Организация инклюзивного образования в ДОО

2
0
Материал опубликован 30 September 2021 в группе

Организация инклюзивного образования в ДОО

В настоящее время из–за сложившихся социальных и экологических условий происходит увеличение детей с особыми образовательными потребностями. Возникающие проблемы со здоровьем детей с раннего возраста отрицательно влияют на развитие ребенка в будущем, т.к. вызывают трудности в процессе получения знаний и обучения по причине проявления психических отклонений. Если заранее начать работу по выявлению некоторых отклонений при проведении целенаправленной коррекционной помощи, можно предупредить возможные возникновения расстройств. Исходя из этого все более важной становится проблема психолого- педагогического и медико-социального сопровождения ребенка, посещающего дошкольное образовательную организацию.

Современное общество нуждается в создании в ДОО групп оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности для детей с ОВЗ. В рамках решения проблем организации инклюзивного образования в условиях дошкольного учреждения необходимо соблюдать условия:

1.Обеспечение равного доступа к образованию для всех воспитанников с учетом особых индивидуальных потребностей и возможностей в различных организационных формах инклюзивной практики.

2.Поддержка и фасилитация личностно- ориентированной траектории развития детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях эффективного взаимодействия с детьми и взрослыми

3.Создание гибкой системы профессиональной деятельности педагогических работников, направленной на создание комфортных условий для полноценного проживания и предоставления достаточно высокого уровня качества образовательных услуг и позитивного характера социализации каждого ребенка.

Организация и реализация программ по осуществлению инклюзивного образования в ДОО определяет пути развития взаимодействия между воспитателями, воспитанниками и их родителями или законными представителями. Создание условий для осуществления творческих, спортивно- массовых и культурных мероприятий способствует обобщению опыта работы с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами и раскрывает возможности для социальной адаптации дошкольников к среде развития . Дети с особыми потребностями имеют достаточный объем получаемых образовательных услуг, которые компенсируют психические и отклонения в здоровье и помогают лучше адаптироваться к условиям жизни.

Важным является вопрос организации эффективного воздействия и взаимодействия различных направлений структур, определяющих задачи для развития инклюзивного образования дошкольников. Существующие контакты с учреждениями образования, здравоохранения и объектами культурно- спортивного назначения позволяют более полно представить спектр предоставляемых услуг с целью сопровождения ребенка с ОВЗ во всех различных сферах деятельности.

Одним из ведущих направлений в организации инклюзивного образования является работа с детьми. Воспитательный процесс определяет путь развития дошкольника как субъекта общения, познания и творчества. Активность и самостоятельность детей опирается на помощь взрослого и сверстника. Таким образом, субъективно- деятельностный подход актуален для всех участников образовательных и воспитательных отношений.

Оптимальные педагогические условия для развития личности ребенка с ОВЗ создаются путем максимального обогащения содержания, способов и приемов осуществления специфических видов деятельности. Гуманистический подход к ребенку как личности рассматривает его неповторимую индивидуальную культуру как самоценность. Это влияет на создание благоприятных условий для социализации каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями. Наиболее важно создать такие условия, которые помогут развить у детей с ОВЗ самостоятельность, инициативность, отзывчивость и активность в момент детской деятельности.

Немаловажное значение по осуществлению комплексной помощи для детей принадлежит педагогам. Возможен вариант приглашения узких специалистов для раскрытия потенциала детей с ОВЗ, рекомендованных для психолого-педагогического сотрудничества и взаимодействия в различных ситуациях.

Работа с родителями имеет важное значение на протяжении всего этапа комплексного сопровождения и предусматривает обучающие тренинги в «Школе для родителей», консультационном пункте «Скорая психологическая помощь», методические рекомендации «Актуальные вопросы». Создание творческих направлений для психолого-педагогического развития детей основано на пространственно- временных и социально- деятельных сферах влияния. При пространственно- временных условиях необходимо использовать требования к развивающей предметно- пространственной среде. При рассмотрении социальных условиях важно учитывать формы сотрудничества и межличностного общения всех участников образовательных отношений.

В настоящий момент в системе дошкольного образования ведется активная работа по проектированию новых механизмов управления инклюзии. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ рассматривает педагогическую деятельность индивидуального характера, направленную на выявление и развитие интересов и мотивации образовательной деятельности дошкольников , основой для создания индивидуальной образовательной траектории развития ребенка с ОВЗ с раннего возраста. Индивидуализация тьюторского сопровождения дает право родителям и законным представителям выстраивать собственную содержательную часть образовательной программы. Педагогическая деятельность воспитателя в условиях семейного образования определяет индивидуальный подход в работе с родителями и детьми с ОВЗ. Такая форма взаимодействия предусматривает участие в образовательной деятельности педагога- психолога, дошкольного дефектолога, врача, социального работника. Для тьюторского сопровождения родителей разработаны дополнительные программы информационно- просветительского характера.

На сегодняшний момент становится актуальным вопрос сетевого взаимодействия с дошкольными организациям муниципалитета, которое помогает разрабатывать, адаптировать и апробировать новые инновационные модели образовательных программ и современных проектов, а именно, модульных консультационных центров на базе ДОО. Активизировать деятельность возможно путем расширения круга предоставляемых услуг.

Исходя из практического взаимодействия, современные центры охватывают все больше заинтересованных лиц и отвечают за качественно новый уровень обеспечения перечня предоставляемых услуг в комплексе с тьюторским сопровождением всех нуждающихся детей ОВЗ. Эффективность реализации деятельности центров способствует повышению уровня образовательных программ, при этом возрастает удовлетворенность родителей уровнем услуг, предоставляемых семьям.

Таким образом, организация инклюзивного образования в ДОО предполагает развитие вариативного формата практической деятельности по различным направлениям с учетом возрастных, индивидуальных показателей и разработку индивидуального образовательного маршрута с использованием адаптированных по содержанию образовательных программ.




Список литературы

1. Брызгалова С.В., Зак Г.Г. Инклюзивный подход и интегрированное образование Cgtдетей с особыми образовательными потребностями \\ Специальное образование.2010.№3. С.14- 18.

2. Инклюзивная практика в дошкольном образовании \ под ред. Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутеповой, М.: Мозаика- Синтез, 2011, 144 с.

3. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения \\ Дефектология.2010.№1, с.6-25.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.