Профилактический тренинг, направленный на профилактику суицидального поведения «Мы выбираем жизнь»
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
НОВОШАХТИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ -
филиал государственного бюджетного профессионального
образовательного учреждения Ростовской области
«ШАХТИНСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ
им. ак. Степанова П.И.»
Социальный педагог
_______________ Канавиня Н.И.
Профилактический тренинг, направленный на профилактику суицидального поведения:
«Мы выбираем жизнь»
Цель: утвердить в студентах уверенность, что жизнь ценна, что любая сложность в ней помогает стать сильней и найти правильный путь к своему счастью, успеху.
Задачи: наладить эмоциональный контакт со студентами и между ними. Укоренить в студентах знания, что в трудную минуту в жизни они могут самостоятельно справиться с негативными мыслями и желаниями, могут найти поддержку в кругу родных и близких друзей, а так же обратиться за профессиональной помощью.
Вступление
Социальный педагог:
– Что вокруг нас самое удивительное и главное? То, что нам кажется обыденным. Но реально оно является невероятным и прекрасным. Это жизнь! В её многих проявлениях она не имеет цены и неповторима. Любую вещь можно создать заново, повторить или улучшить, сотворить хуже или подобной прежней. И только жизнь растения, животного, насекомого, наша с вами... жизнь, которая формирует мир вокруг нас таким красочным, подвижным, увлекательным, только она неповторима! Порой она кажется трудной и жестокой, даже игрой, но потеряв её, уже нельзя запустить вновь с сохранения. Поэтому за жизнь стоит бороться, потому что всегда можно успеть проиграть, а вот победить шанс лишь один. Так как же его не упустить? Давайте постараемся разобраться.
Этап №1: «Я тебя понимаю»
Социальный педагог:
– Дорогие студенты, а вы знаете что такое «эмпатия»?
(Слушаем ответы студентов)
– Эмпатия – это осознанное сопереживание оппоненту, его эмоциональному состоянию. Но не стоит ее путать с сочувствием. Они схожи, но только на первый быстрый взгляд. В чем их разница?
(Слушаем ответы студентов)
– А их разница в позиции слушателя. Когда мы слушаем оппонента и ставим себя на сторону наблюдателя, который не имеет проблем в том, в чем есть у оппонента, и даем пустые фразы: «Ты держись», «Все пройдет, все будет хорошо» – это сочувствие. При эмпатии же ты смотришь на проблему оппонента его глазами, чувствами, мыслями. И вместо обыденных фраз подбираешь не общие слова, а именно те, которые подойдут в поддержку лишь ему, а не кому-то другому. Не критикуешь, избавляешься от предубеждений, даже если позиция оппонента для тебя совершенно далека. Для примера представим такую ситуацию: у вашего друга или подруги украли флешку. А на той дипломная работа. Фразы: «Плохо, ну ты поспрашивай, может, кто ее видел», «Если есть камеры, попроси разрешения их посмотреть», «Напиши заявление в полицию» - это сочувствие. А вот фразы: «Бедняга, ты ведь сидел целый месяц над дипломной работой», «Это так важно для тебя, твоего будущего» - это эмпатия. Как вы думаете, чем важна эмпатия?
(Слушаем ответы студентов)
– Она учит думать о последствиях. Ведь понимая, какую боль могут принести слова твоему оппоненту, ты вряд ли скажешь их. Так же с ней врачи эффективнее помогают больным, учителя объясняют свой урок студентам, полицейские быстрее раскрывают дела. Эмпатия так же является инструментом против агрессии. Как вы думаете почему?
(Слушаем ответы студентов)
– А теперь я предлагаю вам попробовать быть эмпатами. Садитесь в круг. Я выберу одного из вас. Выбранный студент должен будет посмотреть на соседа и сказать, что тот чувствует. После сосед должен будет опровергнуть или подтвердить высказывание. И так по очереди.
Этап №2: «Чувство»
Социальный педагог:
– Мы все однажды оказывались в ситуации, когда говорят: «На душе тяжело, хоть вешайся». Разумеется, уход из жизни совершенно не решает наших проблем, он удаляет нас от нашего страха перед их преодолением и лишает нас шанса на лучшее в жизни. В реальной жизни есть множество примеров, когда люди не сдавались трудностям и не принимали слабость, как спасение, а боролись и побеждали. Стоит только поискать такие примеры, вы удивитесь, сколько таких людей и даже близко с нами. Тут главное сказать себе, что бывают случаи и трудней, чем у меня. Что будет правдой. Неужели я слаб и недостоин победить и получить лучшего в жизни. Пускай не завтра, но борьба – это как война и она может идти годами. И тут важна цель! Ваша цель. Ваши чувства. Я однажды видела на Олимпийских играх для инвалидов молодого парня. Он пловец. Но у него нет рук и ног. Совсем нет, даже коротких остатков. И этот парень плыл! Он побеждал. Он широко улыбался и излучал поразительное жизнелюбие. Тогда мне пришла мысль, что какие могут быть пустяками проблемы у меня, когда вот он борется и живёт, улыбаясь! Подумайте над этим. А сейчас давайте каждый расскажет, о каком-то своём чувстве, может быть, настоящем, а, может быть, представленном, когда ему было тяжело согласно поговорке и как ему удалось это преодолеть. А ещё напишет анонимно о том, чего боится, что страшно до такой степени, что смерть кажется заманчивым выходом. После мы вместе постараемся найти другой настоящий выход из таких ситуаций.
Этап №3: «Опора жизни»
И так мы поговорили о том, что каждый из нас когда-то чувствовал душевную боль, возможно, когда-то с кем-то происходила такая беда, что все вокруг казалось черным, казалось, что выхода нет. Однажды Чарльз Форбс (журналист, основатель журнала Форбс) сказал: «Выхода нет только из гроба, так что не нойте». Да, это грубо, однако, он прав, что пока мы живем – выход есть всегда. Любую ситуацию можно решить. Смерть – не решение. Как вы думаете, почему?
(Слушаем ответы студентов)
– Смотрите, победа в жизни над трудностями, это как вода камень точит. Мы и наши действия, как капля. А трудность – это скала. Но капля за каплей и океан остаётся, а вот горы нет. И теперь я предлагаю каждому из вас написать на общем ватмане пять жизнеутверждающих принципа.
Этап №4: «Линия жизни»
Социальный педагог:
– Давайте посмотрим на себя глазами оппонента, быть может, так мы увидим то, чего сами не замечаем в себе. Каждый из вас обводит на листе бумаге свою ладонь. Вырезает. Затем по середине пишет свое имя. Если желает, то может вырезанную ладонь разукрасить. Далее отдает соседу и тот на одном из пальцев пишет на его взгляд вашу сильную сторону, передает следующему. И так по кругу.
Завершение
Социальный педагог:
– Иногда в момент конфликта, обиды, непонимания, нам вдруг думается, что если нас не станет, мы умрём, то вот тогда-то человек, обидевший нас, не понявший, не принявший, не разделивший наши чувства, вот тогда он будет страдать, он пожалеет. Вот тогда мы словно победим и докажем свою правоту, и какими нужными, важными были для него. Но это ложь. Умерев первыми, страдаете вы. Для вас исчезает мир и все его возможности, все радости, музыка, книги, еда, игры, путешествия, общение. Всё, что угодно, оно пропадает для вас. Потом да вы сделали больно и тому, кому были дороги, но что изменит теперь его осознание своей неправоты? Ничего. Ведь вас уже нет. Мир для вас не вернётся! Жизнь тем и ценна, что пока ты существуешь, ты можешь злость заменить любовью, ссору поменять на дружбу и так далее. Когда вам трудно и больно, не забывайте, что в мире вы не одиноки. Если даже у вас нет друзей, нет родных или близкого человека, нет никого, кто ты мог вас поддержать в тяжёлый миг, помочь не потерять себя и жизнь, вы помните: существуют службы психологической помощи, куда можно позвонить и обсудить свою проблему. Есть и просто в мире люди, кто-нибудь из них обязательно откликнется и поддержит вас. Главное не отчаиваться и не считать, что всем вы безразличны. Это жестокий самообман. Ему нельзя верить. Это путь слабости, которая ничего вам не даст. Только жизнь дарит шансы на что-то лучшее и прекрасное.
Кияйкина Наталья Федоровна