12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталья19

«Мы родом не из детства – из войны.. или 

маленькие герои большой войны» 

 

 

А жизнь смотрела удивлённо:

Неужто выжили? Сильны!

Ласкал мир ласково, влюблено

Своих детей – детей войны.

 

 

 

 

 

Павлова Наталья Петровна,  

учитель истории, 

МАОУ СОШ №3 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новый Уренгой, 2020 

Пояснительная записка 

Отгремели бои пожаром. Время бежит, как ветер. Годы текут, как реки. Как утесы, как скалы стоят герои. Бессмертен их славный подвиг. Память хранит былое. Ведь «Память – одно из важнейших свойств бытия, основа культуры и нравственности», - так писал Д.С. Лихачев, знаменитый русский филолог. Память нужна не пожилым, она нужна нам, молодым, чтобы мы знали, что такое жизнь и смерть, война и мир, какой ценой достигается свобода, чтобы мы берегли и сохраняли эту свободу. Ведь когда приходит беспамятство, оно порождает людей без роду и племени, без памяти и родства. Пока память жива – будет мир. Историческая память является одной из духовно-нравственных основ патриотического воспитания молодежи. А историческая память о Великой Отечественной войне - это не только представления о героических событиях отечественной истории, о подвигах, патриотизме и достижениях страны. Это – ценностные ориентиры, способствующие формированию и укреплению патриотизма и гражданского самосознания. Поэтому прямая обязанность учителя – помочь сохранить молодому поколению память о героических фактах нашей истории, воспитать у учеников гордость за свою Родину, напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями. Данная методическая разработка сценария мероприятия направлена на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения на примерах героизма маленьких граждан нашей страны в период Великой Отечественной войны, тех испытаний, которые достойно и мужественно вынес наш народ. Детский возраст (14-16 лет) выбран не случайно. Молодость – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Методическая разработка направлена на восстановление связи поколений: детей войны и современной молодежи. Поколению, рожденному в 30-е гг. суждено было пережить великие испытания. Война наложила отпечаток на всю их дальнейшую жизнь и судьбу. У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа. 

Цель: формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, об участии в ней своих ровесников. 

Задачи: 

Расширить представления о героическом прошлом народа в период Великой Отечественной войны, показав нравственные истоки победы; 

Способствовать формированию у детей патриотических качества и чувств причастности к истории Отечества на примерах героических поступков пионеров-героев в годы Великой Отечественной войны; 

Развивать нравственные чувства сопереживания, чувства благодарности, неприятия жестокости и насилия; 

Пробуждать активное стремление утверждать в отношениях между людьми гуманные отношения, воспитывая культуру миропонимания и осознания исторического прошлого и будущего в нем. 

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран. 

Материалы: 

- мультимедийная презентация ««Мы родом не из детства – из войны.. или 

маленькие герои большой войны», 

- фонограммы: Розенбаум «А может не было войны», «Мы помним! Дети – герои войны», «Помни их! Герои Великой Отечественной войны». 

Форма: внеклассное мероприятие 

 

 

 

 

 

 

 

Тема «Мы родом не из детства – из войны.. или 

маленькие герои большой войны» 

 

А жизнь смотрела удивлённо:

Неужто выжили? Сильны!

Ласкал мир ласково, влюблено

Своих детей – детей войны.

 

Ведущий 1: 

«Ах, война, что ж ты сделала, подлая...». Грозный сорок первый… Как он изменил судьбы. Обагрил кровью и слезами детство. Сделал короткими жизни многих мальчишек и девчонок. Разрушил светлые мечты. 

У целого поколения, рождённого с 1928 по 1945 год, украли детство. «Дети войны», так называют людей, переживших то страшное время.  И дело не только в дате рождения, этих детей воспитала война. У них не было времени на детство, им не достались годы, чтобы взрослеть. Они взрослели по минутам, ведь у войны не детское лицо. 

Чтец1  

«22 июня » 

Июнь. Россия. Воскресенье. 

Рассвет в объятьях тишины. 

Осталось хрупкое мгновенье 

До первых выстрелов войны. 

Через секунду мир взорвётся, 

Смерть поведёт парад-алле, 

И навсегда погаснет солнце 

Для миллионов на земле. 

Безумный шквал огня и стали 

Не повернётся сам назад. 

Два «супербога»:  

Гитлер – Сталин, 

А между ними страшный ад. 

Июнь. Россия. Воскресенье. 

Страна на грани: быть не быть. 

И это жуткое мгновенье 

Нам никогда не позабыть… 

                                          (Д. Попов)  

Ведущий 2 

Сороковые, роковые, свинцовые, пороховые.

Война гуляет по России, а вы совсем ещё малые. 

«Дети и война – нет более ужасного на свете».  

Чтец 2.  

Тринадцать миллионов детских жизней

Сгорело в адском пламени войны.

Их смех фонтанов радости не брызнет

На мирное цветение весны.

Мечты их не взлетят волшебной стаей

Над взрослыми серьезными людьми,

И в чём-то человечество отстанет,

И в чём-то обеднеет целый мир.

Тринадцать миллионов детских жизней -

Кровавый след коричневой чумы.

Их мертвые глазёнки с укоризной

Глядят нам в душу из могильной тьмы,

Из пепла Бухенвальда и Хатыни,

Из бликов пискаревского огня:

"Неужто память жгучая остынет?

Неужто люди мир не сохранят?"

Их губы запеклись в последнем крике,

В предсмертном зове милых мам своих...

О, матери стран малых и великих!

Услышьте их и помните о них!

                                                      (А. Молчанов) 

 

Ведущий 1  

Дети – мальчишки и девчонки, не успевшие узнать, что такое жизнь, но познавшие страдание и взглянувшие в глаза смерти. Дети? Нет! Уже не дети. Как внезапно ворвалась война в их детство и юность…  

Ведущий 2 

Вспомним как все это было 

Вот фрагменты дневниковых записей и воспоминаний о своем военном детстве инженеров, военных, рабочих, ученых, врачей... 

(Рассказы детей от первого лица) 

Т.С. Ивлева, полиграфист  

В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели, сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы.     

Ю.Н. Никитина, товаровед  

Когда началась война, страшная война  мне было всего 14, жизнь только начиналась. Снаряды, бомбы, трупы, кровь, плен, тогда и смерти в глаза не раз смотрела. Почти три года была узницей фашистских лагерей, а шла война, и так хотелось мстить за всех погибших и за слезы матерей, детей. Я испытала и страх, и ужас, в плену прошла моя юность.    

Ю.Г. Подтыкайлов, инженер-механик 

Война застала нашу семью, семью военного врача, под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было девять с половиной лет. Я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт,  и меня зачислили воспитанником, сыном полка в специальную разведроту при штабе 4-й армии. Я выполнял задания по разведке, но в начале 1942 года попал под обстрел, был ранен и слегка контужен. Меня отправили на лечение в тыл...   

Л.Т Шепелева, профессор, доктор исторических наук  

«Я родилась в Ленинграде, поэтому и блокада Ленинграда была мне предначертана судьбой. Зимой 1941-1942 годов не стало отопления, света, воды, и стены дома промерзали на 20-30 см. В ту пору на окнах обязательно была светомаскировка, которая скрывала свет иногда горевшей свечи и помогала маме убедить меня, ребенка, что это ночь (даже если это день), а ночью никто не кушает надо потерпеть. Блокадный паек - 120 граммов хлеба из смеси опилок и муки. А есть очень хотелось, и чувство голода - это одно из устойчивых воспоминаний моего детства...» 

Ведущий 2 

Дети не только выживали, но и погибали на фронтах,  в оккупированных фашистами городах, в блокадном Ленинграде. Что чувствовали и переживали дети? Об этом расскажут записи ленинградской девочки Тани Савичевой.

(рассказ ребенка от имени Тани Савичевой) 

Таня Савичева: 

"Женя умерла 28 декабря, в 12 часов 30 минут утра 1941 г. Бабушка умерла 25 января. В 3 часа дня 1942 г. Лека умер 17 марта, в 6 часов утра 1942 г. Дядя Вася умер 13 апреля, в 2 часа ночи 1942 г. Мама - 13 мая, в 7 часов 30 минут утра 1942 г. ...Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня". 

Ведущий 2 

Это слова одиннадцатилетней школьницы, которая не намного пережила своих близких.  

Чтец 3 (ребенок из начальной школы с плюшевым мишкой в руках читает стихотворение) 

Ой, Мишка, как же страшно мне!

Л. Тасси  

Оборванного мишку утешала

Девчушка в изувеченной избе:

«Не плачь, не плачь… Сама недоедала,

Полсухаря оставила тебе… 

… Снаряды пролетали и взрывались,

Смешалась с кровью черная земля…

Была семья, был дом… Теперь остались

Совсем одни на свете — ты и я…» 

… А за деревней рощица дымилась,

Поражена чудовищным огнём,

И Смерть вокруг летала злою птицей,

Бедой нежданной приходила в дом… 

«Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,

И мне дадут на фронте автомат.

Я отомщу за то, что слезы прячу,

За то, что наши сосенки горят…» 

Но в тишине свистели пули звонко,

Зловещий отблеск полыхнул в окне…

И выбежала из дому девчонка:

«Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!..» 

… Молчание. Ни голоса не слышно.

Победу нынче празднует страна…

А сколько их, девчонок и мальчишек,

Осиротила подлая война?!.. 

Ведущий 1 

Пускай сегодня знают люди про тех, кто вырос в дни войны. Мы никогда не позабудем, что были дважды рождены…  

Ведущий 2 

Задержитесь, люди!

Подойдите ближе, головы склоня.

Вспомните о тех, кто взрослыми не будет,

Тех, кто детским сердцем город заслонял. 

Вспомним всех поименно: дети-герои 

Видео-фрагмент «Мы помним! Дети – герои войны» 

Чтец 4 

Нас босыми по снегу водили 

На допрос и пытку из тюрьмы... 

Все равно враги не победили! 

В этой битве 

Победили  

МЫ!  

Чтец 5 

Юные безусые герои 

Юными останутся навек, 

Перед вашим вдруг ожившим строем 

Мы стоим, не поднимая век. 

Боль и гнев сейчас тому причиной, 

Благодарность вечная вам всем, 

Маленькие, стойкие мужчины, 

Девочки, достойные поэм. 

Видео-фрагмент «Помни их! Герои Великой Отечественной войны» 

Чтец 6 

Письмо войне 

Мне не снится война никогда,  

Я мечтаю о мире всегда.  

Пусть птицы поют 

И цветы расцветают! 

Пусть люди о дружбе 

Побольше мечтают. 

Пусть солнечный луч 

Никогда не погаснет! 

Пусть дети не знают 

Слово «несчастье»! 

Пусть страны все дружат, 

А танки и ружья 

На переплавку отправить нам нужно. 

Пусть воцарится мир на планете 

И пусть будут рады и счастливы дети! 

 

 

 

 

Список литературы 

Ахматова А. Лирика. Классики и современники. - М.: Худож. лит., 1989. 

Бесплатная электронная библиотека TheLib.Ru 

Великая Отечественная. В 2-х томах. Т.1. Стихотворения и поэмы. Изд. второе, доп. М., Худож. лит., 1975. 

Друнина Ю. Лирика. Классики и современники. - М.: Худож. лит., 1989. 

Симонов К.М. Лирика. – М.: Худож. лит., 1990. 

Твардовский А.Т. Лирика. Классики и современники. - М.: Худож. лит., 1989. 

https://ru.wikipedia.org  

http://wikipedia.ru  

Золотые россыпи ветеранов – 4: «Дети войны: портрет поколения» - Уфа, 2017.   

https://rusq.ru /?p 

https://www.chitalnya.ru  

http://www.stihi.ru  

Материалы диска «От войны до Рейхстага». 

Стихи С. Михалкова. 

http:/ festival@1september.ru   

http://rushistory.stsland.ru   

http://rusedu.ru   

https://topwar.ru  

 

 

 

 

 ​​​​​​​

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.