12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Апкаримова Динара Амостяновна32

«Мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово!»

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся







Мотивация




















































































































































Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет необычный урок. В этом вы убедитесь позже.

А сейчас обратите своё внимание на экран. Вашему вниманию предлагается подборка видеороликов и иных материалов. Оцените их с точки зрения норм русского литературного языка.



Слайд 1

Отрывок из кинофильма «Ирония судьбы».

- «Я же забыла ОДЕТЬ праздничное платье!»



Слайд 2

Фрагмент из мультфильма «Малыш и Карлсон».

« – Малыш, со мной не соскучишься! – Что ж ты делаешь? – Да это я шалю, ну то есть бАлуюсь».



Слайд 3

Фрагмент из кинофильма «Доживём до понедельника».

« Приносят зеркало и всё время на себя любуются. Я им говорю: «Не лОжьтезеркало в парту. Ложат! Я им опять говорю не ложьте. Всё равно ложат!»



Слайд 4

Фрагмент из фильма «Кавказская пленница».

«Чей туфлЯ? О! Моё. Спасибо.»



Слайд 5



t1634407906aa.jpg





Слайд 6



t1634407906ab.jpg



Слайд 7

Табличка:

«Уходя – гасите свет!»





Слайд 8

Отрывки из сочинений:

«Пошли на прогулку с ихней дочерью»;

«Я помню, всё, лица, имена, фамилии, достижения.»










Вы правы. Это действительно так. На материале предложенной информации заполните таблицу.



1. Орфографические ошибки

2. Пунктуационные ошибки

3. Грамматические ошибки

4. Речевые ошибки

5. Ошибки в произношении



1

2

3

4

5




































Пока вы заполняли таблицу, вам не вспомнились случаи неверного употребления слов, которые вы слышали по телевидению, радио или в иных ситуациях?

















Таким образом, мы видим, что никто не застрахован от ошибки, но совершенно очевидным становится то, что надо работать над своей речью, совершенствовать её.

Так чем мы займёмся на сегодняшнем уроке?





Скажите, а какое значение имеет соответствие речи общепринятым нормам? Грамотная речь важна? Почему?

























































































































В каждом из примеров допущена ошибка. Где-то неправильно поставлено ударение, а где-то неправильно образована форма слова.




















1. Орфографические ошибки:

в словах здравствуйте, никто, ничто.

2. Пунктуационные ошибки:

На 7 слайде «Уходя, гасите свет!»;

Я помню всё: лица, имена, фамилии, достижения.

3. Грамматические ошибки:

Моя туфля,

С их дочерью.

4. Речевые ошибки:

Надела платье,

положите

5. Ошибки в произношении:

Балуюсь, туфля











- Реклама «Л,Этуаль», в которой говорят «Побалуйте себя!» с ударением на второй слог.

- Слышал как в звуковой рекламе в Москве, говорили слово «соуса», а не соусы. То есть неправильно образована форма множественного числа

















Вспомним нормы русского языка.









Конечно, она имеет огромное значение, прежде всего, потому, что от того как человек владеет языком, у нас складывается о нём первичное впечатление. И если его речь грамотна, то мы воспринимаем его как хорошо образованного человека.

«Погружение» в проект»



Постановка проблемы, целей и задач исследования

Выбор проблемы, вживание в ситуацию



Таким образом, проблема нашего с вами исследования – неграмотная речь, с которой необходимо бороться, чтобы сохранить красоту нашего языка и его совершенство.

Какова цель нашего занятия?













- Действительно, мы с вами сегодня многое попытаемся вспомнить и обобщить. Будьте внимательны и ответственно подходите к порученным вам заданиям.













Скорее всего, это борьба с неправильной речью; попытка обобщить всё ранее изученное.





Организация деятельности

Организация групп, распределение ролей, планирование деятельности по решению задач

Разбивка на группы, распределение ролей, планирование работы





















































































А теперь, когда мы с вами выявили основную цель урока, а она, как вы уже сказали, заключается в том, чтобы вспомнить языковые нормы, предлагаю подобрать эпиграф к уроку.



«Высокая культура разговорной и письменной речи… – самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надёжная рекомендация для каждого человека в его общественной и творческой деятельности»

(Виноградов В. В.)



«Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно»

(Толстой А. Н.)



Вы можете выбрать одну из представленных на слайде цитат или же предложить свою, достойно отражающую заявленную проблему.









Объясните смысл, выбранного вами высказывания.







Действительно, мы с вами увидели сегодня, как чужие ошибки бросаются в глаза.

Нами были выявлены наиболее распространённые, активно использующиеся в речи ошибки.

Часто мы не обращаем внимания, и многие слова в нашем сознании откладываются в их неправильном употреблении. Виной тому в какой-то степени можно считать и СМИ, и фильмы, мультики. Однако не стоит быть категоричными, так как иногда это использовано, как некий сюжетный комический ход. Главное, самим знать, как правильно произнести то или иное слово, как построить предложение и т.д.

Надо следить именно за своей речью в первую очередь. Мы с вами говорим о культуре нашей речи. И только мы сами можем её совершенствовать, обогащая и наполняя голову знаниями.

Что вы понимаете под культурой речи?







Какие языковые нормы вы знаете? Перечислите их.



























Учащиеся предлагают свои варианты.





Как мы уже сказали, при помощи речи можно определить – образован ли человек. Высокая культура устной и письменной речи позволяет заявить о себе как об образованной личности.























Культура речи – это уровень речевого развития, степень владения нормами языка.





Произносительные (правила произношения),

морфологические (правила изменения слов),

синтаксические (правила соединения слов),

стилистические (употребление языковых средств, уместных в определённых ситуациях),

нормы правописания (орфографические и пунктуационные правила).



 



















































































































































Теперь, когда мы с вами чётко определили предмет беседы урока, урока необычного, предлагаю заняться подборкой материала, который поможет нам не допускать ошибки в речи, как в устной, так и в письменной.

Для этого поделимся на 4 группы.

У каждой группы своё задание, на его выполнение даётся 15-20 минут. Отнеситесь к работе ответственно!

Задание 1.

Учащимся необходимо сочинить небольшое стихотворение, в котором в большом количестве будут употреблены слова, вызывающие сложность в ударении. Учащимся будет предложен список слов рекомендуемых для использования.



Задание 2.

Расставить знаки препинания в предложенных предложениях, а также расположить их в строгом порядке и ответьте на вопрос, приводя примеры:

1. Предложение, в котором используется обращение;

2. Сложноподчинённое предложение;

3. Предложение с деепричастным оборотом;

4. Предложение с обобщающим словом;

5. Предложение с вводным словом;

6. Вопросительное предложение;

7. Сложноподчинённое предложение с придаточным причины;

8. Предложение с однородными сказуемыми, выраженными существительными;

9. Предложения с однородными определениями.



1. Вам уже известны все знаки препинания: точка, запятая, тире, многоточие, восклицательный и вопросительный знаки. 2. Как избежать этого? 3. Я думаю, что эта информация вам хорошо известна. 4. К сожалению, достаточно часто допускаются ошибки при их постановке. 5. Обслуживая потребности письменного общения, пунктуация имеет чёткое назначение – способствовать расчленению письменного текста для облегчения его понимания. 6. Ребята, а знаете ли вы, что такое пунктуация?

Задание 3.

Исправьте ошибки.

Я вернулся с магазина,

В руках полная корзина,

Буду очень много кушать,

Никого не буду слушать.

По пути я так промокнул,

Что ужасно долго сохнул.

Что купил я в магазине?

Что лежит в моей корзине?

Всё что так необходимо –

Это много вкусных сливов

Абрикосов, ананасов, апельсинов прикупил

Дыней, яблоков, гранатов взять с собою не забыл.

И подарок к дню рожденью

Для сестрёнки я купил

Я в порыве вдохновенья

Накупил чулок, бахил

Взял ей джинсов и носков

Шаровар, туфлей, чулков,

Сапогов и зеркальцев.

Задание 4

Заполните таблицы, на основе предложенного материала.

1. Эти функции поручаются классному руководителю. 2. Эти функции возлагаются на классного руководителя. 3. Он одел пальто и вышел на улицу. 4. Он надел пальто и вышел на улицу. 5. Необходимо повысить подготовку специалистов. 6. Необходимо улучшить подготовку специалистов.

7. За истекший период времени нами были проведены осушительные работы. 8. За истекший период нами были проведены осушительные работы. 9. Выступление юного гимнаста было весьма техническим. 10. Выступление юного гимнаста было весьма техничным. 11. Он пренебрегал правилами этикета и был полным невежей. 12. Учиться он не хотел, потому и вырос невежей. 13. Мой брат человек практический: он никогда не выбрасывает старые вещи.

Ошибка

Норма



























































































































































Осуществление деятельности

Консультирование и контроль

















Учитель отвечает при затруднении на вопросы учащихся и контролирует процесс.

Самостоятельная и активная работа в соответствии с намеченным планом





Работа в группах, рассчитанная на 15-20 мин.

Презентация проекта



(Обобщение результатов)







Демонстрация результатов.

















































































































































































































































































































Учащиеся внимательно слушают своих товарищей, выявляют ошибки.

Вместе с классом приходим к выводу, что каждое из предложенных заданий, направлено на закрепление норм литературного языка.

Таким образом, мы с вами создали небольшую методическую разработку по подготовке к экзаменам.

Каждая группа представляет вниманию классу то, что удалось сделать.



1 группа



ЗвонИт столЯр малЯру,

Прося помочь доЯру

Загнать коров в амбар.

МалЯр ему ответил:

«ЦепОчку потерял

В портфЕле иль цемЕнте».

СтолЯр сказал: «ПОнял!»

Пока развивался диалОг

Никто доЯру не помог.



2 группа.

Ребята, а знаете ли вы, что такое пунктуация? Я думаю, что эта информация вам хорошо известна. Обслуживая потребности письменного общения, пунктуация имеет чёткое назначение – способствовать расчленению письменного текста для облегчения его понимания. Вам уже известны все знаки препинания: точка, запятая, тире, многоточие, восклицательный и вопросительный знаки. К сожалению, достаточно часто допускаются ошибки при их постановке. Как избежать этого?

Так как в русском языке пунктуация связана со структурой предложения, синтаксический разбор является основополагающим при расстановке знаков препинания. Синтаксический разбор – нахождение грамматической основы и определение типа предложения. Предложения могут быть простыми, сложносочинёнными, сложноподчинёнными, бессоюзными. Не следует определять тип предложения, руководствуясь лишь наличием в нём знаков препинании, поскольку часто запятые в сложном предложении не ставятся.





3 группа.



Я вернулся с магазина,

В руках полная корзина,

Буду очень много кушать,

Никого не буду слушать.

По пути я так промок,

Что ужасно долго сох.

Что купил я в магазине?

Что лежит в моей корзине?

Всё что так необходимо –

Это много вкусных слив

Абрикосов, ананасов, апельсинов прикупил

Дынь, яблок, гранатов взять с собою не забыл.

И подарок к дню рождения

Для сестрёнки я купил.

Я в порыве вдохновенья

Накупил чулок, бахил,

Взял ей джинсов и носков

Шаровар, туфель, чулок,

Сапог и зеркалец.



4 группа.

Нет ошибок в предложениях.

Эти функции возлагаются на классного руководителя.

Он надел пальто и вышел на улицу.

Необходимо улучшить подготовку специалистов.

За истёкший период нами были проведены осушительные работы.

Выступление юного гимнаста было весьма техничным.

Он пренебрегал правилами этикета и был полным невежей.

Учиться он не хотел, потому и вырос невеждой.

Мой брат человек практичный: он никогда не выбрасывает старые вещи.

В остальных – ошибки, такие как плеоназм, смещение паронимов, неправильное понимание лексического значения слова.





Оценка работы















Подводятся итоги.
Что получилось?
Что вызвало затруднение?

Как бы вы оценили деятельность в целом?

Каков ваш личный вклад?















Рефлексия

Из различных форм образовательной рефлексии, мы воспользовались письменным анкетированием.













В ходе данного этапа урока, учащиеся изъявили желание продолжить работу дома. Задания вызвали интерес, у учащихся появилось желание творить.







Опубликовано


Комментарии (1)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 16.10.21 в 22:00 2Ответить Пожаловаться
Вот бы ссылки на ролики... Или презентацию к конспекту... Тогда картина была бы полной
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.