Статья «Нужно ли изучать современную литературу в школе?»
А.М. Сафина НУЖНО ЛИ ИЗУЧАТЬ СОВРЕМЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ В ШКОЛЕ?
Аннотация. Данная статья посвящена изучению современной литературы в школе. Школьная программа по литературе рассчитана на изучение творчества современных писателей середины 20 века. А как быть с теми, которые живут и творят сейчас? Разве их творчество не нужно изучать? Пусть они уйдут в безвестность? Нет, это не правильно. Мы должны их знать, должны читать их произведения. Поэтому и проводятся в школе спецкурсы по данной тематике.
Ключевые слова: урок, современная литература.
Современная литература…Нужно ли знакомить старшеклассников с ней? Безусловно.
Работая уже более тридцати лет в школе, всегда нахожусь в поиске тех произведений, которые будут интересны ребятам. Ведь любая книга, прочитанная самостоятельно или сообща, очень важна для подрастающего поколения. Из книг можно взять что – то полезное, мудрое, по другому посмотреть на мир, на своих одноклассников, проанализировать своё поведение и сделать выводы.
Наша школьная программа по литературе рассчитана на изучение творчества современных писателей середины 20 века. А как быть с теми, которые живут и творят сейчас? Разве их творчество не нужно изучать? Позволю себе с этим не согласиться. Нужно и надо изучать!
В 1908 году А.И. Куприн написал: «…Скоро снова явятся писатели, о которых станет говорить мир». И он был прав. Вот и пришло то время, когда… «явились» новые имена в литературе. Мы, учителя, должны о них говорить, а учащиеся, должны их знать.
Огромную возможность познакомиться с произведениями современных писателей мы имеем на уроках во внеурочное время (это элективы и спецкурсы по предмету). Именно на этих занятиях я и знакомлю учащихся с литературой современности.
Говоря об авторском «Я» в автобиографической литературе, о личном взгляде на историю, предлагаю учащимся прочитать следующие книги:
- А.П. Чудаков «Ложится мгла на старые ступени».
- Н. Коржавин «В соблазнах кровавой эпохи».
- А. Терехов «Бабаев».
Рассмотреть черты современного реализма предлагаю в таких произведениях:
- Л. Улицкая* «Медея и её дети».
- А. Волос «Недвижимость».
- М. Вишневецкая «Вышел месяц из тумана».
- А. Дмитриев «Повесть о потерянном».
Герои военной прозы, кто они? Размышляя о цене человеческой жизни, об агрессии и милосердии в человеке, предлагаю прочитать:
- О. Ермаков «Знак зверя».
- В. Астафьев «Прокляты и убиты».
- А. Азольский «Диверсант».
- В. Маканин «Кавказский пленный».
Литература в поисках «подлинной» истории. Мифологизация истории прослеживается в таких произведениях, как:
- К. Булычев «Река Хронос» - от истока к устью.
- В. Пьецух «Государственное дитя».
- Е. Попов «Прекрасность жизни».
Знакомство с научно – фантастической литературой, фэнтези, утопией и антиутопией прослеживаем по таким произведениям:
- А. Петрушевская «Новые Робинзоны».
- Т. Толстая «Кысь».
- Ю. Латынина «Ничья».
Как раскрывается образ преступника и сыщика в современном детективе. Есть ли в сегодняшнем детективе муки совести? Об этом мы узнаем, прочитав такие произведения, как:
- Б. Акунин* «Внеклассное чтение».
- Д. Донцова «Приведение в кроссовках».
- А. Маринина «Стилист».
Конечно, это не вся современная литература. Говорить по этому поводу можно много и долго, главное, чтобы учащимся было понятно то, о чём я хочу с ними поговорить. И тем самым сподвигнуть их на анализ прочитанных произведений.
Мы с Вами живём в 21 веке. Это век информационных технологий. Подошел к компьютеру, нажал нужную кнопку и получил информацию. Но разве этим можно заменить чтение книги? Нет. Книга – это мудрость человечества, это банк опыта, который собирался веками. Поэтому польза чтения очевидна. Читая, мы повышаем свой интеллект, развиваем память, учимся анализировать полученную информацию, а потом применять её в жизни.
Так нужно ли читать современную литературу? Нужно и необходимо.
* Физическое лицо, выполняющее функции иноагента