Организация инклюзивного образования в ОУ
Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов на лучшую педагогическую статью «Организация инклюзивного образования в ОУ»
Писарева Любовь Витальевна
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 69»
г. Кострома.
«Предоставьте каждому человеку все те права,
которыми бы вы хотели обладать сами».
Роберт Ингерсолл
«Организация инклюзивного образования в ОУ»
Я работаю в дошкольном образовательном учреждении. Мой педагогический опыт, формируется в процессе работы в детском саду. Поэтому в данной статье я постараюсь раскрыть организацию инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении.
Инклюзивное (от лат. include – заключаю, включаю)
или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями.
Гарантии права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об образовании».
Изучая нормативные и методические документы, можно сказать, что инклюзивное образование - это доступность образования для всех детей, не зависимо от их социального положения, уровня физического развития ребёнка, интеллектуального, эмоционального. А также не зависимо от уровня подготовки ребёнка.
Образовательная деятельность в ДОУ строится на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Организация инклюзивного образования в дошкольном учреждении, в соответствии с ФГОС, должна быть выстроена таким образом, что бы были обеспечены равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка. Не зависимо от места жительства ребёнка, его пола, нации, языка, социального статуса, психофизических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
Цель организации инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении:
создание условий для инклюзивного образовательного процесса, обеспечивающего равные возможности получения образования детей, в том числе и детей с ОВЗ, с учетом их образовательных потребностей в условиях дошкольного учреждения.
Задачи инклюзивного образования в ДОУ:
обеспечение психолого - педагогическую готовности;
организация психологического сопровождения всех участников;
создание доступной среды;
Принципы инклюзивного образования:
Принцип индивидуального подхода к воспитанникам. Учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка с ОВЗ.
Принцип включения в образовательный процесс всех участников процесса.
Создаются условия для понимания и принятия друг друга с целью достижения
плодотворного взаимодействия.
Принцип поддержки самостоятельности ребенка. Формируется социально активная личность, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности.
Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования.
Принцип междисциплинарного подхода.
Специалисты детского дошкольного учреждения взаимодействуют. Воспитатель, инструктор по адаптивной физкультуре, музыкальный руководитель, логопед, психолог, дефектолог, составляют образовательный план действий.
Принцип взаимодействия с семьей. Специалисты устанавливают доверительные отношения с семьёй. Обращают внимание на запрос семьи.
Принцип динамического развития образовательной организации.
В модели детского сада могут происходить изменения, появляются новые структурные подразделения, специалисты, новые методы и средства.
Организация инклюзивной деятельности в дошкольном образовательном учреждении выстраивается на основе нормативно - правовых документов.
А именно:
Устав ДОУ.
Положение об организации работы с детьми ОВЗ в ДОУ.
Адаптивная образовательная программа для детей с ЗПР.
Адаптивная образовательная программа для детей с ТНР.
Договор ДОУ с законными представителями ребёнка.
Согласие на обработку персональных данных.
Заявление законных представителей на обучение и воспитание ребёнка по адаптированной образовательной программе.
В дошкольном учреждении создаются группы различной направленности:
Группы для детей с ОВЗ.
Группы комбинированной направленности.
Группы для детей с ТНР.
Лекотека, служба психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии и их законных представителей.
Кадровое обеспечение:
Необходимо кадровое обеспечение высококвалифицированными специалистами в коррекционно-развивающей области.
Одно из условий реализации инклюзивных практик является профессиональная квалификация педагогов и специалистов.
Инклюзивное образование предполагает введение в штатное расписание, образовательных учреждений, новых должностей. Например, должность тьютора (сопровождающего ребенка с ОВЗ).
Предметно-развивающая среда для инклюзивного образования:
В дошкольном образовательном учреждении создаются условия для реализации инклюзивного образования.
Игрушки и пособия, игры расположены таким образом, что бы ребёнок с условной нормой самостоятельно мог определить содержание деятельности.
При этом учитываются следующие принципы-
комфортности, стабильности;
рациональности и доступности;
учёта особенностей развития каждого ребёнка.
Система взаимодействия с социальными партнёрами:
ДОУ взаимодействует с «внешними» социальными партнерами.
Центрами диагностики и консультирования, органами социальной защиты, организацией здравоохранения, а так же с учреждениями культуры, спорта, образования.
Социальное партнёрство – это тесное сотрудничество не только воспитателей дошкольного образовательного учреждения и семьи воспитанника. Социальное партнёрство, предполагает тесное взаимодействие психолога, дефектолога, логопеда, а также использование потенциальных возможностей социума для интеграции детей с ограниченными возможностями. Взаимодействие социума и детей с ограниченными возможностями способствует у них развитию социальных потребностей и способностей.
Инклюзивная практика в дошкольном образовании
Можно сказать о том, что организация инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении создаёт условия для развития индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
А также формирует у всех участников образовательного процесса, такие понятия и ценности, как взаимное уважение, терпимость. Даёт возможность развития навыков, таланта конкретного человека.
Компетентность педагогов их педагогическое мастерство повышается. В процессе инклюзивного образования повышается ответственность педагогов и семьи.
Дошкольное образовательное учреждение расширяет своё образовательное пространство.
Список используемой литературы:
1 Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: младший
дошкольный возраст // Альманах института коррекционной педагогики РАО. Книжное
приложение №4. – М.: ИКП РАО, 2001.
2 Ребенок в инклюзивном дошкольном учреждении: методическое пособие. / Под ред. Т. В.
Волосовец, Е. Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2010.
3 Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева – М.: Просвещение, 2005, – 272 с.
4 Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова. Издательство: Мозаика-Синтез, 2011 г.
5 Инклюзивное образование: за и против. // Современное дошкольное
образование. – 2008. – № 5.
6 Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
7 Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений./Авт.-сост.: Т.А.Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова. – 3-е изд., исп. доп. – М.:АРКТИ, 2005.