Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 5 « г. Брянска
Учебно-исследовательский
проект
«Мы жуём жевачку дружно,
а всегда ли это нужно?»
Выполнен учащимися 1 «А» класса
гимназии № 5 г. Брянска
Третьяковой Вероникой,
Бычко Артёмом,
Спецовым Егором
Руководитель проекта
Коробова Эмма Валентиновна,
учитель начальных классов
гимназии № 5
г. Брянск, 2020 год
Цель проекта: выявить положительное и отрицательное действие жевательной резинки на организм человека
Задачи:
- проанализировать литературу о влиянии жевательной резинки на здоровье человека,
- изучить данные о составе жевательной резинки,
- активизировать навыки по самостоятельному сбору нужной информации,
- разработать советы по безопасному использованию жевательной резинки для учащихся начальной школы гимназии,
- провести просветительскую работу по материалам проектной деятельности в начальной школе гимназии, распространив листовки-обращения.
Авторы проекта: учащиеся 1 «А» класса Третьякова Вероника, Спецов Егор, Бычко Артём
Возраст участников проекта: 7 лет
Сроки выполнения: сентябрь – февраль
Использованные средства: справочная литература, Интернет, анкетирование учащихся, беседа с фельдшером гимназии, преподавателем химии.
Методы исследования: анализ источников информации, классификация, обобщение, сравнение
Аннотация проекта
Авторы проекта задаются целью исследовать полезное и отрицательное влияние жевательной резинки на организм человека и разработать основные рекомендации по безопасному для организма человека использованию жевательной резинки.
В проекте содержится информация об истории появления жевательной резинки, о составе современной жевательной резинки. Авторы проекта рассказывают об отрицательном влиянии вкусовых добавок, красителей, ароматизаторов, входящих в состав жевательных резинок на организм человека.
Изучив мнения врачей и психологов, ребята составляют сводную таблицу «ЗА» и «ПРОТИВ» жевательной резинки и делают вывод, что жевательная резинка оказывает больше негативного, чем положительного влияния на организм человека.
Для учащихся 1 -4 классов по материалам проектной выпущены листовки-обращения.
Содержание
Стр.
1. Введение _______________________________________________ 5
2. Результаты анкетирования ________________________________ 5
3. Что такое жевательная резинка ___________________________ 6
4. История появления жевательной резинки _________________ 7
5. О чем расскажет этикетка? ________________________________ 8
6. Мнения «за» и «против» жевательной резинки ______________ 10
7. Наши исследования ______________________________________ 13
8. Техника безопасности ___________________________________ 15
9. Заключение ___________________________________________ 16
10. Список литературы ___________________________________ 18
11. Приложение __________________________________________ 19
1. Введение
Ежедневно в телерекламе нам предлагают разные сорта жевательной резинки и убеждают, что она приносит огромную пользу. Верят ли рекламе люди? Без всяких сомнений, да! Если внимательно посмотреть по сторонам, то можно увидеть огромное количество жующих людей. Жевать резинку любят и наши гимназисты и на уроках, и на переменах. А как часто мы встречаем остатки жевательной резинки, приклеенные к стенам, столам, линолеуму в нашей гимназии! От учителей же мы часто слышим: «Выплюнь жвачку!», «Перестань жевать!» «Жвачка вредна!»
Мы решили разобраться: так ли полезна жевательная резинка, как убеждает реклама, или нужно поверить учителям и убедить наших гимназистов в обратном? Об этом – наш проект.
Мы жуём жевачку дружно,
А всегда ли это нужно?
Польза будет или вред?
Хотим в проекте дать ответ!
2. Результаты анкетирования
Поставив перед собой задачи, мы составили бланки-анкеты с вопросами, чтобы узнать мнения наших одноклассников по интересующей нас теме. После обработки анкет у нас получилась следующая таблица:
Количество опрошенных | 26 чел. |
Любят жевательную резинку | 20 чел. |
Не любят жевательную резинку | 6 чел. |
Употребляют в день менее 3 раз | 18 чел. |
Употребляют в день от 4 до 10 раз | 8 чел. |
Жуют 15 минут и менее | 15 чел. |
Жуют более 15 минут | 11 чел. |
Употребляют после еды | 14 чел. |
Употребляют, когда захочется | 12 чел. |
Считают, что резинка полезна | 17 чел. |
Проанализировав анкеты, мы увидели, что большинство наших одноклассников часто и с удовольствием используют жевательную резинку. Правильно ли они поступают? На эти вопросы мы решили дать ответы.
3. Что такое жевательная резинка
Прежде всего мы выяснили, как определяется значение этого слова в толковых словарях.
В современном толковом словаре русского языка мы обнаружили, что «жевательная резинка (разг. жевачка, жвачка) – кулинарное изделие, которое состоит из несъедобной эластичной основы и вкусовых добавок»
Нас поразило, что в толковом словаре С.И.Ожегова слово «жвачка» определяется как «пережевывание возвращающейся из желудка пищи у жвачных парнокопытных животных». Это определение произвело на нас очень сильное впечатление, и мы сразу решили, что не хотим походить на жвачных животных и употреблять слово «жвачка» в речи.
4. История появления жевательной резинки
Нам стало интересно узнать, как давно существует жевательная резинка. Эту информацию мы получили из справочника «Я познаю мир. История вещей»
Мы удивились, узнав, что прообразы жевательной резинки насчитывают не одно тысячелетие, об этом свидетельствуют археологические находки, найденные в разных частях света.
Так, древние греки жевали смолу
мастичного дерева, племена
Каучук Северной Америки – каучук и смолу хвойных деревьев. Смола мастичного дерева
В Сибири любили жевать смолу, в Индии – очищенную от коры веточку дерева, в Средней Азии – кожуру граната.
Почему же люди так стремились что-то пожевать? Мы сделали вывод, что таким образом они заботились об очистке своих
зубов от остатков пищи и здоровье десен, ведь в те времена не было Смола хвойного дерева
Гранат стоматологов.
Как нам удалось выяснить, жевательная резинка, которую мы все знаем, появилась около 140 лет тому назад в США, а мода на неё распространилась потом по всему миру.
5. О чем расскажет этикетка?
Мы узнали, что в России насчитывается около 120 видов жевательных резинок. Они делятся на 2 группы: взрослые и детские. В магазинах нашего микрорайона мы насчитали 35 взрослых и 11 детских видов жевательных резинок.
Определяя значение слова «жевательная резинка» из толкового словаря, мы узнали, что основу резинки составляет жевательная основа. В идеале резиновую основу должен составлять сок деревьев - каучуконосов, который под действием кислоты или вываривания превращается в мягкую, но довольно упругую массу. Однако еще не выросло столько деревьев, чтобы стало возможным использовать их в массовом производстве. Поэтому сегодня применяются синтетические резиновые основы.
Что же еще входит в состав резинки?
Из справочника «Санитарные правила и нормы СанПин
по пищевым добавкам» мы выяснили, что кроме основы в состав жевательной резинки могут входить сахар или его заменители, вкусовые добавки, красители, ароматизаторы, консерванты - они улучшают вкус и цвет резинки. Каждый из этих ингредиентов по-своему негативно воздействует на организм, вызывая различные проблемы со здоровьем.
Особенно нас заинтересовала буква Е с индексом на этикетке. Мы узнали из научной литературы, что эта буква обозначает вид пищевой добавки, а родители помогли нам узнать о вредном влиянии этих добавок на организм.
Если вы обнаружили один из таких индексов, то будьте готовы:
Е 420, Е 967 – к диарее (поносу),
Е 240, Е 954, Е 330 – к возникновению злокачественных опухолей,
Е 422 – к заболеванию почек,
Е 951, Е 321 – к кожной сыпи.
Большинство из этих добавок перечисляются на этикетке, но очень мелким и малоразборчивым шрифтом.
На многих этикетках мы обнаружили информацию о том, что резинка не содержит сахара. Что же обеспечивает ей сладкий вкус?
Выяснилось, что сахар заменяют подсластителями – чаще всего ксилитом и сорбитом.
Мы узнали, что что сорбит – небезопасный для здоровья человека компонент резинки. Он оказывает сильное слабительное действие.
Если в качестве подсластителей используется глюкоза и фруктоза – это тоже плохо, т.к. эти вещества очень любят бактерии зубного налета, они-то и разрушают зубы.
Мы изучили множество этикеток различных жевательных резинок. Какую информацию может получить покупатель, приобретая этот товар?
1. Противопоказания.
2. Срок годности и дату изготовления.
3. Условия хранения.
4. Производителя.
Мы сделали вывод, что, покупая жевательную резинку, нужно очень тщательно изучать информацию на этикетке, а не хватать первую попавшуюся, самую яркую и привлекательную.
6. Мнения «ЗА» и «ПРОТИВ» жевательной резинки
В следующем разделе наших исследований мы решили разобраться в полезных и вредных влияниях жевательной резинки. Для этого мы изучили мнения ученых-исследователей и побеседовали с фельдшером нашей гимназии. Вот что у нас получилось:
Положительные качества | Отрицательные качества |
1. Неплохо справляется с очищением зубов после еды (когда жуем резинку, выделяется слюна, которая спасает зубную эмаль) 2. Жевательная резинка освежает дыхание. Это важно для вашего собеседника. 3. Укрепляет жевательные мышцы. 4. Способствует концентрации внимания на короткий отрезок времени 5. Жевание резинки помогает избежать проблем с закладыванием ушей пассажирам самолетов и укачиванием в автомобилях. 6. Жевательная резинка массирует десны, что является профилактикой их заболеваний. 7. Если в состав резинки входит кальций, то это полезно для зубной эмали. | 1. Очищает только жевательные поверхности зубов, но не может очистить промежутки между зубами. Там-то и начинает развиваться кариес. 2. Как разговаривает жующий человек? Мямлит, бормочет себе под нос, теряет способность связной речи! Любитель жевательной резинки редко смеется или поет, дыхание у него поверхностное. 3. Жуя резинку, человек чаще всего «тренирует» одну сторону челюсти, это может привести к искривлению прикуса. 4. Длительное жевание отвлекает кровь от мозга, направляя её к жевательным мышцам. Отсюда – ухудшение памяти, невозможность сосредоточиться, как правило – снижение успеваемости. 5. Жевательные резинки могут разрушить пломбы, воспалить слизистые оболочки во рту. 6. Психологи считают, что ребенок, приученный к жевательной резинке, может стать курильщиком или наркоманом, ведь жевание резинки вырабатывает зависимость. 7. Жевательная резинка при её проглатывании может стать причиной тяжелых заболеваний (непроходимость пищевода, удушье, запор). 8. Добавки, красители небезопасны для здоровья. 9. Длительное жевание может вызвать боли в области уха, щелканье челюсти и истощение слюнных желез. 10. Жевание на пустой желудок приводит к гастриту и язве желудка. 11. Неприятно общаться с жующим человеком. Кажется, что он презрительно относится к своему собеседнику. |
Итак, мы выяснили, что привычка жевать резинку имеет и свои положительные, и свои отрицательные стороны. На семь плюсов мы нашли одиннадцать минусов.
7. Наши исследования
А что же произойдет, если проглотить жевательную резинку? Мы провели под руководством учителя химии такое исследование.
Исследование 1
Мы взяли подушечку жевательной резинки, раствор соляной кислоты (которая соответствует составу желудочного сока) и опустили резинку в раствор.
С начала проведения эксперимента в пробирке у подушечки растворилась глазурь.
На следующий день никаких изменений мы не заметили.
Через несколько дней подушечка превратилась в вещество, похожее на резину, на дне пробирки был обнаружен белый твердый, нерастворимый осадок.
После проведения эксперимента мы сделали соответствующие выводы: жевательная резинка в желудочном соке не растворяется, поэтому при проглатывании она может создать большие проблемы с пищеварением.
Исследование 2
Мы решили подтвердить или опровергнуть мнение ученых о том, что жевательная резинка влияет на умственную работоспособность.
Мы решили заполнить специальные таблицы первый раз без жевательной резинки, второй раз – жуя резинку.
Имя | Время заполнения таблицы без жевательной резинки | Время заполнения таблицы с жевательной резинкой |
Артем | 57 с | 1 мин 08 с |
Егор | 54 с | 1 мин 10 с |
Вероника | 43 с | 58 с |
Анализ результатов показал, что первый раз без жевательной резинки работа была выполнена лучше, чем второй раз, когда мы выполняли работу с жевательной резинкой. Это подтверждает, что жевание резинки ухудшает умственную работоспособность, не дает возможности сосредоточиться,
Такие таблицы мы заполняли притупляет внимание, снижает память и ослабляет процесс мышления.
Для себя мы решили, что жевательной резинкой будем пользоваться только в исключительных случаях, когда под рукой нет главных средств гигиены – зубной щетки и зубной пасты.
Кроме того, врачи, как мы узнали из научной литературы, рекомендуют вместо резинки после еды
использовать твердые фрукты и овощи – это принесет больше пользы организму.
Для всех ребят, которые не согласны с нашим решением, мы хотим дать советы, как правильно пользоваться жевательной резинкой. Об этом – следующий раздел нашего проекта.
7. Техника безопасности
Изучив научную литературу, мы смогли составить советы, как правильно пользоваться жевательной резинкой, чтобы уменьшить её негативное воздействие на организм,
Помните: жевательная резинка – это не еда, не лакомство, не сладость. Её использовать нужно не более трех-четырех раз в день.
Жевать резинку нужно только после еды и не дольше 15 минут.
Помните: жевательную резинку нельзя употреблять детям до трех лет и людям, страдающим заболеваниями желудка.
Внимательно читайте на этикетке информацию для потребителей, обращайте внимание на состав, срок хранения и производителя. Покупайте жевательную резинку только известных производителей, которые заботятся о качестве своей продукции.
Не покупайте цветную резинку, приобретайте только белую, она не содержит вредных красителей.
Помните, что жевательная резинка не заменит зубную пасту и зубную щетку. Не забывайте об этих средствах гигиены полости рта.
Не жуйте резинку в общественных местах и не жуйте, когда у вас есть собеседник.
Не жуйте резинку натощак.
Не проглатывайте резинку.
Выплевывайте жевательную резинку в урну, не прикрепляйте на стены и парты, т.к. это не только некрасиво, но и негигиенично. На приклеенной резинке несколько дней живут микробы человека, её жевавшего.
Во всех классах начальной школы нашей гимназии мы расклеили листовки, содержащие эти советы.
8. Заключение
Работая над проектом, мы сделали вывод: от жевательной резинки больше вреда, чем пользы, и ею лучше не злоупотреблять. Наше здоровье – в наших собственных руках и заботиться о себе нужно уже сейчас. Хорошее здоровье – это результат собственных усилий. Надеемся, что в нашей гимназии найдутся ребята, которые согласятся с нашим мнением!
Список литературы
1. Жевательная резинка // С.А.Кузнецов. Большой толковый словарь русского языка. – СПб: Норинт, 1998
2. Жвачка// С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999
3. Выписка из патента 98.304: «комбинация каучука с прочими компонентами в любых пропорциях для создания приемлемой жевательной резинки»
4. Эрлихман В. Жевать всегда, жевать везде// Cala Биография. – М.: 2009. - № 5.
5. Справочник “Санитарные правила и нормы СанПин» по пищевым добавкам
6. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История вещей// Сост. Н.Ю.Буянова и др. – М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1998
7. Дайджест Ридерз// Все о здоровом образе жизни, 1998
8. Сайты Интернета:
Приложение
Листовка-обращение к ученикам гимназии
Помните: жевательная резинка – это не еда, не лакомство, не сладость. Её использовать нужно не более трех-четырех раз в день.
Жевать резинку нужно только после еды и не дольше 15 минут.
Помните: жевательную резинку нельзя употреблять детям до трех лет и людям, страдающим заболеваниями желудка.
Внимательно читайте на этикетке информацию для потребителей, обращайте внимание на состав, срок хранения и производителя. Покупайте жевательную резинку только известных производителей, которые заботятся о качестве своей продукции.
Не покупайте цветную резинку, приобретайте только белую, она не содержит вредных красителей.
Помните, что жевательная резинка не заменит зубную пасту и зубную щетку. Не забывайте об этих средствах гигиены полости рта.
Не жуйте резинку в общественных местах и не жуйте, когда у вас есть собеседник.
Не жуйте резинку натощак.
Не проглатывайте резинку.
Выплевывайте жевательную резинку в урну, не прикрепляйте на стены и парты, т.к. это не только некрасиво, но и негигиенично. На приклеенной резинке несколько дней живут микробы человека, её жевавшего.
19
Легоцкая Вера Сергеевна
Коробова Эмма
Перминова Елена Федоровна
Коробова Эмма
Перминова Елена Федоровна