учебно-воспитательных целях, в частности для стимулирования психического развития ребенка через публичное одобрение в присутствии товарищей его поступков и достижений, через соревнование со сверстниками, через многие другие действия и ситуации, затрагивающие социальный престиж ребенка.
Трудолюбие и самостоятельность, развитая способность к саморегуляции создают благоприятные возможности для развития детей младшего школьного возраста и вне непосредственного общения со взрослыми или сверстниками. Речь, в частности, идет об уже упоминавшейся способности детей этого возраста часами в одиночку заниматься любым делом. В этом возрасте важно обеспечить ребенка различными дидактическими развивающими играми на уроках. Трудолюбие и самостоятельность, развитая способность к саморегуляции создают благоприятные возможности для развития детей младшего школьного возраста и вне непосредственного общения со взрослыми или сверстниками. Речь, в частности, идет об уже упоминавшейся способности детей этого возраста часами в одиночку заниматься любым делом. В этом возрасте важно обеспечить ребенка различными дидактическими развивающими играми на уроках.
Ожидаемые результаты Знать историю промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологию выполнения росписи и особенности рисунка Хохломы. Различия между видами хохломской росписи. Уметь Составлять правильные ритмические композиции, различать виды хохломской росписи. Владеть Приемами хохломской росписи Испытывать Любовь и интерес к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России.
Проектирование основных компонентов методической системы развития чувства ритма у учащихся 3 класса в процессе изучения декоративно-прикладного искусства
Содержание Развитие чувства ритма посредством изучения хохломской росписи Методы -наглядный методы -практический методы -словестный метод Формы -демонстрация наглядностей -упражнения, творческая работа, дидактические игры -диалог, рассказ Средства -декоративное изделие, выполненное по мотивам хохломской росписи -раздаточный материал с упражнениями -наглядности с изображением видов хохломской росписи -видеоматериал по теме -презентации Критерии Эмоциональные: эмоции удивления, чувство успеха, чувство радости; Интеллектуальные: сопоставление, анализ, догадка; Волевые: активность в игре, самостоятельность, инициативность в выполнении заданий.
Анализ программ по изобразительному искусству (В.С Кузин., Б.М. Неменский) Анализ программ по изобразительному искусству (В.С Кузин., Б.М. Неменский)
Анализ программы В. С. Кузина ( 3 класс) № урока Тема урока Планируемый познавательный результат Знания Умения и навыки 5 Веселые игрушки. Декоративное рисование Дымковская игрушка, виды дымковских игрушек. Способы их декорирования Умение детей передавать ритм мазками, точками, прямыми полосками, кругами. 17 Красота в умелых руках. Золотая хохлома Виды росписей, их ритмическое строение Умение составлять узоры, принимая во внимание пространственные отношения между ними. Соблюдать симметрию и ритм.
Анализ программы Б.М. Неменского ( 3 класс) № урока Тема урока Планируемый познавательный результат Знания Умения и навыки 5 Твои игрушки Виды народных декоративных игрушек. Вариации их выполнения Умение передавать в материале контрастность и ритмичность декора игрушки 9 Красота букетов из Жостова. Твоя посуда Жостовская роспись. Основные составляющие ее элементы Умение составлять декоративные композиции – располагать элементы) на разнообразных формах . Выявление ритма в композиции
Методическая модель развития чувства ритма у учащихся 3 класса на уроках декоративно-прикладного искусства Учитель словестный практический Методы наглядный рассказ диалог упражнения творческая работа дидактические игры демонстрация УЧЕНИК Формы Чувство ритма
Оценка достигнутых результатов Задачи проекта Достигнутые результаты Определить содержательную сущность понятия «ритм» и «методика обучения декоративно-прикладному искусству» Изучена содержательная сущность основных понятий, найдены «болевые точки» Выявить и изучить возрастные особенности детей 3 класса В этом возрасте происходит значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и навыки ребенка; важно обеспечение развивающими дидактивными играми, в частности в процессе изучения ДПИ Разработать модель методической системы развития чувства ритма учащихся 3 класса в процессе изучения декоративно-прикладного искусства Разработана методическая система ,представленная на слайде №23 Осуществить анализ и выявить методы, средства, приемы обучения соответствующие разработанной методике развития чувства ритма Проанализированы и выявлены следующие методы, средства, приемы решающие поставленную задачу: наглядные методы (иллюстраци, демонстрации), практические методы (упражнения, дидактические игры), словестный метод (диалог,рассказ)
Практическая значимость проекта Практическая значимость проекта заключается в том, что предлагаемая методическая модель и условия ее реализации могут быть использованы учителями изобразительного искусства общеобразовательных учреждений для более эффективного развития чувства ритма у учащихся 3 класса на уроках декоративно-прикладного искусства. Так же можно использовать в учреждениях дополнительного образования для групп младшего школьного возраста.
Ватолина Светлана Анатольевна