12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Воропаева Лилия Алексеевна4616
Я - педагог дополнительного образования, работаю в районном Доме детского творчества в селе Мильково на Камчатке. Моё объединение называется "Гуманитарная школа". Моя Программа - "Духовная культура человечества (мир мудрости и красоты)"
Россия, Камчатский край, Мильково
Материал размещён в группе «WEB и Онлайн сервисы »

Методическое пояснение

 
На мой взгляд, возможности коллажа как дидактического средства, как ещё одного способа визуализации учебного материала переоценить невозможно. Коллаж - это не только способ для учителя разнообразить свои методы преподавания и повысить своё мастерство, но и возможность для ученика проявить свои познавательные и творческие способности. Ибо для того, чтобы составить коллаж, необходимо вначале найти материал, потом его определённым образом отобрать и структурировать, а потом представить в наглядной, да ещё и художественной, форме. Таким образом, здесь весьма удачным способом сочетается интеллектуальная и художественно-творческая деятельность. И воздействие коллажей может быть гораздо сильнее, чем целый ряд других методов обучения, поскольку здесь будет сильным эмоциональное воздействие.
Надо ещё отметить, что благодаря такой деятельности пополняется копилка дидактических материалов, большая ценность которых в том, что они сделаны своими собственными руками. 
Я предпочитаю индивидуальную работу над коллажем, когда каждый участник делает свой коллаж. Но здесь возможны два варианта: разные коллажи по разным темам, разные коллажи по одной теме.
Для изготовления коллажей можно использовать разные технологии. Но мне нравится использовать сервисы, которые позволяют эту работу сделать более производительной. Чаще всего я использую сервис Picasa3. Эта программа у меня скачана на домашний компьютер, установлена на рабочих компьютерах в кабинете. 
 
Примеры моих коллажей:
 
Наполеон Бонапарт до и после Отечественной войны
Коллаж можно использовать на уроках по темам "Наполеоновские войны" (мировая история), "Отечественная война 1812 года" (история России).
Сравнение двух портретов Наполеона сразу может много сказать о Наполеоне и результатах его войн.
Коллаж можно использовать и как карточку и как электронный ресурс, используя для его показа экран.
 
Тайная вечеря
Коллаж можно использовать на уроках и занятиях по МХК для характеристики библейских сюжетов в живописи. 
Коллаж можно использовать и как карточку и как электронный ресурс, используя для его показа экран.
Возможные вопросы и задания:
1. Рассмотреть картины на коллаже, определить и назвать (написать) библейский сюжет
2. Рассказать (описать) эту библейскую историю.
3. Почему художники разных времён и народов постоянно обращаются к этому сюжету?
4. Какая картина больше всего близка вашему пониманию этого сюжета?
5. Если такой нет, то как бы вы изобразили этот сюжет?
 
Картины по истории Смутного времени
Коллаж можно использовать на уроках истории при изучении темы "Смутное время" либо в ходе изучения нового материала, либо в ходе повторения. С его помощью можно составить или повторить хронологическую таблицу событий Смутного времени.
Коллаж можно использовать и как карточку и как электронный ресурс, используя для его показа экран.
Возможные вопросы и задания:
1. Рассмотреть картины и поставить события в хронологической последовательности.
2. Кратко рассказать об этих событиях или дать описание. Как вариант, для скорости можно распределить события по рядам или предоставить добровольный выбор.
3. 1 вариант - Вспомнить (найти) другие события Смутного времени и поставить их на соответствующие места.
3. 2 вариант - Используя телефоны, найти другие картины по этой теме (достаточно по одной) и события, изображённые на них, добавить в общую хронологическую таблицу.
 
Картины российских художников
Коллаж можно использовать на уроках истории или МХК при изучении или повторении тем по искусству России. 
Коллаж можно использовать и как карточку и как электронный ресурс, используя для его показа экран. Опрос можно провести как устно, так и письменно. если письменно, то каждому выделить карточку с таблицей для ответов.
Возможные вопросы и задания:
1. Рассмотреть картины, назвать эти картины и их авторов.
2. Расставить картины, согласно их значимости для Вас лично. Объяснить свои приоритеты. 
 
Аналогично можно использовать и этот коллаж.
 
Архитектура новейшего времени
 
Матрёшки
 
Этот один из коллажей, который был сделан для проекта "Наше национальное сокровище", в качестве образца. В ходе осуществления этого проекта был проведён конкурс коллажей и выставка.
Составление коллажей вполне посильно для учеников. 
Некоторые детские коллажи, сделанные в рамках проекта "Наше национальное сокровище", можно посмотреть здесь.
 
Опубликовано в группе «WEB и Онлайн сервисы »


Комментарии (1)

Петренко Наталья Борисовна, 26.06.19 в 19:43 1Ответить Пожаловаться
Замечательный материал, Лилия Алексеевна! Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.