Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования
Утверждаю
Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
О. Голодец
27 июня 2016 года 4491п-П8
Межведомственный комплексный план
по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на 2016 - 2017 годы
№ пп | Наименование мероприятия | Сроки исполнения | Ответственные | Ожидаемые результаты |
1. | Реализация плана действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС ОВЗ и ФГОС ОУО соответственно) | сентябрь 2016 г. | Минобрнауки России органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования | введение в действие с 1 сентября 2016 г. ФГОС ОВЗ и ФГОС ОУО |
2. | Разработка, апробация и внедрение учебно- методических комплексов для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детей-инвалидов в условиях реализации ФГОС ОВЗ | IV квартал 2017 г. | Минобрнауки России | внедрение учебно- методических комплексов для обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов |
3. | Предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов на реализацию мероприятий по созданию в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования | ежегодно | Минтруд России Минобрнауки России органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования | проект распоряжения Правительства Российской Федерации |
4. | Разработка и апробация учебных пособий, в том числе мультимедийного сопровождения, по организации обучения инвалидов, а также их апробация с участием преподавателей с нарушением слуха - носителей русского жестового языка | IV квартал 2017 г. | Минобрнауки России органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования Всероссийское общество глухих | экспериментальное внедрение русского жестового языка в рамках освоения адаптированной основной образовательной |
5. | Разработка учебного пособия и методических рекомендаций по социально-бытовой адаптации детей-инвалидов | IV квартал 2016 г. | Минобрнауки России Заинтересованные Всероссийские общества инвалидов | учебное пособие и методические рекомендации |
6. | Разработка методических рекомендаций к серии "Уроков доброты" по пониманию инвалидности (формированию толерантных установок) | IV квартал 2016 г. | Минобрнауки России Заинтересованные Всероссийские общества инвалидов | методические рекомендации |
7. | Разработка примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей с ОВЗ и внесение их реестр примерных основных образовательных программ | декабрь 2017 г. | Минобрнауки России | внесение в реестр примерных основных образовательных программ примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования |
8. | Разработка и утверждение примерного перечня мероприятий для образовательных организаций по обеспечению физической и информационной доступности образовательных организаций для лиц с ОВЗ и детей-инвалидов | IV квартал 2016 г. | Минобрнауки России | приказ Минобрнауки России |
9. | Разработка проекта федерального закона "О внесение изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 27Э-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам, регламентирующим образование лиц с ОВЗ и инвалидностью" | I квартал 2017 г. | Минобрнауки России | внесение в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона |
10. | Утверждение порядка и условий взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с общественными объединениями инвалидов по вопросам получения образования обучающимися с ОВЗ и инвалидами | IV квартал 2016 г. | Минобрнауки России Минтруд России Заинтересованные Всероссийские общества инвалидов | приказ Минобрнауки России |
11. | Разработка и утверждение специального статистического инструментария, обеспечивающего возможность систематического анализа доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ объектов и услуг различных уровней образования | IV квартал 2017 г. | Минобрнауки России Росстат | приказ Росстата |
12. | Обеспечение функционирования федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра | ежегодно | Минобрнауки России Заинтересованные Всероссийские общества инвалидов | функционирование федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра |
13. | Разработка и утверждение порядка профессиональной ориентации лиц с ОВЗ и детей-инвалидов в общеобразовательных организациях и методических рекомендаций по его реализации, в том числе с использованием дистанционных технологий | IV квартал 2017 г. | Минобрнауки России Минтруд России | приказ Минобрнауки России Методические рекомендации |
14. | Проведение ежегодного интегрированного Всероссийского фестиваля детского творчества | ежегодно IV квартал | Минобрнауки России органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования Заинтересованные Всероссийские общества инвалидов | размещение на сайте Минобрнауки России аналитических материалов |
15. | Проведение ежегодного Всероссийского конкурса "Лучший по профессии" среди обучающихся с ОВЗ | ежегодно IV квартал | Минобрнауки России органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования | размещение на сайте Минобрнауки России аналитических материалов |
16. | Разработка методического обеспечения реализации специальной индивидуальной программы развития ФГОС ОВЗ и ФГОС ОУО с учетом различных организационных моделей обучения детей-инвалидов в образовательных организациях, медицинских организациях и организациях социального обслуживания | IV квартал 2016 г. | Минобрнауки России | методическое обеспечение реализации специальной индивидуальной программы развития ФГОС ОВЗ |
17. | Реализация плана мероприятий по реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года | ежегодно | Минтруд России Минобрнауки России Минздрав России Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | отчет о реализации плана мероприятий |
18. | Внесение изменений в перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам | IV квартал 2016 г. | Минздрав России | приказ Минздрава России |
19. | Поддержка реализации в субъектах Российской Федерации программы по оказанию комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра "Ты не один" | IV квартал 2017 г. | Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | аналитические материалы |
20. | Проведение ежегодного Всероссийского конкурса "Психолог года" | ежегодно сентябрь - октябрь | Минобрнауки России Федерация психологов образования России органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования | размещение на сайте Минобрнауки России аналитических материалов |
21. | Разработка и утверждение профессионального стандарта ассистента (помощника) по оказанию технической помощи лицам с инвалидностью и ОВЗ | IV квартал 2016 г. | Минтруд России Минобрнауки России | приказ Минтруда России |
22. | Проведение в рамках ежегодного Московского международного салона образования тематических площадок по современным образовательным технологиям работы с детьми с ОВЗ | ежегодно апрель | Минобрнауки России | размещение на сайте Минобрнауки России аналитических материалов |
23. | Организация и проведение ежеквартальных семинаров и курсов повышения квалификации с представителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по актуальным вопросам правоприменительной практики получения образования лицами с ОВЗ и инвалидами | IV квартал 2017 г. | Минобрнауки России | повышение квалификации не менее 500 специалистов |
24. | Проведение курсов повышения квалификации, семинаров, конференций для педагогов и специалистов образовательных организаций по вопросам реализации ФГОС ОВЗ и ФГОС ОУО | IV квартал 2017 г. | Минобрнауки России органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования | обучение не менее 10 000 специалистов |
25. | Организация подготовки специалистов (тьюторов) региональных институтов развития образования, институтов повышения квалификации по вопросам организации инклюзивного образования детей-инвалидов | IV квартал 2016 г. | Минобрнауки России органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования | обучение не менее 350 специалистов (тьюторов) |
26. | Проведение повышения квалификации специалистов ПМПК по использованию новых классификаций и критериев, позволяющих определить основания для подтверждения статуса "обучающийся с ОВЗ" для формирования заключений ПМПК | 2017 г. | Минобрнауки России органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования | обучение не менее 3 000 специалистов |
27. | Проведение курсов повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы по реализации учебного пособия по социально-бытовой адаптацией обучающихся с ОВЗ | IV квартал 2016 г.- | Минобрнауки России органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования | обучение не менее 1 400 специалистов |
28. | Проведение II Всероссийского съезда дефектологов | IV квартал 2017 г. | Минобрнауки России | резолюция съезда |
29. | Апробация и внедрение профессиональных стандартов педагога-психолога, педагога- дефектолога | январь 2016 г. - декабрь 2017 г. | Минобрнауки России органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования | введение с 1 января 2017 г. профессионального стандарта педагог- психолог, с 1 января 2018г. - профессионального стандарта педагог- дефектолог |
З0. | Проведение ежегодного всероссийского конкурса "Лучшая Инклюзивная школа России" | IV квартал ежегодно | Минобрнауки России органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования Заинтересованные Всероссийские общества инвалидов | размещение на сайте Минобрнауки России аналитических материалов |
31. | Проведение супервизии деятельности центральных и территориальных психолого- медико-педагогических комиссий (далее - ПМПК) | III квартал 2016 г. | Минобрнауки России | размещение на сайте Минобрнауки России аналитических материалов |
32. | Всероссийская конференция по вопросам деятельности Центров психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи | IV квартал 2017 г. | Минобрнауки России Минтруд России Минздрав России | резолюция всероссийской конференции |
33. | Разработка и утверждение классификаций и критериев, позволяющих определить основания для подтверждения статуса "обучающийся с ОВЗ" для формирования заключений ПМПК | IV квартал 2016 г. | Минобрнауки России | приказ Минобрнауки России |
34. | Утверждение ежегодного перечня физкультурно-спортивных мероприятий для детей с ОВЗ и инвалидностью | ежегодно I квартал | Минспорт России Минобрнауки России В сероссийские общественные федерации по видам спорта инвалидов | всероссийский сводный календарный план физкультурных и спортивных мероприятий |
35. | Проведение региональных и всероссийских спортивных мероприятий с участием детей с ОВЗ и инвалидностью | февраль 2016 г. - декабрь 2017 г. | Минспорт России Минобрнауки России органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования и спорта | размещение на сайте Минобрнауки России аналитических материалов |
36. | Проведение ежегодной Всероссийской спартакиады среди обучающихся с ОВЗ | ежегодно IV квартал | Минобрнауки России | размещение на сайте Минобрнауки России аналитических материалов |
37. | Разработка примерных адаптированных образовательных программ физической культуры для инвалидов и лиц с ОВЗ (в соответствии с ограничениями жизнедеятельности) с использованием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта и методических рекомендаций по их реализации в дошкольных и общеобразовательных организациях | IV квартал 2017 г. | Минобрнауки России Минспорт России | размещение в реестре примерных основных образовательных программ примерных адаптированных образовательных программ физической культуры для инвалидов и лиц с ОВЗ методические рекомендации |
38. | Создание условий для социальной адаптации детей-инвалидов средствами адаптивной физической культуры и спорта | IV квартал 2017 г. | Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации некоммерческие организации и общественные объединения | поддержка не менее 30 организаций, реализующих программы социальной адаптации детей- инвалидов с применением средств адаптивной физической культуры, отобранных по результатам проведения конкурса проектов |
39. | Проведение выездных и документарных проверок по вопросам соблюдения прав детей с ОВЗ и инвалидностью на образование | ежегодно | Рособрнадзор Минобрнауки России | акты выездных и документарных проверок |
40. | Проведение мониторинга по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в образовательных организациях субъектов Российской Федерации | ежегодно | Минобрнауки России Рособрнадзор органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования с привлечением заинтересованных общероссийских общественных организаций инвалидов (по согласованию) | размещение на сайте Минобнауки России аналитических материалов |
41. | Анализ работы субъектов Российской Федерации по реализации планов ("дорожных карт") по повышению показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в образовательных организациях | ежегодно * IV квартал | Минобрнауки России органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования | размещение на сайте Минобнауки России аналитических материалов |
42. | Проведение мониторинга доступности для лиц с ОВЗ и инвалидностью объектов и предоставляемых услуг в сфере образования в подведомственных Минобрнауки России организациях | ноябрь 2016 г. | Минобрнауки России | размещение на сайте Минобнауки России аналитических материалов |
43. | Проведение мониторинга специальных условий получения образования детьми- инвалидами, проживающими в стационарных организациях социальной защиты и здравоохранения | ежегодно III квартал | Минобрнауки России Минтруд России органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования | размещение на сайте Минобнауки России аналитических материалов |
44, | Проведение заседаний Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам образования лиц с ОВЗ и инвалидов | ежегодно | Минобрнауки России | протоколы заседаний Совета |
45. | Подготовка доклада о ходе реализации Межведомственного комплексного плана по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на 2016-2017 годы | I квартал 2017 г., I квартал 2018 г. | Минобрнауки России Минтруд России Минздрав России Минспорт России | доклад в Правительство Российской Федерации |
Подробнее: http://1obraz.ru/#/document/97/267420/dfasgrmcm6/?of=copy-dee94bbe8f