Классный час для учащихся 6–7 классов «Мы идём в музей!»
Пояснительная записка к презентации
Галкина Нина Викторовна, учитель английского языка Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Школа № 10 имени Героя Советского Союза М.П. Галкина города Пласта»
Классный час «Мы идём в музей!
для учащихся 6-7 классов
Цель классного часа: формирование ценностного отношения к культурному наследию методами музейной педагогики
Задачи классного часа:
- расширение знаний учащихся о музеях России и родного города;
- знакомство с азами музейного дела;
- формирование интереса к музеям как основным хранилищам памятников материальной и духовной культуры;
- формирование навыка работы в группе;
- развитие связной монологической речи учащихся.
Для проведения классного часа необходимо скачать приложения и презентацию по ссылкам, которые даны в плане-конспекте после списка используемых материалов.
Ход классного часа:
Класс предварительно делится на две команды. Выбираются члены жюри для подсчёта баллов.
Учитель:
Ребята, конечно, вы догадались, о чём мы поговорим с вами сегодня? (Слайд 1). А вы любите ходить в музеи? Я знаю, что некоторые из вас считают посещения музеев скучным делом. Надеюсь, нам удастся изменить ваше мнение и взглянуть на это другими глазами. Кроме того, в музеях, в которых мы побываем сегодня, скучно не бывает. Постарайтесь внимательно слушать меня, вашего экскурсовода, и запоминать всё, что я вам расскажу, потому что по окончании беседы мы с вами обменяемся мнениями, поиграем и узнаем, что интересного и полезного вы почерпнули. Будьте готовы сотрудничать в группах и приходить к какому-то общему решению. Удачи вам!
Итак, мы идём в музей. А что такое музей? Объясните значение слова «музей».
(Дети объясняют слово, затем учитель даёт определение слова и знакомит с типологией музеев с помощью презентации (слайд 2).
МУЗЕИ (от греч. museion — храм муз – покровительниц наук и искусств), научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.
Тип музея определяется его целью деятельности. Есть три типа музеев:
1) научно-образовательные (массовые, или публичные) Они предназначены для широких масс населения (их большинство);
2) научно-исследовательские, или академические, предназначенные для специалистов. Создаются они при академиях, научно-исследовательских институтах, имеют узкоспециальный характер;
3) учебные - предназначены для учащихся и студентов. Создаются при школах, средних специальных и высших учебных заведениях с образовательной целью.
Задание 1.
Я уверена, что все вы – знатоки музейного дела. Убедиться в этом нам поможет следующее задание: обе команды получают листок с изображением древнего сосуда (Приложение 1). Ваша задача найти и обвести слова, имеющие отношение к музеям. Таких слов 6. Слова написаны по вертикали и горизонтали. Команда, нашедшая все слова раньше второй, останавливает игру, произнося слово «Стоп». Таким образом, у вас появится шанс заработать больше баллов. Приступаем к заданию по моей команде.
(Уч-ся выполняют задание, сдают жюри, затем проверяют правильность выполнения с помощью презентации (Слайд 3). Правильные ответы выводятся по щелчку по пустому месту. Члены жюри вносят баллы в протокол. (Приложение 3).
Вы, действительно, знатоки музейного дела. А знаете ли вы, какие бывают профили музеев по типу хранимого наследия? Мне бы хотелось, чтобы глядя на коллекцию, вы догадались о каком профиле идёт речь. (Дети называют профили с помощью учителя: исторические, технические, сельскохозяйственные, естественнонаучные, искусствоведческие, литературные, а также мемориальные, краеведческие (Слайды 4-12). Следует заметить, существуют разные классификации, поэтому перечень профилей может быть продолжен).
Задание 2.
Я предлагаю второе задание для команд. К вам как специалистам в области музееведения обратились работники музеев Челябинской области с просьбой помочь им распределить по музеям новые экспонаты. На листе с заданием соедините название профиля музея с экспонатом (Приложение 2). Прежде чем вы получите листок с заданием, давайте вспомним профили, которые мы только что называли.
(Дети вспоминают названия профилей музеев, и учитель выводит слова на экран. Затем учащиеся получают листок с заданием, выполняют его и сдают жюри (Слайд 13). Команды могут вновь остановить игру, сказав «Стоп». Жюри проверяют правильность выполнения задания по ключу, который выводится по щелчку, и вносят баллы в таблицу).
А теперь мы садимся на самолёт и летим в Подмосковье в город Сергиев Посад, где посетим музей игрушки, и в Санкт-Петербург, где увидим большой макет нашей страны. Посмотрите ролики, послушайте экскурсоводов. Будьте готовы ответить на вопросы по увиденному и услышанному. После просмотра я предлагаю вам принять участие в викторине.
(Дети смотрят видеоролики онлайн или слушают рассказ учителя или детей, получивших задание предварительно. Для воспроизведения роликов надо кликнуть по ссылкам Музей игрушки в г. Сергиев Посад и Гранд Макет Россия на слайде 14).
Итак, викторина. Играть вы будете по-прежнему командами. Ваша задача – выбрать тему и стоимость вопроса – т.е. количество баллов, которые вы можете получить в случае правильного ответа. Выбирать вопросы вы будете по очереди, а наше как всегда беспристрастное жюри будет считать баллы. Вам предлагаются вопросы по темам «Музей г. Пласта» (замените их на вопросы о музее вашего города или села), «Музей игрушки г. Сергиев-Посад», «Гранд Макет Россия» и «Профили музеев».
(Дети выбирают тему и количество баллов. Учитель кликает по выбранному вопросу, читает вопрос, который открывается по гиперссылке, после ответа детей по щелчку по пустому месту выводит правильный ответ. Для возврата на игровое поле нужно кликнуть по фотографии или картинке. Если фотографий несколько, кликать можно по любой. По окончании викторины нужно дать задание жюри подсчитать общее количество баллов и нажать на управляющую кнопку в правом углу экрана, чтобы выйти на тему для подведения итогов классного часа).
Итоги:
Итак, мы идём в музей. Зачем? Что нового вы узнали сегодня? Что вы хотите узнать? В каких музеях вы хотели бы побывать? Интересна ли была для вас наша беседа? Что вы можете посоветовать людям, собирающимся на экскурсию в музей?
Мы пришли к выводу, что, узнавая прошлое, сохранённое в музеях, мы лучше понимаем людей, которые жили и творили до нас, чувствуем ответственность перед будущими поколениями, задумываемся о том, что им будет важно, нужно. Можем ли мы оставить потомкам такие же прекрасные картины, книги, предметы быта, архитектурные сооружения?
Кто теперь скажет, что музеи – это скучно?! Ходите в музеи, сделайте свою жизнь богаче!
(Слово предоставляется жюри для подведения итогов. Проводится церемония награждения).
Использованные материалы:
- http://tezaurus.oc3.ru/docs/5/articles/3/1/1/
- http://www.museum.ru/RME/sci_profil.asp
- http://uchebnikionline.ru/kulturologia/istorichne_krayeznavstvo_-_urivalkin_om/klasifikatsiya_muzuv.htm
- http://lektsii.net/3-4832.html
Ссылки на материалы для классного часа:
Пояснительная записка (Пояснительная записка)
Приложение 1 (Приложение 1)
Прилодение 2 (Приложение 2)
Приложение 3 (Приложение 3)
Презентация (Презентация "Мы идём в музей!")