Методическая разработка классного часа «Мы помним.Мы гордимся!» (3 класс)
МБОУ «ООШ с.Смородинка Перелюбского района Саратовской области»
Методическая разработка классного часа
«Мы помним.Мы гордимся!»
3 класс
Подготовила:
учитель
начальных классов
МБОУ «ООШ с.Смородинка
Перелюбского района
Саратовской области»
Лебедева Нина Николаевна
2020 г.
Цель: формирование патриотизма; воспитание чувства гордости за свою Родину; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, готовности к защите Отечества.
Задачи:
способствовать пониманию школьниками роли и значения Великой Победы для судеб всего человечества;
способствовать осмыслению школьниками таких духовно-нравственных категорий, как историческая память, уважение к памяти павших за Родину, героизм, долг, честь, национальное достояние;
формировать такие духовно-нравственные ценности, как чувство глубокого уважения к ратному подвигу народа, нравственный долг перед ветеранами и участниками ВОв.
Планируемые результаты:
Метапредметные результаты:
- умение находить, сопоставлять и критически оценивать информацию, полученную из различных источников (в том числе Интернет, СМИ и т.д.);
— применение различных способов решения проблем творческого и поискового характера, в том числе в группе и команде.
Предметные результаты:
— знание основных вех истории Великой Отечественной войны на пути к Великой Победе;
— умение приводить конкретные примеры боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины.
1.Личностные результаты
У учащихся продолжат формироваться:
- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;
- осознание себя как гражданина, обретение чувства любви к родной стране, к культуре, интереса к её истории; уважительное отношение к её традициям.
У учащихся могут быть сформированы:
- зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ;
- уважение к прошлому своих предков.
2. Регулятивные универсальные учебные действия
Учащиеся продолжат учиться:
-принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
- планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными задачами.
Учащиеся получат возможность научиться:
- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме.
3. Познавательные универсальные учебные действия
Учащиеся продолжат учиться:
- извлекать информацию, необходимую для решения учебных задач, из различных источников (познавательная литература, Интернет), собственных наблюдений объектов культуры.
Учащиеся получат возможность:
- сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
- участвовать в школьном проекте в рамках воспитательной работы.
4.Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся продолжат учиться:
- строить речевое высказывание в устной форме;
- отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в группах.
Учащиеся получат возможность:
- уважать позицию партнёра;
- участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, небольшие сообщения).
Форма проведения: внеурочное мероприятие с элементами проблемно-ценностной дискуссии.
Методы: беседа, дискуссия, работа в группах, работа с фото и видеоматериалами.
Педагогическая технология: проблемно-диалогическая.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, видеосюжет «Начало Великой Отечественной войны», слова Ю. Левитана о нападении фашистской Германии, музыкальный ряд, презентация, выставка книг и фотографий, раздаточный материал для изготовления пламени.
Ход мероприятия.
Добрый день! Начать наше мероприятие хотелось бы с этих строк.
…Все помнится, ничто не забыто,
Все помнится, никто не позабыт.
И днем и ночью в чаше из гранита
Святое пламя трепетно горит….
- Как вы думаете чему посвящено это стихотворение?
Ответы детей (Великой Отечественной войне).
Кто из вас может назвать хронологические рамки этой страшной войны?
Ответы детей (1941-1945 гг.)
- Великая Отечественная война! Эти три слова знает и помнит каждый. Они вписаны в историю нашей страны как один из самых тяжелых и в то же время героических периодов жизни Российского государства.
- В 2020 году наша страна будет отмечать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. 2020 год – это год Памяти и Славы.
Учитель включает аудио (слова Ю. Левитана) слайд с изображением людей слушающих сообщения о начале ВОВ.
Ребята, как вы думаете, что почувствовали люди в этот момент?
Ответы детей.
А что могли почувствовать дети? Какие эмоции испытали бы вы?
Ответы детей.
В тот далёкий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Никто и не подозревал, что многое в их жизни перечеркнёт одно страшное слово – война.
- А теперь представьте себе беззаботную жизнь таких ребят как вы. Каникулы. Лето. Тепло. Вы собираетесь с родителями на природу... И вдруг – война….
1-й ученик:
Сорок первый! Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времён
Затянуть эту дату нельзя.
2-ученик
От бескрайней равнины сибирской
До полесских лесов и болот
Поднимался народ богaтырский,
великий советский народ.
3-ученик
Выходил он, свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную державу,
За могучую нашу страну!
Звучит 1-й куплет песни «Священная война» - ст. В.И. Лебедева-Кумача, муз, Б.А. Александрова. Под музыку листаются фотохроники начала войны.
Встaвaй, стрaнa огромнaя,
Вставай на смертный бой.
С фaшистской силой темною,
С проклятою ордой.
Припев:
Пусть ярость блaгородная,
Вскипает как волна,
Идет война народная,
Священнaя война.
Великая Отечественная война стала всенародной, на защиту нашей Родины встала не только армия, но и весь народ. Добровольцы уходили на фронт. Вчерашние школьники становились солдатами. На борьбу с фашистами встали не только взрослые, но и дети.
Сегодня будет день воспоминаний
И в сердце тесно от высоких слов
Сегодня будет день напоминаний
О подвиге и доблести отцов.
Сегодня постараемся понять: почему мы смогли одержать победу в этой войне. Пройдёт наш классный час под девизом: "Гордимся, помним!"
Великая Отечественная война – это страшное воспоминание детской тоски, одиночества, отсутствие материнской и отцовской ласки.
Школьники работали вместе с учителями на покосе, пололи и копали картофель, стояли у станков, а самые младшие собирали на полях колоски, чтобы не потерять ни одного зёрнышка – ведь хлеб был нужен на фронте их отцам и братьям. После уроков они работали на швейных фабриках, в обувных мастерских. Ребята изготовляли ложки, варежки, носки, шарфы. Многие дети сражались наравне со взрослыми – были связными, разведчиками, радистами в партизанских отрядах. (слайды)
Показ видеоролика «Дети войны».
- Ребята, а как вы понимаете слово ПОДВИГ?
Ответы детей.
- Подвиг – это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью. Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.
- А сейчас, я предлагаю вам разделиться на три группы. Перед вами ромашка, на лепестках которой вы должны вписать соответствующие слова или фразы. Задача первой группы: вписать качества человека, которыми он должен обладать, чтобы совершить настоящий подвиг.
Задача второй группы: вписать примеры поступков людей, которые, по вашему мнению, соответствуют понятию подвиг.
Задача третьей группы: вписать имена и фамилии известных вам людей, которые совершили какой-либо известный подвиг.
- Молодцы ребята!
Великая Отечественная война затронула каждую семью. Наверное нет ни одной семьи, которой не коснулось страшное пламя войны.
Предлагаю вам послушать информацию ваших товарищей об их прадедах, которую они узнали и бережно будут хранить в памяти своей.
Выступление учащихся с рассказом о прадедах.
С каждым годом ветеранов и участников Великой Отечественной войны остается в живых все меньше и меньше. Наши ветераны- земляки уже не придут никогда. В силу своего возраста покоятся они на местном кладбище. Но забыть и не знать прошлое – значит предать память о людях, погибших за счастье Родины. Забыть все горести и невзгоды, всех, кто вынес эти страшные лишения ради нас. Из их рассказов о войне можно узнать много трагических событий. Наша задача сохранить эту святую память и передать ее следующим поколениям.
Наш народ хорошо знает цену миру, мирной жизни. Мир – это утро, полное света и надежд. Мир – это цветущие сады и колосящиеся нивы. Мир – это школьный звонок, это школа, в окнах которой солнце. Хорошо просыпаться и знать, что тебе ничего не угрожает, и все твои мечты сбудутся. Хорошо быть счастливым!
Под фонограмму «Журавли» Я. Френкель ученик читает стихотворение Бориса Пастернака.
Спасибо вам, что мы войны не знали,
Что мы не слышим шума страшных лет,
Что вы нам жизнь своею жизнью дали!
Дай Бог вам, ветераны, долгих лет!
Пусть помнят все про подвиг вашей жизни,
Пусть люди помнят ваши имена.
И пусть умолкнут войны, что есть в мире
В тот день, когда черемуха цвела.
Да, — это праздник вашей седины,
Вы пережили много бед.
Поклон нижайший, до самой земли,
Дай Бог вам, ветераны, долгих лет!
В заключение — самостоятельная работа. Разгадайте кроссворд «Военный». Если вы принимали активное участие в сегодняшнем занятии, вам не составит труда с ним справиться. (Дети получают распечатки кроссворда, работают.)
1. Главнокомандующий армией СССР в годы ВОВ.
2. Старый воин.
3. Его совершил 21 июня 1941 г. летчик И. Иванов.
4. Синоним слова «Отечество».
5. Артиллерийское орудие с женским именем.
6. Этот благородный поступок совершает человек, рискуя своей жизнью.
7. Легендарный полководец времен ВОВ.
8. Защитный головной убор воина.
По вертикали.
9. Стремительное нападение.
10. Блокадный город.
11. Сбор сведений о противнике.
12. Вооруженные силы страны.
Рефлексия
На доске надпись: "Вечный огонь - память погибшим" и наклеено изображение жерла Вечного огня.
В память о героях у могилы Неизвестного солдата всегда горит Вечный огонь. А рядом с ним находятся плиты с именами тех солдат, которые защищали нас, но погибли.
Давайте почтим память и выразим слова благодарности на языках пламени Вечного огня (На «языках пламени» дети пишут слова благодарности и прикрепляют на скотч к «вечному огню» на доске»)
Учитель раздает изображения «язык огня».
На доске изображение вечного огня, к которому дети прикрепляют «языки пламени» с пожеланием.
Ученик: Мы помнить вас будем,
Мы знаем ваш вклад
В нашу светлую жизнь,
Спи спокойно, солдат!
Сегодня мы учимся беззаветной любви к Родине, смелости и достоинству, мужеству и стойкости. Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы сыновей и дочерей Родины. И среди них те, кому было столько лет, сколько сегодня вам.
И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы поступить так?» - и, ответив самому себе искренне и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти героев той страшной войны.
Литература:
1. Сценарии школьных праздников: внеклассная работа 1-4 классы: учебно – методическое пособие/ сост. Е. М. Тихомирова. – М.: Изд - во «Экзамен», 2009.
2. Внеклассные мероприятия в начальной школе. –Волгоград: Учитель, 2005.
3. https://multiurok.ru/files/den-znanii-75-let-pobedy.html
4. Методические рекомендации по организации и проведению урока Победы. http://school20stv.ru/assets/docs/vospit/%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%BA%20%D0%9F%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D1%8B/%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%BA%20%D0%9F%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D1%8B.pdf
7