12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Барашева Ирина Ивановна1080
Россия, Крым респ., Севастополь

Урок литературного чтения на родном (русском) языке

«Мы сохраним побед великих память»

Учитель: Барашева И.И. Класс: 2-А.

Цель урока:

 воспитание у детей чувства гордости и любви к своей Родине, своему краю, к людям старшего поколения, расширить представления детей о героизме и трагедии советского народа во время Великой Отечественной войны, воспитание уважительного отношения к памятникам войны.

Задачи:

Образовательные: умение рассуждать, анализировать события, познакомить учеников с историей ВОВ, литературными произведениями о Севастополе в годы войны, создать у детей представление о Дне Победы, как об одном из важнейших праздников нашей страны.

Развивающие: развитие познавательных способностей учащихся; расширение и обогащение словаря; развитие патриотизма, развивать умение высказывать свои мысли и выслушивать ответ одноклассников; формирование навыков смыслового чтения.

Воспитательные: воспитание у школьников патриотизма, любви к Родине, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, к памятникам войны; формировать представление о подвигах людей на фронте и в тылу.

УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; развитие моральных качеств личности, эмоционально – нравственной отзывчивости, формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию.

Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения учебной задачи;

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других; формирование умения взаимодействовать в парах, презентовать свой проект, задавать вопросы.

Познавательные: планировать, контролировать, оценивать свои

действия по данной теме, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

Ход урока


Актуализация знаний

Мы с вами живем в удивительном городе, звание которому – герой, а имя, данное пророчески в 1783 году – величественный, достойный поклонения оправдано в двух беспримерных оборонах. Когда началась вторая оборона Севастополя? (Вторая оборона города началась 30 октября 1941 года и продолжалась 250 дней)

Часто ли вы вспоминаете о войне?.. Давайте мысленно перенесемся в 1941.


Было обычное жаркое лето.

Бабушка мне рассказала об этом.

Все отдыхали: кто с мамой на даче,

Кто на реке загорал и рыбачил.

В лагере детском ребята играли,

Горя и бед до поры не видали.

Вдруг грохот раздался,

И всё потемнело,

Словно огромная птица взлетела.

Рвутся снаряды, огонь полыхает,

Огненный враг на страну наступает.

Гибнут простые, мирные люди

Кто уцелел, никогда не забудет:

От боли стонала родная земля.

Страшное слово узнала – «Война!»


Люди тогда не верили, что возможно завтра будет война, они продолжали жить. Шло лето 1941 года. Суббота 21 июня. Во многих школах праздник – выпускные балы. Дети рано утром идут встречать свой первый рассвет взрослой жизни.


Такою все дышало тишиной,

Что вся Земля еще спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось


Основная часть

В Севастополь война пришла раньше, чем во многие другие советские города - в 3:15 утра. 22 июня 1941 года, за 45 минут до нападения немецко-фашистских войск на Советский Союз, самолёты "Ю-88" и "Хе-111" появились над Севастополем.

На парашютах с них сбросили донные неконтактные мины, чтобы запереть, а затем уничтожить корабли Черноморского флота, стоящие в севастопольских бухтах. Первые две мины сбросили на фарватер в 3:15 утра, затем в 3:30, ещё две мины, одна из которых упала в море. В 3 часа 48 минут и 3 часа 52 минуты ещё несколько бомб обрушились на город. Одна взорвалась у памятника Затопленным кораблям, другая - на улице Подгорной. Последние две мины упали в 4 часа 10 минут: первая в районе завода №54, вторая у башенной батареи №13. От взрыва мины на Подгорной улице погибли 18 человек, а 136 получили ранения (по другим данным, около 200).

До нападения фашистской Германии на СССР оставалось еще 8 минут, а в Севастополе уже были первые погибшие мирные жители. Имена некоторых из них даже не удалось установить...


(Кинохроника: начало обороны Севастополя 30 окт. 1941 г.)


Когда война приходит в города,

Они темней становятся и тише,

А он казался мне светлей и выше,

Значительней и строже, чем всегда.

Он был почти что рядом, где-то тут,

За сопкой, за спиною, за плечами.

Бомбят его, и мы не спим ночами,

Так боя ждём, как только боя ждут.

Шёл сотый день, сто первый, сто второй,

Под нами с рёвом оседали горы,

Но только почта покидала город,

И только мёртвый смел покинуть строй.

А он горел, и с четырёх сторон

От бухты к бухте подползало пламя,

А нам казалось – это было с нами,

Как будто мы горели, а не он.

А он горел, и отступала мгла

От Херсонеса и до равелина.

И тень его пожаров над Берлином

Уже тогда пророчеством легла.

(Г. Поженян)


Сложно представить все ужасы этой войны, никакие слова не способны передать, что чувствовали жители осажденного города. И все же мастера слова, писатели и поэты, постарались донести до потомков события тех суровых дней, чтобы помнили, чтобы гордились, чтобы никогда не допустили повторения подобной трагедии.


В 1969 году вышел первый сборник рассказов Г.Черкашина «Вкус медной проволоки». Этой книгой он заявил о себе, как писатель. Это рассказы о мальчишках военной поры. У них была трудная жизнь. Они видели смерть в лицо, знали, что такое невозвратимые потери, несчастье, разрушения. И потому они быстро взрослели, учились понимать чужую боль, без лишних слов помогать друг другу. Один из самых ярких рассказов этого сборника - рассказ «Вкус медной проволоки» 

Выразительное чтение отрывка из рассказа «Вкус медной проволоки» 

ПЕСНЯ СЕВАСТОПОЛЬЦЕВ 
За нами холодное море, 
И рвутся снаряды вокруг. 
Дымится в развалинах город, 
Смыкается вражеский круг. 

Мы долгие месяцы дрались в кольце, 
За свой Севастополь сражались. 
Дома эти, улицы, камни его 
Недешево гадам достались. 

И если, товарищ, нам здесь умирать, 
Умрем же в бою, как герои, 
Ни шагу назад — нам нельзя отступать, 
Пусть нас в эту землю зароют.

Прощай, Севастополь, наш город-боец, 
Прощайте, орлята-ребята, 
Патронам в обойме приходит конец, 
Одна лишь осталась граната.

Пускай мы погибнем в неравном бою, 
Но братья победы добьются, 
Взойдут они снова на землю свою, 
С врагами сполна разочтутся.

Так яркое солнце нельзя потушить, 
Так шторм успокоить нет силы, 
Не будут враги в Севастополе жить, 
Он станет им только могилой. 



Автор этой песни неизвестен. По словам девушки, сообщившей песню, она была распространена в Керчи в период героической обороны Севастополя в 1942 г. и опубликована в одной из крымских газет. 

Презентация детских работ

Рассказы детей о героях Великой Отечественной войны

(Иван Пьянзин, командир 365 береговой батареи, Алексей Лещенко, командир 35 батареи, Алексей Калюжный, защитник ДЗОТа № 11, Иван Голубец, Людмила Павлюченко, Василий Ревякин)



Расстрел партизана

На ветвях израненного тополя 
Тёплое дыханье ветерка.
Над пустынным рейдом Севастополя
Ни серпа луны, ни огонька.

Воет полночь псами одичалыми.
Шелестят над щебнем сорняки.
Патрули качают над причалами
Плоские немецкие штыки.

В эту ночь кварталами спалёнными,
Рассекая грудью мрак ночной,
Шёл моряк, прощаясь с бастионами,
С мёртвой Корабельной стороной.

Шёл моряк над бухтами унылыми,
Где душе все камешки милы...
На кладбище старом над могилами
Конвоиры вскинули стволы.

Он стоял. Тельняшка полосатая
Пятнами густыми запеклась.
Он сказал:-Повоевал богато я.
Вражьей вашей крови пролил всласть.

Это мы с братвой, ночами тёмными,
Вас подстерегали пулей злой
В Инкермане за каменоломнями,
На крутых утёсах за яйлой.

Если ветер разгулялся по полю,
Встань, попробуй, поперёк пути.
Много вас тянулось к Севастополю,
Да немногим пофартит уйти.

Встали здесь на якорь вы не рано ли ?
Шторм придёт и вырвет якоря...
Вперебой, не в лад, винтовки грянули.
Небо кровью красила заря. (А.Сурков)

Подвиг – бесконечный порыв человека, который отдаёт себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью. Мы говорим о подвиге народа, так как победу приближали и партизаны в тылу врага, и труженики военных заводов, учёные и конструкторы, и простые жители. Немецкий унтер-офицер Шлютц писал из-под Севастополя: «Этих русских фанатиков недостаточно просто убить, их надо ещё зарыть в землю. Мне кажется, они и мёртвые стреляют.»

В 1968 году на склоне высоты, вблизи села Хмельницкое, рядом с братской могилой морских пехотинцев, установлен памятник 7-ой бригаде морской пехоты Это славное воинское соединение было сформировано в августе 1941-го (командир — полковник Е.И. Жидилов, военком — бригадный комиссар Н.Е. Ехлаков, с июня 1942 г. — полковой комиссар А.М. Ищенко). Бригада принимала активное участие в боях за Крым, с ноября 1941-го по июнь 1942-го участвовала в героической обороне Севастополя.В самые тяжелые для города дни воины стояли насмерть в районе горы Гасфорта. За мужество и героизм, проявленные в боях, командир отдельного стрелкового батальона 7-й бригады морской пехоты капитан А.С. Гегешидзе и снайпер-инструктор старшина Н.П. Адамия были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, более 300 бойцов и командиров награждены орденами и медалями. Текст и стихи, написанные бывшим командиром бригады генерал-лейтенантом Е.И. Жидиловым, выбиты на одной из стел:

Ушли вы в бессмертье,

Чтоб песни звучали,

Чтоб город-герой

Горделиво стоял!

Чтоб дети смеялись,

И внуки рождались,

И землю не жёг

Смертоносный металл.

Отважно сражалась

Морская пехота,

Чтоб матери больше

Не слепли от слёз.

И нет среди вас

Безымянных героев,

Вам званье дано –

Черноморский матрос!


Рефлексия

Какие чувства вы испытывали на уроке?

Расскажете ли вы родителям, как прошел наш урок?

Что вы узнали нового на уроке?


Василий Лебедев-Кумач

Восстань из пепла, Севастополь,
Герой, прославленный навек!
Твой каждый уцелевший тополь
Взлелеет русский человек.

Те камни, где ступал Нахимов,
Нам стали дороги вдвойне,
Когда мы, нашей кровью вымыв,
Вернули их родной стране.

Израненный, но величавый,
Войдешь ты в летопись веков -
Бессмертный город нашей славы,
Святыня русских моряков.

И наши дети внукам нашим
Расскажут в бухте голубой,
Как гордо ты стоял на страже,
Прикрывши Родину собой!


Все дальше в прошлое уходят годы страшной войны. Но подвиг людей, вставших на защиту Отечества, будет вечно жить в памяти российского народа. Вечным огнем горят сердца героев, отстоявших мир.


Их теперь не обнять, не пожать им ладони,

Но восстал из земли негасимый огонь –

Скорбный огонь, гордый огонь, светлый огонь.

Это павших сердца отдают до конца

Своё яркое пламя живущим.


Частичку Вечного огня – свечу памяти, может зажечь каждый из вас, кто пожелает почтить память павших. (Дети зажигают электросвечу и ставят около портретов героев).





Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.