Организация инклюзивного образования в ОУ

5
0
Материал опубликован 26 September 2021 в группе

Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов на лучшую педагогическую статью «Организация инклюзивного образования в ОУ»



Писарева Любовь Витальевна

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 69»

г. Кострома.









«Предоставьте каждому человеку все те права,

которыми бы вы хотели обладать сами».

Роберт Ингерсолл







«Организация инклюзивного образования в ОУ»



Я работаю в дошкольном образовательном учреждении. Мой педагогический опыт, формируется в процессе работы в детском саду. Поэтому в данной статье я постараюсь раскрыть организацию инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении.

Инклюзивное (от лат. include – заключаю, включаю)

или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями.

Гарантии права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об образовании».

Изучая нормативные и методические документы, можно сказать, что инклюзивное образование - это доступность образования для всех детей, не зависимо от их социального положения, уровня физического развития ребёнка, интеллектуального, эмоционального. А также не зависимо от уровня подготовки ребёнка.

Образовательная деятельность в ДОУ строится на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Организация инклюзивного образования в дошкольном учреждении, в соответствии с ФГОС, должна быть выстроена таким образом, что бы были обеспечены равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка. Не зависимо от места жительства ребёнка, его пола, нации, языка, социального статуса, психофизических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).



Цель организации инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении:

создание условий для инклюзивного образовательного процесса, обеспечивающего равные возможности получения образования детей, в том числе и детей с ОВЗ, с учетом их образовательных потребностей в условиях дошкольного учреждения.

Задачи инклюзивного образования в ДОУ:

обеспечение психолого - педагогическую готовности;

организация психологического сопровождения всех участников;

создание доступной среды;

Принципы инклюзивного образования:

Принцип индивидуального подхода к воспитанникам. Учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка с ОВЗ.

Принцип включения в образовательный процесс всех участников процесса.

Создаются условия для понимания и принятия друг друга с целью достижения

плодотворного взаимодействия.

Принцип поддержки самостоятельности ребенка. Формируется социально активная личность, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности.

Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования.

Принцип междисциплинарного подхода.

Специалисты детского дошкольного учреждения взаимодействуют. Воспитатель, инструктор по адаптивной физкультуре, музыкальный руководитель, логопед, психолог, дефектолог, составляют образовательный план действий.

Принцип взаимодействия с семьей. Специалисты устанавливают доверительные отношения с семьёй. Обращают внимание на запрос семьи.

Принцип динамического развития образовательной организации.

В модели детского сада могут происходить изменения, появляются новые структурные подразделения, специалисты, новые методы и средства.

Организация инклюзивной деятельности в дошкольном образовательном учреждении выстраивается на основе нормативно - правовых документов.

А именно:

Устав ДОУ.

Положение об организации работы с детьми ОВЗ в ДОУ.

Адаптивная образовательная программа для детей с ЗПР.

Адаптивная образовательная программа для детей с ТНР.

Договор ДОУ с законными представителями ребёнка.

Согласие на обработку персональных данных.

Заявление законных представителей на обучение и воспитание ребёнка по адаптированной образовательной программе.

В дошкольном учреждении создаются группы различной направленности:

Группы для детей с ОВЗ.

Группы комбинированной направленности.

Группы для детей с ТНР.

Лекотека, служба психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии и их законных представителей.



Кадровое обеспечение:

Необходимо кадровое обеспечение высококвалифицированными специалистами в коррекционно-развивающей области.

Одно из условий реализации инклюзивных практик является профессиональная квалификация педагогов и специалистов.

Инклюзивное образование предполагает введение в штатное расписание, образовательных учреждений, новых должностей. Например, должность тьютора (сопровождающего ребенка с ОВЗ).



Предметно-развивающая среда для инклюзивного образования:

В дошкольном образовательном учреждении создаются условия для реализации инклюзивного образования.

Игрушки и пособия, игры расположены таким образом, что бы ребёнок с условной нормой самостоятельно мог определить содержание деятельности.

При этом учитываются следующие принципы-

комфортности, стабильности;

рациональности и доступности;

учёта особенностей развития каждого ребёнка.



Система взаимодействия с социальными партнёрами:

ДОУ взаимодействует с «внешними» социальными партнерами.

Центрами диагностики и консультирования, органами социальной защиты, организацией здравоохранения, а так же с учреждениями культуры, спорта, образования.

Социальное партнёрство – это тесное сотрудничество не только воспитателей дошкольного образовательного учреждения и семьи воспитанника. Социальное партнёрство, предполагает тесное взаимодействие психолога, дефектолога, логопеда, а также использование потенциальных возможностей социума для интеграции детей с ограниченными возможностями. Взаимодействие социума и детей с ограниченными возможностями способствует у них развитию социальных потребностей и способностей.







Инклюзивная практика в дошкольном образовании



​​​​​​​ t1632682628ab.gif



Можно сказать о том, что организация инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении создаёт условия для развития индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

А также формирует у всех участников образовательного процесса, такие понятия и ценности, как взаимное уважение, терпимость. Даёт возможность развития навыков, таланта конкретного человека.

Компетентность педагогов их педагогическое мастерство повышается. В процессе инклюзивного образования повышается ответственность педагогов и семьи.

Дошкольное образовательное учреждение расширяет своё образовательное пространство.







Список используемой литературы:

1 Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: младший

дошкольный возраст // Альманах института коррекционной педагогики РАО. Книжное

приложение №4. – М.: ИКП РАО, 2001.



2 Ребенок в инклюзивном дошкольном учреждении: методическое пособие. / Под ред. Т. В.

Волосовец, Е. Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2010.


3 Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева – М.: Просвещение, 2005, – 272 с.



4 Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова. Издательство: Мозаика-Синтез, 2011 г.



5 Инклюзивное образование: за и против. // Современное дошкольное

образование. – 2008. – № 5.



6 Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ



7 Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений./Авт.-сост.: Т.А.Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова. – 3-е изд., исп. доп. – М.:АРКТИ, 2005.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.