Методические рекомендации на тему «Ресурсы современного урока, обеспечивающие получение новых образовательных результатов»
1) Методологической основой ФГОС общего образования является системно-деятельностный подход. С учётом этого, что должно измениться в деятельности учителя при работе с детьми?
На мой взгляд, должен измениться прежде всего сам учитель и его представления о современном уроке, а затем уже изменится и его деятельность как результат изменившихся представлений об учебном процессе и своем месте в нем. В рамках реализации системно-деятельностного подхода, предполагающего сотрудничество между учителем и учеником, учитель должен быть готов к переменам и нововведениям, не закостеневать в своих пусть и проверенных временем убеждениях и методах, а профессионально самосовершенствоваться, быть в курсе всех современных технологий и новшеств. Название подхода говорит само за себя: со стороны учителя ожидается система, со стороны учащихся деятельность. Основным изменением со стороны учителя является организация и создание системы, т.е. всех тех условий, которые способствуют реализации этого подхода, а со стороны учащихся активная деятельность как первопроходцев, первооткрывателей, а не пассивных получателей знаний (тут можно провести параллель с образом «дай удочку, а не рыбку»). Так, например, современный учитель должен изменить свое представление о подготовке к урокам как о написании конспектов: современный урок - это сценарий, где режиссером является учитель. Более того, он выполняет роль наблюдателя и хорошего организатора, помогая ученикам добывать и использовать знания, критически их оценивать и уметь оценивать достижения других, выработать свое независимое мнение и ясно его выразить. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учащихся в ходе овладения знаниями и решения проблем. Невозможно дать то, что сам не имеешь и не умеешь. Поэтому учитель сам должен прежде всего постоянно учиться, испытывать на себе все этапы получения новой информации от ознакомления до применения на практике. Задача современного учителя – мотивировать учащихся на поиск знаний, зажечь в них любовь к самопознанию, к открытиям, придать им уверенность в своих силах.
2) Назовите ресурсы современного урока, обеспечивающие получение новых образовательных результатов. Аргументируйте свой ответ. Ресурсы урока, которые обеспечивают образовательные результаты, это не только современные цифровые и мультимедийные технологии (первое что приходит на ум), но и материальные, информационные, здоровьесберегающие ресурсы и даже само время является образовательным ресурсом. Перенятие опыта достижения высоких образовательных результатов других стран (Финляндия, Сингапур, Япония) тоже можно отнести к образовательным ресурсам, на мой взгляд. Зачем изобретать велосипед и набивать шишки, если можно идти по проторенной тропинке? Учиться можно и на ошибках и удачах других. Но при всем многообразии образовательных ресурсов ядром является сам учитель: именно он распоряжается, чем и как долго мы будем пользоваться на уроке с учетом особенностей класса (визуалы, кинестетики и т.д.) и изучаемого предмета, будет ли аудио на уроках иностранного, будут ли плакаты, наглядные пособия, карточки, будет ли ответ дежурного на уроке, потребляющий ресурс времени, как будут расставлены парты, сколько времени займет та или иная деятельность. Именно учитель в ответе за наличие тех или иных образовательных ресурсов (элементарно от наличия мела и качественной доски в классе и маркеров до нескрипучих стульев и чистых парт). Все современные компьютерные технологии не более чем вспомогательный материал учителя и учащихся. Основным образовательным ресурсом был и остается учитель, просто произошло смещение акцентов с учителя на ученика. Нельзя воспринимать мультимедийные и все другие технологии основным ресурсом обучения. Интересно, что те цели, которые стоят в условиях современных образовательных задач, неотъемлемы от современных образовательных ресурсов, т.е. одно неотделимо от другого. Из своего опыта отмечу, что дети очень любят различные технологии на уроке, особенно визуальные пособия (карточки, плакаты, слайды). В сочетании с аудио сопровождением запоминание нового материала происходит быстро и без усилий. Пример из практики: изучение темы животных сопровождается веселыми картинками (фото) и звукового сопровождения (звуки животных). Слайды позволяют слову не появляться сразу на экране, а дают возможность ответить учащимся, только затем слово всплывает на экране и звучит его озвучка носителем языка. Главное правильно организовать работу с аудио – и видеоматериалом, дав учащимся задания до, во время и после просмотра видео, извлекая таким образом максимальную выгоду. Аудио материалы, читаемые носителями языка, а не учителем, являются одним из главных средств в формировании коммуникативной компетенции учащихся. В общем и целом, ресурсы современного урока должны быть направлены на создание благоприятной для учащихся учебной среды.
3) Опишите одну из известных Вам технологий организации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Одной из эффективных технологий организации образовательной деятельности является учебная игра. На своих уроках я применяю игры исходя из возраста учащихся и языковых задач, а также времени. Игры могут быть ролевыми, подвижными, с использованием реалий и без, на время, на скорость, на логику, на память, на знание слов или грамматических правил. Так, например, когда мы изучали тему неправильных глаголов в 7 классе, мы закрепили их играя: класс был поделен на 2 команды (имена на листочках были вытянуты как в лотерее, чтобы не было только сильных или только слабых учеников), каждый из членов команды подходил к столу, на котором лежали неправильные глаголы в одной из своей 3 форм либо перевод на русский язык. Ученик должен был на доске заполнить все отсутствующие формы глагола (заранее подготовила доску с двумя колонками и разного цвета маркеры). Было оговорено, что разница во времени может быть не более минуты (т.к. когда закончила одна команда, вторая имеет не более 1 минуты в запасе). И самое главное, ради чего ученики так старались обогнать своих соперников: команда победителей должна была получить «пятерки», но при соблюдении двух условий (у них должно было быть выполнено домашнее задание и устная сдача определенных слов). Игры требуют продумывания и подготовку до мелочей, четких и ясных инструкций. Желательно создать «ситуацию победителей», когда нет проигравших (особенно актуально для детей младшего возраста). Играя, дети незаметно для себя усваивают трудный грамматический или лексический материал. Ролевые игры (в диалогах) замечательны тем, что они создают контекст для использования иностранного языка и в этом контексте язык оживает, начинает звучать по-другому, наполняется смыслом и начинает использоваться по назначению как средство общения. Игры могут поднять с мест пассивных старшеклассников, заставляя их ходить по классу и искать вторую половину пословицы, например. Или по-другому взглянуть на своего одноклассника в роли учителя английского, когда он у доски объясняет им употребление времени. Игры вовлекают всех в классе, никто не может остаться равнодушным к ним. Особенно если за победу обещана пятерка. Игры сближают одноклассников. Так, например, стихи заданные наизусть, я проверяю с помощи мяча: дети становятся в круг и кидают друг другу мяч произнося вслух 1 строку стихотворения. Положительную оценку получает один или два оставшихся игрока. Как правило, кто-то сбивается и теряет нить и выходит из круга. Мяч – это вообще неотъемлемая часть игры на уроке. Причем он «путешествует» по классу, игроки сами решают кому его кинуть, выполняя при этом задание учителя (назови любую профессию, день недели, слово на определенную букву или тему). Игра начинается уже со звонком, когда дети входят в класс или садятся не по слову Sit down please , а назвав порядковое числительное, предмет мебели, факт про Шотландию – естественно на английском языке в зависимости от изучаемой темы. Повторяться при этом нельзя. Со старшеклассниками практикую небольшую игровую минутку, когда они могут отвлечься от сложных грамматических тем: я указываю на одного из учеников, в то время как другие должны дать ему указания на английском языке (иди к доске, закрой глаза, протяни руки, потрогай и скажи что это). В руки студенту кладу что-то заранее принесенное из дома. Задача ученика догадаться и ответить, что это (вещь должна быть оригинальной). На прошлом занятии это был, например, мелок для доски необычной формы не оставляющий следов на руках. Игры могут быть как в формате мини (не более 1 минуты), так и на пол-урока.
Превосходство игр над другими средствами можно перечислять в отдельной работе (их невероятно много). Из личного опыта отмечу, что уроки иностранного языка представляют широкую возможность для использования игр как учебной технологии. Из своего арсенала я выбираю лишь те, которые наиболее эффективны для закрепления изучаемой темы, возраста учащихся, их особенностям (есть дети более спокойные, есть напротив активные), их языкового уровня и целей урока. Некоторые игры беру из Интернета, некоторые придумываю сама. Самое главное, не «заигрываться», помнить о том, что это учебный инструмент, нацеленный на повышение знаний детей и создание благоприятной познавательной атмосферы на уроке, а не развлечение.