Классный час на тему «Все мы разные...»
6
Всероссийский дистанционный конкурс на лучший конспект классного часа
«Все мы разные…»
Сигалова Наталья Николаевна
Преподаватель, учреждение образования
«Слуцкий государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей»
г.Слуцк,Минская область, Беларусь
Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность».
Задачи:
-способствовать формированию у учащихся терпимого отношения к людям разных народов мира;
-развивать умение вести диалог и отстаивать свою позицию;
-показать значимость толерантных отношений между людьми.
Форма проведения: информ-дайджест.
Время проведения: 45 мин.
Оборудование: политическая карта мира, изображения флагов народов мира, компьютер, отрывки из кинофильмов, мультимедийный проектор, доска.
Ход классного часа
На доске записаны слова: Да, мы так не похожи. Даже по цвету кожи…
Иллюстрации с изображением флагов народов мира.
Начальный этап. Приветствие.
Мотивация. Учащиеся просматривают отрывки из кинофильмов: «Список Шиндлера», «Двенадцать лет рабства».
Определение темы.
Каждый знает о событиях XX века, поэтому может на очевидном примере проследить преобразование немецкой нации из угнетённого после наложения огромного количества ограничений после Первой мировой войны в фашистское общество с идеей абсолютного превосходства над другими народами планеты Земля. Как вы увидели в отрывках кинофильмов, ограничения на основе национальной принадлежности порождают ненависть и желание мести.
Учащиеся называют тематику фильмов, высказывают предположения о теме классного часа.
Зачитайте пословицы:
Одна минута терпения может означать десять лет мира.
Больше всего врагов наживает себе в свете человек, который прямодушен, горд, щепетилен и предпочитает принимать всех за то, что они есть, а не за то, чем они никогда не были.
Не создавай себе слишком мудрёного представления о человеке, суди о нём просто: не считай его ни слишком хорошим, ни слишком дурным.
Я полагаю, вы догадались о чём пойдёт сегодня речь. Всё верно, о толерантности.
Вступительное слово преподавателя.
Оказывается, слово «толерантность» зародилось с развитием медицины и означало полное или частичное отсутствие защитной реакции организма. В наше время мы идентифицируем данное слово с доброжелательным отношением к кому-либо или чему-либо.
Организация познавательной деятельности.
Вы смеялись когда-нибудь над внешностью друг друга, манерой разговаривать? Путешествуя в другие страны, вели ли себя нетерпимо по отношению к представителям данных государств? Если такое случалось, как вы думаете, с вами хотели общаться и иметь дело, приятна ли ваша персона была для них?
Ответы учащихся.
Заслушивание сообщений, подготовленных отдельными учащимися.
Учащийся 1. Декларация принципов терпимости.
В 1997 году Генеральной Ассамблеей ООН было предложено ввести международный день терпимости, как напоминание о возможной угрозе человечеству в случае несоблюдения толерантных отношений. Всемирный день толерантности отмечается 16 ноября.
Преамбула: памятуя о том, что Устав Организации Объединенных Наций гласит: «Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны ... вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности ... и в этих целях проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи»,
напоминая, что в Преамбуле Устава ЮНЕСКО, принятого 16 ноября 1945 года, подчеркивается, что «мир должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества»,
напоминая также, что во Всеобщей декларации прав человека провозглашается, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии», «на свободу убеждений и на свободное выражение их» и что образование «должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами» [1].
Учащийся 2. Притча:
Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:
-Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!
Чёрный презрительно сощурился и сказал:
-Как ты уродлив, белый! Как будто тебя обернули бумагой!
Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому:
-Посмотри, как красив твой черный брат. Он черен, как южная ночь, и в ней подобно звёздам сияют глаза его…
Затем мудрец обратился к чернокожему:
-А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый свет, что лежит на вершинах гор, а волосы его – цвета солнца.
Негр и белый устыдились своего спора и помирились.
А мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина…кружатся в весёлом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, чёрные, жёлтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос:
-Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы так скучно!
Учащийся 3. Легенда о Вавилонской башне.
Вы никогда не задавались вопросом, почему люди не понимают друг друга и вообще говорят на разных языках? А ведь на этот счет тоже существует своя легенда. Может она и покажется немножко сказочной, но вдруг в ней есть крупица истины, кто знает…
Когда-то все люди земли понимали друг друга, говоря на одном языке: ведь все были потомками рода Ноя, спасшегося во время потопа и нашедшего пристанище возле Араратских гор. Постепенно род увеличивался, обретал новые знания и умения. И задумали люди построить город, а в нем высокую башню до самых небес, которую можно было увидеть с любого конца земли.
Многому научились люди к тому времени: обжигали кирпичи, собирали камни, укладывая их в фундамент. Постепенно башня росла, поднимаясь все выше к небу. Радовались люди, видя, как стремительно растет их творение.
Узнал об этом Господь и удивился, увидев огромную башню, которая тянулась к небу. Не понравилась Богу эта затея: снова проявилась гордыня и тщеславие у людей, вздумавших подняться к небу. И сказал он: «Вот один народ, все понимают друг друга, все говорят на одном языке. Но что они делают? Гордые и упрямые они хотят возвыситься до неба, приблизится к самому Господу!». Не стал он смертью карать людей, но наказал их иным способом, смешав язык, на котором они говорили.
Выйдя в один прекрасный день к своей башне, взявшись за работу, люди вдруг перестали понимать речь другого. Никто не понимал, о чем говорят рядом, люди не могли ничего делать, строительство остановилось. Люди спустились на землю со своей недостроенной башни, чтобы выяснить, что с ними случилось. Но на земле стали ссориться, не понимая, о чем говорят, и что хочет каждый из них. Видя это, Господь решил помочь людям, для этого заставив покинуть недостроенный город и разъехаться в разные края. Так и поступил народ, оставив недостроенную башню и расселившись в разных концах земли. Со временем они забыли о своем родстве, у них появились новые традиции, образовался свой язык, обряды и обычаи.
А недостроенный город, где возводили башню, получил название Вавилон — «смешение». Ведь именно здесь Господь смешал все языки, вынудил людей разъехаться по разным землям, так и не закончив строительство Вавилонской башни [2].
Какова мораль данной легенды? Где вы могли слышать данную легенду?
Рассказывает о странах мира, флаги которых изображены на иллюстрациях. Задаёт подготовленные вопросы о потребностях и желаниях разных представителей мира, достижениях разных наций.
Пример: Если бы вы были камбоджийцем, вы не хотели бы иметь хорошее образование, полную семью и мирного неба над головой? Была бы наша жизнь разнообразна, если бы мы были «все на одно лицо».
Учащийся 4. Ведёт рассказ о различных способах поприветствовать друг друга в разных странах:
В Японии складывают руки (как в «молитве») на уровне груди и кланяются;
В Новой Зеландии трутся носами;
В Великобритании пожимают руку, стоя на большом расстоянии друг от друга;
В России крепко обнимаются и три раза целуют друг друга в щеки;
В Тибете показывают язык;
В Германии очень крепко пожимают друг другу руки, стоят близко друг к другу;
Во Франции обнимаются и целуют в щеки четыре раза по очереди [3].
Преподаватель. Какой способ приветствия наиболее близок нам, белорусам? Какой из способов вам показался странным?
Однако, планета нас любит разных. И помни, что в будущем, возможно, ты будешь ездить на японском или китайском авто, пьёшь ты бразильский кофе, цифры, которыми ты пользуешься – арабские, а человек, отличающийся от тебя – тоже человек, созданный живой природой.
Преподаватель предлагает учащимся ряд утверждений и просит выразить согласие и несогласие с каждым из них:
Где-то на Планете будет идти война – это норма человеческой природы да нет
Все главные качества даны человеку от природы да нет
Только человек, похожий на меня, имеет право на счастье да нет
Заключительное слово преподавателя.
Все мы вместе – человечество. И этот механизм работает каждый день, периодически давая сбой. Дабы этого не происходило, каждому из нас надо осознавать, что все мы одинаковые, так как создаём и стараемся вырастить здоровое новое поколение. На нашей планете живут народы разных рас и национальностей, которые очень сильно отличаются друг от друга, но разве это должно мешать нам, всем жить дружно?
Список литературы
1. Организация объединённых наций. Декларация принципов терпимости, ст.18, 19, 26 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml;
2. Детская Библия: Ветхий завет, бытие 11:1-9;
3. Особенности приветствия в разных странах мира. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.joinus.pro/strany-i-unikalnye-mesta/osobennosti privetstviya-v-raznyh-stranah/.