12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Светлана Варганова256
закончила Симферопольский университет по специальности "химия" и Ялтинский - "управление учебными заведениями"
Россия, Крым респ., Симферополь
Материал размещён в группе «Классный час в школе»

Методическая разработка классного часа в 7 классе

«Мы благодарны тебе, Солдат…»

Учитель МБОУ «СОШ №8» г. Симферополь

Варганова Светлана Александровна

Цель: сформировать представление о мужестве, чести, достоинстве, ответственности, нравственности, показать ученикам мужество русских солдат, героические страницы истории России и Крыма на примере героического прошлого дедов и прадедов учащихся

Задачи:

Образовательные: Погрузить детей в атмосферу военного времени. Расширить знания обучающихся о событиях 1941-1944 гг на территории Крыма через учебные предметы крымоведение, история, георграфия и др. Пробудить интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины. Способствовать пониманию школьниками роли и значения Великой Победы для судеб всего человечества. Показать значение всех учебных предметов в целях достижения Победы.

Воспитательные: Способствовать осмыслению школьниками таких духовно-нравственных категорий, как историческая память, уважение к памяти павших за Родину простых советских людях, победивших фашизм. Воспитание уважения к подвигам героев Крыма во время Великой Отечественной войны и чувства гордости за них. Воспитание уважения и благодарности к ветеранам ВОВ. Воспитание честности, благородства, сострадания. Преемственность героических традиций старших поколений для обеспечения счастливого будущего своей Родины. Содействовать воспитанию патриотизма и любви к своей «малой» Родине - Крыму.

Развивающие: Развивать интерес к изучению истории и других учебных предметов. развивать интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся; обогащать словарный запас обучающихся, стимулировать ощущение себя достойными наследниками своих родных - победителей в войне, звеньями в цепи поколений защитников Родины.

Планируемые результаты:

личностные: формирование мотивации, коммуникативных, информационных компетенций; осуществление рефлексии своего отношения к содержанию темы классного часа, осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, родному краю - Крыму; положительное отношение к процессу приобретения новых знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд;

предметные: научиться систематизировать, обобщать и анализировать знания, выяснять причины и делать выводы, объяснять факты и давать им оценку, работая с текстом и историческими картами; понимать, что такое Родина, родной край, малая родина; готовить небольшие сообщения об исторических событиях; соотносить исторические события с датами; опознавать понятия «Барбаросса», «ранжир», «азбука Морзе», «группа Сокол», «звания», «ордена», «медали», «взвод» и т.п.; использовать их в речи.

метапредметные (в том числе, основы проектной деятельности, основы работы с текстом, основы ИКТ-компетентности):

познавательные УУД:  проявлять интерес к новому содержанию и выполнять учебно-познавательные действия; уметь ориентироваться в системе знаний; отличать новое от уже известного, добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и дополнительный материал; воспроизводить знания в устной и письменной форме;

регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, контролировать результаты деятельности, находить ошибки и способы их устранения; преобразовывать практическую задачу в познавательную, формулировать ответы; планировать свою деятельность в составе группы.

коммуникативные УУД: вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать собственные мысли, высказывания, обосновывать свою точку зрения, быть готовыми к обсуждению разных точек зрения и выработке общей групповой позиции

Методы: словесно-наглядный; практический.

Формы :индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, карта « Исторические места Крыма в годы ВОВ», презентации учащихся, художественная и научная литература, посвященная ВОВ.

Эпиграф к Уроку:

«Кто умер, но не забыт – тот бессмертен» (Лао Цзы)


Ход мероприятия

Добрый день, ребята! Сегодня классный час у вас проведет младшая медсестра Варганова Светлана Александровна.

Послушайте стихотворение Инны Козеевой и объясните подробно, чему будет посвящен наш классный час.

В рейхсканцелярии хранили в сейфе

«Вагbагоssа Fа11» — «План Барбаросса».

Зловещие страницы предрекали

Падение Советского Союза,

Уничтожение его народов.

В Берлине книгу «Готенланд» издали —

«Страною готов» Крым именовали

В честь племени германского — ост-готов,

Что нашу землю жгли и разоряли

В далёком и кровавом третьем веке.

... И снова зарево войны над Крымом!

Перед ордой фашистской отступая,

От Перекопа горной шли дорогой

Бойцы Приморской армии на запад,

Чтоб биться там с врагом за Севастополь

Выслушать ответы.

Вы правы… В истории нашей страны немало ярких, захватывающих страниц. Для нас навсегда будет иметь особое значение святая память о Великой Отечественной войне, о том, как наши деды и прадеды отстояли свободу и независимость Родины - России, право на спокойную и мирную жизнь для будущих поколений. Мы никогда не должны забывать о подвиге наших воинов-защитников, отстоявших мир в жестокой войне. В преддверии великого праздника - 75-летия Победы - мы вспоминаем всех тех, кто отдал свою жизнь за наше будущее. Память о войне 1941-1945 года хранится в людских сердцах и передается из поколения в поколение. Много было сооружено мемориалов, памятников, посвященных героям войны. Их именами названы улицы в городах России и Крыму. Много было написано песен, стихов, рассказов, повестей и романов о Великой отечественной войне. Сегодня основная задача людей - формировать чувство патриотизма, воспитывать любовь и уважение к ветеранам и защитникам Родины и мы с вами вспомним самые значительные даты и события нашей малой Родины Крым, приведшие советский народ к Победе.

Слайд 2

Урок мы проведем в форме игры.

Слайд 3

Вопросы и задания подобраны так, чтобы повторить и обобщить ваши знания и проверить вашу эрудицию.

Условия игры:

Вам необходимо поделиться на 6 команды. Малая группа солдат в армии называется взвод и вам следует выбрать командира взвода. Каждый взвод примет участие во всех проводимых конкурсах и по результатам игры, мы выясним кто лучший на данный момент, а кому следует подтянуться.

Слайд 4

Конкурс 1 «Ранжир». В большой советской энциклопедии слово «Ранжир» — (от франц. ranger — ставить в ряд) 1) расстановка солдат в шеренге по росту. 2) В переносном смысле — размещение в определённом порядке, по степени важности, значительности. Мы же с вами, так сделаем в ходе проведения теста. Работая группой, каждый взвод на своем листочке должен записать только вариант ответа на вопрос. Вопросов 10 и максимальное количество баллов – 10. В конце конкурса сдаем работы на проверку. Внимание на слайд!

Слайды 5-14

1) Кто первым получил звание трижды Герой Советского Союза?

А) Георгий Жуков, Б) Иван Кожедуб, В) Александр Покрышкин, Г) Семен Буденный

2) Назовите звание соответствующее погону. Б) капитан – лейтенант

3) Укажите звание на погоне соответствующее старшему лейтенанту Б)

4) Кому вручался орден Славы трех степеней?

А) только офицерам, Б) только партизанам, В) только командующим армиями, Г) только солдатам, сержантам и старшинам.

5) Какой орден изображен на картинке? В) Орден Красного Знамени

6) Назовите награду, изображенную на слайде. В) Орден «Красной Звезды»

7) Один из немногих городов, который переходил из рук в руки в годы Великой Отечественной войны. Впервые захвачен 16 ноября 1941 года, но спустя полтора месяца город был освобождён советскими войсками (30 декабря) и пребывал под контролем Красной Армии почти 5 месяцев, вплоть до 19 мая 1942 года.

А) Феодосия, Б) Бахчисарай, В) Севастополь, Г) Керчь

8) Благодаря мужеству и непоколебимой стойкости защитников этот город стал поистине народным городом-героем — первые книги с употреблением таких характеристик появились уже в 1941—1942 гг.

А) Севастополь, Б) Судак, В) Евпатория, Г) Коктебель

9) Назовите высший полководческий орден, учреждённый в годы Великой Отечественной войны

А) Победы, Б) Красной Звезды, в) Святого Георгия, Г) Суворова

10) Сколько степеней у Георгиевского Креста?

А) 1, Б) 3, В) 2, Г) 4

Каждый взвод сдает ответы для проверки и мы начинаем Конкурс 2 «Юный радист», где взвод может получить 6 баллов за одно слово и среднее количество за все разгаданные слова

Немного истории Слайд 15

Азбука Морзе — азбука, в которой буквы закодированы с помощью кода Морзе. Изначально использовалось название «Код Морзе», но с началом Первой мировой войны выросла необходимость передачи буквенных кодов, код стал называться азбукой. это особый способ кодирования знаков, который шифрует буквы алфавита, цифры и знаки препинания с помощью последовательности сигналов: длинных («тире») и коротких («точек»).

Азбука получила свое имя в честь американского изобретателя и художника Самюэля Морзе. Свое детище Морзе представил 8 февраля 1838 года. Морзе был не особо образован в электротехнике, но загорелся пришедшей к нему идеей применить электромагнетизм для передачи сигналов. Используя подручные средства, Морзе 10 лет работал над созданием телеграфного аппарата.

Его труды оказались не напрасными, уже в 1837 году он представил телеграф на специально смонтированной линии длиной в 500 метров. Переданная и принятая телеграмма оказалась не читаемой. Но Морзе не сдался, через полгода им был разработан код передаваемых сигналов в виде комбинации длинных и коротких, точек и тире.

Слайд 16

В течение 5 минут, используя азбуку Морзе на карточке или слайде, и работая командой, расшифруйте слово из 6 букв .--.----….-…-

А затем индивидуально выполните задание (или зашифровать, или расшифровать) и объясните значение слова.

Например,

Голубь --. --- .-.. ..- -… -..- – символ мира. Удачи!

В это время подводим итоги первого конкурса, т.к.по набранным баллам, определяем очередность выбора задания. Озвучиваем результаты и первого, и второго конкурса, заносим их в турнирную таблицу.

Слайд 17

Конкурс 3 «Ученье – свет…». Взвод, набравший самое большее количество баллов, первым выбирает с конверт с заданием. Затем остальные команды. 10 конвертов с номерами и в каждом конверте задание: «Вспомните (найдите дополнительную информацию), расскажите и приведите пример применения МУЗЫКИ во время боевых действий». (литература, химия, биология, математика, физика, иностранный язык и др. учебные предметы 7го класса).

За правильный ответ 8 баллов, а если затруднения с поиском информации, тогда можно взять подсказку у медсестры, но за это действие отнимается 4 балла. Например, по биологии: талантливый микробиолог Зинаида Ермольева наладила массовый выпуск пенициллина в сражающемся Сталинграде и спасла тысячи солдатских жизней. По химии: Николай Зелинский изобрел противогаз и авиационное топливо. По математике: однажды на одном из фронтов Великой Отечественной войны разведывательная группа во главе с сержантом Поповым, получила задание измерить высоту деревьев для постройки моста через горную реку, на противоположном берегу которой засели фашисты. Высоту деревьев сержант определял с помощью вешки так, как это показано на рисунке. Эпизод был описан в журнале «Военные знания» №8,1949 г. в статье А. Демидова «Разведка реки». По музыке: первое исполнение симфонии состоялось 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде. Из воспоминаний Галины Лелюхиной, флейтистки: «Были репродукторы. Немцы все это слышали. Как потом говорили, немцы обезумили все, когда это слышали. Они-то считали, что город мертвый. Они ощутили нашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть» и т.п.

Выслушиваем каждую команду и отмечаем баллы в турнирной таблице.

Слайд 18- 39

Конкурс 4. «Уроки истории». Взвод думает и на листочке дает полный ответ. 10 вопросов. Максимальное количество баллов 10.

Какое название имеет памятник, который находится на территории Крымского Федерального университета им. В. И. Вернадского в г.Симферополь? (памятник преподавателям и студентам, погибшим 1941-1945гг)

2)На фото изображены герои ВОВ, отличившиеся при освобождении г.Симферополя. Кто они и в чем их подвиг? (13 апреля 1944г при освобождении Симферополя танк Т-34 с бортовым номером 201 командира роты капитана Заргарьяна, вел механик-водитель Мельников. Он одним из первых ворвался в город. Путь экипажа, начатый в 101-й бригаде 19-го корпуса на Перекопе, пролегал дальше, на Сапун-гору).

До победы они не дожили, за три дня до освобождения Симферополя все участники группы были расстреляны фашистами. Но память о них живет – об этих героических событиях снят фильм, а в Русском театре им. М. Горького постоянно идет спектакль «Они были актерами». Как называлась эта группа? (Один из самых известных отрядов подпольщиков – это группа «Сокол», состоявшая из актеров и работников Русского драматического театра во главе с художником Н.Барышевым. Группа распространяла среди населения информацию о положении дел на фронте, передавала важные сведения партизанам).

Этот мемориальный комплекс известен далеко за пределами Симферополя. Как он называется и почему был создан? (В селе Мирное под Симферополем 8 мая 2015 года состоялось торжественное открытие мемориала, посвященного узникам концентрационного лагеря «Красный». Всего в Крыму в период с 1942 по 1944 г. существовало несколько концлагерей, но «Красный» был самым крупным из них. В концентрационных лагерях содержали партизан, военнопленных, подпольщиков и просто мирных крымских жителей)

Почтим память героев, не пришедших с войны, минутой молчания(минута молчания) – Прошу всех встать.

Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встаньте на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.

Прошу садиться. Свыше 20 млн. человек потеряла наша страна в Великой Отечественной войне. Если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте молчания, то сколько времени нам бы пришлось молчать?

9 мая принято поздравлять друг друга и ветеранов с Праздником Победы, а также благодарить живых и павших участников той войны за то, что они отстояли родную землю и обеспечили на долгие годы мирное небо над головой потомков. К сожалению, непосредственных участников боевых действий практически не осталось. Носителями информации являются потомки героев и дети войны. Они приняли эстафету от ветеранов и теперь передают информацию о тех событиях следующему поколению.

Этот место известно не только по ожесточенным сражениям во время Великой Отечественной Войны, но и во времена Крымской войны 18 века. (Сапун гора у г. Севастополь)

Оборонительная операция у этого города начального периода войны, позволила связать значительные силы Вермахта и сдержать наступательный порыв германской армии. Как называется это место Крыма? (Аджимушкайские каменоломни у г. Керчь. Длина раскопанных ходов центральных каменоломен более 8 км, многие километры ходов скрыты под завалами, которые образовались в результате попыток фашистов подорвать кровлю каменоломен. Общее число оборонявших каменоломни солдат, офицеров, гражданских (включая женщин и детей) около 13 тыс. человек)

Получил медаль «За Отвагу» посмертно. Он жил в Феодосии и этому мальчику было всего 12 лет. Назовите фамилию героя, о котором мы говорили на классном часе в прошлом году и в Детском парке на аллее героев. (Партизан Витя Коробков. Вместе со своим отцом, он провел немало важных операций. К сожалению, Витю расстреляли всего за месяц до освобождения Феодосии. На гранитном постаменте, установлена бронзовая фигура босого мальчика, крадущегося вдоль каменной стены с зажатой в руке гранатой).

О ком речь в стихотворении Сергея Васильева?

Как-то в непогодь, в апреле,
вместе с бурей снеговой
две гранаты залетели
в штаб немецкий полевой.
И от штаба среди ночи
не осталось ничего.
Это тоже, между прочим,
было дело рук его.
И в лесу его ловили,
и в приказах вслух кляли,
и собаками травили,
а настигнуть не могли.

(Партизанское движение в Крыму)

На шапках звёздные кокарды.
А тёмный лес стоит стеной.
Здесь партизанские отряды,
Ведут с врагом не равный бой.

Прямо из школы семнадцатилетняя девушка добровольцем ушла на фронт, до конца 1944 года была батальонным санинструктором и писала стихотворения, награждена орденом Красной Звезды и медалью ,,За отвагу,,. В Старом Крыму поставлен обелиск с ее именем. Как фамилия этого автора?

Я только раз видала рукопашный,

Раз наяву. И тысячу - во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

(Юлия Друнина. Дивизия оказалась в кольце… Двадцать три человека, и Юлия в том числе, вырвались из окружения. Тринадцать суток выходили к своим. ,,Мы шли, ползли, бежали, натыкаясь на немцев, теряя товарищей, опухшие, измученные, ведомые одной страстью – пробиться!,, До своих дошли шестеро…)

«Здание городского Совета, на месте нынешнего парка около кафе "Пингвин", где стоят скульптуры Нептуна и Русалки, они превратили в городскую управу, неподалеку разместилось полицейское управление, в здании библиотеки им. Макаренко на углу улиц Революции и Приморской, и другие карательные «службы», а замечательные евпаторийские пляжи стали минными полями, обнесенными колючей проволокой.» Но именно там пошел десант Советской армии. Этот город, также как и Симферополь был освобожден 13 апреля 1944г (Евпатория)

Подводим итоги и заносим в турнирную таблицу.

Слайд 40 - 52.

Конкурс 5. «Солдатская смекалка». На слайдах ребусы, кроссворды, загадки. Для кроссвордов даны картинки и закрытые буквы, если за 10 секунд взвод дает ответ, то получает 1 балл, затем открывается одна буква, но получить можно 0, 5 балла и еще через 10 секунд открываем вторую букву – 0, 25 балла. Для ребусов дано условие, например

t1585901468aa.gift1585901468ab.gif

Дополнительный балл за вопрос: кто автор стихотворения?

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

(Константин Симонов)

Заносим результаты в турнирную таблицу.

Конкурс 6 «Письмо солдату». Работа индивидуальна на листочке в клеточку и простым карандашиком, (как писали солдаты во время ВОВ) в течение 5 минут.

Выбор:

А) синквейн к слову «ПОБЕДА»,

Б) стихотворение на 4-8 строк к слову «ПОБЕДА»,

В) мини-сочинение (эссе) с первыми словами «МЫ БЛАГОДАРНЫ ТЕБЕ, СОЛДАТ…».

Слайд 53

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк

первая строка - одно слово(существительное или местоимение), выражающее тему,

вторая строка - два слова (прилагательное или причастие), описывающие свойства, признаки темы,

третья строка - три слова (глаголы или деепричастия), описывающие действие темы,

четвертая строка - фраза или предложение из четырех слов, выражающее отношение автора к теме,

одно слово(любая часть речи), выражающее суть темы, резюме.

По желанию можно зачитать свои произведения, сложить в виде треугольника как показано на слайде 54

Заносим результаты в турнирную таблицу. Победители имеют право выбрать тему и форму работы для следующего классного часа. А оказавшиеся на последнем месте будут готовить доклады по определенной теме на другой классный час.

Итог. В истории каждого народа есть события, даты, которые должны сохраняться в народной памяти навеки. Для нашей страны такой датой стало 9 мая — всенародный День Памяти и Славы, символ неразрывной связи поколений всех россиян.

Память - часть нашей культуры, национального самосознания, если мы хотим остаться народом, Россией, жить и процветать, мы обязаны ПОМНИТЬ».

Классный час хочется закончить словами Роберта Рождественского:

Мне кажется, что наш народ и сейчас способен на повторение подвига единения, братства и долга, который стал основным смыслом Великой Отечественной войны, закончившейся более полвека

Люди! Покуда сердца стучатся, -
Помните!
Какой ценой завоевано счастье, -
Пожалуйста, помните!”


Фотоотчет в презентации


«Мы благодарны тебе, Солдат…»
PPTX / 6.84 Мб

Дата проведения: 13 апреля 
Опубликовано в группе «Классный час в школе»


Комментарии (3)

Спицына Любовь Ивановна, 03.04.20 в 12:22 0 Ответить Пожаловаться
Это действительно так...

Оба моих деда не дожили до ПОБЕДЫ…
Вечная им ПАМЯТЬ…
В сердцах родных и близких !!!
Вечная им СЛАВА…
В мемориальных списках !!!

Марина Кемулария

Отредактировано 03-04-2020 12:23

Ирина Владимировна Казарцева, 03.04.20 в 13:08 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо! Мой дед не дожил до Победы 4 месяца...
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.